Шпаргалка по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:48, шпаргалка

Краткое описание

1.Международное публичное право как особая правовая система: понятие особенности
2. История формирования международного публичного права.
...
38. Правовой режим Арктики.
39. Правовой режим Антарктики.
40. Международное морское право как отрасль права: понятие, институты, источники.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 195.10 Кб (Скачать файл)

Ответы  на экзамен по Международному праву

1.Международное публичное право  как особая правовая система:  понятие особенности

Международное публичное  право — особая система права, регулирующая отношения между государствами, созданными ими международными организациями и некоторыми другими субъектами международного общения.

Международное право – это совокупность политических, экономических, правовых, организационных и иных связей между субъектами международного права.

Особенности:

  • Не является отраслью права, а является особой правовой системой (международные отношения, которые являются предметом регулирования МПП – это отношения между государствами и иными субъектами международного права, которые не отличаются однородностью – дипломатические, военные, политические, экономические и т. д.).
  • Особый круг субъектов международного права:
  • государства — основные субъекты (первичные);
  • международные межправительственные организации (вторичные);
  • государствоподобные образования;
  • неправительственные организации;
  • нации и народы, борющиеся за независимость;
  • физические лица (самый молодой субъект международного права, который не всеми рассматривается как таковой).
  • Нормы международного права создаются самими субъектами международного права и поэтому исполняются ими добровольно.
  • Существует особый перечень источников МПП:
  • Принципы
  • Международные договоры
  • Международные обычаи
  • Акты международных организаций
  • Решения международных судов

 

2. История формирования международного  публичного права.

Международное право – результат общественной практики. Возникнув как способ осознания людьми своего материального интереса, особенно в связи с постоянно изменяющимися международными отношениями, оно продолжает оказывать огромное влияние на развитие государств и народов.

Периоды развития:

1)Предыстория международного  права (с древних веков до  конца Средневековья) – эпоха  возникновения, развития, совершенствования международных отношений и понимания роли государства на международной арене. Субъектами права выступали правители. Основными источниками договоров были религиозные обряды, обычаи, традиции. В Средневековье субъектами договора наряду с государствами выступали феодалы, а позже – города, добившиеся независимости от местных феодалов. Главным регионом, где была подготовлена почва для создания международного права, оказалась Европа. В период Средневековья в Западной Европе произошла рецепция римского права.

2)Классическое международное  право (с конца Средних веков  до Статуса Лиги Наций) –  возникновение и развитие права  Нового времени. Были созданы  первые морские торговые кодексы,  разработаны правила ведения  и прекращения войны. Международное  право отождествлялось с дипломатией  и внешней политикой. В начале 17 в. происходит становление международного права как науки.

3)Переход от классического  к современному международному  праву (от Статуса Лиги Наций  до Устава ООН) – понимание  государствами необходимости создания  новых механизмов регулирования  отношений после Первой мировой войны. Было принято решение о создании первой международной политической организации – Лиги Наций, был принят уставной док-т – Статус Лиги Наций.

4)Современное международное  право (часто называют правом  Устава ООН). Устав ООН развил  старые демократические принципы  и внес ряд новых фундаментальных  принципов. Устав ООН содержит  императивные нормы, обязательные  для всех членов ООН. В Уставе  ООН содержатся положения, предусматривающие  ответственность за нарушение  норм и принципов межд. права.  В основу международного права  был положен принцип сотрудничества. Характерная черта современного  международного права – утверждение  в нем прав человека. Из совокупности  норм право превратилось в  систему на базе единых целей  и принципов.

 

3. Система  международного публичного права

Система международного права — это совокупность взаимосвязанных принципов и норм, регулирующих международно-правовые отношения.

Система МПП состоит  блоков.

Первый составляют принципы международного права, которые определяют регулирование всего МПП в  целом.

Второй состоит из отраслей, подотраслей и институтов:

  • Отрасли (право международных договоров, право международных организаций, международное морское право, международное воздушное право,  международное космическое право, международное гуманитарное право, право вооруженных конфликтов, право внешних сношений и т. д.)
  • Подотрасли (в международном экономическом праве это международное таможенное право и международное финансовое право)
  • Институты (в международном морском праве институт континентального шельфа).

4. Принципы международного публичного  права.

Принципы международного права – это руководящие, основополагающие начала, в соответствии с которыми строится система международных отношений между субъектами международного права. Принципы международного права носят общеобязательный характер для всех субъектов международных отношений.

Основные принципы международного права сформулированы в уставе Организации  Объединенных Наций, их конкретизации  посвящена Декларация о принципах международного права принятая Генеральной ассамблеей ООН 24 октября 1970 года.

Выделяют следующие  принципы:

  1. Принцип неприменения силы и угрозы силой;
  2. Принцип разрешения международных споров мирными средствами;
  3. Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств;
  4. Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом;
  5. Принцип равноправия и самоопределения народов;
  6. Принцип суверенного равенства государств;
  7. Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву;
  8. Принцип нерушимости государственных границ;
  9. Принцип территориальной целостности государств;
  10. Принцип уважения прав человека и основных свобод.

 

1.Принцип неприменения силы и угрозы силой

Впервые этот принцип был  закреплен в Уставе ООН.

Обязанность неприменения силы распространяется на все государства, а не только на государства-члены ООН.

Применение вооруженной  силы в порядке самообороны правомерно только в том случае, если произойдет вооруженное нападение на государство.

В нормативное  содержание принципа неприменения силы включаются:

  • запрещение оккупации территории другого государства в нарушение норм международного права;
  • запрещение актов репрессалий, связанных с применением силы;
  • предоставление государством своей территории другому государству, которое использует её для совершения агрессии против третьего государства;
  • организация, подстрекательство, оказание помощи или участие в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве;
  • организация или поощрение организации вооруженных банд, иррегулярных сил, в частности наемников, для вторжения на территорию другого государства.

 

2.Принцип разрешения международных споров мирными средствами

Согласно п. 3 ст. 2 Устава ООН, «все Члены Организации Объединённых Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость».

Данный принцип конкретизирован  в Декларации о принципах международного права 1970 года и Заключительном акте СБСЕ. В этих документах закреплена обязанность государств «прилагать усилия к тому, чтобы в короткий срок прийти к справедливому решению, основанному на международном праве», обязанность «продолжать искать взаимно согласованные пути мирного урегулирования спора» в тех случаях, когда спор не удается разрешить, «воздерживаться от любых действий, которые могут ухудшить положение в такой степени, что будет поставлено под угрозу поддержание международного мира и безопасности, и тем самым сделать мирное урегулирование спора более трудным».

 

3.Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств

Современное понимание данного  принципа в общей форме зафиксировано  в п. 7 ст. 2 Устава ООН и конкретизировано в авторитетных международных документах: Декларации о принципах международного права 1970 года, Заключительном акте СБСЕ, Декларации ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета от 21 декабря 1965 г. и др.

Международное право не регулирует вопросы внутриполитического положения  государств, поэтому вмешательством считаются любые меры государств или международных организаций, с помощью которых они попытаются препятствовать субъекту международного права решать дела, входящие в его  внутреннюю компетенцию.

В частности, каждое государство  имеет неотъемлемое право выбирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства  в какой-либо форме со стороны  какого бы то ни было другого государства  и ни одно государство не должно организовывать, помогать, разжигать, финансировать, поощрять или допускать  вооруженную, подрывную или террористическую деятельность, направленную на изменение  строя другого государства путем  насилия, а также вмешиваться  во внутреннюю борьбу в другом государстве.

Исключением из этого общего правила является применение принудительных мер на основании главы VII Устава ООН, то есть действий, которые могут  быть предприняты в случаях угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии. В настоящее время многими  специалистами в области международного права также признается, что глава VII Устава ООН может также использоваться для санкционирования Советом безопасности ООН гуманитарной интервенции в случае геноцида или гуманитарной катастрофы

 

4.Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом

В соответствии с Уставом  ООН государства обязаны «осуществлять  международное сотрудничество в  разрешении международных проблем  экономического, социального, культурного  и гуманитарного характера», а  также обязаны «поддерживать  международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные  коллективные меры». Данный принцип  также был зафиксирован в уставах  многих международных организаций, в международных договорах, многочисленных резолюциях и декларациях.

Конкретные формы сотрудничества и его объем зависят от самих  государств, их потребностей и материальных ресурсов, внутреннего законодательства и принятых на себя международных  обязательств.

5.Принцип равноправия и самоопределения народов

Безусловное уважение права каждого  народа свободно выбирать пути и формы  своего развития является одной из принципиальных основ международных  отношений. В соответствии п. 2 ст. 1 Устава ООН, одна из важнейших целей ООН — «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов…». Данный принцип неоднократно получал свое подтверждение в документах ООН — в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 года, Пактах о правах человека 1966 года, Декларации о принципах международного права 1970 года. В Декларации принципов Заключительного акта ОБСЕ особо подчеркнуто право народов распоряжаться своей судьбой.

Каждое государство в соответствии с Декларацией о принципах  международного права 1970 года обязано  воздерживаться от любых насильственных действий, которые могли бы помешать народам осуществлять их право на самоопределение. Анализируя характеристики самоопределения в социально-политической жизни общества и человека, автор показывает, что самоопределение представляет собой процесс и результат выбора социальной общностью собственной программы культурного, социально-экономического или политического самоосуществления. Политико-правовая феноменология самоопределения предполагает обязательность свободного волеизъявления по поводу данного выбора, что акцентирует роль референдума и иных форм плебисцита по любому вопросу самоопределения.

6.Принцип суверенного равенства государств

Каждое государство обязано  уважать суверенитет других участников системы, то есть их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Данный принцип отражен в п. 1 ст. 2 Устава ООН, который гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства  всех её Членов».

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"