Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 18:29, курсовая работа
Проблема миграции очень актуальна сейчас, потому что у многих есть возможность беспрепятственного въезда на территорию иностранных государств. Интенсификация процессов миграции выражается как в количественных показателях, так и в качественных: изменяются формы и направления передвижения трудовых потоков. Международный рынок рабочей силы характеризуется постоянным ростом спроса и предложения иностранной рабочей силы. Основой его формирования послужили процессы международной трудовой миграции.
Введение…………………………………………………………………………...5
Раздел 1. Теоретические основы международного рынка труда………………8
1.1. Международная миграция рабочей силы………………………………...8
1.2. Государственное регулирование миграции трудовых ресурсов………13
1.3. Проблемы занятости в мировой экономике…………………………..16
1.4. Международно-правовые основы межстрановой трудовой миграции…………………………………………………………………18
Раздел 2. Анализ миграционных процессов в странах сети МИРПАЛ…………………………………………………………………………23
Раздел 3. Движение рабочей силы в Украине………………………………….32
3.1. Законодательная база………………………………………………….…...32
3.2. Международное движение рабочей силы на современном этапе: практика, реализация, проблемы и перспективы……………………………………………………………………...36
Выводы…………………………………………………………………………...50
Список использованных источников…………………………………………...55
Латинская Америка. В основном Аргентина и Венесуэла, кроме того Мексика, Бразилия, Чили, Парагвай, Боливия. Общее число иммигрантов - от 3 до 10 млн. чел. в год, в основном латиноамериканцы, но этими странами субсидируются программы по привлечению восточноевропейцев, в т.ч. из стран СНГ (нефтяников, инженеров-химиков, фермеров). Миграция отличается сезонностью и большим процентом нелегальной, никем не регистрируемой миграции.
Африка. В Северной Африке - нефтедобывающая Ливия, на юге - ЮАР. Используют иммигрантов из других африканских стран, но заинтересована в специалистах из СНГ (но на постоянное место жительства) Межстрановая миграция - 2 млн. чел. В ЮАР общее количество иностранной рабочей силы составляло 1 млн. чел. в год [6].
Формирование международного
рыка труда - свидетельство того что
процессы мировой интеграции не только
идут в экономической и
Исходя из этих критериев международная рабочая сила подразделяется на:
В свою очередь международная рабочая сила, занятая в различных структурах мирового хозяйства, подразделяется на:
Всеобщая отличительная
черта международной рабочей
силы - это функциональные особенности
труда международных
На национальном уровне регулирование миграции осуществляется следующими органами:
Основные методы регулирования международной миграции рабочей силы:
Административно-правовые:
Экономические:
Обычно государственное регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции)[8].
Регулирование иммиграции.
Заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к одной из следующих категорий:
Стимулирование реэмиграции.
Традиционные государственные меры реэмиграции заключаются в следующем:
Программы стимулирования реэмиграции. Они включают широкий круг мероприятий, начиная от мер по принудительной репатриации незаконных иммигрантов до оказания материальной помощи иммигрантам, желающим вернуться на родину. Однако эффективность этих программ достаточно низкая.
Программы профессиональной подготовки иммигрантов. Предполагается, что получив образование в развитой стране, иммигранты могут рассчитывать на более престижную и высокооплачиваемую работу у себя на родине. Однако интерес иммигрантов к этим программам оказался довольно низким, т.к. они не давали гарантий трудоустройства после возвращения на родину.
Программы
экономической помощи странам массовой
эмиграции. Развитые страны заключают
соглашения со странами-экспортерами
рабочей силы об инвестициях части переводов
работников на родину и части государственных
средств в создание новых предприятий
в развивающихся странах, которые могли
бы стать местом работы для реэмигрантов
(например, Германия и Турция) [8, c. 216-234].
Высокие темпы прироста населения развивающихся стран, при сохранении его «омоложенной» возрастной структуры (около 34% людей в возрасте до 15 лет) ведут к увеличению масштабов трудовых ресурсов. Это приводит к необходимости создания новых рабочих мест с целью ликвидации частичной или полной безработицы. По подсчетам экспертов Международной организации труда (МОТ) для удовлетворения потребности в занятости и ликвидации безработицы до 2025 г. на планете необходимо ежегодно 50 млн. дополнительных рабочих мест, в т.ч. 40 млн. - в развивающихся странах.
В соответствии
с определением МОТ к безработным
относятся лица, не имеющие работы,
активно ее ищущие и готовые начать
работать в течение определенного
периода. Это определение включает
не полностью занятых, вынужденную
безработицу и тех, кто попадает
во временные обстоятельства. Учет
безработных ведется путем
Увеличение
безработицы произошло в
Обострение
проблем занятости, структурные
сдвиги в хозяйстве приводят к
пересмотру уже сложившихся форм
использования рабочей силы и
трудовых отношений. Резко возросла
роль нетрадиционных форм занятости, в
первую очередь, частичной и временной,
которые позволяют с
Первые шаги к рынку в странах СНГ вызвали возрастающую нестабильность занятости, увеличение масштабов высвобождения рабочей силы. В 1994 г. в России насчитывалось 223,7 тыс. официально зарегистрированных безработных (реальное число их гораздо выше), в 1995 реальных безработных по прогнозам Комитета по занятости насчитывалось от 7 до 10 млн.
Подобная
тенденция наблюдается в
Правовое выражение взаимной заинтересованности стран, принимающих и направляющих мигрантов, осуществляется в форме 2-х или многосторонних международных соглашений по вопросам миграции.
При формировании национальной политики в области внешней трудовой миграции должны быть учтены требования международных конвенций.
Международная организация труда (МОТ) была создана в 1919 году согласно Версальскому договору. Местонахождение – Женева (Швейцария). Членами ее являются более 170 стран. В качестве специализированного учреждения с 1946 г. входит в систему ООН. Основными целями МОТ являются:
Членами МОТ могут быть:
В 1976 г. на Всемирной конференции по занятости в рамках международной организации труда (МОТ) была принята Программа Действий, согласно которой организация набора рабочей силы должна производиться на основе 2-х или многосторонних соглашений, разработанных на основе изучения экономических и социальных потребностей стран-экспортеров и импортеров рабочей силы.
Для организации профессионально-технического обучения под эгидой МОТ действуют Международный институт трудовых проблем (Женева) и Международный центр по технической и профессиональной подготовке повышенного типа (г.Турин, Италия).
Структура МОТ:
Основная функция МОТ – принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые стандарты (продолжительность рабочего дня, условия труда, оплата труда, Социальное обеспечение и т.д.). Всего было принято 172 конвенции и 181 рекомендация.