Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 18:29, курсовая работа
Проблема миграции очень актуальна сейчас, потому что у многих есть возможность беспрепятственного въезда на территорию иностранных государств. Интенсификация процессов миграции выражается как в количественных показателях, так и в качественных: изменяются формы и направления передвижения трудовых потоков. Международный рынок рабочей силы характеризуется постоянным ростом спроса и предложения иностранной рабочей силы. Основой его формирования послужили процессы международной трудовой миграции.
Введение…………………………………………………………………………...5
Раздел 1. Теоретические основы международного рынка труда………………8
1.1. Международная миграция рабочей силы………………………………...8
1.2. Государственное регулирование миграции трудовых ресурсов………13
1.3. Проблемы занятости в мировой экономике…………………………..16
1.4. Международно-правовые основы межстрановой трудовой миграции…………………………………………………………………18
Раздел 2. Анализ миграционных процессов в странах сети МИРПАЛ…………………………………………………………………………23
Раздел 3. Движение рабочей силы в Украине………………………………….32
3.1. Законодательная база………………………………………………….…...32
3.2. Международное движение рабочей силы на современном этапе: практика, реализация, проблемы и перспективы……………………………………………………………………...36
Выводы…………………………………………………………………………...50
Список использованных источников…………………………………………...55
Продолжение таблицы 3.4. | |||||||||||
Молдовы |
114 |
316 |
207 |
180 |
216 |
264 |
286 |
437 |
580 |
513 |
387 |
Франции |
41 |
45 |
50 |
47 |
80 |
115 |
170 |
247 |
354 |
392 |
342 |
США |
152 |
159 |
168 |
162 |
175 |
189 |
225 |
276 |
329 |
305 |
275 |
Македонии |
11 |
9 |
8 |
179 |
265 |
220 |
290 |
365 |
456 |
175 |
236 |
Италии |
61 |
72 |
78 |
91 |
101 |
123 |
148 |
163 |
239 |
258 |
223 |
Великобритании |
134 |
124 |
147 |
148 |
158 |
148 |
175 |
177 |
231 |
228 |
202 |
Грузии |
77 |
84 |
89 |
114 |
100 |
145 |
190 |
329 |
332 |
269 |
187 |
Индии |
135 |
158 |
164 |
142 |
129 |
147 |
187 |
209 |
256 |
228 |
182 |
Литвы |
39 |
59 |
83 |
95 |
103 |
137 |
143 |
157 |
213 |
182 |
160 |
Болгарии |
158 |
100 |
121 |
129 |
135 |
123 |
114 |
102 |
135 |
134 |
150 |
Словакии |
18 |
13 |
25 |
89 |
44 |
183 |
197 |
155 |
180 |
189 |
103 |
Армении |
224 |
227 |
207 |
196 |
199 |
207 |
184 |
177 |
201 |
135 |
89 |
Другие |
995 |
987 |
1 118 |
1 193 |
1 246 |
1446 |
1 742 |
2 197 |
3 446 |
2 936 |
2 285 |
Из таблицы видно, что в 2010г. численность иностранцев, которые временно работали в Украине составила 13728 тыс. чел. , где наибольшую долю заняли граждане Турции и России , что обусловлено географическим расположением этих стран с Украиной и др. факторами.
Табл. 3.5. Численность граждан, которые временно работали за границей в 2000-2010 гг. , человек [26]
2000г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. | |
Всего |
33735 |
36 329 |
40 683 |
38 161 |
45 727 |
56 549 |
61369 |
73 184 |
80 374 |
74 510 |
80 401 |
в том числе в: |
|||||||||||
Кипре |
4343 |
4 979 |
6 258 |
5 796 |
11206 |
15 377 |
17 334 |
20 746 |
23 049 |
20 908 |
19 963 |
Либерии |
436 |
337 |
3 717 |
1642 |
2 792 |
5 910 |
6411 |
6 744 |
8 580 |
8 822 |
8 999 |
Греции |
11362 |
12 442 |
14 151 |
13 559 |
10 367 |
11 697 |
11678 |
12 560 |
10 686 |
9473 |
8 971 |
Великобритании |
2720 |
3 514 |
2 290 |
2 767 |
5 ПО |
5 352 |
6 693 |
6818 |
5 353 |
4 131 |
4 925 |
США |
337 |
708 |
1 104 |
446 |
718 |
241 |
345 |
1 876 |
3 457 |
2 770 |
4 063 |
Германии |
1363 |
1241 |
1380 |
1 561 |
873 |
949 |
1906 |
2319 |
2 308 |
3 673 |
3 968 |
Латвии |
102 |
65 |
364 |
890 |
1 771 |
1960 |
2 158 |
3 028 |
3 536 |
2 696 |
3 347 |
Продолжение таблицы 3.5. | |||||||||||
Мальте |
539 |
638 |
694 |
592 |
598 |
1 122 |
1341 |
1 161 |
1 103 |
1 569 |
2 156 |
России |
1474 |
1328 |
1219 |
1 598 |
2 150 |
1975 |
1 887 |
2 519 |
2 522 |
1 814 |
2 026 |
Нидерландах |
335 |
242 |
290 |
325 |
296 |
567 |
498 |
666 |
1248 |
1226 |
1 831 |
Панаме |
955 |
1253 |
642 |
610 |
838 |
1 154 |
1318 |
1340 |
1 095 |
1450 |
1 508 |
Швейцарии |
353 |
482 |
391 |
575 |
804 |
691 |
610 |
1 168 |
708 |
505 |
629 |
Италии |
63 |
234 |
335 |
437 |
442 |
439 |
525 |
628 |
661 |
650 |
616 |
Турции |
462 |
480 |
325 |
196 |
243 |
463 |
533 |
565 |
842 |
733 |
576 |
Испании |
148 |
992 |
943 |
908 |
745 |
946 |
599 |
626 |
1 125 |
595 |
570 |
ОАЭ |
734 |
1 136 |
1 184 |
954 |
1041 |
903 |
1 028 |
1 029 |
817 |
544 |
560 |
Намибии |
449 |
412 |
553 |
358 |
350 |
333 |
332 |
296 |
271 |
363 |
387 |
Израиле |
514 |
364 |
205 |
202 |
206 |
270 |
13 |
34 |
77 |
100 |
316 |
Индии |
27 |
69 |
94 |
39 |
12 |
326 |
400 |
169 |
195 |
151 |
200 |
Багамах |
1095 |
1 086 |
234 |
327 |
308 |
116 |
24 |
5 |
2 |
4 |
88 |
Ливии |
368 |
135 |
412 |
173 |
71 |
165 |
81 |
28 |
48 |
49 |
53 |
Японии |
153 |
322 |
491 |
786 |
588 |
479 |
184 |
93 |
51 |
67 |
52 |
Чехии |
3501 |
1275 |
464 |
289 |
375 |
299 |
454 |
735 |
802 |
190 |
29 |
Грузии |
3 |
24 |
49 |
140 |
458 |
504 |
403 |
333 |
256 |
11 |
14 |
Китае |
97 |
282 |
439 |
421 |
334 |
449 |
391 |
534 |
699 |
628 |
0 |
Румынии |
7 |
4 |
1 |
0 |
547 |
619 |
502 |
505 |
209 |
20 |
0 |
Словакии |
479 |
291 |
234 |
207 |
239 |
335 |
329 |
540 |
326 |
3 |
0 |
Другие |
1316 |
1 994 |
2 220 |
2 363 |
2 245 |
2 908 |
3 392 |
6 119 |
10 348 |
11 365 |
14 554 |
Исходя из данных таблицы 3.5. можно сделать вывод о том, что временно работают украинцы больше в сфере туризма в других странах ( Мальта – 19963 чел., Греция – 8971 чел.). Всего наблюдается тенденция роста временных мигрантов, например, в 2000г. – 33735 чел., а в 2010г. – 8040 чел., что свидетельствует о росте миграционных процессов более в 2 раза.
Одна
из проблем украинской эмиграции
– «утечка умов», которая осуществляется
через два канала. Первый канал
– непосредственно через
Согласно данным Международной организации по миграции (МОМ) и Всемирного банка, в 2010 году в мире насчитывалось около 215 миллионов мигрантов, что составляет 3% населения Земли. По оценкам ООН, Украина занимает четвертое место в мире по количеству мигрантов – после США, Германии и России.
Как свидетельствуют результаты представленного исследования «Состояние и перспективы миграционной политики в Украине», в Украине насчитывается от 5,1 млн до 6,8 млн мигрантов, имеющих различный статус пребывания в Украине. При этом оценочно бюджет Украины ежегодно недополучает около $2 млрд от неучтенного труда нелегальных мигрантов. А всего из экономики Украины мигрантами ежегодно пересылается и вывозится 40-45 млрд грн.
По данным Института демографии и социальных исследований НАН Украины, население Украины постепенно сокращается: нация стареет и вымирает. Происходит отток из Украины экономически активного населения – по разным оценкам, нынче от 2 млн до 6 млн наших соотечественников пребывают на заработках за границей. При этом в Украине, несмотря на кризис, в целом наблюдается некоторый экономический рост. По данным Госслужбы статистики, за первый квартал 2011 года ВВП Украины вырос по сравнению с аналогичным прошлогодним показателем на 5,2%. И рост этот, по оптимистическим прогнозам экономистов, может продлиться еще 5-10 лет, что спровоцирует увеличение потребностей в трудовых ресурсах. По оценкам рабочей группы, Украина вряд ли сможет внедрить эффективные инструменты реинтеграции «заробитчан» и возврата их на украинский рынок труда. Демографическая ситуация будет ухудшаться, а коренное население – сокращаться. Впрочем, многие эксперты уверены, что Украина должна сделать все возможное, чтобы повернуть миграционные процессы в положительное русло. «Украина должна сделать все возможное, чтобы миграция – как нелегальная, так и легальная – была стране исключительно на пользу. Создать иностранцам такие условия, чтобы они могли работать в вашей стране легально – одна из основных задач в формировании миграционной политики», - отметил в рамках круглого стола региональный представитель Управления верховного комиссара по делам беженцев ООН в Украине, Молдове и Беларуси Олдрих Андрисек. В свою очередь народный депутат Украины Василий Грицак отметил: «Можно уверенно заявить: в последние 20 лет в Украине отсутствовала миграционная политика как таковая. Сегодня ситуация улучается – создана Государственная миграционная служба, президент издал ряд необходимых указов».
Указанные
выше факторы будут способствовать
росту миграции, прежде всего нелегальной
из государств СНГ и Азии. Без
совершенствования нормативно-
Cегодня
миграционные процессы в
О необходимости создания системы идентификации говорил и заместитель главы Государственной миграционной службы Виктор Шейбут. По его словам, отсутствие единой глобальной и надежной системы идентификации приводит к тому, что Украина не способна точно подсчитать потоки мигрантов, спрогнозировать свои действия и выработать эффективную миграционную политику. Миграция стала неотъемлемой частью жизни мирового сообщества, констатируют эксперты. Поэтому Украина должна задуматься не над тем, как бороться с мигрантами, а над тем, как эффективно управлять миграционными процессами с пользой для экономики государства, и научиться извлекать выгоду из общемировых миграционных процессов. Для этого необходимо внедрить современные системы идентификации мигрантов, в т.ч. с использованием биометрических технологий, и усовершенствовать законодательную базу. Как отметил в ходе работы круглого стола народный депутат Валерий Коновалюк, 14 июня 2011 г. в повестку дня предстоящей пленарной недели Верховного Рады включен законопроект «О документах, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство Украины». По словам Валерия Коновалюка, данный законопроект реально улучшит документооборот, поспособствует получению гражданства и не потребует дополнительных расходов. «Украина в итоге обеспечит выполнение своих международных обязательств в вопросах борьбы с терроризмом, незаконной миграцией и организованной международной преступностью», – подчеркнул парламентарий [18].
В 3 разделе можно сделать вывод, что изменения в численности и структуре миграционных потоков сопровождаются улучшением миграции ситуации в Украине. Страна находится в позиции нового сальдо миграции. Потенциальные мигранты сделать выбор страны для реализации различных интересов в зависимости от их предпочтений, доступность информации и развитие миграционных сетей. Динамика, структура и интенсивность потоков трудовой миграции из Украины и перспективы его развития в условиях мирового финансового и экономического кризиса является наиболее развитой в настоящее время.
Выводы
Современная международная миграция населения представляет собой многогранное явление, влияющее на все стороны развития общества, будь то экономика или политика, демографические процессы или национальные отношения, идеология или религия. Выступая в прошлом главным образом в формах кочевничества, военных и колонизационных переселений, международная миграция населения с развитием капиталистической системы хозяйствования приобрела новые черты. Возникла необходимость в огромных перемещениях людей, лишенных средств производства. Современный мировой миграционный процесс по своему содержанию и массовости существенно отличается от аналогичных процессов не только прошлого века, но и первой половины прошлого столетия. Главные его особенности следующие.
1. Миграция охватила все
континенты, весь мир и обрела
поистине глобальный характер. На
начало последнего десятилетия
XX в. в мире уже насчитывалось
более 45 млн трудящихся-мигрантов.
Небывалая масштабность
2. Если в 50—70-е гг. миграция
шла в основном из
3. Доминирующим мотивом
трудовой миграции остается
4. Миграции трудовых ресурсов
способствуют и современные
5. На современном этапе
развития значительно
6. В международной миграции
происходят качественные
Первое. На смену “утечке мозгов” пришла их циркуляция: произошла диверсификация направлений миграции. США продолжают оставаться общепризнанным центром притяжения для профессионалов. Но одновременно представители профессиональной элиты из промышленно развитых стран, как уже отмечалось, едут на временную работу в развивающиеся страны.
Второе. Принципиально новым явлением стало движение профессионалов не только “к капиталу”, но и “одновременно с капиталом или вслед за ним”. Прежде всего это связано с деятельностью ТНК и большими возможностями карьерного продвижения для профессионалов.
Третье. Современному уровню миграции профессионалов присущ принципиально иной организационный уровень, выразившийся в возникновении своеобразной международной корпорации “охотников за головами”.
Четвертое. Имеет место интеграция системы высшего образования. Она предполагает продолжение обучения студентов из многих стран мира, например, в США или Японии (для китайских студентов). Безусловна результативность подобного способа подготовки специалистов для посылающих стран. Однако многие из них не возвращаются на родину.
7. Страны, имевшие в прошлом
статус метрополии, ориентируются
на импорт рабочей силы из
своих бывших колоний и
8. Если в страны традиционной
миграции (США, Канада, Австралия,
ЮАР) в XIX в. и первой половине
XX в. въезжали исключительно
9. Одной из характерных
особенностей современного
Украина
является одной из крупнейших стран-доноров
рабочей силы в Европе, внешняя
трудовая миграция стала объективной
реальностью. Формирование потоков "заробитчанства"
состоялось в условиях низкой заработной
платы в зарегистрированном секторе
экономики, повышенного уровня безработицы
и вынужденной неполной занятости,
распространения бедности и высокого
уровня имущественного расслоения населения,
значительного разрыва в