Курс лекций по предмету "История международных отношений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 02:26, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций, посвященных истории международных отношений XX века.

Вложенные файлы: 1 файл

imo3.doc

— 598.50 Кб (Скачать файл)

Судетская проблема была окончательно решена в пользу Германии 29 сентября 1938 г. в Мюнхене во время встречи глав правительств Англии, Франции, Германии и Италии. На встрече было заключено соглашение в соответствии с которым Чехословакия должна была до 10 октября 1938 г. передать Германии Судетскую область, потеряв, таким образом, значительную часть территории, населения, промышленных предприятий (в том числе оборонного значения) и военных объектов. Чехословацкое правительство приняло эти условия.

В дополнение к указанному соглашению 30 сентября 1938 г. была подписана англо-германская декларация, предусматривавшая взаимные консультации между подписавшими сторонами по всем спорным вопросам европейской и мировой политики. Позднее была подписана практически аналогичная франко-германская декларация. По мнению британского и французского руководства, подписание подобных документов должно было способствовать мирному разрешению возникающих международных проблем и, таким образом, предотвратить их развитие в широкомасштабный военный конфликт между странами Западной Европы и Германией.

15 марта 1939 г. вопреки ожиданиям  Англии и Франции Германия  нарушила Мюнхенское соглашение, введя войска на территорию  Чехии и Моравии и, объявив  занятые территории протекторатами  Германии; незадолго до этого  усилиями Германии было инспирировано провозглашение Словакии независимым государством. Позднее, в 20-х числах марта германское руководство потребовало от Польши согласия на передачу Третьему рейху Гданьска и ввело свои войска в некоторые районы Литвы. Чуть позднее, в апреле 1939 г. союзная Германии Италия оккупировала Албанию.

Таким образом, с одной  стороны политика умиротворения  агрессора, проводимая странами Запада оправдывала себя т.к. позволила  сконцентрировать внимание Гитлера  на развитии экспансии в восточном  направлении, а с другой стороны, чрезмерная активность и агрессивность нацистского лидера, нарушившего Мюнхенский договор, вызвала значительное беспокойство как в правящих кругах Великобритании и Франции, так и в общественном мнении данных стран. В сложившейся ситуации 22 марта 1939 г. Англия и Франция обменялись нотами о взаимной помощи на случай нападения на них третьей державы. В тот же день английские и французские дипломатические представители в Голландии, Бельгии и Швейцарии заверили правительства этих стран в том, что окажут им помощь в случае нападения на них Германии. Чуть позже подобные заверения были даны Польше, Румынии, Греции и Турции. Однако, стремясь подстраховаться на случай развития германской экспансии в западном направлении, страны Западной Европы продолжали проводить политику умиротворения агрессора. Показателем этого можно считать секретные англо-германские переговоры, проводившиеся в Лондоне в то самое время, когда английские дипломаты обещали правительствам малых стран Европы обеспечить их безопасность. Материалы этих переговоров недвусмысленно свидетельствуют о том, что Великобритания была готова отказаться от своих обязательств перед союзниками для достижения англо-германского сближения.

В целом, политика умиротворения  агрессора привела к значительному усилению Германии, фактически к превращению ее в самую значительную военную силу в Европе (чему во многом способствовало приобретение Германией новых стратегически важных территорий), и создав условия для активизации борьбы за новый передел мира. Чувствуя свою силу и используя антисоветские настроения английского и французского руководства, германские правящие круги стали выдвигать требования возвращения довоенных германских колоний и обеспечения выхода германского флота к океанам. Ситуация усугублялась тем, что целый ряд политических режимов, пришедших к власти во второй половине 30-х гг. или уже находившихся у власти (Испания, Венгрия, Болгария), в целом поддерживал внешнеполитический курс Гитлера и также высказывался за пересмотр существующего мирового порядка.       

 

 

8.2. Советский Союз  в международных отношениях

в период ревизии Версальской  системы.

Деятельность дипломатии СССР

по укреплению стабильности на мировой  арене.

Эскалация международной напряженности  и рост реваншистских настроений в Германии вызывал сильное беспокойство в правящих кругах СССР, который лишь в 30-е гг. стал полноправным членом мирового сообщества и был признан в качестве великой державы. В связи с этим, Советский Союз был заинтересован в сохранении стабильности на международной арене, которая позволила бы закрепить его дипломатические  успехи, а также успешно завершить программу промышленной модернизации страны. Вследствие этого дипломатия Советского государства предприняла ряд политических шагов, которые, по мнению руководства страны должны были способствовать укреплению международной безопасности.

6 февраля 1933 г. на заседании  Генеральной комиссии Международной  конференции по разоружению представители  СССР выдвинули проект декларации  об определении агрессора, согласно которой агрессором в международном конфликте признавалось государство, вооруженные силы которого, хотя и без объявления войны вторгнутся на территорию другого государства, атакуют его морские и воздушные силы, бомбардируют его территорию, установят морскую блокаду его берегов или портов. В проекте специально отмечалось, что никакие соображения политического, экономического и стратегического характера не могут служить оправданием агрессии.

Несмотря на усилия советских  дипломатов, данный проект не был поставлен на голосование Генеральной комиссии. В связи с этим правительство СССР начало переговоры по данному вопросу с рядом государств. В июле 1933 г. переговоры закончились подписанием конвенции об определении агрессора между СССР и десятью странами, имевшими общую границу с Советским государством (Польша, Румыния, Турция, Иран, Афганистан, Югославия, Чехословакия, Эстония, Латвия, Литва). Позднее к конвенции присоединилась Финляндия. Этот факт стал, в частности, показателем дальнейшего улучшения отношений СССР со своими западными соседями, в том числе со странами Малой Антанты.

Подписание конвенции  с союзниками Франции способствовало сближению франко-советских позиций  по вопросам поддержания стабильности в Европе и развитию отношений  между двумя странами. В период 1934-35 гг. шли активные франко-советские переговоры по поводу заключения Восточного пакта, а также подписания франко-советского договора о взаимопомощи, о чем уже говорилось выше.

Важным элементом советской  политики, направленной на укрепление системы европейской безопасности стало вступление СССР в Лигу Наций (сентябрь 1934 г.). Необходимо отметить, что СССР оказался единственной великой державой, настаивавшей на реальном применении санкций против Италии, расценивая ее деятельность в Эфиопии как акт агрессии, и выступавшей в Лиге Наций с соответствующими заявлениями. Точно также советские официальные представители высказывались в защиту республиканского правительства Испании, осуждая вмешательство Германии и Италии во внутренние дела этой страны. Исследователи сходятся во мнении, что руководство СССР понимало значение испанских событий для фашистских держав, стремившихся использовать их как возможность испытания в боевых условиях новых видов оружия и тактических приемов для последующего их применения в случае возникновения крупного международного конфликта.

7 октября 1936 г. советское  правительство заявило в лондонском  комитете по невмешательству  решительный протест против действий  Германии и Италии и предложило  установить контроль за португальскими портами, через которые Гитлер и Муссолини направляли значительную часть военной помощи мятежным испанским генералам. Не дождавшись удовлетворения своего протеста, руководство Советского Союза заявило о выходе из Комитета по невмешательству, и приняло меры для оказания политической, материальной и военной помощи Испанской республике.

Отметим также, что дипломатия СССР активно выступала и против других действий фашистских государств, направленных на пересмотр основ  Версальского миропорядка и подрыв стабильности в Европе, в частности против аншлюса Австрии. В соответствующем выступлении главы советского внешнеполитического ведомства указывалось на недопустимость пересмотра государственных границ в самом центре Европы и на то, что присоединение Австрии к Германии создает опасный прецедент, представляющий угрозу “не только для граничащих с агрессором 11 стран, но и вообще для всех европейских государств, и не только европейских”. В связи с этим советское правительство заявило о своей готовности принять участие в коллективных действиях, направленных на противодействие развитию агрессивной политики Германии и Италии и на устранение угрозы широкомасштабного военного конфликта. С этой целью советские дипломаты предложили обсудить в рамках Лиги Наций вопросы, связанные с разработкой практических мер, призванных способствовать эффективному решению вопросов укрепления европейской безопасности. Текст данного заявления был направлен по официальным каналам правительствам Франции, Чехословакии, Великобритании и США, однако реакции на него не последовало.

Разрабатывая возможные  варианты стабилизации обстановки в  Европе, СССР стремился укрепить свою безопасность и в регионе Дальнего Востока. С этой целью в марте 1936 г. был подписан советско-монгольский  протокол о взаимопомощи, предусматривавший, что в случае агрессии стороны окажут друг другу помощь, в том числе военную. Данный протокол помог МНР отстоять свою независимость перед лицом японской угрозы, а также в определенной степени обезопасил дальневосточные территории Советского Союза, создав из Монголии буфер между советской границей и контролируемыми японцами территориями Китая.

Подобный договор о  взаимопомощи предполагалось также  заключить с Китаем, однако первоначально  правительство Чан Кайши отказалось от переговоров по этому вопросу. Чуть позже, когда японские войска развили наступление в северные и центральные районы Китая, правительство этой страны предприняло шаги для улучшения отношений с Советским государством. В результате переговоров, инициированных китайской стороной, 21 августа 1937 г. был подписан советско-китайский договор о ненападении, который, в частности предусматривал взаимные обязательства сторон не оказывать никакой поддержки государствам, совершившим нападение на СССР или Китай. Кроме того, после заключения договора получило свое дальнейшее развитие военное советско-китайское сотрудничество, заключавшееся в поставке нанкинскому правительству советских самолетов, танков, артиллерийских орудий и других видов вооружения, а также в отправке в Китай советских военных специалистов.

Советский Союз поддержал  правительство Китая и в Лиге Наций, в результате чего в сентябре 1937 г. эта организация приняла  резолюцию, осуждавшую агрессивные  действия Японии в отношении Китая, в частности бомбардировки китайских  городов японской авиацией. Позднее, в ноябре 1937 г. на конференции в Брюсселе во время рассмотрения вопроса о японской агрессии в Китае, советская делегация предложила применить против Японии санкции, предусмотренные Уставом Лиги Наций, что также явилось актом политической поддержки нанкинского правительства. Несмотря на то, что конференция отвергла это предложение, ограничившись резолюцией, предлагавшей Японии и Китаю прекратить военные действия, деятельность советских дипломатов способствовала укреплению в мировом общественном мнении образа СССР как державы, заинтересованной в сохранении стабильности на международной арене. Укреплению этого образа способствовала и позиция советского руководства в отношении судетского кризиса и “мюнхенского сговора”, о чем уже упоминалось выше.

Во многом благодаря благосклонному отношению общественного мнения стран Запада к Советскому Союзу  в середине апреля 1939 г. английские и французские правящие круги  предложили советскому руководству  дать совместные гарантии Польше и  Румынии на случай развития германской агрессии в Восточной Европе. Советское руководство откликнулось на это предложение, предложив в свою очередь не только гарантировать безопасность Польши и Румынии, но и заключить пакт о взаимной помощи на случай возникновения угрозы безопасности в Европе, который бы предусматривал в частности гарантии независимости прибалтийских стран, имевших непосредственную границу с Советским Союзом. Правительства Великобритании и Франции дали согласие на переговоры относительно пакта, рассчитывая на использование военной мощи СССР в случае, если германская агрессия будет развиваться в западном направлении, однако они не хотели брать на себя каких-либо обязательств в отношении помощи прибалтийским странам, открывая своеобразный коридор для прохода немецких войск к границам Советского Союза и продолжая, таким образом политику канализации агрессии нацистской Германии в восточном направлении, ярким проявлением которой был “мюнхенский сговор”.

Советское правительство  не могло согласиться с таким подходом и выдвинуло встречные предложения, реализация которых обеспечила бы как безопасность СССР, так и стабильность в Европе в целом. Предложения советского руководства сводились к трем основным пунктам: 1) заключение пакта о взаимопомощи между СССР, Великобританией и Францией; 2) дополнение пакта соответствующей военной конвенцией; 3) предоставление гарантий независимости всем пограничным с Советским Союзом государствам на протяжении от Балтийского моря до Черного. После длительных консультаций английское и французское правительство отказались от советских предложений, настаивая на предоставлении гарантий лишь Румынии и Польше. Чуть позже, в конце мая 1939 г., в британском внешнеполитическом ведомстве был разработан проект пакта о взаимопомощи, предусматривавший обеспечение  не только безопасности Польши и Румынии, но и Греции. Однако в рамках этого проекта по прежнему отсутствовали гарантии независимости государств Прибалтики, отделявших Германию от СССР. Кроме того, выполнение условий пакта, согласно английскому проекту, связывалось с соответствующим решением Лиги Наций, что в еще большей степени снижало эффективность данного пакта.

Английский проект был  отвергнут Москвой, выдвинувшей  контрпроект, который предусматривал немедленную помощь со стороны Советского Союза, Великобритании и Франции друг другу в случае нападения на одну из этих держав, а также на Бельгию, Грецию, Турцию, Румынию, Польшу, Латвию, Эстонию, Финляндию, а также в случае нападения на любую другую европейскую страну, которая обратится к этим державам за помощью. Подобный проект, не связанный к тому же необходимостью получить санкцию Лиги Наций мог ограничить агрессивные устремления фашистских режимов, создав ситуацию, в которой пересмотр территориальных границ в Европе был бы сильно затруднен.

С целью ускорения  переговорного процесса в отношении  пакта, НКИД СССР пригласил в Москву министра иностранных дел Великобритании лорда Галифакса, однако визит не состоялся: британское руководство  откладывало начало переговоров, рассчитывая  избежать подписания пакта о взаимопомощи, связывавшего британскую дипломатию обязательствами, не отвечавшими интересам этой страны.           

Несмотря на то, что советское  правительство было неплохо осведомлено  о настроениях британского кабинета, оно продолжало попытки заключения пакта о взаимопомощи. 23 июля 1939 г. советская сторона предложила начать в Москве переговоры военных миссий трех стран, целью которых должна была стать разработка механизма взаимодействия вооруженных сил Великобритании, Франции и СССР в условиях нарастания реваншистских настроений держав “оси”. Правительства Англии и Франции выразили свое согласие на переговоры, которые и начались 12 августа 1939 г. В самом начале переговорного процесса советской стороне стало очевидно, что ни английская, ни французская миссии, во главе которых стояли второстепенные представители военных ведомств, не были наделены полномочиями, необходимыми для принятия ответственных решений и подписания соответствующих документов. Военные миссии были сформированы таким образом потому, что правительства стран Запада не хотели брать на себя какие-либо определенные обязательства ни в военной, ни в политической сфере, что нашло свое выражение в позиции военных представителей относительно развития военно-политического сотрудничества между СССР, Польшей и Румынией, эффективность которого напрямую зависела от Великобритании и Франции. Суть вопроса о военном сотрудничестве, ставшего камнем преткновения на переговорах заключалась в том, что Советский Союз мог принять эффективное участие в противодействии агрессии фашистских держав  в Европе только в том случае, если Румыния и Польша пропустят советские войска через свою территорию в направлении Германии. Между тем ни англичане, ни французы не предпринимали никаких конкретных мер для воздействия на своих восточноевропейских союзников с целью убедить их в необходимости прохода советских войск через их территорию. Вопрос о гарантиях независимости Латвии и Эстонии также затягивался, что давало  руководству СССР основания опасаться заключения новых англо-германских и франко-германских соглашений, подобных мюнхенскому, призванных направить германскую агрессию в направлении советских территорий.

Информация о работе Курс лекций по предмету "История международных отношений"