Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 02:26, курс лекций
Работа содержит курс лекций, посвященных истории международных отношений XX века.
Судетская проблема была окончательно решена в пользу Германии 29 сентября 1938 г. в Мюнхене во время встречи глав правительств Англии, Франции, Германии и Италии. На встрече было заключено соглашение в соответствии с которым Чехословакия должна была до 10 октября 1938 г. передать Германии Судетскую область, потеряв, таким образом, значительную часть территории, населения, промышленных предприятий (в том числе оборонного значения) и военных объектов. Чехословацкое правительство приняло эти условия.
В дополнение к указанному соглашению 30 сентября 1938 г. была подписана англо-германская декларация, предусматривавшая взаимные консультации между подписавшими сторонами по всем спорным вопросам европейской и мировой политики. Позднее была подписана практически аналогичная франко-германская декларация. По мнению британского и французского руководства, подписание подобных документов должно было способствовать мирному разрешению возникающих международных проблем и, таким образом, предотвратить их развитие в широкомасштабный военный конфликт между странами Западной Европы и Германией.
15 марта 1939 г. вопреки ожиданиям
Англии и Франции Германия
нарушила Мюнхенское
Таким образом, с одной стороны политика умиротворения агрессора, проводимая странами Запада оправдывала себя т.к. позволила сконцентрировать внимание Гитлера на развитии экспансии в восточном направлении, а с другой стороны, чрезмерная активность и агрессивность нацистского лидера, нарушившего Мюнхенский договор, вызвала значительное беспокойство как в правящих кругах Великобритании и Франции, так и в общественном мнении данных стран. В сложившейся ситуации 22 марта 1939 г. Англия и Франция обменялись нотами о взаимной помощи на случай нападения на них третьей державы. В тот же день английские и французские дипломатические представители в Голландии, Бельгии и Швейцарии заверили правительства этих стран в том, что окажут им помощь в случае нападения на них Германии. Чуть позже подобные заверения были даны Польше, Румынии, Греции и Турции. Однако, стремясь подстраховаться на случай развития германской экспансии в западном направлении, страны Западной Европы продолжали проводить политику умиротворения агрессора. Показателем этого можно считать секретные англо-германские переговоры, проводившиеся в Лондоне в то самое время, когда английские дипломаты обещали правительствам малых стран Европы обеспечить их безопасность. Материалы этих переговоров недвусмысленно свидетельствуют о том, что Великобритания была готова отказаться от своих обязательств перед союзниками для достижения англо-германского сближения.
В целом, политика умиротворения агрессора привела к значительному усилению Германии, фактически к превращению ее в самую значительную военную силу в Европе (чему во многом способствовало приобретение Германией новых стратегически важных территорий), и создав условия для активизации борьбы за новый передел мира. Чувствуя свою силу и используя антисоветские настроения английского и французского руководства, германские правящие круги стали выдвигать требования возвращения довоенных германских колоний и обеспечения выхода германского флота к океанам. Ситуация усугублялась тем, что целый ряд политических режимов, пришедших к власти во второй половине 30-х гг. или уже находившихся у власти (Испания, Венгрия, Болгария), в целом поддерживал внешнеполитический курс Гитлера и также высказывался за пересмотр существующего мирового порядка.
8.2. Советский Союз в международных отношениях
в период ревизии Версальской системы.
Эскалация международной напряженности и рост реваншистских настроений в Германии вызывал сильное беспокойство в правящих кругах СССР, который лишь в 30-е гг. стал полноправным членом мирового сообщества и был признан в качестве великой державы. В связи с этим, Советский Союз был заинтересован в сохранении стабильности на международной арене, которая позволила бы закрепить его дипломатические успехи, а также успешно завершить программу промышленной модернизации страны. Вследствие этого дипломатия Советского государства предприняла ряд политических шагов, которые, по мнению руководства страны должны были способствовать укреплению международной безопасности.
6 февраля 1933 г. на заседании
Генеральной комиссии
Несмотря на усилия советских дипломатов, данный проект не был поставлен на голосование Генеральной комиссии. В связи с этим правительство СССР начало переговоры по данному вопросу с рядом государств. В июле 1933 г. переговоры закончились подписанием конвенции об определении агрессора между СССР и десятью странами, имевшими общую границу с Советским государством (Польша, Румыния, Турция, Иран, Афганистан, Югославия, Чехословакия, Эстония, Латвия, Литва). Позднее к конвенции присоединилась Финляндия. Этот факт стал, в частности, показателем дальнейшего улучшения отношений СССР со своими западными соседями, в том числе со странами Малой Антанты.
Подписание конвенции
с союзниками Франции способствовало
сближению франко-советских
Важным элементом советской политики, направленной на укрепление системы европейской безопасности стало вступление СССР в Лигу Наций (сентябрь 1934 г.). Необходимо отметить, что СССР оказался единственной великой державой, настаивавшей на реальном применении санкций против Италии, расценивая ее деятельность в Эфиопии как акт агрессии, и выступавшей в Лиге Наций с соответствующими заявлениями. Точно также советские официальные представители высказывались в защиту республиканского правительства Испании, осуждая вмешательство Германии и Италии во внутренние дела этой страны. Исследователи сходятся во мнении, что руководство СССР понимало значение испанских событий для фашистских держав, стремившихся использовать их как возможность испытания в боевых условиях новых видов оружия и тактических приемов для последующего их применения в случае возникновения крупного международного конфликта.
7 октября 1936 г. советское
правительство заявило в
Отметим также, что дипломатия СССР активно выступала и против других действий фашистских государств, направленных на пересмотр основ Версальского миропорядка и подрыв стабильности в Европе, в частности против аншлюса Австрии. В соответствующем выступлении главы советского внешнеполитического ведомства указывалось на недопустимость пересмотра государственных границ в самом центре Европы и на то, что присоединение Австрии к Германии создает опасный прецедент, представляющий угрозу “не только для граничащих с агрессором 11 стран, но и вообще для всех европейских государств, и не только европейских”. В связи с этим советское правительство заявило о своей готовности принять участие в коллективных действиях, направленных на противодействие развитию агрессивной политики Германии и Италии и на устранение угрозы широкомасштабного военного конфликта. С этой целью советские дипломаты предложили обсудить в рамках Лиги Наций вопросы, связанные с разработкой практических мер, призванных способствовать эффективному решению вопросов укрепления европейской безопасности. Текст данного заявления был направлен по официальным каналам правительствам Франции, Чехословакии, Великобритании и США, однако реакции на него не последовало.
Разрабатывая возможные варианты стабилизации обстановки в Европе, СССР стремился укрепить свою безопасность и в регионе Дальнего Востока. С этой целью в марте 1936 г. был подписан советско-монгольский протокол о взаимопомощи, предусматривавший, что в случае агрессии стороны окажут друг другу помощь, в том числе военную. Данный протокол помог МНР отстоять свою независимость перед лицом японской угрозы, а также в определенной степени обезопасил дальневосточные территории Советского Союза, создав из Монголии буфер между советской границей и контролируемыми японцами территориями Китая.
Подобный договор о
взаимопомощи предполагалось также
заключить с Китаем, однако первоначально
правительство Чан Кайши
Советский Союз поддержал
правительство Китая и в Лиге
Наций, в результате чего в сентябре
1937 г. эта организация приняла
резолюцию, осуждавшую агрессивные
действия Японии в отношении Китая,
в частности бомбардировки
Во многом благодаря благосклонному отношению общественного мнения стран Запада к Советскому Союзу в середине апреля 1939 г. английские и французские правящие круги предложили советскому руководству дать совместные гарантии Польше и Румынии на случай развития германской агрессии в Восточной Европе. Советское руководство откликнулось на это предложение, предложив в свою очередь не только гарантировать безопасность Польши и Румынии, но и заключить пакт о взаимной помощи на случай возникновения угрозы безопасности в Европе, который бы предусматривал в частности гарантии независимости прибалтийских стран, имевших непосредственную границу с Советским Союзом. Правительства Великобритании и Франции дали согласие на переговоры относительно пакта, рассчитывая на использование военной мощи СССР в случае, если германская агрессия будет развиваться в западном направлении, однако они не хотели брать на себя каких-либо обязательств в отношении помощи прибалтийским странам, открывая своеобразный коридор для прохода немецких войск к границам Советского Союза и продолжая, таким образом политику канализации агрессии нацистской Германии в восточном направлении, ярким проявлением которой был “мюнхенский сговор”.
Советское правительство не могло согласиться с таким подходом и выдвинуло встречные предложения, реализация которых обеспечила бы как безопасность СССР, так и стабильность в Европе в целом. Предложения советского руководства сводились к трем основным пунктам: 1) заключение пакта о взаимопомощи между СССР, Великобританией и Францией; 2) дополнение пакта соответствующей военной конвенцией; 3) предоставление гарантий независимости всем пограничным с Советским Союзом государствам на протяжении от Балтийского моря до Черного. После длительных консультаций английское и французское правительство отказались от советских предложений, настаивая на предоставлении гарантий лишь Румынии и Польше. Чуть позже, в конце мая 1939 г., в британском внешнеполитическом ведомстве был разработан проект пакта о взаимопомощи, предусматривавший обеспечение не только безопасности Польши и Румынии, но и Греции. Однако в рамках этого проекта по прежнему отсутствовали гарантии независимости государств Прибалтики, отделявших Германию от СССР. Кроме того, выполнение условий пакта, согласно английскому проекту, связывалось с соответствующим решением Лиги Наций, что в еще большей степени снижало эффективность данного пакта.
Английский проект был отвергнут Москвой, выдвинувшей контрпроект, который предусматривал немедленную помощь со стороны Советского Союза, Великобритании и Франции друг другу в случае нападения на одну из этих держав, а также на Бельгию, Грецию, Турцию, Румынию, Польшу, Латвию, Эстонию, Финляндию, а также в случае нападения на любую другую европейскую страну, которая обратится к этим державам за помощью. Подобный проект, не связанный к тому же необходимостью получить санкцию Лиги Наций мог ограничить агрессивные устремления фашистских режимов, создав ситуацию, в которой пересмотр территориальных границ в Европе был бы сильно затруднен.
С целью ускорения переговорного процесса в отношении пакта, НКИД СССР пригласил в Москву министра иностранных дел Великобритании лорда Галифакса, однако визит не состоялся: британское руководство откладывало начало переговоров, рассчитывая избежать подписания пакта о взаимопомощи, связывавшего британскую дипломатию обязательствами, не отвечавшими интересам этой страны.
Несмотря на то, что советское
правительство было неплохо осведомлено
о настроениях британского
Информация о работе Курс лекций по предмету "История международных отношений"