Курс лекций по предмету "История международных отношений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 02:26, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций, посвященных истории международных отношений XX века.

Вложенные файлы: 1 файл

imo3.doc

— 598.50 Кб (Скачать файл)

Заметную роль в формировании общественного мнения играли специализированные международные неправительственные  организации, созданные Коминтерном  и подчиняющиеся его представителям. Ярким примером такой организации можно считать Мировой комитет борьбы против фашизма и войны, который, объединяя достаточно широкий спектр политических сил (включая христианские организации и движения), активно выступал против фашистской идеологии и политической практики, в частности, против участия немецких и итальянских войск в боевых действиях в Испании. Одним из основных достоинств Мирового комитета являлось то, что он не конкурировал с другими миротворческими организациями, а напротив, привлекал их к своей работе. Необходимо отметить, что формально во главе комитета стояли видные антифашистские деятели из разных стран, представители либеральной буржуазной интеллигенции никак не связанные непосредственно с Коминтерном.

Значительное внимание руководство КИ уделяло сотрудничеству с Рабочим Социалистическим Интернационалом, организуя совместные координированные выступления коммунистических и социал-демократических партий в поддержку испанских республиканцев (включая выступления парламентских и муниципальных фракций), а также пытаясь создать постоянный контактный комитет, координирующий антифашистскую деятельность этих организаций.

В целом, говоря об итогах деятельности Коммунистического Интернационала в предвоенные годы, необходимо отметить, что, несмотря на все усилия, данная организация не смогла создать эффективной системы противодействия фашистской угрозе. Многие мероприятия, организованные Коминтерном, не нашли поддержки у приверженцев социалистических партий или были неверно истолкованы ими. Свою роль здесь сыграли хронические противоречия, определявшие отношения между коммунистами и социал-демократами на протяжении почти всего периода существования III Интернационала, а также неприятие общественным мнением Запада репрессивной политики, проводимой в Советском Союзе сталинским руководством и многие другие факторы. Однако, несмотря на это, меры, принятые международным коммунистическим движением под непосредственным влиянием руководства СССР, в значительной мере способствовали созданию своеобразного идеологического и организационного фундамента для последующего сотрудничества коммунистических и всех иных политических и неполитических нелегальных организаций в рамках движения сопротивления в оккупированных странах Европы.

 

*    *   *

Подводя итоги всего, сказанного в части третьей данного пособия, можно отметить, что система международных отношений, созданная после окончания Первой мировой войны и призванная исключить возможность возникновения широкомасштабных военных конфликтов в Европе, оказалась не эффективной. Несмотря на то, что практически все государственные и политические деятели, стоявшие у истоков Версальской системы, заявляли о своей готовности способствовать установлению справедливого мирового порядка, традиционные межгосударственные противоречия, характерные для международных отношений в Европе в конце XIX – начале XX вв., сохранили свою значимость и во многом предопределили основные тенденции развития международных отношений в период между двумя мировыми войнами. Данные противоречия способствовали тому, что Версальская система носила, по сути, компромиссный характер, обеспечивая шаткое равновесие между европейскими государствами, приблизительно равными по силе, но стремившимися к доминированию в европейской и колониальной политике.

Очевидно, что в сложившейся  ситуации создание эффективных механизмов обесечения стабильности на международной  арене было крайне затруднено, а  договоры, призванные обеспечить международную  безопасность, практически неизбежно  носили формальный характер. Деятельность Лиги Наций также заведомо не могла быть эффективной в виду отсутствия у этой организации реальных инструментов воздействия на международную обстановку и несовершенности процедуры принятия решений по вопросам, касающимся международной безопасности. Отметим также, что в достаточно большой степени Версальскую систему ослабляла проблема территориальных границ государств-неофитов,  образованных в результате распада Австрийской и Российской империй: государственные границы во многих случаях не совпадали с этническими, следствием чего стали взаимные территориальные претензии, неоднократно становившиеся причиной усиления напряженности в отношениях между государствами Центральной и Восточной Европы.

Еще одним фактором, способствовавшим дестабилизации международной обстановки в Европе была неспособность гарантов Версальской системы разработать оптимальный вариант решения вопроса о германских репарационных платежах.

Перечисленные факторы  способствовали тому, что Германия, - «главный возмутитель спокойствия» в Европе, - сумела в течение короткого срока восстановить свой экономический и военный потенциал и, более того, объединить вокруг себя целый ряд государств, руководство которых видело в Версальской системе преграду для осуществления своих амбициозных планов на мировой арене (Италия, Япония). В создавшейся ситуации ведущие страны мира не смогли эффективно противодействовать развитию агрессивного внешнеполитичского курса данных стран, результатом чего стал кризис Версальского миропорядка и развертывание нового мирового конфликта, началом которого принято считать нападение Германии на Польшу 1 сентября 1939 г.

 

 

 

 

 

Глава 9.

Международные отношения в годы второй мировой войны.

 

1 сентября 1939 г. мир  вступил  во вторую мировую  войну, которая кардинально изменила сложившуюся к тому времени систему международных отношений. Великобритания, США и СССР, игравшие ведущую роль в антигитлеровской коалиции, стали разыгрывать новую партию, привыкая  друг к другу. В годы войны были выработаны основные принципы будущих международных отношений, определивших их содержание и характер.

 

9.1.Начало второй  мировой войны

Вторжение армии вермахта на территорию Польши 1 сентября 1939 г. принято  считать началом Второй мировой  войны (1939-1945 гг.), ибо вслед за этим последовало официальное объявление войны Германии со стороны Англии и Франции (3 сентября). Очень быстро «германо-польский конфликт» перерос в мировую войну с участием всех ведущих государств. Правовой основой решения Парижа и Лондона о вступлении в войну были обязательства, которыми они были связаны с Польшей: совместные гарантии ее независимости от 31 марта 1939 г., франко-польская конвенция от 19 мая 1939 г. и польско-британский договор о взаимопомощи от 25 августа 1939 г. 5 сентября Вашингтон объявил о распространении на германо-польский конфликт закона о нейтралитете 1937 г., запрещавшего поставки военного снаряжения воюющим странам. Нейтральную позицию в отношении событий стремились занять и малые страны Европы. Таким образом, польские вооруженные силы остались один на один с превосходящей армией Германского рейха. Активное участие Англии и Франции в боевых действиях началось лишь весной 1940 г.

В 1939-1941 гг. происходит окончательное  оформление двух противоборствующих блоков. Малые и большие страны примыкали  к одной из воюющих сторон либо объявляли о своем нейтралитете. Германо-японский «антикоминтерновский пакт», созданный в 1936 г. (Италия 1937, Венгрия, Маньчжоу-го, Испания 1939 г.) обеспечивал некоторую политическую поддержку Берлину. Однако Германия не всегда была довольна позицией своих союзников. Италия вступила в войны лишь в апреле 1940 г., Венгрия направила свои вооруженные силы лишь в июне 1941г. Япония оставалась в стороне от активных боевых действий вплоть до декабря 1941 г.  Правительство генерала Франко в Испании вообще официально объявило о своем нейтралитете в европейском конфликте. В скором времени Германию поддержали Болгария, Румыния, Финляндия, Словакия и Хорватия. Исследователи справедливо отмечают специфику такой «коалиции», в рамках которой Германии не удалось получить реальной помощи, и приходилось довольствоваться лишь лояльностью союзников. Именно  неуверенность Германии в своей  международной позиции (несмотря на наличие одной из самых могущественных и опытных армий) заставляло Берлин в ходе второй мировой войны искать сепаратные соглашения с реальными «игроками». В июне-августе велись тайные переговоры между Англией и Германией в Лондоне, в 1939 г. заключается  договор о ненападении с СССР, в 1941 г. осуществляется довольно странная «миссия» Гесса в Англию, в 1945 г. – секретные переговоры с США.  Уже тогда чисто военное превосходство не могло гарантировать успеха на международной арене. Осознание этого заставило Берлин искать понимания с Москвой.

 

9.2.Советско-германские  переговоры

Москва не сразу пошла на переговоры с Гитлером, стремясь первоначально прояснить позицию правительств Англии и Франции.  Весной-летом 1939 г. Лондон и Париж предприняли несколько дипломатических шагов, свидетельствовавших об их антигерманском настрое. В марте 1939 г. правительства Великобритании и Франции выступили с совместным заявлением о том, что в случае нападения Германии на Голландию, Бельгию и Швейцарию они окажут последним помощь. Более того, кабинет премьер-министра Чемберлена вынужден был пойти на уступки оппозиции внутри страны, которая требовала более тесного сотрудничества с Москвой. Однако, как выяснилось в ходе летних переговоров,  позиции Москвы, Парижа и Лондона были слишком разными. Летом 1939 г. представители трех держав встретились в Москве.

В отечественной историографии господствует мнение о сознательном нежелании Лондона и Парижа обсуждать на этих переговорах реальное военное сотрудничество в борьбе с фашистской агрессией. Надо сказать, что результаты изучения доступных сегодня материалов говорит в пользу подобной трактовки тех событий. Правительства Англии и Франции готовы были воспользоваться помощью Москвы в случае начала боевых действий на Западе (однако и здесь возникали труднопреодолимые препятствия, связанные с пропуском через территорию третьих стран советской армии), однако не горели желанием предоставить такую же поддержку в случае нападения Германии на прибалтийские республики или другие районы на востоке Европы. В июне-августе 1939 г. переговоры зашли в тупик. 12 августа они были прекращены, поскольку прибывшие в Москву делегации не имели  полномочий подписывать какие-либо соглашения. Фактически на переговорах сложилась  ситуация, когда никто никому не доверял.

Учитывая все это, Сталин решается принять предложение Гитлера, и дает согласие на прилет в Москву  министра иностранных дел Германии фон Риббентропа. 23 августа 1939 г. Молотов  и Риббентроп  подписали договор  о ненападении. Через месяц, 28 сентября был подписан договор о дружбе и сотрудничестве между СССР и Германией, который в современной историографии чаще оценивается негативно. Наибольшую критику вызывают так называемые секретные протоколы, где речь идет о разграничении сфер влияния между Россией и Германией с указанием конкретных границ и территорий. В протоколах предусматривалось, что Советский Союз возвращал себе земли Западной Украины и Белоруссии, которые перешли к Польше после советско-польской войны 1920 г. Достигнутые соглашения касались также расширения торгово-экономических связей между Москвой и Берлином, которые в последние предвоенные годы были очень активными.

Во второй половине 1939 г., придерживаясь советско-германского  протокола о разграничении сфер влияния в Прибалтике, Советский  Союз устанавливает свой протекторат над тремя прибалтийскими республиками. В сентябре правительство СССР предъявило прибалтийским странам требование разрешить размещение на их территории советских войск. Стремление прибалтийских правительств найти поддержку в других странах не увенчалось успехом. В сентябре-октябре совместные договоры с Москвой подписывают правительства Эстонии, Латвии и Литвы. Советский Союз получил право размещать на территории этих стран свои военные гарнизоны. Одновременно Москва брала на себя обязательства обеспечивать защиту западной границы Литвы.

Однако эти соглашения, по мнению Сталина, не решали вопроса  безопасности западных границ СССР. В  середине июня 1940 г. началась пропагандистская кампания в связи со случаями нападения  литовского населения на советских военнослужащих в Литве.  Далее последовали требования о размещении на территории Литвы, Латвии и Эстонии дополнительных контингентов советских войск. Эти требования были приняты, что привело к фактическому свержению действовавших правительств и приходу к власти коммунистов. Многие жители  стали нелегально покидать свои страны, пытаясь выехать на запад через литовско-германскую границу. После проведения  выборов и формирования новых прокоммунистических представительных органов власти во всех трех прибалтийских государств Верховный Совет СССР принимает решение о принятии Литвы, Латвии и Эстонии в состав СССР. США и Великобритания не признали законности этих действий, Берлин проявил вполне предсказуемую лояльность.

В это же время решался  вопрос о возвращении Бессарабии и передаче Северной Буковины Советскому Союзу. 30 июня правительство Румынии уступило требованию Москвы, в результате чего была сформирована Молдавская ССР, а к Украине отошли южные прибрежные территории  исторической Бессарабии.

В целом, задачи и средства, использовавшиеся советской дипломатией  накануне второй мировой войны, соответствовали  господствовавшим в то время принципам  и нормам международной жизни. Советское  правительство стремилось к вполне понятной цели – обеспечению безопасности территорий и укреплению границ, что привело, с одной стороны к усилению позиции СССР как мировой державы, с другой, потребовало дополнительных усилий и ресурсов на обустройство «новых территорий». Все это происходило на фоне расширения военных действий в Западной Европе.

В апреле 1940 г. Германия оккупировала Данию и Норвегию. 10 мая германские войска вторглись в Голландию, Бельгию  и Люксембург. Совершив этот маневр, вермахт обошел стороной знаменитую линию обороны Мажино и пересек  границу Франции. 22 июня руководитель французского правительства маршал Петэн подписал акт о капитуляции, в результате чего страна была поделена на две зоны: северная Франция с Парижем была оккупирована немецкой армией, а южная часть, оставаясь свободной от оккупации, находилась под юрисдикцией петэновского правительства, работавшего в городе Виши.

15 августа был нанесен  первый из серии мощных воздушных  ударов по территории Англии, которые продолжались до нападения  Германии на Советский Союз.

Летом 1940 активные боевые действия начала вести Италия. Муссолини направил свою армию в Восточную Африку и Грецию. 27 сентября в Берлине Германия, Италия и Япония подписали тройственный пакт, по условиям которого Европа входила в сферу влияния Италии и Германии, а Восточная Азия – Японии.

В ноябре 1940 г. в Берлине  состоялись переговоры между В.М. Молотовым  и руководителями Германии на предмет  присоединения СССР к Тройственному  пакту. В ходе тяжелейших переговоров  выяснилось, что согласия сторонам достигнуть не удастся. 25 ноября 1940 г. Москва официально сообщила Берлину об условиях своего присоединения к Тройственному пакту, однако они не были приняты руководством Германии. 18 декабря 1940 г. Гитлер утвердил секретную директиву №21, содержавшую план нападения на СССР.

9.3.Советско-финская война

По условиям достигнутых  с Германией договоренностей, Финляндия  входила в сферу влияния СССР. В 1939 г. Советское правительство  выступило с инициативой об обмене территориями с Финляндией, стараясь отвести советско-финскую границу  от Ленинграда. Дело в том, что согласно договорам с Финляндией (1918, 1920 гг.) граница, на которой с финляндской стороны была выстроена мощная лини обороны, ставшая известная как «линия Маннергейма», проходила лишь в 32 км. от «колыбели революции». Таким образом, Москва пыталась обезопасить Ленинград и Ленинградскую область в случае вооруженного конфликта на западных границах. СССР стремился также вернуть контроль над Печенегской областью на Кольском полуострове, где имелись ценные месторождения никеля. В обмен предлагалась вдвое большая территория в Карелии. Вполне понятно, что правительство Финляндии отвергло предложения Москвы, опасаясь повторения судьбы Прибалтийских государств. 30 ноября 1939 г. начались боевые действия на границе с Финляндией.  Для Советской армии это была тяжелейшая военная компания - победа  далась очень дорогой ценой.  Однако цель была достигнута, и 1 марта 1940 г. был подписан мирный договор, по которому граница  отодвигалась от Ленинграда на запад. К Советскому Союзу отошли Карельский перешеек с Выборгом, а также западное и северное побережье Ладожского озера, часть полуострова Рыбачьего и Северного. На 30 лет в аренду Москве был передан полуостров Ханка в Финском заливе.

Информация о работе Курс лекций по предмету "История международных отношений"