Курс лекций по предмету "История международных отношений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 02:26, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций, посвященных истории международных отношений XX века.

Вложенные файлы: 1 файл

imo3.doc

— 598.50 Кб (Скачать файл)

Советское правительство  придавало большое значение тому, чтобы пакт гарантировал от гитлеровской агрессии Прибалтийские государства, так как оккупация этих стран  создавала непосредственную угрозу границам СССР. Весной 1935 года Советский  Союз обратился к правительствам Эстонии, Литвы и Латвии с предложением заключить Восточный пакт, пусть даже без Германии и Польши, но они заняли выжидательную позицию. Что касается Франции, то ее правительство не соглашалось на заключение Восточного пакта без участия Германии и Польши и с самого начала переговоров отказывалось гарантировать какую-либо помощи Прибалтийским государствам.

В условиях, когда идея Восточного пакта была отвергнута правительствами  большинства предполагаемых стран-участниц, СССР поставил перед Францией вопрос о заключении трехстороннего франко-чешско-советского пакта о взаимопомощи. Однако это предложение было отклонено правительством П.Лаваля. Тогда советское правительство предложило Парижу вернуться к первоначальной идее 1933 года о заключении советско-французского пакта взаимопомощи, рассматривая его как первый практический шаг в деле создания системы коллективной безопасности в Европе. 2 мая 1935 года этот договор был подписан.

Согласно протоколу, СССР и Франция  объявили, что, как и прежде, считают желательным заключение регионального пакта о взаимной помощи. Стороны заявляли о готовности выполнить свои обязательства по оказанию помощи друг другу, даже если Совет Лиги наций  не примет соответствующего решения.

Значение франко-советского пакта о взаимопомощи, умалялось, правда тем, что не была одновременно подписана военная конвенция, в которой бы определялись условия и формы оказания военной помощи. Договор не предусматривал и автоматизма действия обязательств о взаимопомощи, что также снижало эффективность этого соглашения. Через две недели 16 мая 1935 года договор о взаимной помощи был подписан между СССР и Чехословакией.

Советско-чехословацкий  договор имел одну особенность по сравнению с пактом между Советским  Союзом и Францией. Обязательства  взаимной помощи действовали, лишь при условии, если ее окажет Франция. Эта оговорка была включена в протокол подписания по настоянию правительства Чехословакии. Она имела целью предотвратить автоматическое действие пакта.

В истории международных  отношений предвоенного периода пакты о взаимной помощи  между СССР и Францией и СССР и Чехословакии занимают особое место, так как с попыток создания Восточного пакта начинается реальное признание СССР в качестве влиятельной европейской державы и включение его в систему международных отношений в целом.

Глава 8.

Кризис  Версальской системы мироустройства.

Международные отношения накануне

Второй мировой войны.

 

8.1. Международные отношения  в период 1930-х гг.

Демонтаж Версальской  системы.

Как уже отмечалось выше, нарастание кризисных явлений в рамках Версальской системы, связанных с попытками пересмотра руководством целого ряда стран фундаментальных норм Версальскогомирного договора, началось в период экономического кризиса 1929-32 гг. Дальнейшее развитие кризиса  данной системы мироустройства связано с именем А. Гитлера – лидера национал социалистической партии Германии. Своей ближайшей задачей национал-социалисты, пришедшие к власти в 1933 г., считали полную ликвидацию всех ограничений, установленных для Германии Версальским договором, для того, чтобы создать прочную основу для реализации программы, намеченной их лидером в программном сочинении “Майн Кампф”. Разрабатывая стратегию внешней политики Германии, новое руководство планировало в качестве одного из первых шагов включение в состав страны Австрии, а также населенных немцами районов Чехословакии и Польши. Что касается Западной Европы, то ее планировалось превратить в германский протекторат, включив часть территорий сопредельных стран (Франции, Бельгии, Голландии) в состав непосредственно Германии. Отметим также, что национал-социалисты хотели захватить и значительную часть европейских территорий Советского Союза.

Одним из первых практических шагов  правительства Гитлера в сфере  внешней политики стал отзыв немецких представителей с Международной конференции по разоружению, а также выход Германии из Лиги Наций. Необходимо отметить, что эти действия сопровождались активной, хорошо спланированной пропагандистской кампанией, цель которой заключалась в том, чтобы убедить мировую общественность в миролюбии Германии, в стремлении этой страны к добрососедским отношениям с другими государствами, а также в том, что восстановление германского военного и военно-промышленного потенциала не подразумевает использование его в агрессивных целях, а является лишь шагом, необходимым для уравнения Германии в правах с другими государствами. Таким же образом был охарактеризован и опубликованный в марте 1935 г. закон о введении в Германии всеобщей воинской повинности.

Отказ Германии выполнять нормы, установленные Версальским мирным договором, был достаточно равнодушно воспринят правительствами Англии, Франции и США, более того, представители правых политических партий и группировок этих стран оказали влияние на свои правительства в пользу соглашения с Германией. Результатом их усилий стало то, что в июне 1935 г. было заключено англо-германское соглашение, фактически легализовавшее развитие военно-морских сил Германии. В соответствии с ним немцы получили право на строительство флота, равного 35% от тоннажа ВМФ Великобритании. Таким образом, Германия получила возможность создать флот, приблизительно равный французскому. Правительство Франции выразило свой протест относительно этого соглашения, но безуспешно.

Росту военной мощи Германии в значительной степени способствовали и вложения американских и английских предпринимателей в соответствующие отрасли промышленности, а также присоединение к ней Саарского промышленного района, населенного немцами. В соответствии с Версальским договором в Саарском районе, находившемся в течение 15 лет под управлением Лиги Наций, в январе 1935 г. был проведен плебисцит о дальнейшей судьбе района, в результате которого большинство населения высказалось за его присоединение к Германии. Таким образом, был ликвидирован еще один элемент Версальской системы.

Создавая благоприятный внешнеполитический климат для строительства ВПК  и вооруженных сил, Германия также  предпринимала определенные дипломатические  усилия для разрушения системы союзов, заключенных между Францией и  государствами Восточной Европы с целью ослабить своего основного соперника в борьбе за доминирование в Европе. Необходимо также отметить, что национал-социалисты активно продолжали попытки подтолкнуть Австрию к союзу с гитлеровской Германией. В июле 1934 г. австрийский канцлер Дольфус был убит австрийскими фашистами, однако в этот момент попытка присоединения не увенчалась успехом главным образом потому, что в это время итальянское руководство еще не было заинтересовано в аншлюсе и оказало активное противодействие подобным планам, выдвинув войска к итало-австрийской границе. В сложившейся обстановке Германия должна была отступить. Для более тщательной подготовки аншлюса в Австрию был направлен опытный немецкий дипломат Ф. фон Папен, имевший достаточно большой опыт работы как в сфере легальной, так и тайной дипломатии.

Что же касается Италии, то она также  активно развивала экспансионистский  внешнеполитический курс, стремясь распространить свое влияние в частности на Балканский п-ов и практически весь бассейн  Дуная. В сложившейся ситуации правительство Франции, обеспокоенное внешнеполитической активностью Италии,  предприняло ряд мер для того, чтобы канализировать ее в североафриканском направлении. В январе 1935 г. П.Лаваль, министр иностранных дел Франции, совместно с Муссолини подписал ряд дипломатических документов, в которых шла речь о серьезных уступках Италии со стороны Франции на африканском континенте, таких, как предоставление итальянским гражданам значительных привилегий в Тунисе, передача Италии части французских акций железной дороги Джибути – Аддис-Абеба, признание итальянского экономического преобладания в Эфиопии и, кроме того, права на итальянское военное вторжение в эту страну.

Летом 1935 г. в Рим для переговоров  прибыл английский министр по делам  колоний Э.Иден, обеспокоенный активностью итальянцев в Северной Африке по соседству с британскими подмандатными территориями и протекторатами на Ближнем Востоке. Его попытки достичь компромисса не привели к положительному результату и не поколебали решимость итальянского лидера захватить Эфиопию. Вскоре британское правительство ввело запрет на ввоз оружия в Италию и Эфиопию, поставив, таким образом, в одинаковое положение агрессора и жертву агрессии, облегчив тем самым итальянским войскам их задачу. Точно также на действия Италии в Эфиопии отреагировало правительство США, принявшее в августе 1935 г. закон о нейтралитете, предусматривавший, что в случае возникновения войны между какими-либо государствами, президент США наделяется правом запрета экспорта американских вооружений и военных материалов в воюющие страны. Действия английского и американского правительств фактически сводили к нулю и без того эфемерные гарантии безопасности на мировой арене, предусмотренные пактом Бриана-Келлога. 3 октября 1935 г. итальянские войска вторглись в Эфиопию. 5 октября США в соответствии с приведенным выше законом, объявили о запрещении продажи оружия, как Италии, так и Эфиопии.  

В защиту Эфиопии выступила Лига Наций, объявившая Италию агрессором и  обязавшая всех своих членов применить в отношении агрессора санкции, предусмотренные соответствующей статьей Устава данной организации. Все члены Лиги обязаны были порвать с Италией все торговые и финансовые отношения. Однако, санкции были применены непоследовательно, что , фактически свело к минимуму их значение: в список материалов, экспорт которых в Италию предполагалось запретить, не была включена нефть; Великобритания отказалась закрыть Суэцкий канал для итальянского флота и т.д. Когда же в руководящих органах Лиги Наций все же встал вопрос об ужесточении санкций против Италии, он был заблокирован английскими и французскими дипломатами, более того, в декабре 1935 г. в Париже министры иностранных дел двух стран подписали секретное соглашение о совместном посредничестве в войне между Италией и Эфиопией. В целом, суть данного посредничества свелась к тому, чтобы убедить Эфиопию передать значительную часть своей территории Италии. Окончательный захват итальянцами Эфиопии произошел весной 1936 г.

Ситуация, сложившаяся вокруг Эфиопии, в очередной раз наглядно продемонстрировала неэффективность существующих инструментов обеспечения безопасности на международной арене. Еще одним испытанием системы международной безопасности, сложившейся в рамках Версальской системы, стала гражданская война в Испании, в ходе которой также проявились агрессивные устремления Италии и Германии, а также неспособность держав-гарантов Версальской системы обеспечить стабильность в Европе.

Вопрос о вмешательстве Германии и Италии в испанские события  был поднят мятежными испанскими генералами еще до франкистского переворота. На этапе подготовки мятежа испанским генералам удалось заручиться морально-политической поддержкой нацистского партийного руководства; в тоже время было очевидно, что эта поддержка должна была осуществляться не через официальные государственные учреждения Германии, такие как МИД, военное министерство и др., а по каналам разведки и заграничных нацистских организаций.

25 июля 1936 г. у Гитлера состоялось  совещание партийных руководителей  и военачальников, на котором было принято решение о помощи Франко. По мнению участников совещания, германское вмешательство в военные действия в Испании имело большое значение для испытания новых видов вооружения, а также для апробации некоторых тактических установок вермахта. Начальник немецкой военной разведки адмирал Канарис сразу же после совещания отправился в Рим с целью оказать давление на Муссолини в вопросе предоставления помощи Франко. Совместными усилиями Канариса , руководителя итальянской разведки Роатта и эмиссаров Франко удалось убедить итальянского лидера в необходимости вмешательства в испанские события.

Тем временем для изучения ситуации на Пиренейском п-ове в Германии была создана специальная комиссия, в задачи которой входило в  частности определение масштабов помощи и ее возможные последствия. Необходимо отметить, что принимая решение об эскалации вмешательства в испанский конфликт, руководители Германии и Италии преследовали вполне определенные политические цели, заключавшиеся 1) в установлении на Пиренейском полуострове дружественного им авторитарного режима, что значительно усложняло положение Франции в случае возникновения масштабного конфликта в Европе; 2) в установлении контроля над Гибралтарским проливом, лишавшим Великобританию и Францию доступа к стратегическим коммуникациям, связывавшим их азиатские и африканские колониальные владения. Фашистские державы имели в Испании и определенные экономические интересы, рассматривая эту страну в качестве возможной сферы приложения капитала, а также в качестве источника стратегических ресурсов, в том числе меди.  

Отметим также еще одно обстоятельство, подтолкнувшее Германию к вмешательству  в Испании – возможность прозондировать позицию Франции и Великобритании в отношении фашистской экспансии  в Европе. Вмешательство в испанские дела послужило своеобразным дополнением к оккупации немецкими войсками демилитаризованной Рейнской зоны в марте 1936 г., повлекшей за собой лишь констатирующую резолюцию Лиги Наций, осуждающую этот шаг как юридически неправомерный.

По мнению ряда исследователей, гражданская война в Испании стала большой удачей для Гитлера, который мог, пользуясь усилением противоречий между державами в Западном Средиземноморье, заниматься перевооружением своей армии. Поэтому в германских интересах было сосредоточить внимание Франции , Англии и Италии на событиях на Пиренейском полуострове в течение достаточно долгого времени, а вовсе не обеспечить быструю победу франкистов. Германия должна была позаботиться, чтобы Франко не потерпел поражение, возложив одновременно основную тяжесть помощи на Италию, тем более, что чем глубже итальянцы втягивались в решение испанской проблемы, тем сложнее становились их отношения с Францией и Британией и тем быстрее шел процесс сближения Италии и Германии, уже начавшийся во время войны в Эфиопии.

Необходимо отметить, что руководство  Англии и Франции, подобно Гитлеру  и Муссолини также было поставлено перед необходимостью определить свою позицию по отношению к событиям в Испании, взвесив все последствия  того или иного шага как с точки зрения внешнеполитической выгоды, так и с точки зрения реакции английского или французского общественного мнения.

Британское правительство консерваторов, несмотря на определенные симпатии к  франкистам, стремилось проводить нейтральную  политику, равноудаленную как от мятежников, так и от республиканцев.

Информация о работе Курс лекций по предмету "История международных отношений"