Курс лекций по предмету "История международных отношений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 02:26, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций, посвященных истории международных отношений XX века.

Вложенные файлы: 1 файл

imo3.doc

— 598.50 Кб (Скачать файл)

Во Франции, где у власти находилось правительство Народного Фронта ситуация была несколько сложнее, т.к. лидеры НФ провозгласили в качестве одной из основных своих целей  во внешнеполитической сфере поддержку антифашистских сил и противодействие насильственному свержению демократических режимов в странах Европы и вынуждены были строить свою политику на международной арене исходя из этого. Социалисты и радикал социалисты, входившие во французское правительство, не питали иллюзий относительно истинных целей итало-германского вмешательства в испанский конфликт и вытекавшей отсюда угрозы безопасности своей страны, поэтому в первые дни мятежа правительство было готово принять решение о продаже оружия Испанской республике. Такая позиция правительства НФ вызвала негативную реакцию, как французских правых, так и правящих кругов в Риме, Берлине и Лондоне. В сложившейся ситуации решающую роль сыграла позиция консервативного правительства Великобритании. 23 июля Л.Блюм и министр иностранных дел Франции И.Дельбос прибыли в Лондон для участия в международной конференции, главным вопросом, на которой было положение в Испании. Британский премьер Болдуин провел с французскими представителями длительные переговоры, в ходе которых убедил их в необходимости принять политику невмешательства в испанский конфликт и выступить инициатором соответствующего соглашения. Изменение позиций Л.Блюма стало следствием его опасений, что Британия пойдет по пути сотрудничества с Германией и Италией, оставив Францию одну в случае возможной войны.

Вернувшись в Париж, на заседании  правительства 2 августа 1936 г. французский  лидер заявил об изменении своей  позиции по испанскому вопросу. Ссылаясь на мнение британского руководства, он сумел убедить других членов кабинета принять решение не вмешиваться в испанский конфликт и выступить с инициативой подписания международного соглашения о невмешательстве. 8 августа на заседании правительства было принято решение, запрещавшее любые поставки оружия в Испанию, уравнивавшее таким образом в правах испанское правительство и мятежников и соответственно нарушавшее международные обязательства Франции.

Первоначальный проект соглашения о невмешательстве, разработанный  Францией, предусматривал подписание его Великобританией, Францией, Германией и Италией с последующим присоединением к нему СССР. Этот документ противоречил в целом существовавшим тогда нормам международного права, которые запрещали предоставлять мятежникам оружие, военные материалы, финансовую помощь и территории сопредельных стран для их базирования и транспортировки грузов.

Интенсивная деятельность французского руководства увенчалась успехом  к концу августа 1936 г. В ходе переговоров  было решено привлечь к участию в  соглашении о невмешательстве все  европейские страны и оформить его  как обмен дипломатическими нотами между Францией и каждым европейским государством в отдельности. Первый обмен нотами между Францией и Англией произошел 15 августа, последний (между Францией и Германией) – 24 августа. В этот же день соглашение вступило в законную силу. 

Советский Союз присоединился к соглашению 23 августа 1936 г. В этот период СССР,  подписывая данное соглашение, руководствовался в основном интересами сохранения мира, т.к. любой, даже локальный военный конфликт в сложившихся условиях в рамках существующей системы международной безопасности, таил в себе угрозу перерастания в мировую войну. Разъясняя эту позицию , М.Литвинов в своей речи на пленуме Лиги Наций 28 сентября 1936 г. заявил: “Советское правительство присоединилось к декларации о невмешательстве в испанские дела только потому, что дружественная страна (Франция – авт.) опасалась в противном случае международного конфликта”.

Из неевропейских стран наиболее активное участие в обсуждении испанской  проблемы приняли страны Латинской  Америки, а также США и Канада, причем раскол общественного мнения проявился здесь и на государственном уровне. Демократическое правительство Мексики с самого начала поддерживало республиканцев, оказывая им посильную военно-экономическую и политическую и дипломатическую поддержку, тогда как консервативные правительства Аргентины, Бразилии, Чили и Канады выступали на стороне Франко.

Что касается США, то здесь изоляционисты  добились распространения на Испанию  закона о нейтралитете, согласно которому в случае войны между государствами  американским гражданам запрещалось поставлять оружие и оказывать иную помощь воюющим сторонам, хотя на гражданские войны действие этого закона формально не распространялось.

Для проведения в жизнь соглашения о невмешательстве был образован  специальный комитет на уровне аккредитованных в Лондоне дипломатических представителей европейских государств во главе с помощником министра иностранных дел Великобритании лордом Плимутом. Комитет не обладал какими-либо реальными контрольными функциями и возможностью объявлять экономические, политические и другие санкции в отношении возможных нарушителей. Британский поверенный в делах в Берлине сообщал министерству иностранных дел Германии, что этот комитет рассматривается английским руководством не как независимый международный орган, способный принимать решения, а как объединение независимых друг от друга дипломатических представителей заинтересованных стран без контрольных функций и без права принимать решения большинством голосов. Подобный комитет в качестве прикрытия как нельзя более устраивал руководство Германии и Италии, показателем чего является секретная инструкция, направленная итальянским правительством своему представителю в Лондоне, с указаниями на необходимость сделать все возможное, чтобы придать деятельности комитета “платонический” характер и отвлекать его внимание обсуждением различных слухов о нарушении невмешательства правительствами лояльно относящимися к республиканцам.

В целом, действия европейских государств на международной арене в этот период, фактически способствовавшие победе мятежников и установлению в Испании диктатуры Франко, стали очередным показателем несовершенства существующих механизмов обеспечения международной безопасности.   

 

Успехи итальянцев в Эфиопии, а  также успехи сторонников Франко в Испании, активно поддерживаемых Германией и Италией, стимулировали формирование блока держав, заинтересованных в демонтаже Версальской системы. Оформление такого блока началось в октябре 1936 г., когда министр иностранных дел Италии Г.Чиано посетил с визитом Берлин; в результате состоявшихся там переговоров был подписан итало-германский протокол о сотрудничестве. Стороны договорились о разграничении сфер экспансии на Балканском п-ове и в бассейне Дуная, а также скоординировали свои действия в отношении Испании. Этим же протоколом Германия официально признала оккупацию итальянскими войсками Эфиопии.

Расширению данного блока способствовали внутриполитические процессы в Японии, где в 1936 г. к власти пришел крайне правый кабинет Хирота, одним из пунктов своей программы провозгласивший развитие японской экспансии в Юго-Восточной Азии. 25 ноября 1936 г. Германия и Япония подписали соглашение о совместном противодействии Коммунистическому Интернационалу, известное в литературе как Антикоминтерновский пакт. Участники пакта обязывались информировать друг друга о деятельности Коминтерна и вести против него совместную борьбу. Пакт был открыт и для других заинтересованных государств. В секретном приложении к соглашению говорилось, что в случае войны одной из договаривающихся сторон с СССР, другая сторона обязывалась не предпринимать никаких действий, которые могли бы облегчить положение Советского государства. 6 ноября 1937 г. к Антикоминтерновскому пакту присоединилась Италия. Несмотря на то, что данный блок формально был направлен против Советского Союза и левоориентированных политических сил внутри стран-участниц, фактически, объединение государств, заинтересованных в изменении существующего миропорядка, представляло угрозу и для стран-гарантов стабильности Версальской системы.

Наиболее активные действия в этой сфере предприняла Япония, сформулировавшая в 1936 г. основные пункты своей программы дальнейшей экспансии, одобренные правительством и предусматривавшие проникновение японского влияния на территории, являющиеся колониями и протекторатами западных стран. Для осуществления этой цели предполагалось усилить японский флот и обеспечить его превосходство над флотами других тихоокеанских держав, в том числе США.  Предполагалось также ликвидировать “угрозу с севера”, со стороны Советского Союза, увеличив японскую военную группировку на границе с советским Дальним Востоком. Начиная выполнение данной программы, 7 июля 1937 г. японские войска начали наступление в Китае и, захватив крупнейшие центры северной части страны, двинулись в центральные районы.

Подобные действия Японии создали  серьезную угрозу интересам других держав на Дальнем Востоке  и в  Южной Азии, однако заинтересованные страны не противодействовали выполнению японских планов, более того, продолжали экспорт военных материалов в  эту страну. Тот факт, что ведя военные действия Япония и Китай не объявляли друг другу войны, использовался США для того, чтобы не распространять на этот конфликт закон о нейтралитете, о котором говорилось выше.

В 1937 г. Германия также активизировала свои экспансионистские усилия, приняв меры к форсированию подготовки присоединения Австрии. Руководством страны была проведена соответствующая дипломатическая подготовка: в сентябре 1937 г. в Берлине состоялись переговоры между Гитлером и Муссолини, в ходе которых последний дал свое согласие на аншлюс. Через некоторое время состоялась встреча Гитлера с английским представителем Галифаксом, который дал понять, что правительство Великобритании при определенных условиях не будет возражать против аншлюса Австрии,  и даже захвата Чехословакии и Данцига.

Используя создавшиеся благоприятные  условия, германское руководство приступило к осуществлению своих планов. Предъявив ряд требований к правительству  Австрии, и , фактически не дождавшись их выполнения, Гитлер 12 марта 1938 г. санкционировал вторжение немецких войск в эту страну. На следующий день новый канцлер Австрии, приверженец нацизма, объявил о присоединении Австрии к Германии.

Этот акт был фактически одобрен  правительственными кругами Англии, США и Франции, которые в апреле 1938 г. ликвидировали свои дипломатические представительства в Вене, признав де-факто изменение политической карты Европы.

Таким образом, к середине 1938 года в международных отношениях произошли  существенные изменения, свидетельствовавшие  фактически об отказе стран-гарантов Версальской системы мироустройства сохранять статус кво на мировой арене.

Развитие кризисных процессов  в рамках Версальской системы  привело к дальнейшим изменениям в расстановке сил на мировой  арене и, соответственно, к изменениям территориальных границ европейских государств.

После аншлюса Австрии, не вызвавшего негативной реакции со стороны мирового сообщества, германское руководство  приступило к присоединению к  Третьему рейху ряда чехословацких  территорий, населенных немцами (Судетская область). При активной поддержке Берлина в Судетах была создана так называемая судетонемецкая партия, выступавшая за автономию, а позднее и за отделение данной территории от Чехословакии.

Действия пронемецкой  “пятой колонны” в Чехословакии были дополнены действиями германской армии, части которой были выдвинуты на германо-чехословацкую границу. Правительство Чехословакии приняло меры для противодействия возможной агрессии, однако ограниченные экономические, политические и военные возможности этой страны не позволяли ей в одиночку противостоять Германии, а большинство союзников Чехословакии, в том числе и Франция, отказались от оказания ей помощи в случае нападения германских войск. Более того, дипломатические представители Великобритании, Франции и Соединенных Штатов Америки в Праге советовали правительству Э.Бенеша пойти на уступки Германии и принять требования судетских немцев в качестве основы для переговоров. Таким образом, правительственные круги стран Запада пытались использовать судетский кризис для того, чтобы сконцентрировать внимание фашистского руководства Германии на восточном направлении экспансии, обезопасив свои границы. Эти действия европейской и американской дипломатии получили в отечественной исторической литературе наименование “политика умиротворения агрессора”. В Европе к умиротворению агрессора больше всех стремилась Великобритания. Кабинет Н.Чемберлена, видимо, предполагал, что гибкость и уступчивость британской дипломатии в судетском вопросе будет способствовать урегулированию англо-германских отношений и ослаблению соперничества между двумя странами в колониальной сфере. С этой целью в августе 1938 г. в Чехословакию был направлен английский представитель лорд Ренсимен, который должен был оказать соответствующее влияние на чехословацкого лидера. С этой же целью в Прагу прибыла и американская миссия. Данные действия английской и американской дипломатии были согласованы с германским и французским внешнеполитическими ведомствами. Не ограничиваясь координацией действий на уровне министерств иностранных дел, премьер министр Великобритании 15 сентября 1938 г. лично встретился с А.Гитлером. На этой встрече немецкий лидер получил окончательное согласие Англии на передачу Рейху Судетской области.

Французская дипломатия следовала в фарватере британской внешней политики и через несколько дней представители Франции сообщили чехословацкому руководству об отказе Франции от своих союзнических обязательств, которые эта страна приняла на себя в соответствии с франко-чехословацким договором 1935 г.  20 сентября 1938 г. чехословацкий вопрос обсуждался на совещании глав английского и французского правительств , на котором были разработаны англо-французские предложения Чехословакии, предусматривавшие передачу Германии чехословацких территорий с преобладающим немецким населением. В соответствии с этими предложениями страны Запада соглашались выступить гарантами сложившихся после раздела границ Чехословакии, однако основным условием таких гарантий должен был стать отказ этой страны от выполнения условий договоров, заключенных с другими странами, в первую очередь с Советским Союзом.

Что же касается СССР, то его руководство вполне справедливо  усматривало в маневрировании Запада в отношении судетской проблемы угрозу своей безопасности и строило  свое поведение на международной арене исходя из этого. Несколько раз в течение  1938 г. высокопоставленные представители советского руководства, встречаясь с представителями Чехословакии и Франции, заявляли о своей готовности выполнить обязательства, предусмотренные договором о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи 1935 г. и направленные на обеспечение территориальной целостности Чехословакии. При этом советское руководство было готово пойти на выполнение условий договора в одностороннем порядке, не дожидаясь соответствующих действий Франции.  

Однако чехословацкий  лидер Э.Бенеш отказался от советской  помощи. Великобритания и Франция  же со своей стороны продолжали развивать  политику умиротворения агрессора, что привело к расширению германских территориальных претензий к Чехословакии, а также к выдвижению подобных претензий со стороны Венгрии и Польши. В сложившейся ситуации СССР, стремясь сохранить существующую систему безопасности, в некоторой степени обеспечивавшую его интересы в Европе, заявил польскому правительству о возможной денонсации советско-польского пакта о ненападении (заключенного в 1932 г.) в случае если польские претензии к Чехословацкой республике перерастут в вооруженное столкновение. Более того, советским руководством было принято решение о приведении в боевую готовность войсковых частей, дислоцирующихся на западной границе СССР на случай возникновения вооруженного конфликта в Европе. Кроме того, 28 сентября 1938 г. руководство Советского Союза предложило созвать международную конференцию для мирного решения судетского кризиса.

С призывом к мирному  разрешению проблемы выступил и президент  США Ф. Рузвельт, однако, его обращение  к Гитлеру было, видимо, расценено  последним как завуалированное  одобрение его деятельности.

Информация о работе Курс лекций по предмету "История международных отношений"