Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 02:26, курс лекций
Работа содержит курс лекций, посвященных истории международных отношений XX века.
Время показало, что для таких опасений были все основания, т.к. уже в июле 1939 г. английские дипломаты начали секретные переговоры с Германией о разрешении всех спорных вопросов путем раздела сфер влияния в Европе, на территории СССР и на Востоке между Великобританией и Третьим Рейхом, причем англичане обещали прекратить англо-советские переговоры в случае подписания соответствующего англо-германского соглашения.
Таким образом, усилия советской дипломатии, направленные на укрепление безопасности СССР, а также безопасности в Европе в целом не увенчались созданием блока держав, способного предотвратить или хотя бы приостановить развитие германской агрессии в Европе. В создавшейся ситуации решение вопросов, связанных с обеспечением безопасности СССР потребовало выработки новых подходов, которые смогли предотвратить формирование единого антисоветского блока и вывести Советский Союз из состояния внешнеполитической изоляции, в котором он оказался в результате проведения странами Запада политики “умиротворения агрессора”. Эти условия в значительной степени предопределили переориентацию советской внешней политики на налаживание отношений с Германией.
Видимо предвидя неудачный
исход переговоров с
В известной мере показателем повышения интереса Москвы к сотрудничеству стало назначение на пост наркома иностранных дел В.М.Молотова и увольнение прежнего наркома М.М.Литвинова, который считался сторонником созидания коллективной системы безопасности в противовес сближению с Германией.
Активизация советско-германского
политического диалога
После начала переговоров, 29 июля 1939 г. В.М. Молотов направил телеграмму Г.А.Астахову, в которой, в частности, высказал точку зрения Кремля на возможное развитие двусторонних связей. “Между СССР и Германией, писал В.М. Молотов, - конечно, при улучшении экономических отношений могут улучшиться и политические отношения…Если теперь немцы искренне меняют вехи и действительно хотят улучшить политические отношения с СССР, то они обязаны сказать нам, как они представляют конкретно это улучшение…Всякое улучшение политических отношений между двумя странами мы, конечно, приветствовали бы”.
14 августа 1939 г. Й.Риббентроп
в свою очередь направил
графу Шуленбургу телеграмму. Он
просил германского посла
В заключение Й. Риббентроп сообщил о своей готовности прибыть в Москву с кратким визитом, чтобы от имени Гитлера изложить И.В. Сталину позицию Германии. Такая готовность была вполне объяснима, поскольку Гитлер спешил урегулировать “польский вопрос”, то есть, аннексировать польскую территорию при согласии или даже сотрудничестве со стороны Советского Союза.
В рамках существующей несовершенной
системы коллективной безопасности
в Европе, в ситуации фактического
провала англо-франко-
19 августа 1939 г. В.М. Молотов официально передал германскому послу в СССР графу Шуленбургу текст проекта советско-германского пакта о ненападении. Этот текст был передан в Берлин для изучения немецкой стороной, а затем были согласованы сроки визита Й. Риббентропа в Москву.
В тот же день в Берлине было подписано Кредитное соглашение между СССР и Германией. Рейхсканцлер А. Гитлер в письме И.В. Сталину искренне приветствовал заключение соглашения. Он также отметил, что заключение в будущем пакта о ненападении означает “закрепление германской политики на долгий срок”. Гитлер в целом одобрил текст пакта, врученный В.М. Молотовым графу Шуленбургу, заметив, что считает необходимым “скорейшим путем” решить связанные с пактом вопросы. По мнению Гитлера, дополнительный протокол к пакту может подписать только ответственный государственный деятель Германии. Поэтому фюрер настаивал на скорейшем приезде в Москву, причем, не позднее 23 августа, Й.Риббентропа, который имел “всеобъемлющие и неограниченные полномочия”. Поспешность, с которой Гитлер стремился заключить пакт, объяснялась подготовкой вермахта к вторжению на территорию Польши. До осуществления плана вторжения оставались считанные дни. Гитлер торопил Сталина. Операция по захвату Польши могла быть успешной, как минимум, при условии нейтралитета со стороны СССР.
21 августа 1939 г. И.В. Сталин направил А. Гитлеру ответное письмо, в котором выразил надежду на то, что “германо-советское соглашение о ненападении создаст поворот к серьезному улучшению политических отношений между нашими странами. Народы наших стран нуждаются в мирных отношениях между собою, – писал Сталин - Согласие германского правительства на заключение пакта ненападения создает базу для ликвидации политической напряженности и установления мира и сотрудничества между нашими странами”. В конце письма И.В. Сталин сообщал, что советское правительство согласно на приезд 23 августа в Москву министра иностранных дел Й. Риббентропа. Письмо И.В. Сталина фактически означало завершение конфиденциальных предварительных консультаций и начало официального этапа межгосударственных переговоров.
23 августа 1939 г. Й. Риббентроп
прибыл в Москву. В 6 часов вечера
в Кремле состоялись
Необходимо отметить, что пакт был подписан в тот момент, когда в Москве еще находились члены английской и французской военной миссий. Кроме того, пакт, в общем-то, нарушал советско-французскую договоренность 1936 г. о необходимости взаимных консультаций при заключении какого-либо договора с третьей стороной.
Договор о ненападении 1939 г., подписанный
министром Й.Риббентропом и наркомом
В.М. Молотовым, в основных чертах повторял
проект, предложенный советской стороной.
В статье 1 стороны обязались
Дополнительный (секретный) протокол разрешал вопрос о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе. Во-первых, северная граница тогдашней Литвы объявлялась границей сфер интересов Германии и СССР. Протокол говорил о возможности “территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва). “Переустройству” подлежала и Польша. Граница сфер в этом районе проходила по линии рек Нарева, Висла и Сана. Следовательно, Берлин и Москва договорились о захвате указанных районов в ближайшем будущем. На юго-востоке Европы в советскую сферу влияния попадала Бессарабия.
Вопрос о том, какое значение
данный договор, известный как пакт
Молотова-Риббентропа, имел для развития
международных отношений в
Очевидно, что обе точки зрения далеки от объективности. Сторонники обоих подходов рассматривают заключение пакта сквозь призму собственных мировоззренческих установок и взглядов на большевистские проекты переустройства мира, а также на роль Советского Союза в международных отношениях в период 1920-х – 30-х гг. Думается, что относительно объективный, свободный от идеологической нетерпимости анализ событий июля-августа 1939 г. станет возможным лишь в будущем, по прошествии времени, достаточного для того, чтобы утихли политические страсти времен жесткой конфронтации между СССР и странами Запада.
Другой дискуссионной проблемой истории международных отношений преиода 1930-х гг. является, на наш взгляд, вопрос о позиции Коммунистического Интернационала в отношении политических процессов, происходивших на мировой арене в рассматриваемый период.
В условиях нарастания кризисных явлений в рамках Версальской системы, в ситуации, когда, с одной стороны, в результате усиления Германии и неэффективности существовавших механизмов обеспечения международной безопасности все более реальной становилась угроза новой войны, а с другой – в результате заключения договоров о взаимопомощи с Францией и Чехословакией СССР приобрел статус великой державы, Коммунистический Интернационал должен был пересмотреть целый ряд своих фундаментальных стратегических установок и разработать новую тактику воздействия на общественное мнение стран Европы, которая соответствовала бы требованиям текущего момента и закреплению дипломатических успехов Советского Союза. С этой целью летом 1935 г. в Москве был созван VII Конгресс Коминтерна, на котором было принято решение об отказе от конфронтации с политическими партиями и организациями социал-демократического толка и о создании так называемых народных фронтов, представлявших собой блок социалистов и коммунистов, главной целью которого должно было стать предотвращение прихода к власти в странах Западной Европы правых режимов и укрепление антифашистски настроенных правительств.
Однако, документальные свидетельства, относящиеся к началу 1936 г., дают основания предполагать, что на VII конгрессе КИ , заложившем основы единого антифашистского фронта, не был разработан конкретный механизм претворения в жизнь этих теоретических установок. В ряде документов ИККИ, а также в протоколах выступлений лидеров Коминтерна содержатся указания на кризис демонстративной политики КИ и отсутствие “правильных методов борьбы с фашизмом”. В период 1936-39 гг. руководители Коммунистического Интернационала и отдельных национальных секций предлагали свои варианты концепции народного фронта, определяющей формы и методы борьбы с фашизмом в международном масштабе и в каждой стране в отдельности с учетом специфических, присущих ей черт.
Информация о работе Курс лекций по предмету "История международных отношений"