Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 02:26, курс лекций
Работа содержит курс лекций, посвященных истории международных отношений XX века.
По замыслу создателей Лиги Наций, эта международная организация должна была содействовать поддержанию и укреплению Версальской системы международных отношений, в связи с чем в ее Устав предполагалось включить тексты всех мирных договоров, заключенных после Первой мировой войны, причем побежденные страны, с которыми эти договоры заключались, первоначально не допускались в состав членов Лиги.
Ожесточенные споры на конференции разгорелись вокруг предложения Вильсона о передаче Лиге Наций бывших германских колоний и части турецких территорий, в то время как Англия, Франция и Япония, успевшие во время войны договориться в основном о разделе данных территорий, отстаивали возможность их прямой аннексии. Отстаивая свою позицию в этом вопросе, американская делегация использовала фактор отрицательного отношения мирового общественного мнения к расширению колониальных владений. На заседании “Совета десяти” 27 января 1919 г. Вильсон заявил, что идея создания системы мандатов Лиги Наций “основана на широко распространенном во всем мире желании не допустить новых аннексий”, в связи с чем, президент настаивал на том, чтобы на этих территориях не разрешалась дискриминация членов Лиги в отношении таможенных пошлин, доступа к источникам сырья и т.д. Таким образом, президент США фактически стремился обеспечить возможность беспрепятственного распространения американского влияния на эти территории.
В течение длительного времени ни одна из сторон не соглашалась пойти на уступки. Однако в итоге стороны пришли к своеобразному компромиссу. Было решено, что Германия формально откажется от своих колоний, а Турция от своих арабских территорий в пользу Лиги Наций, которая от своего имени передаст мандаты на непосредственное управление этими территориями соответствующим державам-мандатариям. Мандаты должны были быть распределены между Англией, Францией, Японией и Бельгией. В сущности, под прикрытием мандатной системы Лиги Наций был произведен раздел колониальных владений побежденных стран. В качестве уступки Соединенным Штатам державы-мандатарии обязались соблюдать на переданных им территориях принцип “открытых дверей”, что создало относительно благоприятные условия для распространения американского экономического влияния, но не меняло того факта, что бывшие германские колонии и арабские территории Османской империи были практически присоединены к колониальным владениям Англии, Франции и Японии.
Раздел германских колоний был произведен в 1919 г. Основную часть Восточной Африки за исключением ряда территорий, отошедших к Бельгии и Португалии, получила Англия. Того и Камерун были поделены между Англией и Францией, а германская часть Юго-Западной Африки перешла к английскому доминиону – Южно-Африканскому Союзу. Германскую часть Новой Гвинеи получил английский доминион Австралия, а острова Самоа – доминион Новая Зеландия. Японии были переданы германские владения в центральной части Тихого океана: Маршалловы, Марианские и Каролинские о-ва. Судьба арабских территорий Османской империи была решена позднее – в процессе заключения мирного договора с Турцией.
Несколько особняком стоял вопрос о китайской провинции Шаньдун, бывшей до войны фактически колонией Германии. Китай, объявивший войну Германии в 1917 г., настаивал на возвращении ему этой территории; свои претензии на эту провинцию предъявила также Япония, ссылаясь на соответствующие обещания, данные ей Англией и Францией и зафиксированные в тайных договорах 1917 г. Удовлетворение претензий Японии затрагивало интересы США, Англии и Франции, соперничавших с Японией в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Наиболее решительно против японских притязаний на Шаньдун выступали Соединенные Штаты, настаивавшие на применении доктрины “открытых дверей” ко всей территории Китая. Более сдержанную позицию в этом вопросе занимали Англия и Франция, стремившиеся использовать Японию для противодействия американскому проникновению в Китай. Что же касается Японии, то она не желала отступать от своих требований. Чтобы усилить свои позиции в этом вопросе и привлечь на свою сторону симпатии народов Азии, японская делегация потребовала включить в устав Лиги Наций специальное положение, декларирующее равенство прав рас и религий, в соответствии с которым все народы, представители разных рас и конфессий, должны были иметь равные права участия в решении международных проблем.
Спор вокруг вопросов, выдвинутых Японией, продолжался в течение нескольких месяцев. Когда же в апреле 1919 г. в Париж была вызвана германская делегация для ознакомления с условиями договора, японская сторона решительно заявила, что если вопрос о Шаньдуне не будет решен в пользу Японии, то она покинет Париж, не подписав мирного договора. Эта угроза была сделана в один из самых критических моментов работы конференции. В сложившейся ситуации американская делегация сочла целесообразным пойти на сделку с Японией: Вильсон согласился отдать Японии Шаньдун с тем, чтобы она отказалась от своего требования по вопросу о равенстве рас.
Острый кризис возник на конференции и при обсуждении вопроса о новых границах Германии в Европе. Франция настаивала на перенесении западной границы Германии на Рейн и на занятии войсками союзников предмостных укреплений на правом берегу Рейна. Эти требования были сформулированы французским правительством еще в конце 1918 г.
Не решаясь открыто
требовать аннексии левобережья
Рейна, населенного немцами и
исторически составляющего
Ни Англия, ни Соединенные
Штаты не могли согласиться с
таким вариантом решения
Ни одна из трех делегаций не желала идти на уступки, однако, в конце концов, оказавшись в определенной политической изоляции, французские представители вынуждены были пойти на компромисс. В соответствии с новым проектом Франция получала Эльзас и Лотарингию, а Саарский угольный бассейн передавался на 15 лет под управление Лиги Наций. По истечении этого срока судьбу Саара должен был решить плебисцит местного населения. Франции было предоставлено право в течение 15 лет осуществлять экономический контроль над Саарскими угольными шахтами. Победители получали право в течение этого же периода оккупировать левый берег Рейна. Вдоль правого берега создавалась демилитаризованная зона шириной 50-60 км. Бельгии передавались округа Эйпен, Мальмеди и Моренэ. Соединенные Штаты и Англия со своей стороны обязались предоставить Франции взамен стратегической границы по Рейну гарантии против любой неспровоцированной агрессии со стороны Германии. Однако необходимо отметить, что американский сенат, отказавшийся впоследствии ратифицировать Версальский договор, не ратифицировал и франко-американский договор о гарантиях. В этих условиях Англия также сочла возможным впоследствии отказаться от своих обязательств перед Францией.
Достаточно интенсивными были и дискуссии об определении восточных границ Германии. Их результатом стала передача примерно 1/7 части прежних германских территорий Литве, Дании, Польше и Чехословаки. Однако противоречия между ведущими державами привели к тому, что в общем и целом восточные границы Германии точно зафиксированы не были, что создавало условия для возникновения территориальных споров между Германией и перечисленными государствами в обозримой перспективе.
Острые дискуссии на
конференции, которые так и не
привели к окончательному результату,
были вызваны обсуждением
В конечном счете, было принято компромиссное решение, по которому Германия должна была возместить ущерб, нанесенный гражданам союзных держав и нести расходы на пенсионное обеспечение солдат стран Антанты и членов семей погибших.
Дальше этого в разрешении репарационного вопроса Парижская мирная конференция пойти не смогла. Ее участники не достигли соглашения ни об общей сумме германских репараций, ни о процентном распределении репарационных платежей между державами-победительницами. Решение этих вопросов было передано репарационной комиссии, в которую должны были войти представители Соединенных Штатов, Англии, Франции, Италии и Бельгии. В отдельных случаях к участию в работе репарационной комиссии вместо Бельгии предполагалось привлекать представителей Японии и Югославии. Таким образом, в Париже державы-победительницы возложили на Германию по существу ничем не ограниченные репарационные обязательства. Определенно была установлена лишь та сумма, которую Германия должна была уплатить до 1 мая 1921 г. – 20 млрд. марок. Под рубрикой реституции – возвращения захваченного имущества – в мирный договор было включено обязательство Германии выдать победителям значительную часть подвижного состава железных дорог и основную часть торгового флота. Союзники получили также право беспрепятственного транзита по всем сухопутным, водным и воздушным транспортным маршрутам Германии.
Чтобы затруднить возможность реванша со стороны Германии, в мирный договор, кроме постановлений об изменении ее границ, о репарационных и др. обязательствах, был включен ряд статей, призванных ограничить военную мощь этой страны: численность германской армии ограничивалась количеством в 100 тыс. солдат и офицеров, Германии было предписано срыть все сооружения береговой обороны за пределами зоны, непосредственно примыкавшей к ее побережью, а также все укрепления вдоль западной границы.
28 июня 1919 г. мирный договор с Германией, ставший, во многом плодом компромисса между державами-победительницами, был подписан членами германской и союзных делегаций.
После заключения мирного договора с Германией Парижская конференция приступила к завершению работы над текстами мирных договоров с Австрией, Венгрией, Болгарией и Турцией. Как и Версальский договор, договоры с бывшими союзниками Германии представляли собой компромисс между державами-победительницами, отражавший существовавшее соотношение сил.
После окончания войны наиболее сильные позиции в Восточной Европе (в том числе в Дунайском бассейне и на Балканах) были у Франции, Поддерживая территориальные претензии Румынии, Польши и Чехословакии в отношении территорий, входивших ранее в состав Российской, Германской и Австро-Венгерской империй и Болгарии, Франция рассчитывала использовать эти страны при проведении своей политики в Европе. Французские интересы в Восточной Европе сталкивались с английскими и американскими. Англия добивалась крупных территориальных приращений для Греции, своего основного союзника в бассейне Средиземного моря, за счет побежденных Болгарии и Турции. Кроме того, она выступала против передачи новым восточноевропейским государствам обширных территорий, принадлежавших Германии и Автро-Венгрии, рассчитывая противопоставить побежденные страны Франции и ее потенциальным союзникам – Польше, Румынии, Чехословакии и Югославии.
Что же касается Италии, то официальный Рим стремился укрепить свои позиции в Центральной и Юго-Восточной Европе путем прямой аннексии некоторых территорий со славянским и австрийским населением. В соответствии с нормами, установленными секретными договорами, заключенными между союзниками в 1915-17 гг. Италия должна была получить районы Трентино и Южного Тироля, Истрии с портами Триест и Пола, Далмацию и Додеканезские о-ва, протекторат над Албанией, существенную часть турецких территорий и значительные территориальные приращения к колониям в Африке.
После окончания войны, продемонстрировавшей слабость Италии в военном и экономическом отношении, другие державы-победительницы отказались признать претензии этой страны. Тем не менее, итальянская сторона продолжала настаивать на выполнении условий тайных договоров. Получив отказ, итальянская делегация демонстративно покинула мирную конференцию и уехала в Рим. Однако этот эффектный жест не привел к желаемым результатам, более того, привел к дальнейшему ослаблению итальянских позиций на конференции.
В таких условиях достаточно
жесткой конкуренции между
10 сентября 1919 г. в Сен-Жерменском
дворце под Парижем был
К Польше была присоединена Западная Галиция, к Чехословакии – Закарпатская Украина. Трансильвания и часть Баната, входившие ранее в состав Австро-Венгрии, были переданы Румынии. Румынии была передана и Буковина, а позднее, в 1920 г., Бессарабия.
Австрия отказалась от территорий, населенных южными славянами, за исключением части словенских районов. Точная граница между Королевством сербов, хорватов и словенцев и Италией не была зафиксирована в мирном договоре, т.к. участники Парижской конференции не смогли прийти к компромиссу по этому вопросу. В состав Югославии согласно договору вошла Черногория, а Италия получила важный стратегический район Южный Тироль.
Кроме всего прочего Австрия лишилась военного и торгового флота в Адриатике и на Дунае, обязалась выплатить репарации победителям и соглашалась на беспрепятственный транзит любых грузов союзников через свою территорию. Военные статьи договора запрещали Австрии иметь постоянную армию.
27 ноября 1919 г. в парижском предместье Нейи был подписан мирный договор с Болгарией, согласно которому она понесла значительные территориальные потери: Добруджа была закреплена за Румынией, часть Македонии, входившую ранее в состав Болгарии, получила Югославия, Западная Фракия была передана Греции. Болгария таким образом теряла свыше 11 тыс. кв. км. своей территории и лишалась выхода к Эгейскому морю. На Болгарию возлагались тяжелые репарационные обязательства, составлявшие не менее четверти ее довоенного национального богатства. Вооруженные силы Болгарии предполагалось ограничить количеством 20 тыс. чел.
Информация о работе Курс лекций по предмету "История международных отношений"