Курс лекций по предмету "История международных отношений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 02:26, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций, посвященных истории международных отношений XX века.

Вложенные файлы: 1 файл

imo3.doc

— 598.50 Кб (Скачать файл)

По настоянию Японии в текст соглашения был включен пункт о запрещении сооружения новых военно-морских баз на Тихом океане за исключением прибрежных о-вов США, Канады, Австралии и Новой Зеландии, зоны Панамского канала, Гавайских о-вов, а также о-вов к западу от 110 меридиана. Принятием этого пункта было обусловлено согласие Японии на предложенную американцами пропорцию в соотношении линейных флотов. Япония, располагая  хорошо оснащенными военными базами на своих тихоокеанских о-вах, добилась отказа США от права сооружать военные базы на Филиппинах, о-ве Гуам и Алеутских о-вах. Таким образом, США и Англия могли создавать военно-морские базы на расстоянии не ближе 5-6 тыс. км. от японских берегов. Последующие события показали, что такая ситуация обеспечила японскому флоту возможность господствовать в азиатских водах и создала основу для экспансии этой страны в Юго-Восточной Азии.

*                 *                 *

Не менее важное значение имели  и соглашения Вашингтонской конференции, посвященные положению в Китае, который в свое время отказался подписать Версальский договор в связи с тем, что бывшие германские владения на его территории были переданы японцам.

Китайская делегация на конференции  выдвинула программу из 10 пунктов  в качестве основных принципов для  обсуждения. В программе делегации ставился вопрос об уважении территориальной целостности и политической независимости Китая со стороны великих держав. Программа предусматривала, что Китай со своей стороны не будет отчуждать или сдавать в аренду какой бы то ни было державе какую либо часть своей территории. Соглашаясь с принципом “открытых дверей и равных возможностей”, представители Китая настаивали на ликвидации всех специальных прав и привилегий иностранных держав на территории страны, на возвращении Китаю бывших немецких владений, ликвидации сфер влияния, вывод иностранных войск и т.д.

Американская делегация поддержала те из требований Китая, которые можно  было использовать для ликвидации монопольных  позиций японцев в ряде районов  Китая, в то время как Япония отказалась обсуждать эти вопросы на конференции и потребовала их рассмотрения в рамках двусторонних переговоров между Японией и Китаем. США и Англия приняли эту процедуру, но добились согласия японцев на участие своих представителей на переговорах в качестве наблюдателей.

В результате закулисной борьбы, включавшей в себя, в частности, попытки японцев  сменить правительство в Пекине, 4 февраля 1922 г. между Японией и  Китаем было подписано соглашение, определившее условия возращения Шаньдунской  провинции, предусматривавшие, в частности отказ Японии от исключительного права предоставлять Китаю займы под обеспечение налогами и направлять своих советников и инструкторов в китайское правительство и т.д. Данное соглашение означало пересмотр постановлений Версальского договора по этому вопросу. Его можно расценивать как очевидный провал японской дипломатии и успех американской внешней политики, ослабившей в определенной степени японское влияние в Китае.

Важным документом по китайскому вопросу  на конференции явился договор 9-ти держав – США, Англии, Франции, Японии, Бельгии, Италии, Голландии, Португалии и Китая, - подписанный 6 февраля 1922 г. Договор обязывал подписавшие его страны уважать суверенитет Китая, его территориальную целостность, соблюдать принцип “открытых дверей”. Договор обязывал его участников воздерживаться от использования существующей в Китае обстановки в целях получения специальных прав и преимуществ, не добиваться монополии или привилегий в какой-либо части Китая в ущерб интересам третьих стран.

Данный договор также можно отнести к достижениям американской дипломатии т.к. он препятствовал разделу Китая на сферы влияния, а следовательно ослаблял влияние Англии и Японии в регионе Дальнего Востока. Япония присоединилась к этому договору, несмотря на то, что он был направлен против ее интересов, т.к. у нее фактически не было другого выхода. Утратив безоговорочную поддержку со стороны Британии, Япония оказалась на конференции фактически в полной изоляции. Однако, подписывая договор 9-ти держав, Япония, в целом, сохраняла определенную свободу маневра, т.к. данный документ не предусматривал каких-либо мер воздействия на его нарушителей.

Подводя итоги, можно сказать, что  Вашингтонская конференция фактически завершила передел мира после  Первой мировой войны, установив  на некоторое время новый баланс сил на Тихом океане. Решения конференции стали одной из основ послевоенного урегулирования на международной арене, составной частью Версальско-Вашингтонской системы, определившей основные тенденции и противоречия развития  международных отношений почти на два десятилетия. Итоги конференции ознаменовали также значительные успехи американской дипломатии в борьбе за доминирование, по крайней мере, на Тихом океане.  

 

 

6.4. Россия в  системе международных отношений  1920-х гг.

Основные черты внешней политики РСФСР в 1918-21 гг.

 

Благодаря позиции нового большевистского руководства, заключившего сепаратный мир с Германией, отказавшегося  в одностороннем порядке от уплаты иностранных долгов и национализировавшего иностранную собственность в России, Советское государство на мировой арене оказалось в полной изоляции. Политика большевиков дала державам-победительницам повод на Версальской конференции при обсуждении русского вопроса разрабатывать планы, связанные с силовым давлением на РСФСР, как при помощи прямой военной интервенции, так и посредством поддержки антибольшевистских сил внутри России. Результатом такого положения вещей стала экономическая и дипломатическая блокада России со стороны стран Запада.

В создавшихся условиях советское  руководство предприняло ряд политических шагов, направленных на установление дипломатических и экономических отношений со странами Ближнего и Среднего Востока - Ираном, Афганистаном и Турцией.

Еще в к. 1917 – н. 1918 гг. СНК РСФСР  в нескольких дипломатических нотах сообщил правительству Ирана , что российская сторона готова обсудить вопрос о выводе войск с территории Северного Ирана, а также о денонсации англо-русского соглашения 1907 г. и ряда других соглашений, ущемляющих суверенитет этой страны. Иранское правительство приняло к сведению решение советского руководства и в свою очередь объявило утратившими всякую силу все договоры и соглашения, навязанные Ирану великими державами. Однако дальше деклараций дело не пошло т.к. в середине 1918 г. Великобритания ввела свои войска в Иран, где было сформировано проанглийское правительство, прервавшее переговоры с большевиками.

Несмотря на это, правительство  Советской России не оставляло попыток  установить дружественные отношения  с Тегераном. Такая настойчивость  объясняется тем, что Иран расположен в непосредственной близости от границ РСФСР и угроза его использования в качестве плацдарма для наступления на территорию Советского государства казалась тогда вполне реальной. В течение 1918 – 1919 гг. в Иран были отправлены еще две российские миссии, основной задачей которых было заключение соответствующего договора, однако переговоры были сорваны иранской стороной.

Срыв сыграл на руку англичанам, поскольку  в это время английские дипломаты  вели переговоры о заключении нового англо-иранского соглашения, сохраняющего зависимость этой страны от Великобритании. Данное соглашение было подписано 9 августа 1919 года. Согласно этому документу Великобритания получало право назначать своих советников в государственный аппарат и армию Ирана. Таможенные тарифы были пересмотрены в интересах Англии. Одновременно иранской стороне был предоставлен заем под залог доходов иранских таможен.

В этих условиях Советская Россия выступила с обращением, адресованным народу Ирана (28 августа 1919 года). Решив сыграть на антианглийских настроениях, советское руководство заявило, что не признает англо-персидского договора, т.к. он ведет к порабощению Ирана. "Персия вычеркнута из числа независимых стран. Персидский народ исключен из числа свободных народов, его собственные деспоты и угнетатели получают деньги от Англии и окончательно превращаются в ее слуг..."- говорилось в обращении. Осудив, таким образом, это соглашение, советское правительство вновь предложило заключить равноправный  советско-иранский  договор на  основе  взаимовыгодного сотрудничества.

20 мая 1920 года иранское правительство  откликнулось на этот призыв, сообщив, что намеревается послать  в Баку и Москву делегации  для ведения переговоров с  советской стороной на прежних  условиях. В ноябре 1920 года в Москву для переговоров с РСФСР прибыл чрезвычайный посол Ирана Али-Гули-хан Ансари, а 26 февраля 1921 года советско-иранский договор был подписан в Москве. В этот же день правительство Ирана заявило, что отказывается внести англо-иранский договор на рассмотрение меджлиса; меджлис одобрил это решение.

Советское правительство подтвердило  свой отказ от собственности царской  России на территории Ирана, а также  то, что все договоры, конвенции  и соглашения, заключенные царским  правительством с Ираном и приводившие к ущемлению прав Ирана, объявлены отмененными и потерявшими силу. Все соглашения, заключенные Россией с третьими державами во вред Ирану, также были отменены; Советская Россия отказалась от участия в каких бы то ни было мероприятиях, нарушающих суверенитет этой страны. Договаривающиеся стороны согласились признать и соблюдать границу, установленную русско-персидским соглашением 1881 года; было оговорено право обоих государств совместно использовать пограничные реки. В советско-иранский договор были включены также статьи, провозглашающие обязательства сторон не вмешиваться во внутренние дела друг друга, а так же статьи , обеспечивающие безопасность Советской России.

Ведя переговоры с  иранским правительством, советское  руководство также предпринимало усилия для налаживания отношений с Афганистаном, в котором в то время активно развивалось национально-освободительное антианглийское движение. Результатом этих усилий стало подписание договора о дружбе между РСФСР и Афганистаном (28 февраля 1921 г.)

По договору стороны признавали независимость друг друга и брали  на себя обязательство не вступать в военное или политическое соглашение с третьей державой, которое нанесло  бы ущерб другой стороне. Россия предоставляла  Афганистану право на свободный  и беспошлинный транзит через ее территорию товаров, закупленных как в России, так и за границей. Советская сторона согласилась также оказать своему южному соседу материальную и финансовую помощь, предоставить безвозмездную ссуду в размере 1 млн. руб. золотом.

Данный договор имел большое значение для обеих сторон. Сам факт заключения равноправного  договора с Россией во многом способствовал  укреплению независимости Афганистана, а финансовая и техническая помощь сыграли свою роль в развитии экономики  страны, ее инфраструктуры, а также в строительстве  вооруженных  сил  афганского  государства.   Укрепление независимости Афганистана обеспечивало относительную безопасность южных рубежей Советского государства, а также поднимало престиж Советской России в глазах народов Востока. Наряду с развитием политических отношений между двумя странами расширялись и торгово-экономические связи.

Необходимо отметить, что основное внимание советское  правительство уделяло развитию отношений с Турцией, в которой  в рассматриваемый период под влиянием военных поражений и Октябрьской революции в России разворачивались интенсивные революционные процессы, характеризовавшиеся ростом антизападных настроений и просоветских симпатий в самых широких слоях турецкого общества.

Переговоры между двумя странами начались в конце апреля 1920 г. и  закончились 16 марта 1921 г. подписанием в Москве советско-турецкого договора о дружбе и братстве. Договор определял советско-турецкие границы, решал ряд территориальных вопросов, а также определял взаимные обязательства сторон не предпринимать каких либо дипломатических шагов, способных нанести ущерб Турции или России.

Советско-турецкий договор 1921 г., заключенный в период борьбы кемалистской Турции против греческой  интервенции и давления стран  Антанты, имел для обеих стран большое значение. Он укрепил позиции Турции в ее борьбе за независимость и обеспечил возможность добиваться столь же благоприятных условий в переговорах с другими государствами, содействовал укреплению режима, дружественно настроенного к Советской России.

При заключении Московского  договора между представителями  РСФСР и Турции имел место обмен  нотами, дополняющими договор. В нотах  стороны обязались информировать  друг друга о переговорах с  другими державами, заключении с  ними договоров, а также о принципиальной смене политического курса одной стороны по отношению к другой.  Одновременно с подписанием договора была достигнута договоренность о предоставлении Турции безвозмездной помощи в размере 10 млн. золотых рублей.

Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод, что, предложив странам Ближнего и Среднего Востока политику взаимовыгодного сотрудничества в противовес английской политике, основанной на неравноправных договорах, Советский Союз сумел прорвать дипломатическую и экономическую блокаду, в которой он оказался после Октябрьской революции. Безвозмездная помощь, оказанная народам этих, стран, в тех исторических условиях существенно повлияла на нормализацию положения вокруг СССР. Оказав помощь народам соседних государств в деле упрочнения их независимости, Советское государство обеспечило стабильность большой протяженности южных границ, нашло пути добрососедского решения ряда спорных территориальных вопросов. До минимума была сведена опасность использования враждебно относящихся к России державами соседних стран как плацдарма для нанесения удара, развязывания войны, что давало возможность сконцентрировать главные усилия на решении внутренних проблем.

Другой характерной  особенностью советской внешней  политики в начале 1920-х гг. было стремление нового руководства России в целях укрепления международного положения страны использовать не только традиционные дипломатические каналы, но и политические инструменты, связанные с пропагандой и распространением большевистских идей в среде общественного мнения зарубежных стран. По мнению целого ряда авторов (См. например: Ф. Фюре. Прошлое одной иллюзии. М., 1999.), идеи справедливого общественного устройства, воплощением которых многие считали РСФСР, были довольно популярны в различных социальных слоях европейских государств, разоренных войной. Это создавало благоприятные условия для создания благоприятного имиджа Советского государства в широких кругах мировой общественности и формирования политических и общественных организаций, в том числе международных, способных в определенном смысле отстаивать интересы Советской России посредством выступлений в пользу признания РСФСР мировым сообществом, в пользу прекращения военной интервенции и т.д. В состав таких организаций входили, как правило, представители прогрессивно настроенной интеллигенции, деятели культуры и науки, считавшие, что мировое сообщество должно извлечь уроки из мировой войны, ставшей результатом обострения межимпериалистических противоречий, и предпринять усилия для формирования такого социального порядка, при котором возникновение масштабного вооруженного конфликта было бы невозможно. Олицетворением такого общественного устройства для них была Советская Россия. Кроме того, в этот период при активном содействии РКП(б) в зарубежных странах начали создаваться собственно коммунистические организации, выдвигавшие более радикальные требования, связанные с коренным переустройством общественных отношений и, соответственно, форсированием революционных событий в своих странах по российскому образцу.

Информация о работе Курс лекций по предмету "История международных отношений"