Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 02:26, курс лекций
Работа содержит курс лекций, посвященных истории международных отношений XX века.
Ревизия репарационных платежей нашла поддержку у руководства США, которое намеревалось использовать ее для создания на европейском континенте благоприятных для себя условий, а именно недопущение гегемонии одного или нескольких государств в Европе и проведения ими антиамериканской политики. Международный комитет банкиров под председательством Дж.П.Моргана (комитет Моргана) на заседании в Париже в июне 1922 года объявил о согласии предоставить Германии заем после уменьшения “до разумных размеров” ее репарационных обязательств. 7 октября последовало заявление Белого дома о том, что правительство Гардинга желает участвовать в восстановлении Европы.
Между тем решение репарационного вопроса зашло в тупик. Правительство Вирта начало отход от политики выполнения условий Версальского мира. В конце августа 1922 года репарационная комиссия предоставила Германии мораторий до 15 декабря 1922 года, а в октябре 1922 года последняя была освобождена от платежей наличными до 10 июля 1923 года. Уходя в отставку, правительство Вирта направило в репарационную комиссию ноту о неплатежеспособности Германии, в которой просила моратория на 3-4 года и предоставление Германии займа.
Попыткой выйти из этой ситуации стала оккупация Рура французскими и бельгийскими войсками, предпринятая в январе 1923 года, под предлогом санкций за невыполнение Германией своих репарационных обязательств. Правительство Куно ответило политикой “пассивного сопротивления”, отзывом своих представителей из Франции и Бельгии и прекращением репарационных поставок в эти страны.
Рурский конфликт обернулся
для Франции усилением
Новый премьер-министр Франции Э.Эррио, безотлагательно приступил к подготовке конференции по репарационному вопросу. Франция по прежнему говорила о защите своих договорных прав и сохранении оккупации Рура, пока не будет учреждена предусмотренная экспертами организация по наблюдению и контролю с действенными гарантами. 21-22 июня состоялся обмен мнениями между Эррио и Макдональдом, на которой политика стран-победительниц по отношению к Германии увязывалась с политикой Германии. Это привело к тому, что Германия отказалась участвовать в конференции, пока оккупация Рура не будет окончательно снята.
Тем временем в Лондон и Париж отправился госсекретарь США Юз, чтобы подготовить конференцию и преодолеть оставшиеся разногласия. Что ему и удалось сделать, оказав сильнейшее давление на французское руководство.
16 июля 1924 года открылась
Лондонская конференция, котора
Другим важнейшим вопросом было утверждение нового репарационного плана, разработанного комитетом экспертов во главе представителем американских финансовых кругов, чикагским банкиром Ч.Дауэсом и вошедший в историю под названием “плана Дауэса”. 10 октября 1924 года была достигнута договоренность между банками стран - участниц лондонских соглашений о кредите Германии в суме 800 млн. золотых марок.
Одним из важнейших политических аспектов “плана Дауэса”, оказавшего огромное влияние на последующее развитие международных отношений, была его трансформация из орудия французской политики силы в мощный рычаг влияния на Германию со стороны, прежде всего, США.
“План Дауэса” предусматривал огромные валютные вливания в немецкую экономику, позволившие не только стабилизировать, но и увеличить промышленную мощь. Он привел также к известному урегулированию репарационного вопроса, зафиксировав точные суммы ежегодных платежей, более приемлемые по сравнению с установленными ранее. План содержал серьезные ограничения германского суверенитета, устанавливая контроль за рядов важнейших сторон экономической жизни страны. Вместе с тем “план Дауэса” серьезно укреплял не только экономическое, но и внешнеполитическое положение Веймарской республики, что подтвердили в дальнейшем соглашения в Локарно. 29 августа 1924 рейхстаг ратифицировал “план Дауэса”.
16 сентября 1928 года в
Женеве состоялась очередная
конференция стран-
В феврале 1929 года в Париже началась работа комитета финансовых экспертов, в который вошли представители Англии, Франции, Германии, Италии, Бельгии и США во главе с американским финансистом Юнгом. В отличие от комитета Дауэса в новом комитете вместе заседали эксперты - кредиторы Германии и немецкие эксперты. На первом заседании Шахт заявил, что Германия не имеет возможности ежегодно выплачивать 2,5 млрд. золотых марок репараций. Он настаивал на снижении суммы и изменение сроков репарационных выплат.
Представитель Франции выступил с резким протестом и потребовал, чтобы Германия выплачивала ежегодно репарации в сумме, позволяющей Франции уплачивать ее долги Англии и США и покрывать расходы на восстановление хозяйства. Лишь к июню 1929 года эксперты достигли договоренности и вынесли рекомендацию заменить план Дауэса новым соглашением, получившим название “план Юнга”.
Представленный план предусматривал снижение ежегодных репарационных выплат до 2 млрд. марок, которые должны выплачиваться в течение 37 лет, а в течение следующих 22 лет Германия должна будет вносить суммы, равные тем платежам, которые ее кредиторы должны будут платить в эти годы для погашения своих долгов. Ежегодные взносы по репарациям разбивались на две доли: безусловную, которая не подлежала отсрочке (из них 500 млн. марок выплачивалась Франции), и условную, которая в случае экономических затруднений Германии могли быть отсрочены на срок до 2 лет. Новый план точно фиксировал сроки и общую сумму репараций, восстанавливал финансовую самостоятельность Германии, ликвидировал контрольные органы союзных держав.
Одно из основных противоречий репарационной проблемы состояло в том, что репарационные платежи должны были осуществляться в условиях существования серьезных барьеров на пути германского экспорта. При этом, державы-победительницы желали получить с Германии как можно большую часть репараций в валюте. Однако это было возможно только за счет увеличения сбыта германских товаров на мировом рынке, что в свою очередь усиливало конкуренцию между Германией и странами, получающими репарации.
На конференции в Гааге, открывшейся 6 августа 1929 года, с участием 12 государств развернулся настоящий конфликт не столько по вопросу о размере репараций и эвакуации войск из Рейнской зоны, сколько между кредиторами Германии по вопросу о распределении репараций. В роли главных оппонентов выступили министр финансов Англии Ф.Сноуден, с одной стороны, и министры других держав во главе с французским министром Шероном - с другой. Сноуден требовал пересмотра плана Юнга, так как он предусматривал сокращения доли Англии в общей сумме ежегодных репарационных взносов. В результате обещаний и компромиссов, как с той, так и с другой стороны, 31 августа был подписан протокол, согласно которому участвующие в конференции державы приняли в принципе план Юнга.
С 3 по 20 января 1930 года проходила вторая сессия Гаагской конференции, на работу которой большое влияние оказал начавшийся мировой кризис. На ней почти без поправок и окончательно был принят план Юнга. В целом Гаагская конференция оказалась весьма успешной для Германии, так как принятие плана Юнга открывало перед Германией новые возможности борьбы за полную отмену ограничений, накладываемых на нее Версальской системой.
9 мая в Париже состоялась
ратификация соглашения по
Оказание незамедлительной помощи Германии взяли на себя Соединенные Штаты Америки. Гувер опубликовал декларацию о готовности предоставить мораторий должникам США по межсоюзным военным долгам на 1931-32 годы.
Англия предложила повести в январе 1932 года в Лозанне конференцию по репарационной проблеме. В силу ряда причин ее проведение дважды откладывалось. Не последнюю роль в этом сыграла Германия. Тем не менее конференция начала работу 16 июня 1932 года и уже в ее ходе было зафиксировано знаменательное изменение позиции Британии по репарационному вопросу. Англии заявила о своей готовности принять участие в общем аннулировании репараций, правда при условии, что все другие заинтересованные правительства поступят также. Франция настаивала на возможности сокращения репараций, но о полной их отмене, по мнению французской стороны, не могло быть и речи. Кроме того, решение о сокращении репарационных выплат тесно увязывалось с возможными политическими уступками.
Переговоры между державами-
9 июля 1932 года был подписан “Заключительный акт” Лозаннской конференции. Соглашение с Германией устанавливало следующее: Германия вносит в Банк международных расчетов 5%-ные облигации на сумму 3 млрд. марок, которые будут погашаться в течение 37 лет. Облигации должны быть пущены в обращение не ранее чем через 3 года (на этот срок Германии предоставлялся мораторий). Данное соглашение полностью заменяло предыдущие обязательства Германии по плану Юнга.
7.2. Развитие
европейской системы
в период середины 20-х - начала 30-х гг.
7.2.1. Локарнский пакт.
Одной из основных проблем, которую так и не удалось решить в рамках Версальской системы международных отношений, была проблема обеспечения безопасности в Европе. Участники Парижской мирной конференции не сумели выработать эффективного механизма, который позволил бы ограничить рост военного и экономического могущества Германии и обеспечить стабильность государственных границ, установленных в Европе в результате заключения мирных договоров с побежденной Германией и ее союзниками.
Система европейской безопасности, сложившаяся в период между двумя мировыми войнами, базировалась на двух основных элементах:
Однако эти элементы носили, во многом, формальный характер, очевидный самим создателям этой системы. Соответственно, не могли они стать гарантией от возникновения вооруженных конфликтов в условиях, когда межгосударственные противоречия еще более усложнились по сравнению с довоенным периодом благодаря усилению внешнеполитической активности США в Европе и появлению на международной арене новой политической силы в лице Советского Союза, оказавшегося вне рамок сложившейся системы международных отношений и старавшегося наладить отношения с другим “изгоем” Версальской системы - Германией.
Ситуация, сложившаяся под воздействием комплекса противоречий, была чревата возникновением острых международных конфликтов в обозримой перспективе и, соответственно, требовала от держав-гарантов Версальской системы международных отношений укрепления существующей системы международной безопасности. Особенно актуальной эта проблема была для Франции, оказавшейся наиболее уязвимой перед лицом возможной угрозы возрастания реваншистских настроений в Германии.
Во французском руководстве существовало два основных подхода к решению этой проблемы. Сторонники первого подхода, в частности А.Бриан и другие представители дипломатических кругов, выступали за сохранение, как основы, версальского порядка, смягчение разногласий мировых держав путем укрепления связей Франции с США и Англией, а также за создание системы союзов со странами, расположенными на восточных и юго-восточных границах Германии (так называемых alliances de revers - тыловых союзов) при условии проведения политики примирения с Берлином. Сторонники другого подхода, представлявшие в основном военные круги, настаивали на необходимости жесткого выполнения всех статей версальского договора, разоружения и максимального экономического ослабления Германии, а также на наращивании французской военной мощи. В Версале Франция упорно добивалась, но так и не получила англо-американских гарантий неприкосновенности своих границ. Однако в сложившихся на международной арене условиях доминирующей стала первая точка зрения, сторонники которой отстаивали необходимость обеспечения безопасности в Европе дипломатическими средствами.
Информация о работе Курс лекций по предмету "История международных отношений"