Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 15:47, курсовая работа
Целью данной работы является изучение сущности международной миграции рабочей силы на примере США, а так же рассмотрение проблем, связанных с её регулированием.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- дать определение международной миграции;
- рассмотреть основные причины международной миграции;
- определить основные направления миграции и изучить правовую основу;
- изучить миграционные процессы в США, определить их влияние на экономику;
ВВЕДЕНИЕ
Одним из проявлений
интернационализации и
Ежегодно миллионы людей в поисках нового места жительства, работы, политического убежища, с целью учёбы, экологических бедствий пересекают государственные границы. В условиях неконтролируемого передвижения человеческих ресурсов, могут возникнуть глобальные проблемы, для разрешения этих проблем нужно международное сотрудничество, поэтому в современном мире большое внимание уделяется решению проблем международной трудовой миграции и её регулированию. Всё это указывает на актуальность данной темы.
Целью данной работы является изучение сущности международной миграции рабочей силы на примере США, а так же рассмотрение проблем, связанных с её регулированием.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- дать определение международной миграции;
- рассмотреть
основные причины
- определить основные направления миграции и изучить правовую основу;
- изучить
миграционные процессы в США,
определить их влияние на
- рассмотреть
основные проблемы
Предметом исследования являются современные процессы международной трудовой миграции и их регулирование.
Объектом исследования является миграционные процессы.
В данной работе были использованы такие методы как экономико-статистические методы.
1 Международная миграция, сущность, причины
Миграция населения - это добровольное перемещение, переселение жителей в пределах страны из одного региона в другой регион (внутренняя миграция), или же переселение из одного государства в другую страну (международная миграция).
Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию. Под эмиграцией понимается выезд из страны на постоянное место жительства, под иммиграцией - въезд в страну на постоянное место жительства. Международная миграция также включает процесс реэмиграции, то есть возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан [14].
Выделяют следующие виды международной миграции населения:
1. Постоянная миграция. Её
целью является окончательное
переселение в принимающую
2. Сезонная миграция. Она
связана с кратковременным (в
пределах года) въездом для работы
в тех отраслях экономики
принимающей страны, которые испытывают
существенные колебания в
3. Маятниковая миграция,
которая включает в себя
Миграция рабочей силы является одной из важных форм международных экономических отношений в современных условиях. В сферу мирового рынка рабочей силы попадает лишь та часть наемных рабочих, которая вынуждена продавать свою рабочую силу за границей.
Наличие мирового рынка рабочей силы обусловлено международной миграцией трудящихся.
Международная миграция рабочей силы — передвижение лиц наемного труда через государственные границы в поисках работы [3].
Международная миграция может быть связана с экономическими, политическими, экологическими факторами. На основе этого можно выделить несколько причин:
- неблагоприятная экономическая
обстановка в стране: инфляция, массовая
безработица, экономический
- гражданские войны;
- экологические катастрофы.
Главная причина перемещения наемной рабочей силы заключается в колебании в спросе на нее со стороны различных сфер рыночной экономики в лице частного и государственного секторов. Неравномерность накопления капитала в различных странах вызывает необходимость международного обмена рабочей силой. Этот обмен, как правило, происходит стихийно.
Ряд западных экономистов называют причиной миграции давление «избыточного населения» на производительнные силы. Это применимо для развивающихся стран, где рост производительных сил отстает от прироста населения за счет высокой рождаемости. В то же время «избыточное перенаселение» в развитых странах обусловлено выталкиванием рабочих из производства, а миграция — неравномерностью спроса на наемный труд. Поэтому там накопление капитала может создавать источники миграции и определять направление потоков. В целом стихийная переброска избыточной рабочей силы из одного звена мирового хозяйства в другое олицетворяет неравномерность развития рыночной экономики [3].
Для стран-экспортёров рабочей силы эмиграция приносит следующие преимущества:
- уменьшается давление избыточных трудовых ресурсов, частично снижается безработица и социальная напряженность в стране;
- после работы за границей в страну возвращаются более квалифицированные работники, владеющие передовой организацией труда;
- страны получают валютные переводы от своих граждан, работающих за рубежом.
Но есть и некоторые недостатки:
- отток части трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте;
- потеря части понесенных затрат на общеобразовательную и профессиональную подготовку эмигрантов (при «утечке умов»).
На основе вышеизложенного
можно сделать вывод о том,
что движение населения, как правило,
происходит по направлению к экономически-
Процесс международной миграции рабочей силы и населения регулируется национальным законодательством различных стран и международными правовыми актами. В законодательстве существуют две тенденции: одна — к открытой экономике и соответственно к свободному перемещению трудовых ресурсов и населения; другая — к протекционизму и ограничениям в области международной миграции.
В каждой стране вырабатывается национальная миграционная политика. Это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из нее, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в ней иностранной рабочей силы, создание системы социальной зашиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальную защиту [6].
Правовое выражение взаимной заинтересованности стран, принимающих и направляющих мигрантов, осуществляется в форме 2-х или многосторонних международных соглашений по вопросам миграции.
При формировании национальной политики в области внешней трудовой миграции должны быть учтены требования международных конвенций.
Международная организация труда (МОТ) была создана в 1919 году согласно Версальскому договору. Её членами являются более 170 стран. В качестве специализированного учреждения с 1946 г. входит в систему ООН. Основными целями МОТ являются:
- обеспечение полной занятости и рост уровня жизни;
- поощрение экономических и социальных программ;
- соблюдение основных прав человека;
- охрана жизни и здоровья трудящихся;
- регулирование миграции населения;
- поощрение сотрудничества
между предпринимателями и
Основная функция МОТ – принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые стандарты (продолжительность рабочего дня, условия труда, оплата труда, Социальное обеспечение и т.д.). Всего было принято 172 конвенции и 181 рекомендация.
Основные конвенции МОТ:
- Конвенция о принудительном
или обязательном труде (1930 год).
Предусматривает запрещение
- Конвенция о свободе
ассоциации и защите права
на организацию (1948 год). Устанавливает
право всех трудящихся и
- Конвенция о применении
принципов права на
- Конвенция о равном вознаграждении (1951 год). Призывает устанавливать равную плату и пособия мужчинам и женщинам за труд равной ценности;
- Конвенция об упразднении
принудительного труда (1957 год). Запрещает
использование любой формы
- Конвенция о дискриминации
в области труда и занятий
(1958 год). С целью установления
равенства возможностей и
- Конвенция о минимальном
возрасте для приема на работу
(1973 год). Имеет целью устранение
детского труда; устанавливает,
- Конвенция об устранении
нетерпимых форм детского
Международная организация миграции (МОМ) образована в 1949 г. как Международная организация по делам беженцев, позже ее полномочия были расширены и в 1989 г. она была переименована в МОМ. В нее входит 81 страна, в том числе 46 являются членами МОМ, 35 – наблюдателями. МОМ не входит в систему ООН, но тесно с ним сотрудничает.
Основными функциями МОМ согласно уставу являются:
- разработка долгосрочных
программ в области
- оказание помощи в вопросах организации миграции;
- развитие технического
сотрудничества в области
- предотвращение «утечки умов» и реэмиграция;
- предоставление экспертных услуг в связи с международной миграцией рабочей силы;
- организация передвижения беженцев;
- предоставление государствам форума для обмена мнениями, опытом и сотрудничества.
В настоящее время значительное число учреждений и организаций, прежде всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов.
Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ) при ООН занимается вопросами защиты беженцев, реализации долгосрочных решений, в первую очередь репатриации.
Система постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ) при ОЭСР координирует деятельность национальных иммиграционных управлений.
Комиссия ООН по народонаселению
располагает соответствующим