Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 20:00, курсовая работа
Объектом данной работы являются советско-американские отношения в 1917-1934 годы.
Предмет – этапы развития, заключение соглашений, причины разногласий, соотношение сил.
Цель – проанализировать развитие советско-американские отношения с 1917-1934гг.
Для анализа использованы временные рамки – 1917-1934 годы, 1917 год – новая эпоха в истории человечества, эпоха крушения капитализма и утверждение социализма; 1934 год – год когда США признали СССР.
Данная тема актуальна в наши дни в связи с тем, что между США и Россией по сей день существуют напряженные отношения: разногласия, споры, конфликты. Для того чтобы понять современные взаимоотношения между Россией и США, нужно обратиться к истории.
Международные
отношения – совокупность экономических,
политических идеологических, правовых,
дипломатических и иных связей и
взаимоотношений между
Международные
отношения характеризуются
- усиливающееся
значение субъективного
- охват
всех сфер жизнедеятельности
общества и включение в них
самых разных субъектов
- отсутствие
единого властного центра и
наличие множества
Главное
значение для регулирования
Международные отношения развертываются и существуют на различных масштабных уровнях (по вертикали) и проявляются в различных групповых уровнях (по горизонтали).
По вертикали – масштабные уровни: глобальные международные отношения, региональные (субрегиональные) отношения.
По горизонтали – групповые уровни: групповые (коалиционные, межкоалиционные) отношения, реализующиеся через взаимоотношения групп государств, международных организаций; двусторонние отношения.
Для каждого
из этих уровней в системе
Виды
международных отношений: политико-правовые
отношения, экономические и научно-
Виды международных отношений могут существовать в различных формах: политико-правовые, экономические, идеологические, военно-стратегические, культурные.
Система
международных отношений
Международные отношения находят свое реальное воплощение во внешнеполитической деятельности государств, партий и т.д.1
Историография вопроса. Данным вопросом занимались многие советские и американские ученые, Е.Аншел, А. Ярмолинский, А.М.Бейби, Н.Н.Болховитинов, Т.А.Бейли, С.А.Маннинг, В.А.Вильямс и многие другие.
Советские исследователи
внесли большой вклад в разработку
проблем
истории США изучаемого периода. Опубликованные
монографии и науч-
ные статьи содержат обширный документальный
и фактический мате-
риал, сделаны важные обобщения и выводы.
Много лет посвятили изучению истории
США рассматриваемого периода А. В. Березкин,
Р. Ш. Ганелин, Л. А. Гвишианп, В. П. Золотухин, Л. И. Зубок,
Н. Н. Иноземцев, В. С. Коваль, И. М. Краснов, Ю. Л. Кузнец,
А. Е. Кунина, В. М. Кулиш, В. И. Лан, Б. Л. Мальков,
Б. И. Марушкин, Ю. М. Мельников, Б. Я. Михайлов, Д.
Г. Наджафов, Э. Л. Нитобург, Л. В. Поздеева,
Е. И. Попова, О. А. Ржешевский, Г. Н. Севостьянов,
Н. В. Сивачев, Л. Ю. Слезкин,В. К. Фураев, Г. Н. Цветков,
А. Н. Шлепаков, В. А. Шишкин,Е. Ф. Язьков, Н. Н. Яковлев
и многие другие.
Значительное число работ
ческого и социально-политического развития
страны, классовой борьбе,
истории рабочего и фермерского движения,
а также внешней политике,
дипломатии, военной истории2.
В центре внимания исследователей
находились события, последовав-
шие непосредственно за окончанием первой
мировой войны. Авторы про-
анализировали подъем рабочего движения,
внутриполитическую борьбу
в США и влияние на нее Октябрьской революции,
движение прогрессив-
ных сил против антисоветской вооруженной
интервенции (1919—1920),
возникновение и становление Компартии
США, ее деятельность, направ-
ленную на защиту интересов рабочего
класса, против преследований
партии3. На основе обширного статистического
и документального
материала исследованы условия жизни
рабочих в годы экономического
кризиса (1929-1933), характер
их выступлений, движение
безработ-
ныx4.
Советские ученые-американисты
многопланово изучали историю
«нового курса». Авторы не только стремились
показать цели и задачи,
но и вскрыть социальные предпосылки,
осветить его историю, определить
основные этапы, рассмотреть борьбу классовых
и политических сил
вокруг рузвельтовских реформ, влияние
их на общедемократическое дви-
жение. Было доказано, что «новый курс»,
продиктованный сложившейся
в результате кризиса крайне напряженной
обстановкой, представлял
«обой разновидность буржуазного реформизма
в условиях развития государственно-
ознаменованы подъемом рабочего и общедемократического
движения.
Поэтому важно было рассмотреть основные
формы и своеобразие движе-
ний социального протеста, их генезис,
осветить проблемы рабочего
движения5. В этой связи необходимо
упомянуть работы, посвященные
кризису АФТ, образованию Конгресса
производственных профсоюзов6.
Проблемы
становления отношений между
Россией и США, начиная с 1807 по
1998 год, освещались в работах А.И.
Старцева и других ученых. Эти работы
имели скорее обзорный характер, их
задача заключалась главным образом
в определении тенденций
В третьем томе истории США, Г. Н. Севостьянов, Г. Д. Арбатов, Н. Н.Болховитинов освещена история американского общества от конца первой до завершения второй мировой войны: проанализированы закономерности развития капитализма, состояние экономики и внутриполитическое положение страны, характер и динамика социальных движений, внешняя политика и дипломатия США, ее движущие силы, формы и методы, применяемые Вашингтоном на разных этапах и в разных регионах. Уделено внимание советско-американским отношениям, участию США в войне на стороне антигитлеровской коалиции. Большой раздел посвящен науке, культуре, историографии.
В1950-е гг. работы ряда американских историков проникнуты духом враждебности по отношению к России. Это исследования Т. А. Бейли, С. А. Маннинга и др.
В монографии В. А. Вильямса «American-Russian relations 1781–1947» были затронуты причины неудач первых американских миссий в России.
В конце 1930-х – начале 1940-х гг. в США были опубликованы работы, которые отличались наличием обширной библиографии по вопросу русско-американских отношений.
История русско-американских отношений на высшем личностном уровне (между лидерами, президентами, министрами и дипломатами) освещена в книге А. Тарсаидзе.
Исследуя
начальный этап истории советско-американских
отношений, большинство исследователей
США сходятся во мнении, что действия
правительства Соединённых
американский
историк не проходит мимо анализа
этого документа, который рассматривается
как «краеугольный камень»
Объектом данной работы являются советско-американские отношения в 1917-1934 годы.
Предмет – этапы развития, заключение соглашений, причины разногласий, соотношение сил.
Цель – проанализировать развитие советско-американские отношения с 1917-1934гг.
Для анализа использованы временные рамки – 1917-1934 годы, 1917 год – новая эпоха в истории человечества, эпоха крушения капитализма и утверждение социализма; 1934 год – год когда США признали СССР.
Задачи:
На протяжении 20-х годов
правительство США проводило
политику,
препятствующую установлению дипломатических
отношений с СССР.
Госсекретарь Хьюз в 1923 г. мотивировал
подобную позицию ссылками
на то, что Советское правительство аннулировало
внешние займы и
долговые обязательства, экспроприировало
иностранную частную собст-
венность и будто бы ведет пропаганду
и подрывную деятельность ради
«свержения существующих правительств
во всем мире»9. В ежегод-
ном послании конгрессу президента США
Кулиджа от 6 декабря 1923 г.
содержались те же доводы в пользу отказа
от признания и говорилось,
что только пересмотр Советским правительством
своей позиции по этим
пунктам может создать условия для изменения
политики США10.
16 декабря 1923 г. Г. В. Чичерин направил
телеграмму Кулиджу. В ней
выражалась готовность Советского правительства
начать переговоры с
тем, чтобы на обоюдной равноправной основе
разрешить все спорные
вопросы, включая и вопрос о денежных претензиях.
Однако 18 декабря
1923 г. Хьюз сделал заявление в сенате США.
На следующий день оно
было передано американским консулом
в Таллине советскому полпреду в Эстонии.
По существу это был
ультиматум, отвергавший всякие переговоры
и
требовавший от СССР в одностороннем порядке
отказаться от основных
принципов своей внутренней и внешней
политики11. Следовательно,
в вопросе о юридическом признании СССР
правительство США заняло
совершенно непримиримую позицию, существенно
отличную даже от
линии ряда крупнейших капиталистических
государств, вставших в
1924—1925 гг. на путь установления дипломатических
отношений с ним.
Некоторые надежды на перемену политики
правительства США в вопро-
се о признании СССР возникли после отставки
Хьюза с поста государст-
венного секретаря в марте 1925 г. Однако
позиция правительства оста-
лась прежней. Вскоре это подтвердили
и государственный департамент,
и его новый руководитель — госсекретарь
Ф. Келлог.
Советское правительство неоднократно
заявляло о готовности немед-
ленно приступить к переговорам с представителями
США об урегулиро-
вании спорных вопросов, зондировало
различными способами отношение
правящих кругов США к проблеме нормализации
связей между двумя странами и ее условиям12. Но США отвергали все советские
инициати-
вы в
этом направлении.
В декабре 1926 г. Г. В. Чичерин
констатировал в телеграмме из
Берлина, посланной в НКИД: «Вопрос о возобновлении
дипломатиче-
ских отношений с Америкой стоит безнадежно,
не сделано ни шагу
вперед»13. Через год в беседе с неофициальным
представителем СССР в
США Б. Е. Сквирским руководитель восточноевропейского
отдела госде-
партамента Р. Ф. Келли заявил, что «департамент
против советско-аме-
риканской конференции по той причине,
что по этому вопросу никакого
компромисса быть не может. Американское
правительство ждет развития
событий в СССР в „благоприятном"
направлении...» 14. 14 апреля 1928 г.
в заявлении
госсекретаря Келлога, выдержанном в откровенно
антисовет-
ском духе, по существу были повторены
те же самые ультимативные тре-
бования к СССР в качестве платы за
признание, что и в рассмотренном
заявлении Хьюза 18 декабря 1923 г. Кроме
того, полностью отвергался
всякий положительный опыт ряда европейских
стран в области разви-
тия политических и экономических отношений
с Советским государством
и проводилась мысль о бесперспективности
любых переговоров и даже
дискуссий с ним для урегулирования спорных
вопросов 15.
Некоторая эволюция политики
правительства США отмечалась в
сфере
экономических отношений с СССР. Поначалу
правительство США
явно недооценило возможностей Советской
власти в деле восстановления
и роста народного хозяйства страны, а
стало быть, и не видело особых
выгод в развитии торгово-промышленных
связей с нею. По словам
Г. В. Чичерина (январь 1925 г.), главным аргументом
Хьюза «в течение
долгого времени служило утверждение,
что будто бы Советская респуб-
лика представляет в экономическом отношении
пустое место, не может
ни ввозить, ни вывозить»16. Довольно долго не мог освободиться
от
своих представлений о хозяйственных
возможностях Советской России,
сформировавшихся в начале 20-х годов,
и Г. Гувер, также повторявший
тезис об «экономической пустоте» 17.
Информация о работе Международные отношения между СССР и США