Международные отношения между СССР и США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Объектом данной работы являются советско-американские отношения в 1917-1934 годы.
Предмет – этапы развития, заключение соглашений, причины разногласий, соотношение сил.
Цель – проанализировать развитие советско-американские отношения с 1917-1934гг.
Для анализа использованы временные рамки – 1917-1934 годы, 1917 год – новая эпоха в истории человечества, эпоха крушения капитализма и утверждение социализма; 1934 год – год когда США признали СССР.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 172.88 Кб (Скачать файл)

«Основой политики госдепартамента  в области торговли,— отмечал 
американский историк Э. Саттон,— было то, что правительство США не 
должно ни поддерживать частные отношения и деловые связи в области 
торговли с Советским Союзом, ни вмешиваться в них»18. Однако по- 
литика «невмешательства» правительства в область торговых отношений 
американских подданных с Советским государством никогда в чистом 
виде не проводилась.

Примерно к осени 1925 г., когда  восстановление народного хозяйства 
СССР достигло весьма внушительных успехов, стабилизировалась его 
финансовая система, возрос внешнеторговый оборот, правящие круги 
США начали пересмотр своих прежних негативных оценок экономиче- 
ских возможностей Советского государства как партнера в области ком-мерческих связей. Этому способствовал и весьма ощутимый реальный 
сдвиг в торговых отношениях двух государств: в 1924/25 хозяйственном 
году по сравнению с предыдущим 1923/24 г. торговый оборот между 
двумя странами, а также импорт СССР из США выросли примерно в 
4 раза19.  США в этом году вышли на  первое  место во  всем  импорте Советского Союза20.

Примечательной с точки  зрения свидетельства  о  переоценке  старых 
взглядов об «экономической пустоте» СССР является запись беседы гла- 
вы представительства  Всероссийского  текстильного  синдиката   (ВТС)   в 
США А.  С.  Гомбарга  с  министром  торговли  Г.  Гувером.   В  письме  об 
этой беседе председателю ВТС от 22 сентября 1925 г. Гомбарг сообщал: 
«С   Гувером   у   меня   старое   знакомство.   Мы   уже   не   раз   беседовали 
относительно  СССР.  Первый вопрос,  который он  мне  задал,  был:   “Ну, 
как Вы нашли Россию?”. У него, безусловно, нет ни малейшего сомне- 
ния относительно экономического возрождения, и хотя он все еще вор- 
чит по поводу коммунистических методов, он признает, что СССР сделал 
крупный экономический шаг вперед и что СССР является теперь серь- 
езным фактором в  мировой  экономической  конъюнктуре.  Об  „экономи- 
ческом вакууме” он уже больше не говорит... Я ему показывал цифры 
современной статистики экономического развития. Он ничего не оспари- 
вал, только все ворчал, что „это у них помимо их самих”» 21.

Правительство США стало в общем более благосклонно относиться к инициативе различных американских фирм и обществ, заключавших многочисленные сделки с советскими экономическими ведомствами. Однако политика непризнания по-прежнему отрицательно сказывалась на развитии хозяйственных связей двух государств. Это проявлялось, в частности, в линии госдепартамента по вопросу о кредитовании советских закупок в США.

Официальная  позиция  непризнания  находила  уродливое  проявление в подходе к предоставлению  кредитов советским внешнеторговым  организациям,   которое   реально   увеличило   бы   закупки   СССР   в   США   и, следовательно, принесло бы дополнительную прибыль американским бизнесменам.   В  докладе  руководителя  восточноевропейского  отдела  госдепартамента  У.  Кэстла  в  июле   1925  г.  о  позиции  США  в   отношении СССР после  обычных доводов  в  пользу  политики  непризнания говорилось:  «Если бы какие-либо из американских банкирских домов запросили   госдепартамент   по   вопросу   о   кредите   Советскому правительству, ответ был бы, безусловно, отрицательным. Кредит Советскому правительству в действительности противоречил  бы общей линии нашей политики» 22. Свою руку к этому приложило министерство торговли. В письме 
Б. Е. Сквирского в НКИД от 13 января 1926 г. отмечалось:  «Обращаю 
Ваше внимание на записку... „Иностранные   кредиты,   предоставленные СССР”. Тенденция этой официальной записки департамента торговли совершенно  ясна:  предостеречь  американские  деловые  круги против  предоставления СССР  как долгосрочных  кредитов,  так и больших краткосрочных»23.

Политика США в области  экономических связей с СССР формирова- 
лась не только под воздействием тех установок, которыми руководство- 
вались правительственные ведомства, и прежде всего госдепартамент и 
министерство торговли. Важной была позиция финансовых и торгово- 
промышленных кругов в этом вопросе. Хотя деловой мир США и не 
обнаруживал сколько-нибудь заметного единства в своей оценке возмож- 
ностей советско-американского экономического сотрудничества, несом- 
ненно, что по мере восстановления и роста народного хозяйства Совет- 
ского государства, развития коммерческих связей с его внешнеторговы- 
ми организациями он все с большим вниманием и интересом относился 
к такому сотрудничеству.

В 1925 г. расширились торговые отношения между двумя странами. 
Американская печать с удовлетворением писала о широких закупках 
промышленного оборудования, произведенных «Амторгом», организован- 
ным в мае 1924 г., о заключении концессионного соглашения с А. Гар- 
риманом на разработку марганцевого месторождения в Советской Грузии, 
которое рассматривалось как «новое доказательство готовности Советов 
делать бизнес с капитализмом на строго капиталистических принципах» 
и как «одна из самых интересных страниц в истории усилий Советского 
правительства установить связи с иностранным капиталом»24. Опреде- 
ленное впечатление на деловой мир произвели и все возрастающие 
закупки хлопка отделением ВТС. За два года деятельности отделения 
ВТС в Нью-Йорке оно осуществило импорт хлопка, красителей, текстиль- 
ных машин и оборудования на 92 млн. долл.25

Важным фактором развития торговых отношений этого периода  стало 
увеличение краткосрочного кредита главным образом в целях расшире- 
ния советского импорта. Этому немало способствовала деятельность таких 
банковских учреждений, как «Чейз нэшнл бэнк», «Экуитэбл траст компа- 
ни», и ряда других. Они открыли для «Амторга» и других советских 
организаций, правда, краткосрочные и под высокие проценты, но до- 
вольно значительные по размерам кредиты по импорту. В 1924/25 г. 
уже около 70% советского импорта из США обеспечивалось краткосроч- 
ными банковскими и фирменными кредитами, что свидетельствовало о 
возросшем доверии деловых кругов страны к Советскому государству26.

1925 год можно считать  переломным с точки зрения  изменения по- 
зиции деловых кругов США по отношению к Советскому Союзу. «Впе- 
чатление определенного поворота в сторону сближения с нами» под 
влиянием укрепления экономических отношений двух стран — так оха- 
рактеризовал свои наблюдения нарком внешней торговли СССР Л. Б. Кра- 
син в июле 1925 г. «Отныне у нас есть связи с американцами»,— гово- 
рил Г. В. Чичерин в декабре 1925 г., анализируя факты развития 
хозяйственных связей с представителями торговли и промышленности 
США.   О   «перемене   фронта  части  делового   мира   в  отношении   СССР»

в сторону развития дружественных  и взаимовыгодных коммерческих 
контактов с ним докладывал в НКИД Б. Е. Сквирский27.

В последующее время  по мере роста экономических связей между 
двумя странами наблюдалось заметное стремление делового мира США 
к нормализации хозяйственных и политических отношений с Советским 
Союзом, постепенно возрастало его давление на правительство. В этом 
отношении показательна, например, деятельность влиятельного издания 
деловых кругов «Джорнал оф коммерс» и его редактора П. Уиллиса, 
которые высказались за признание СССР для обеспечения этим путем 
интересов США в области экономических отношений с СССР28.

В деловые отношения  и переговоры с советскими организациями 
вступали все новые и новые американские фирмы, в том числе такие 
крупные, как монополистические объединения Рокфеллера, Форда, 
фирмы «Бетлехэм стил», «Болдуин локомотив», «Дженерал электрик», 
финансовые учреждения. Поставщиками промышленного оборудования 
в СССР к концу 20-х годов выступали около 800 американских фирм, 
а общее число фирм и предприятий, с которыми «Амторг» имел контак- 
ты по запросам советских организаций, достигло 2 тыс.29

Однако нельзя сказать, что деловой мир США имел единую позицию 
по вопросу о характере политических и экономических отношений с 
СССР. Наряду со сторонниками их нормализации значительные и влия- 
тельные круги выступали в поддержку политики правительства или вели 
двойственную линию. 8 января 1926 г. нью-йоркская Торговая палата 
единогласно приняла резолюцию против признания Советского прави- 
тельства «до тех пор, пока Коммунистическая партия сохраняет верхов- 
ную власть в России»30. Реакционные взгляды характеризовали и по- 
зицию Торговой палаты США, объединявшей крупных финансистов и 
промышленников.

Двойственность и колебания  политики по отношению к СССР неко- 
торых крупнейших представителей промышленного и финансового капи- 
тала США проявлялись даже чисто организационно. Так, будучи убеж- 
денным противником советского строя, гигантский нефтяной трест Рок- 
феллеров тем не менее выступал в «русском вопросе» одновременно как 
бы в двух лицах. Одна из его компаний — «Стандард ойл К° оф Нью- 
Джерси» во главе с У. Тиглом, уже в 1920 г. купившая акции фирмы 
Нобеля, проявляла крайнюю нетерпимость и враждебность во всем, что 
касалось Советской власти и равноправных деловых отношений с ее 
представителями. Зато две другие рокфеллеровские компании — «Стан- 
дард ойл К° оф Нью-Йорк» и «Вакуум ойл К0»—из чисто коммерче- 
ских соображений вступили в постоянные контакты с советскими орга- 
низациями и стали производить в СССР крупные закупки нефтепродук- 
тов. Глава же треста отнюдь не стремился привести к общему знаме- 
нателю действия своих компаний 31.

Центром,   вокруг   которого   группировались   представители   делового мира США, все более осознававшие реальную выгоду для себя от нормализации экономических и политических отношений с Советским Союзом, была реорганизованная летом 1926 г. Американо-русская торговая 
палата. Президентом палаты в 1926 г. стал Р. Шлей, вице-президент 
«Чейз нэшнл бэнк», вице-президентом — А. Уордуелл, совладелец круп- 
ной адвокатской фирмы и в прошлом сотрудник американской миссии 
Красного Креста в России, секретарем — Ч. Г. Смит, который в 1919 г. 
был членом железнодорожной комиссии союзников в Сибири. 17 дирек- 
торов палаты представляли финансовые и страховые учреждения, круп- 
нейшие промышленные фирмы США. Членами палаты с советской сто- 
роны стали «Амторг» и отделение ВТС.

В конце 1926 г. Американо-русская  торговая палата приняла реше- 
ние направить своего собственного представителя, «чтобы открыть кон- 
тору в Москве и получать информацию, которая была бы полезна для 
членов палаты»32. В январе 1927 г. с этой целью в Москву приехал 
секретарь, а затем вице-президент Американо-русской торговой палаты 
Ч. Г. Смит. Он был принят зам. наркоминдела М. М. Литвиновым, зам. 
наркомфина М. И. Фрумкиным, ознакомился с работой Госбанка, Глав- 
концесскома, других экономических ведомств и создал постоянное пред- 
ставительство палаты в СССР. Деятельность Американо-русской торговой 
палаты имела существенное значение и для координации усилий наибо- 
лее дальновидной и трезвомыслящей части делового мира США в пользу 
нормализации политических и экономических отношений с СССР и для 
расширения торгово-экономических связей между американскими банка- 
ми, фирмами и советскими хозяйственными организациями. Показатель- 
но, что самые крупные финансовые и торговые контракты 1927—1928 гг. 
с экономическими органами СССР заключили именно члены Американо- 
русской торговой палаты.

По мере развития связей двух государств в области торговли, кон- 
цессионного дела, науки и техники, активизации выступлений значи- 
тельной части деловых кругов за экономическое сближение с СССР 
правительству США было все труднее доказывать целесообразность и 
правомерность политики непризнания. Поэтому постепенно менялась ар- 
гументация госдепартамента относительно политики правительства США 
в области экономических отношений с СССР. С 1925 г. была выдвинута 
концепция «торговля без признания». Суть ее состояла в том, что по- 
литика непризнания СССР якобы никоим образом не влияет на развитие 
хозяйственных связей двух стран.

В официальных заявлениях представители правительства утвержда- 
ли, что линия США в области экономических отношений двух государств 
на основе указанной концепции гораздо более «практична» с деловой 
точки зрения, чем политика европейских держав. Примером в этом плане 
может служить заявление госсекретаря Келлога 14 апреля 1928 г. о по- 
литике США в отношении Советской России33.

На самом же деле политика непризнания объективно приводила  к 
искусственному снижению товарооборота между двумя странами, и в 
том числе американского экспорта в СССР. В различные периоды со- 
ветско-американских   хозяйственных   связей   20-х   годов   эта   политика разбрасывала свои, всякий раз новые «камни преткновения» на их пути. 
Так статистика зафиксировала довольно резкое падение американского 
экспорта в СССР в 1925/26 г. по сравнению с 1924/25 г. (94 млн. руб. 
против 158 млн. руб.) 34.

Это объяснялось тем, что  дальнейшее развитие деятельности совет- 
ских торговых организаций в США во многом зависело от финансиро- 
вания банками и фирмами их закупок, от перехода к краткосрочному 
и долгосрочному кредитованию по импорту. Представители «Амторга» 
неоднократно отмечали, что краткосрочные кредиты не позволяли уве- 
личить объем советских закупок в США. В 1925—1927 гг. некоторые 
лицензии, выданные для размещения на американском рынке, приходи- 
лось переносить в Германию, где были получены более долгосрочные 
кредиты.

Со второй половины 1927 г., когда госдепартамент и министерство 
торговли сняли некоторые ограничения в области кредитования совет- 
ских закупок и товарооборот возрос, политика непризнания тем не ме- 
нее продолжала отрицательно сказываться на развитии экономических 
связей двух государств.

К 1927—1928 гг. рост американо-советских  хозяйственных связей, 
давление деловых кругов на администрацию в пользу создания условий 
для их расширения побудили правительство США отказаться от ряда 
ограничений на торгово-экономические отношения с СССР. Прежде все- 
го это проявилось в вопросе о кредитовании американского экспорта в 
СССР. В октябре 1928 г. «Амторг» заключил договор с фирмой «Джене- 
рал электрик» о предоставлении долгосрочного кредита на пять лет для 
закупок в США и вывоза в СССР электрооборудования на сумму до 
26 млн. долл.

Информация о работе Международные отношения между СССР и США