Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 20:00, курсовая работа
Объектом данной работы являются советско-американские отношения в 1917-1934 годы.
Предмет – этапы развития, заключение соглашений, причины разногласий, соотношение сил.
Цель – проанализировать развитие советско-американские отношения с 1917-1934гг.
Для анализа использованы временные рамки – 1917-1934 годы, 1917 год – новая эпоха в истории человечества, эпоха крушения капитализма и утверждение социализма; 1934 год – год когда США признали СССР.
«Основой политики госдепартамента
в области торговли,— отмечал
американский историк Э. Саттон,— было
то, что правительство США не
должно ни поддерживать частные отношения
и деловые связи в области
торговли с Советским Союзом, ни вмешиваться
в них»18. Однако по-
литика «невмешательства» правительства
в область торговых отношений
американских подданных с Советским
государством никогда в чистом
виде
не проводилась.
Примерно к осени 1925 г., когда
восстановление народного хозяйства
СССР достигло весьма внушительных успехов,
стабилизировалась его
финансовая система, возрос внешнеторговый
оборот, правящие круги
США начали пересмотр своих прежних негативных
оценок экономиче-
ских возможностей Советского государства
как партнера в области ком-мерческих
связей. Этому способствовал и весьма
ощутимый реальный
сдвиг в торговых отношениях двух государств:
в 1924/25 хозяйственном
году по сравнению с предыдущим 1923/24 г.
торговый оборот между
двумя странами, а также импорт СССР из
США выросли примерно в
4 раза19. США в этом году вышли
на первое место во всем
импорте Советского Союза20.
Примечательной с точки
зрения свидетельства о переоценке
старых
взглядов об «экономической пустоте»
СССР является запись беседы гла-
вы представительства
Всероссийского текстильного синдиката
(ВТС) в
США А. С. Гомбарга с министром
торговли Г. Гувером. В
письме об
этой беседе председателю ВТС от 22 сентября
1925 г. Гомбарг сообщал:
«С Гувером у меня
старое знакомство. Мы
уже не раз беседовали
относительно СССР. Первый вопрос,
который он мне задал, был:
“Ну,
как Вы нашли Россию?”. У него, безусловно,
нет ни малейшего сомне-
ния относительно экономического возрождения,
и хотя он все еще вор-
чит по поводу коммунистических методов,
он признает, что СССР сделал
крупный экономический шаг вперед и что
СССР является теперь серь-
езным фактором в мировой экономической
конъюнктуре. Об „экономи-
ческом вакууме” он уже больше не говорит...
Я ему показывал цифры
современной статистики экономического
развития. Он ничего не оспари-
вал, только все ворчал, что „это у
них помимо их самих”» 21.
Правительство США стало в общем более благосклонно относиться к инициативе различных американских фирм и обществ, заключавших многочисленные сделки с советскими экономическими ведомствами. Однако политика непризнания по-прежнему отрицательно сказывалась на развитии хозяйственных связей двух государств. Это проявлялось, в частности, в линии госдепартамента по вопросу о кредитовании советских закупок в США.
Официальная позиция
непризнания находила уродливое
проявление в подходе к предоставлению
кредитов советским внешнеторговым
организациям, которое реально
увеличило бы закупки
СССР в США и, следовательно,
принесло бы дополнительную прибыль американским
бизнесменам.
В докладе руководителя восточноевропейского
отдела госдепартамента У. Кэстла
в июле 1925 г. о позиции
США в отношении СССР после
обычных доводов в пользу политики
непризнания говорилось: «Если бы какие-либо
из американских банкирских домов запросили
госдепартамент по вопросу
о кредите Советскому правительству, ответ
был бы, безусловно, отрицательным. Кредит
Советскому правительству в действительности
противоречил бы общей линии нашей
политики» 22. Свою руку к этому приложило
министерство торговли. В письме
Б. Е. Сквирского в НКИД от 13 января 1926 г.
отмечалось: «Обращаю
Ваше внимание на записку... „Иностранные
кредиты, предоставленные СССР”.
Тенденция этой официальной записки департамента
торговли совершенно ясна: предостеречь
американские деловые круги против
предоставления СССР как долгосрочных
кредитов, так и больших краткосрочных»23.
Политика США в области
экономических связей с СССР формирова-
лась не только под воздействием тех установок,
которыми руководство-
вались правительственные ведомства,
и прежде всего госдепартамент и
министерство торговли. Важной была позиция
финансовых и торгово-
промышленных кругов в этом вопросе.
Хотя деловой мир США и не
обнаруживал сколько-нибудь заметного
единства в своей оценке возмож-
ностей советско-американского экономического
сотрудничества, несом-
ненно, что по мере восстановления и роста
народного хозяйства Совет-
ского государства, развития коммерческих
связей с его внешнеторговы-
ми организациями он все с большим вниманием
и интересом относился
к такому
сотрудничеству.
В 1925 г. расширились торговые
отношения между двумя
Американская печать с удовлетворением
писала о широких закупках
промышленного оборудования, произведенных
«Амторгом», организован-
ным в мае 1924 г., о заключении концессионного
соглашения с А. Гар-
риманом на разработку марганцевого
месторождения в Советской Грузии,
которое
рассматривалось как «новое доказательство
готовности Советов
делать бизнес с капитализмом на строго
капиталистических принципах»
и как «одна из самых интересных страниц
в истории усилий Советского
правительства установить связи с иностранным
капиталом»24. Опреде-
ленное впечатление на деловой мир произвели
и все возрастающие
закупки хлопка отделением ВТС. За два
года деятельности отделения
ВТС в
Нью-Йорке оно осуществило импорт хлопка,
красителей, текстиль-
ных машин и оборудования на 92 млн. долл.25
Важным фактором развития
торговых отношений этого периода
стало
увеличение краткосрочного кредита главным
образом в целях расшире-
ния советского импорта. Этому немало
способствовала деятельность таких
банковских учреждений, как «Чейз нэшнл
бэнк», «Экуитэбл траст компа-
ни», и ряда других. Они открыли для «Амторга»
и других советских
организаций, правда, краткосрочные и
под высокие проценты, но до-
вольно значительные по размерам кредиты
по импорту. В 1924/25 г.
уже около
70% советского импорта из США обеспечивалось
краткосроч-
ными банковскими и фирменными кредитами,
что свидетельствовало о
возросшем доверии деловых кругов страны
к Советскому государству26.
1925 год можно считать
переломным с точки зрения
изменения по-
зиции
деловых кругов США по отношению к Советскому
Союзу. «Впе-
чатление определенного поворота в сторону
сближения с нами» под
влиянием укрепления экономических отношений
двух стран — так оха-
рактеризовал свои наблюдения нарком
внешней торговли СССР Л. Б. Кра-
син в июле 1925 г. «Отныне у нас есть связи
с американцами»,— гово-
рил Г. В. Чичерин в декабре 1925 г., анализируя
факты развития
хозяйственных связей с представителями
торговли и промышленности
США. О «перемене
фронта части делового мира
в отношении СССР»
в сторону развития дружественных
и взаимовыгодных коммерческих
контактов с ним докладывал в НКИД Б. Е.
Сквирский27.
В последующее время
по мере роста экономических связей
между
двумя странами наблюдалось заметное
стремление делового мира США
к нормализации хозяйственных и политических
отношений с Советским
Союзом, постепенно возрастало его давление
на правительство. В этом
отношении
показательна, например, деятельность
влиятельного издания
деловых кругов «Джорнал оф коммерс»
и его редактора П. Уиллиса,
которые высказались за признание СССР
для обеспечения этим путем
интересов США в области экономических
отношений с СССР28.
В деловые отношения
и переговоры с советскими организациями
вступали все новые и новые американские
фирмы, в том числе такие
крупные, как монополистические объединения
Рокфеллера, Форда,
фирмы «Бетлехэм стил», «Болдуин локомотив»,
«Дженерал электрик»,
финансовые учреждения. Поставщиками
промышленного оборудования
в СССР к концу 20-х годов выступали около
800 американских фирм,
а общее число фирм и предприятий, с которыми
«Амторг» имел контак-
ты по запросам советских организаций,
достигло 2 тыс.29
Однако нельзя сказать,
что деловой мир США имел единую
позицию
по вопросу о характере политических и
экономических отношений с
СССР.
Наряду со сторонниками их нормализации
значительные и влия-
тельные круги выступали в поддержку
политики правительства или вели
двойственную линию. 8 января 1926 г.
нью-йоркская Торговая палата
единогласно приняла резолюцию против
признания Советского прави-
тельства «до тех пор, пока Коммунистическая
партия сохраняет верхов-
ную власть в России»30. Реакционные взгляды характеризовали
и по-
зицию Торговой палаты США, объединявшей
крупных финансистов и
промышленников.
Двойственность и колебания
политики по отношению к СССР неко-
торых
крупнейших представителей промышленного
и финансового капи-
тала США проявлялись даже чисто организационно.
Так, будучи убеж-
денным противником советского строя,
гигантский нефтяной трест Рок-
феллеров тем не менее выступал в «русском
вопросе» одновременно как
бы в двух лицах. Одна из его компаний —
«Стандард ойл К° оф Нью-
Джерси» во главе с У. Тиглом, уже в 1920 г.
купившая акции фирмы
Нобеля, проявляла крайнюю нетерпимость
и враждебность во всем, что
касалось Советской власти и равноправных
деловых отношений с ее
представителями. Зато две другие рокфеллеровские
компании — «Стан-
дард ойл К° оф Нью-Йорк» и «Вакуум ойл
К0»—из чисто коммерче-
ских соображений вступили в постоянные
контакты с советскими орга-
низациями и стали производить в СССР
крупные закупки нефтепродук-
тов. Глава же треста отнюдь не стремился
привести к общему знаме-
нателю действия своих компаний 31.
Центром, вокруг
которого группировались
представители делового мира США, все
более осознававшие реальную выгоду для
себя от нормализации экономических
и политических отношений с Советским
Союзом, была реорганизованная летом 1926
г. Американо-русская торговая
палата. Президентом палаты в 1926 г. стал
Р. Шлей, вице-президент
«Чейз нэшнл бэнк», вице-президентом —
А. Уордуелл, совладелец круп-
ной адвокатской фирмы и в прошлом сотрудник
американской миссии
Красного Креста в России, секретарем
— Ч. Г. Смит, который в 1919 г.
был членом железнодорожной комиссии
союзников в Сибири. 17 дирек-
торов
палаты представляли финансовые и страховые
учреждения, круп-
нейшие промышленные фирмы США. Членами
палаты с советской сто-
роны стали «Амторг» и отделение ВТС.
В конце 1926 г. Американо-русская
торговая палата приняла реше-
ние направить своего собственного представителя,
«чтобы открыть кон-
тору в Москве и получать информацию, которая
была бы полезна для
членов палаты»32. В январе 1927 г. с этой целью
в Москву приехал
секретарь, а затем вице-президент Американо-русской
торговой палаты
Ч. Г. Смит. Он был принят зам. наркоминдела
М. М. Литвиновым, зам.
наркомфина М. И. Фрумкиным, ознакомился
с работой Госбанка, Глав-
концесскома, других экономических ведомств
и создал постоянное пред-
ставительство палаты в СССР. Деятельность
Американо-русской торговой
палаты имела существенное значение
и для координации усилий наибо-
лее дальновидной и трезвомыслящей части
делового мира США в пользу
нормализации политических и экономических
отношений с СССР и для
расширения торгово-экономических связей
между американскими банка-
ми, фирмами и советскими хозяйственными
организациями. Показатель-
но, что самые крупные финансовые и торговые
контракты 1927—1928 гг.
с экономическими органами СССР заключили
именно члены Американо-
русской торговой палаты.
По мере развития связей двух государств
в области торговли, кон-
цессионного дела, науки и техники, активизации
выступлений значи-
тельной части деловых кругов за экономическое
сближение с СССР
правительству США было все труднее доказывать
целесообразность и
правомерность политики непризнания.
Поэтому постепенно менялась ар-
гументация госдепартамента относительно
политики правительства США
в области экономических отношений с
СССР. С 1925 г. была выдвинута
концепция «торговля без признания».
Суть ее состояла в том, что по-
литика непризнания СССР якобы никоим
образом не влияет на развитие
хозяйственных связей двух стран.
В официальных заявлениях
представители правительства
ли, что линия США в области экономических
отношений двух государств
на основе указанной концепции гораздо
более «практична» с деловой
точки зрения, чем политика европейских
держав. Примером в этом плане
может служить заявление госсекретаря
Келлога 14 апреля 1928 г. о по-
литике США в отношении Советской России33.
На самом же деле политика
непризнания объективно приводила
к
искусственному снижению товарооборота
между двумя странами, и в
том числе американского экспорта в СССР.
В различные периоды со-
ветско-американских
хозяйственных связей 20-х
годов эта политика разбрасывала свои, всякий
раз новые «камни преткновения» на их
пути.
Так статистика
зафиксировала довольно резкое падение
американского
экспорта в СССР в 1925/26 г. по сравнению
с 1924/25 г. (94 млн. руб.
против 158 млн. руб.) 34.
Это объяснялось тем, что
дальнейшее развитие деятельности совет-
ских торговых организаций в США во многом
зависело от финансиро-
вания банками и фирмами их закупок, от
перехода к краткосрочному
и долгосрочному кредитованию по импорту.
Представители «Амторга»
неоднократно отмечали, что краткосрочные
кредиты не позволяли уве-
личить объем советских закупок в США.
В 1925—1927 гг. некоторые
лицензии, выданные для размещения на
американском рынке, приходи-
лось переносить в Германию, где были получены
более долгосрочные
кредиты.
Со второй половины 1927
г., когда госдепартамент и министерство
торговли сняли некоторые ограничения
в области кредитования совет-
ских закупок и товарооборот возрос, политика
непризнания тем не ме-
нее продолжала отрицательно сказываться
на развитии экономических
связей двух государств.
К 1927—1928 гг. рост американо-советских
хозяйственных связей,
давление деловых кругов на администрацию
в пользу создания условий
для их
расширения побудили правительство США
отказаться от ряда
ограничений на торгово-экономические
отношения с СССР. Прежде все-
го это проявилось в вопросе о кредитовании
американского экспорта в
СССР. В октябре 1928 г. «Амторг» заключил
договор с фирмой «Джене-
рал электрик» о предоставлении долгосрочного
кредита на пять лет для
закупок в США и вывоза в СССР электрооборудования
на сумму до
26 млн. долл.
Информация о работе Международные отношения между СССР и США