Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 20:00, курсовая работа
Объектом данной работы являются советско-американские отношения в 1917-1934 годы.
Предмет – этапы развития, заключение соглашений, причины разногласий, соотношение сил.
Цель – проанализировать развитие советско-американские отношения с 1917-1934гг.
Для анализа использованы временные рамки – 1917-1934 годы, 1917 год – новая эпоха в истории человечества, эпоха крушения капитализма и утверждение социализма; 1934 год – год когда США признали СССР.
16 мая 1933 г. президент
обратился к главам 53 государств
с по-
сланием по вопросу о разоружении и о созыве
Международной эконо-
мической конференции. Это обращение было
направлено и правительст-
ву Советского
Союза. Из Москвы немедленно последовал
ответ. Глава
Советского государства М. И. Калинин
поддержал инициативу прези-
дента. Американская печать и общественность
расценили этот шаг как
первый симптом сближения двух государств.
Негативную деятельность
в это время развернул
Многие его сотрудники выступали против
нормализации отноше-
ний с
СССР. 27 июля 1933 г. заместитель госсекретаря
У. Филлипс пред-
ставил Рузвельту памятную записку, подготовленную
руководителем вос-
точноевропейского отдела Р. Келли.
В ней излагались предварительные
условия признания СССР. К ним относились:
отказ Советского прави-
тельства от «мировых революционных целей»,
признание им долгов
царского и Временного правительств,
выплата стоимости национализи-
рованной собственности, принадлежавшей
американцам, а также... «пре-
одоление различий между экономической
и социальной структурой Соединенных
Штатов и России». В записке подчеркивалось,
что нормали-
зации отношений препятствовали будто
бы «монополия внешней торговли
СССР», «классовый характер» Советского
государства, советское законо-
дательство и «система правосудия в отношении
к иностранным гражда-
нам»57. Целью этого документа, по
существу, являлось стремление убе-
дить Рузвельта в невозможности нормализации
советско-американских
отношений.
Между тем события неумолимо
развивались в пользу признания.
По
поручению Рузвельта председатель комитета
по кредитованию сельского
хозяйства Г. Моргентау установил личные
связи с представителями
«Амторга»,
проявил заинтересованность в советских
заказах. Ему было
сообщено о готовности Советского Союза
закупить в США сырье на
75 млн. долл. при условии получения долгосрочного
кредита58.
В июле 1933 г. Реконструктивная
финансовая корпорация (РФК)
приняла решение о предоставлении кредита
американским экспортерам
для финансирования продажи 60—80 тыс. кип
хлопка Советскому Сою-
зу. Обращение «Амторга» к РФК с предложением
о финансировании со-
ветских закупок получило поддержку
советника президента Р. Моли и
Г. Моргентау. В госдепартаменте отнеслись
к этим предложениям до-
вольно сдержанно. 21 сентября Хэлл направил
меморандум Рузвельту,
в котором
вновь напоминал о больших трудностях
на путях признания
Советского Союза, в частности о проблеме
долгов и национализирован-
ной собственности американских фирм59. Через три дня восточноевро-
пейский отдел госдепартамента рекомендовал
заместителю госсекретаря
У. Филлипсу всеми средствами оказать
давление на Советское прави-
тельство
с тем, чтобы оно приняло «предварительные
условия» до пере-
говоров о признании. 5 октября Хэлл представил
Рузвельту памятные
записки своих помощников — У. Мура и
У. Буллита, настаивая на дости-
жении соглашения с Советским правительством
о долгах до начала пе-
реговоров о признании60.
Президент Рузвельт, однако, иначе
подходил к оценке обстановки и
решению вопроса о признании СССР, с более
широких позиций рассмат-
ривал развитие событий как внутри США,
так и на международной аре-
не. Возросшая экономическая и политическая
роль Советского Союза в
мировой политике, рост его международного
авторитета побудили пра-
вительство США к пересмотру политики
непризнания. Нельзя было не
считаться с реальностью. В то же время
президент как более дально-
видный, чем многие из его окружения, политик
понимал, что за годы
кризиса престиж США в мире значительно
упал, противоречия между
капиталистическими государствами крайне
обострились. Япония захва-
тила значительную часть территории Китая,
нарушила ряд междуна-
родных договоров и соглашений, нанесла
серьезный удар по политике
«открытых дверей» в Китае. Это ослабило
позиции США на Дальнем
Востоке, привело к обострению японо-американских
отношений.
Некоторые сотрудники госдепартамента
полагали, что признание Со-
ветского Союза явилось бы определенным
сдерживающим фактором на
пути японской агрессии. Такого мнения,
в частности, придерживался
руководитель дальневосточного отдела
госдепартамента С. Хорнбэк, ко-
торый в меморандуме от 14 марта 1933 г. отмечал,
что в случае призна-
ния Советского Союза Япония будет более
сдержанна в своих действиях
на Дальнем Востоке61.
В печати США стали появляться
статьи о необходимости признания
СССР с целью укрепить пошатнувшееся положение
США на Дальнем
Востоке. Особенно активно в этом направлении
выступали журналы
«Нейшн» и «Нью рипаблик». Многие конгрессмены
признавали, что по-
зиция Гувера по отношению к Советской
России ухудшила положение
США на Дальнем Востоке, и предлагали
оценить роль дальневосточного
фактора в вопросе о признании СССР. Значение
его стало еще более
очевидным в связи с заявлением Японии
27 марта 1933 г. о выходе ее
из Лиги наций.
В то же время в Вашингтоне
не могли не учитывать развития со-
бытий и в Европе, где Советский Союз последовательно
и активно вы-
ступал за разоружение, за обеспечение
мира, защищал на международ-
ных форумах
принципы всеобщей безопасности. СССР
принадлежала
инициатива в разработке проекта конвенции
об определении агрессии.
В интересах мира Советское правительство
присоединилось к пакту
Келлога; в 1932 г. оно заключило двусторонние
пакты о ненападении и
нейтралитете с рядом европейских стран:
Финляндией, Прибалтийскими
государствами, Польшей, Францией и Италией.
Советское правительство
призывало к объединению усилий
стран,
выступавших против экспансии Японии
на Дальнем Востоке и вооруже-
ния вермахта.
С приходом к власти Гитлера подготовка
Берлина к пе-
рекраиванию политической карты Европы
и угроза мировой войны воз-
росли. 14 октября Германия покинула конференцию
по разоружению,
а через пять дней — Лигу наций. В этой
обстановке американская пе-
чать и общественность более активно стали
выступать за признание
СССР. Все громче раздавались голоса о
значении борьбы Советского
Союза как великой державы за мир и безопасность
на Дальнем Востоке
и в Европе.
В сложившихся условиях
Рузвельт, оценивая роль Советского Союза
в развитии международных событий, в расстановке
сил в мире, прихо-
дил к выводу о том, что далее невозможно
не считаться с такой держа-
вой, как СССР. Эти соображения побудили
Рузвельта еще раз обсудить
с Хэллом вопрос о признании СССР. Да и
государственный секретарь
изменил взгляды. Поэтому, когда президент
высказал мысль о жела-
тельности нормализации отношений между
США и Советским Союзом,
глава
внешнеполитического ведомства поддержал
Рузвельта, многозна-
чительно заметив: «В целом Россия —
миролюбивая страна. Мир всту-
пает в опасный период как в Европе, так
и в Азии. Россия со временем
может оказать значительную помощь в стабилизации
обстановки, по ме-
ре того как мир все больше будет под угрозой».
Полностью согласившись
с этой оценкой, президент добавил: «Два
великих государства — Амери-
ка и Россия — должны поддерживать нормальные
отношения. Восста-
новление дипломатических
отношений выгодно для
обеих стран»62.
Определенное влияние
на президента оказывало и настроение
аме-
риканской общественности, к которой он,
как ответственный руководи-
тель страны, не мог не прислушаться. В
политических и общественных
кругах росли настроения в пользу признания
СССР. Активное участие в
организации кампании за признание СССР
приняло Общество друзей
Советского Союза во главе с известным
публицистом К. Ламонтом.
Члены общества распространяли книги
и брошюры о жизни советского
народа, о социалистическом строительстве,
успешном выполнении первой
пятилетки. С февраля 1932 г. общество начало
издавать журнал «Совьет
Ранга тудей» («Советская Россия сегодня»).
Его читатели узнавали, что
в СССР ликвидирована безработица, на
стройках испытывается острая
нехватка квалифицированных рабочих.
Многие американские трудящиеся
обращались в «Амторг» и общест-
во с просьбой предоставить им возможность
поехать в СССР и принять
непосредственное участие в строительстве
фабрик и заводов. В 1931 г.
около 2500 рабочих США были заняты на советских
промышленных
стройках. В июле 1932 г. по инициативе Общества
друзей Советского
Союза в Нью-Йорке было организовано техническое
бюро; членами его
стали
350 инженеров и техников. Отделения этого
бюро имелись в ряде
крупных городов США, они оказывали помощь
советским организациям
в решении технических проблем, направляли
специальную литературу в
СССР63.
Общество проводило
собрания и митинги с требованием
признания
СССР. Оно распространило 100 тыс. экземпляров
листовок, 20 тыс. бро-
шюр, посвященных Стране Советов. К концу
1933 г. отделения общества
существовали в 20 штатах. В феврале 1933
г. по их инициативе развер-
нулась кампания по сбору 1 млн. подписей
под петицией с требованием
признания Советского Союза64.
В январе 1933 г. 800 профессоров
и преподавателей 268 колледжей и
университетов в 45 штатах обратились
к Рузвельту с петицией, в кото-
рой настаивали на признании Советского
Союза65. В том же месяце
был создан Независимый комитет движения
за признание Советской
России. Возглавил его нью-йоркский юрист
Л. Лендес. 5 марта в спе-
циально принятой резолюции комитет предложил
президенту предпри-
нять конкретные шаги — вступить в переговоры
с Советским правитель-
ством об условиях его признания66. В марте 1933 г. признания
СССР потребовала Конференция прогрессивного
рабочего действия, объ-
единявшая ряд профсоюзов, а в мае под
давлением прогрессивных сил
за признание выступил Континентальный
конгресс, в работе которого
приняли участие представители Социалистической
партии, Лиги социа-
листической молодежи, профсоюзов и фермеров.
Был создан Женский
комитет в пользу признания Советской
России. За признание СССР вы-
ступили Лига профсоюзного единства, Конференция
прогрессивного ра-
бочего действия, федерации труда различных
штатов, многие отраслевые
профсоюзы, женские и студенческие организации,
Американо-русский
институт культурных отношений с Советским
Союзом.
Учитывая в комплексе
факторы экономического, политического
и
международного характера, а также настроение
общественности страны,
10 октября 1933 г. президент Рузвельт направил
послание Председателю
ЦИК СССР М. И. Калинину. В нем подчеркивалась
готовность покончить
с ненормальным положением, когда две
великие державы в течение столь
длительного времени находились без прямых
официальных отношений.
Президент предложил направить в Вашингтон
для переговоров лично с
ним представителя Советского правительства67. Инициатива президен-
та США была с удовлетворением встречена
руководителями Советского
государства.
В ответе М. И. Калинина обращалось внимание
на то, что
отсутствие нормальных отношений между
двумя странами неблагоприят-
но отражалось на международном положении,
усложняло дело обеспечения мира, поощряло
силы, стремившиеся к его нарушению.
Обмен посланиями между
Ф. Д. Рузвельтом и М. И. Калининым
вызвал оживленные отклики. Демократические
силы США с чувством
глубокого удовлетворения встретили весть
о предстоящем признании
СССР. Сенаторы Бора, Норрис, Рейнолдс,
Адамc горячо приветствовали
действия президента. Печать США выступила
с одобрением президент-
ской акции. Газета «Нью-Йорк уорлд телеграм»
21 октября опублико-
вала передовую статью под названием «Америка
и Россия — друзья».
Тогда же близкая к республиканской партии
«Геральд трибюн» поме-
стила статью под заглавием: «Банкиры
Уолл-стрит за скорое признание
СССР как стимул для торговли с США»68. Многие газеты, учитывая
развитие международных событий, подчеркивали
значение акции Ва-
шингтона.
7 ноября 1933 г. нарком
иностранных дел СССР М. М.
Литвинов
прибыл в Вашингтон для переговоров. В
своем интервью он обратил
внимание представителей американской
печати на наличие прочной ба-
зы для экономического, научного и культурного
сотрудничества в инте-
ресах обоих государств, которые «объединяет
общее стремление к
миру»69. 8 ноября начались
переговоры, продолжавшиеся
10 дней.
К встрече с советским
представителем в госдепартаменте
тщательно го-
товились. Сотрудники восточноевропейского
отдела составили до 20 про-
ектов соглашений. Каждый проект обсуждался
на совещаниях с уча-
стием Ф. Рузвельта, К. Хэлла, У. Филлипса,
Г. Моргентау, У. Буллита.
Немало
было выдвинуто положений, обусловливавших
признание СССР
рядом оговорок70.
Сначала с американской
стороны переговоры возглавил Хэлл.
8 ноября 1933 г. при встрече с М. М. Литвиновым
К. Хэлл завел раз-
говор об отношении к верующим. Литвинов
ответил, что сведения о ре-
лигии, которыми располагает правительство
США,— плод дезинформа-
ции и односторонней пропаганды. Литвинов
отметил, что законодатель-
ство о религии — внутреннее дело каждого
государства. Когда же Хэлл
потребовал гарантию религиозной свободы
в СССР для американцев,
заявив, что в противном случае невозможно
установление дипломатиче-
ских отношений, Литвинов ясно дал понять,
что никакого привилегиро-
ванного положения для
американцев в религиозных
правительство не намерено предоставлять71. Требования Хэлла об
особом правовом положении американцев
также были отклонены. Затем
глава внешнеполитического ведомства
США поставил вопрос о денеж-
ных претензиях. Советский представитель
выдвинул контрпретензии за
нанесенный американцами ущерб во время
интервенции США против
Советской России. Развернувшаяся длительная
дискуссия о долгах за-
кончилась безрезультатно. Заявления
государственного секретаря о
«пропаганде Коминтерна» также были
отвергнуты как несостоятельные.
Информация о работе Международные отношения между СССР и США