Проблемы совершенствования долговой политики России в условиях мирового финансового кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Проблема внешней задолженности является одной из наиболее острых и актуальных проблем современного мирового хозяйства. Возникновение этого явления уходит вглубь истории развития мировых хозяйственных связей, но именно на нынешнем этапе мировое хозяйство приобрело достаточно выраженный характер долговой экономики, и лидирующее место в этом процессе занимают «локомотивы» мировой экономической системы (как, например, США, Япония, Германия).

Содержание

Введение 3
Глава 1. Возникновение и формирование проблемы внешней задолженности 8
1.1.Причины образования государственного внешнего долга и критерии управления внешней задолженностью. 8
1.2.Влияние состояния мировой экономики на рост внешней задолженности 16
1.3. Регулирование долговых проблем на международном уровне: субъекты и инструменты внешней задолженности. 18
Глава 2. Современные тенденции формирования суверенного долга Российской Федерации. 26
2.1. Возникновение и первоначальное накопление суверенного внешнего долга России. 26
2.2. Переходный этап в долговой политике России конца 1998 — начала 2001 г. 28
2.3. Современный этап эволюции долговой политики России. 30
Глава 3 Проблемы совершенствования долговой политики России в условиях мирового финансового кризиса. 61
3.1. Долговая политика в аспекте экономической безопасности России. 61
3.2. Проблемы улучшения качества управления государственным долгом. 76
3.3. Формирование единой системы финансового контроля и мониторинга в условиях современной политики государственных внешних заимствований России. 80
3.4. Методы регулирования внешнего долга стран при изменяющихся экономических условиях. 86
Заключение 99

Вложенные файлы: 1 файл

165 ноя.doc

— 1,009.00 Кб (Скачать файл)
  • обеспечения эффективности и обоснованности привлекаемых заимствований;
  • осуществления проверок соблюдения финансового законодательства субъектами финансовых отношений;
  • обеспечения контроля проводимой государством финансовой политике в различных областях, на финансирование которых привлекаются государственные внешние заимствования;
  • выявление резервов использования финансовых ресурсов во всех сферах производства и распределения и направление высвободившихся средств на финансирование наиболее приоритетных проектов либо определение необходимости в привлечении внешних заимствований с учетом расчета временной стоимости денег и проведения системного анализа.

На наш взгляд, роль и значение форм контроля должны определяться с учетом принципа приоритетности. Предварительному контроль должна быть присвоена наивысшая приоритетность с рангом 1 по трехбалльной шкале, оперативному, или текущему, - 2, последующему — 3. По результатам анализа установлено, что в отношении государственного финансового контроля за внешним заимствованиями следует сместить акценты на проведение предварительного контроля за привлечением внешних ресурсов. В таком случае целью последующего контроля будет являться оценка проведенных мероприятий с точки зрения их эффективности.

Оценка эффективности дает возможность рассматривать качественную определенность как отдельных мероприятий государственного финансового контроля, так и отдельных контролирующих органов в их взаимосвязи, позволяет установить их качественное различие.

Пробелы в законодательном регулировании вопросов государственного финансового контроля за государственными внешними заимствованиями могут быть решены следующими тремя путями:

  • путем формирования единой системы государственного финансового контроля и при вступлении в силу единого нормативно-правового документа, регулирующего отношения, возникающие по поводу организации и осуществления государственного финансового контроля в целом и  государственного финансового контроля за государственными внешними заимствованиями в частности;
  • путем формирования единой системы управления государственным долгом, например, на уровне утверждения единой концепции управления государственным долгом, и при вступлении в силу единого нормативно-правового документа, регулирующего отношения, возникающие по поводу формирования, обслуживания государственного долга Российской Федерации и т.п., а также контроля за государственными внешними заимствованиями как обязательная часть данного нормативно- правового акта;
  • внесение поправок в действующие нормативное и правовые акты, регулирующие порядок привлечения и использования государственных внешних заимствований и т.п., а также разработка методических документов по организации и осуществлению контроля за привлечением и использование государственных внешних заимствований.

Эконометрический анализ взаимосвязи между инвестициями в основной капитал, валовым продуктом и структурой внешнего долга показал, что увеличение внешнего государственного долга РФ способствует увеличению инвестиций в основной капитал, но увеличение долга органов государственного управления приводит к обратной тенденции, таким же свойством обладает влияние изменения нового российского долга (кредиты международных финансовых организаций), имеющего наибольшую эластичность и валовой внутренний продукт.

Вызывает опасение подход, в соответствии с которым за счет средств, полученных от приватизации предлагается снижать дефицит государственного бюджета. Это представляется ошибочным, так как пока основные приватизированные предприятия в ключевых отраслях экономики России не могут обойтись без государственной поддержки, в том числе и крупнейшие банки. Приватизация не доказала, в полной мере, свою эффективность. Приватизация, в условиях продолжающейся господдержки неэффективных предприятий, приведет лишь к дальнейшему перераспределению государственных финансовых средств в частный корпоративный сектор.

Существенным недостатком управления государственным долгом в настоящее время является отсутствие законодательно закрепленных целей государственных заимствований. Пока вне правового регулирования остается порядок проведения операции реструктуризации, обмена долговых обязательств на инвестиции, а также конверсии и консолидации займов. Практически отсутствует согласованность в политике управления активными и пассивными долгами.

В действующем законодательстве также отсутствует система ответственности за эффективность принимаемых решений при осуществлении государственной политики заимствований и управления государственным долгом и, соответственно, пределы полномочий и ответственность Правительства Российской Федерации, органов федеральной исполнительной- власти, Банка России и иных банков-агентов эмитента государственных долговых обязательств.

Отсутствие единой методологии учета государственного долга и единой интегрированной базы данных, обеспечивающей достоверный учет по всем видам долговых обязательств и контроль за состоянием государственного долга в целом, в значительной степени препятствует проведению обоснованной долговой стратегии и эффективной бюджетной политики.

Значительное внимание необходимо уделять и развитию системы государственных гарантий. При этом необходимо иметь в виду, что обязательства по госгарантиям являются государственным долгом РФ. Кроме этого, в связи со все более возрастающей системой государственной поддержки предприятий заслуживает внимание и проблема соотношения национализации и денационализации в свете государственного долга. Данная проблема не разработана в теоретическом и практическом плане.

Значительные резервы в совершенствовании системы управления государственным долгом Российской Федерации имеются в учете государственного долга и повышении контроля за объемом и структурой государственного долга РФ, в системе оптимизации государственного контроля и независимого аудита.

 

3.4. Методы регулирования внешнего  долга стран при изменяющихся  экономических условиях.

 

Наличие в настоящий момент у России инвестиционного рейтинга, постепенное улучшение макроэкономических показателей развития России создают необходимые предпосылки для активизации заемной политики в ближайший период с одновременным сохранением тенденции к улучшению показателей долговой нагрузки.

Проблема эффективного управления государственным долгом подробно обсуждается как на национальном, так и на международном уровне. И если за счет мер, принятых за прошедшие пять лет, удалось качественно улучшить структуру суверенного долга России и повысить ликвидность государственных облигаций на внутреннем рынке, то ряд вопросов, касающихся законодательного оформления управления долгом, процедур управления рисками, унификации подходов к подсчету объемов долга и некоторых других проблем, до сих пор остается нерешенным.

Поступления от заимствований являются для правительства одним из важнейших источником доходов, помимо поступлений от налогов.

Методика активного управления государственном долгом предполагает использование различных инструментов при формировании долговой политики России. Мировой финансовоэкономический кризис обострил проблему эффективного управления суверенной задолженностью с целью минимизации долговой нагрузки на экономику страны. Вопрос управления задолженностью особенно актуален для России ввиду значительного увеличения долговой нагрузки на частный сектор, который имеет больше вариантов управления задолженностью по сравнению с государственным суверенным долгом.

Наиболее распространенными вариантами активного управления внешней задолженностью являются процессы конверсии долга, секьюритизации активов и долгов, а также выкуп и досрочное погашение задолженности. Выделим характерные черты, плюсы и минусы каждого из указанных типов активного управления задолженностью с точки зрения их применения в условиях мирового финансового кризиса в рамках долговой политики России.

Под конверсией долга понимается замена обязательств, по которым не выплачиваются проценты, новыми обязательствами, которые улучшают положение заемщика в текущем положении либо в будущем. Существенным преимуществом конверсии долга является тот факт, что данная операция не приводит к изменению структуры обязательств и не приводит к получению новых ссуд.

По формам конверсии управление долгом можно разделить: 1) на перевод долга в местную валюту (свопы “долг/акции”, “долг/долг”); 2) прямой обмен на активы (актуален для частного сектора); 3) прямой обмен на товары (погашение в натуральной форме).

Наиболее распространенным способом конверсии долга в частном секторе является конверсия долговых обязательств в новые недолговые активы (долг/активы). Такого рода операции невозможны для государственного сектора, поскольку предполагают передачу доли в компании или же недолговой актив, например, земельные участки.

С другой стороны, выплата может осуществляться путем предоставления технологии или обучения технологическому процессу, что также может быть активом предприятия. Типичной схемой по обмену в данном случае служит конверсия долга в ценные бумаги, вместе с тем стороны могут предусмотреть дополнительные условия, такие как финансирование проектов в области охраны окружающей среды, законодательного регулирования.

Вновь заключенные сделки открывают возможности обеим сторонам, расширяя возможности должников по погашению задолженности, и обеспечивают заемщикам дополнительные выгоды.

Свопы “долг/акции”, как один из видов конверсионного соглашения, применим для частного сектора или для компаний, привлекающих ресурсы на внутреннем рынке. Объяснение такой сегментации заключается в характере конверсии долг/акции, когда кредиторы соглашаются отказаться от своих требований по обязательствам в отношении должника в обмен на долю акций должника. Стимулом для конверсии может стать возможность участия в управлении должником и, как следствие, участие в распределении прибылей и убытков. Рассмотрение в роли заемщика суверенного государства или же компании государственного сектора несколько осложняет процесс конверсии. Дополнительные сложности возникают в том случае, если суверен не изъявляет желания приватизировать должника государственного сектора или же предлагает приватизацию другого государственного юридического лица для совершения конверсионной операции. Данный вопрос выходит за границы финансовой сферы и может лежать в плоскости политического решения в рамках формирования долговой политики того или иного государства.

Значительным отличием свопов суверенных государств и свопов, совершаемых между частным сектором, является тот факт, что частный сектор совершает своп операции с целью защиты. Так, кредитор соглашается принять акции для снижения рисков дефолта эмитента, а также исходя из соображений эффективности владения акциями в будущем. С точки зрения суверенного заемщика и частного сектора, ситуация выглядит несколько более сложно. При совершении конверсии кредитор рассчитывает на возможность эффективного размещения инвестиций в суверенной стране, а должник защищает свои активы или же сводит к минимуму ресурсы, затрачиваемые на их защиту.

Преимуществом операции свопа “долг/акции” является возможность превращения долга страны в акции посредством размещения иностранных инвестиций в какое-либо национальное предприятие. Иностранные участники получают выход на новые рынки, государство - потенциальных инвесторов в национальную экономику.

На практике данный вид конверсии может выглядеть следующим образом. Иностранная компания, заинтересованная в новых рынках, на вторичном рынке покупает долговые обязательства суверенного заемщика. Государство в лице уполномоченных органов выкупает долговые обязательства в национальной валюте. Иностранная компания, получая местную валюту, осуществляет инвестиции путем приобретения акций или прямого участия в капитале компании на национальном рынке. При этом на первоначальном этапе должен существовать инвестиционный договор, регулирующий отношения иностранной компании и указывающий направления инвестиций после выкупа долговых обязательств.

Последовательно данная схема может быть представлена следующим образом (см. рисунок).

Рис. Схема обмена долга суверенна на акции государственной компании

 

 

В качестве успешного примера реализации данного направления долговой политики России можно рассмотреть Соглашение о порядке передачи имущества Армении в счет погашения долга в размере 93 млн. долл. по государственным кредитам, предоставленным правительством России правительству Республики Армении1. Согласно соглашению, российской стороне были переданы 100 % акций ЗАО “Марс”, ереванских НИИ материаловедения, математических машин, автоматизированных систем управления и имущественного комплекса Разданской ТЭС, находящихся в собственности Армении2.

Среди положительных аспектов реализации конверсионных соглашений “долг/акции” можно выделить увеличение инвестиционной привлекательности предприятий, подлежащих приватизации. Путем освобождения от долговой нагрузки предприятие может стать более эффективным, что положительно сказывается как на частном секторе-акционере, так и на суверенном участнике путем получения дополнительной прибыли от деятельности предприятия. Однако для осуществления конверсии необходимым условием является прозрачность проведения операций на каждом из этапов. Россия на сегодняшний день не всегда способна обеспечить приемлемый для иностранных участников уровень прозрачности сделок.

Своп “долг/экспорт” (или “долг/товары”) является разновидностью конверсии долга, который приобретает особое значение в период финансово-экономической нестабильности. Странам-должникам не всегда удается изыскать денежные ресурсы для погашения задолженности, однако существует ряд производств, в которых страна имеет конкурентные преимущества. При этом страна-должник погашает долг предоставленными товарами или услугами, получая в обмен заказы на производство. Такого рода отношения стимулируют производственный процесс, процесс товарообмена между государствами, позволяют избавиться от возможных товарных излишков.

Информация о работе Проблемы совершенствования долговой политики России в условиях мирового финансового кризиса