Роль ООН в поддержании мирового порядка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 07:17, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в многоаспектном анализе миротворческой роли ООН в урегулировании международных конфликтов на современном этапе, а также в определении ее вклада в процесс урегулирования международных кризисов и конфликтов.
В соответствии с этой целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
• Проследить процесс зарождения потребности в универсальной организации, являющейся гарантом международного мира и стабильности, проанализировать эволюцию ее становления.
• Изучить и обобщить позиции ученых по рассматриваемой проблеме.
• Исследовать методы и инструменты, применяемые ООН для решения конфликтных ситуаций.
• Проанализировать деятельность ООН в урегулировании международных конфликтов на примере арабо-израильского, руандийского, иракского конфликтов.
• На основании рассмотренных в Совете Безопасности конфликтных ситуаций, дать оценку деятельности СБ ООН и взаимоотношениям постоянных членов данного Совета.
• Определить роль ООН в поддержании баланса сил на международной политической арене.
• Обосновать необходимость реформирования ООН, и в частности СБ ООН, в соответствии с меняющейся международной ситуацией.
• Проанализировать основные факторы, снижающие эффективность деятельности ООН.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. ООН КАК МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ В МИРЕ 5
1.1 История создания ООН (Опыт Лиги Наций) 5
1.2 Устав, функции и органы ООН 14
1.3 ООН как основной механизм достижения и поддержания международной стабильности и мира 24
Глава II. ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЕРАЦИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА 28
2.1 Операции ООН по поддержанию мира и безопасности 28
2.2 Глобальность операций ООН по поддержанию мира 36
2.3 Значение операций ООН по поддержанию безопасности в мире 40
Глава III. МЕСТО ООН В ГЛОБАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ БЕЗОПАСНОСТИ 43
3.1 Система регулирования коллективной безопасности 43
3.2 Мировые и региональные соглашения о разоружении и нераспространении 63
3.3 Роль региональных организаций в обеспечении международной безопасности 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72

Вложенные файлы: 1 файл

Роль ООН в поддержании мирового порядка.docx

— 162.65 Кб (Скачать файл)

 В результате освободительной  борьбы большинство подопечных  территорий обрело независимость.  Соответственно из 11 подопечных  территорий, находившихся в ведении  Совета с самого начала его  деятельности, в настоящее время  осталась одна - Тихоокеанские острова (под опекой США).

Совете Безопасности ООН

В состав Совета Безопасности входят Россия, США, Великобритания, Франция  и Китай. Они являются постоянными  членами Совбез ООН. Непостоянными  членами Совбез ООН являются: Германия, Индия, Гватемала, Азербайджан, Колумбия, Марокко, Пакистан, Португалия, Того и Южная Африка.

Председательствование в Совете Безопасности осуществляется членами Совета Безопасности поочередно в английском алфавитном порядке их наименований. Каждый председатель занимает этот пост в течение одного календарного месяца.

Непостоянные члены Совета Безопасности избираются на двухгодичный срок. Выбывающий член Совета Безопасности не подлежит немедленному переизбранию. На основании поправки к статье 23 Устава, в 1965 году число членов Совета Безопасности было увеличено с одиннадцати до пятнадцати. При первых выборах непостоянных членов, после увеличения Совета Безопасности с одиннадцати до пятнадцати, два из четырех дополнительных членов были избраны на срок в один год.

Каждый член Совета имеет один голос. Решения по вопросам процедуры считаются принятыми, когда за них поданы голоса не менее 9 из 15 членов. Для принятия решений по вопросам существа требуется девять голосов, включая совпадающие голоса всех пяти постоянных членов. Это — правило «единогласия великих держав», которое часто называется «правом вето».

В соответствии с Уставом все члены Организации Объединенных Наций соглашаются подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их. Если другие органы Организации Объединенных Наций выносят рекомендации правительствам, то только Совет Безопасности имеет право принимать решения, которые государства-члены, согласно Уставу, обязаны выполнять.

 

 Международный Суд  ООН - это главный судебный орган ООН. Этим в основном и определяется сфера деятельности Международного Суда. Этот орган имеет множество специфических особенностей т.к. в отличии от других международных судов, сторонами рассматриваемых Судом делах могут быть только государства. Обращение к Суду является факультативным, то есть государства передают спор на его разрешение на основании заключенного ими соглашения-компромисса. Однако ряд государств, в том числе Россия по некоторым международным договорам, признают юрисдикцию Суда в качестве обязательной.

 Суд обязан решать  переданные ему споры на основании  международного права, применяя  при этом международные конвенции,  международный обычай, общие принципы  права, признанные цивилизованными  нациями, а также в качестве  вспомогательного средства - судебные  решения и доктрины наиболее  квалифицированных специалистов  по публичному праву различных  наций. это орган ООН, призванный обслуживать работу других органов ООН и осуществлять их решения и рекомендации. Секретариат ООН выполняет административно-технические функции ООН, в частности, готовит некоторые материалы, переводит, печатает и распространяет доклады, резюме и другие документы и т.д.

Организация Лига Наций, как  международная организация сделала  недостаточно для полного обеспечения  международного мира и справедливости. Как и накануне первой мировой  войны, Лига Наций и другие международно-правовые договоры использовались ведущими странами мира как ширма и практика нередко противоречила декларируемым намерениям. Таким образом, организация Лиги Наций была несомненно важным шагом вперед на пути становления современного международного права и создания более глобальной организации как ООН.

1.2 Устав, функции и органы ООН

По общепризнанному мнению фундамент современного международного права был заложен Уставом  ООН. Данное положение также широко признано в международно-правовой доктрине и в официальных кругах. Разумеется Устав ООН появился не на пустом месте. Он опирается на предшествующий опыт регулирования международных отношений. Но главное в том, что его содержание отразило особые условия, сложившиеся в канун победы антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне.

 В социальном плане  Устав ООН воплотил общечеловеческие  интересы и надежды на то, что  совместными усилиями государства  обеспечат мир и процветание.  Потребовались века на то, чтобы  мечта родоначальников идеи международного  права воплотилась в реальность. Ф. де Витториа в 1532 г. писал, что нормы права наций должны выводиться из «согласия большей части всего мира, прежде всего во имя общего блага всех»1.

 В политическом отношении  положения Устава ООН отражали  новое международное политическое  мышление, в основу которого лег  принцип сотрудничества. Устав предписывал  отказ от доминировавшей на  протяжении веков концепции господства  силы и замену ее концепцией  господства права и справедливости. Устав порвал с легализацией  колониализма, в результате чего, при немалой роли ООН колониальная  система была полностью разрушена.  Тем самым Устав ООН в корне  изменил систему субъектов международно-правовых  отношений, сделав ее более  демократичной и представительной. Другим прогрессивным достижением  ООН является то, что впервые  в истории во главу угла  был поставлен вопрос значимости и неприкосновенности прав человека и именно отражение этого принципа в Уставе ООН дало стимул для развития целого международно-правового института и свода международно-правовых актов, посвященных данной тематике.

 Ныне принципы и  другие положения, нашедшие свое  отражение в Уставе ООН принимаются  в качестве первоосновы в правовом  регулировании международных отношений.  Императивность декларированных  в Апреле 1945 г. целей и принципов  играет роль гаранта их имплементации  на региональном и национальном  уровне.

 Выше было отмечено, что цели, принципы и иные предписания  ООН стали основой действующего  международного права. Устав ООН  занимает высшую позицию в  иерархии международно-правовых  норм, регулирующих различные аспекты  международной жизни, в том  числе и международную безопасность.

 Главной социально-политической  целью современного международного  права является обеспечение нормального  функционирования существующей  системы международных отношений  и ее развитие. Характерная особенность  современного международного права  состоит в том, что стимулирование  социально-экономического прогресса стало одной из главных его целей. Устав ООН закрепил цель «содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов».

 Статья 1 Главы I Устава  ООН «Цели и Принципы» определила  следующие основные цели для  новой международно-правовой системы:

Поддерживание международного мира и безопасности посредством  принятия коллективных мер по предотвращению и устранению угрозы миру и подавлению актов агрессии «в согласии с принципами справедливости и международного права». Данная цель предусматривает также  коллективные действия по улаживанию или разрешению «международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира»;

Развитие дружественных  отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и  самоопределения народов;

Осуществление международного сотрудничества в разрешении международных  проблем, экономического, социального, культурного и гуманитарного  характера и в поощрении и  развитии уважения к правам человека и основным свободам1.

 Исходя из вышеперечисленных  целей новой международной системы,  Уставом на ООН возлагалась  задача функционирования в качестве  центра для «согласования действий  наций в достижении этих общих  целей»2.

 Цели, отраженные в  Уставе ООН закрепляются в  принципах организации, которым  придается статус всеобщих принципов  международного права. Устав ООН  включает в себя семь основных  принципов организации и международного  права в целом, которые были  впоследствии закреплены и дополнены  Декларацией о принципах международного  права 1970 г. и Заключительным  актом Совещания по безопасности  и сотрудничеству в Европе, принятом  в 1975 году. В результате сформировалось  десять основополагающих принципов  международного права, которые  мы будем рассматривать по  степени значимости.

Принцип суверенного  равенства

 Этот принцип занимает  первое место во второй Устава  ООН о принципах, которая гласит: «Организация основана на принципе  суверенного равенства всех ее  Членов». Этот принцип лежит  в основе не только ООН, но  и системы управления международными  отношениями в целом. Декларация  о принципах международного права,  принятая в 1970 г. на XXV сессии  Генеральной Ассамблеи ООН подтверждают  этот принцип и наделяет его следующими элементами:

  • государства юридически равны;
  • каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;
  • каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;
  • территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;
  • каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;
  • каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

 

Принцип добросовестного  выполнения международно-правовых обязательств

 Устав ООН гласит: «Все  Члены Организации Объединенных  Наций добросовестно выполняют  принятые на себя по настоящему  Уставу обязательства, чтобы обеспечить  им всем в совокупности права  и преимущества, вытекающие из  принадлежности к составу Членов Организации».

 Принцип добросовестного  выполнения обязательств является  главным источником юридической  силы международного права. Этот  принцип относится к категории  необходимого права (jus necessarium). Принцип закрепил соглашение государств о признании юридической силы за нормами международного права. Для этого принципа сохраняет свое значение общее положение о том, что единственным способом создания юридически обязательных норм для суверенных государств является их соглашение. Согласно интерпретации принципа Уставом ООН, права и преимущества, вытекающие из международного права, могут быть обеспечены государствам лишь при условии выполнения обязательств.

Принцип мирного  разрешения международных споров

 Этот принцип является  одним из самых важных с  точки зрения обеспечения международной  безопасности. Согласно этому принципу, государства обязаны разрешать  международные спора исключительно  мирными способами. Принцип закреплен  в Уставе ООН и во всех  международных актах, излагающих  принципы международного права.  Ему специально посвящен ряд  резолюций Генеральной Ассамблеи,  среди которых важное место  занимает Манильская декларация  о мирном разрешении международных  споров 1982 г.

 В Уставе ООН имеется  следующее положение о необходимости  разрешения споров мирным путем:  «Все Члены Организации Объединенных  Наций разрешают свои международные  споры мирными средствами таким  образом, чтобы не подвергать  угрозе международный мир и  безопасность и справедливость»

 Декларация о принципах  международного права охарактеризовала  этот принцип следующим образом:  «Каждое государство разрешает  свои международные споры с  другими государствами мирными  средствами таким образом, чтобы  не подвергать угрозе международный  мир и безопасность и справедливость».  В этом же духе принцип мирного  разрешения споров закреплен  в региональных актах, в уставах  Организации Африканского Единства, Организации Американских Государств, а также в таких договорах,  как НАТО, СЕАТО, Варшавский Пакт  и др.

Принцип неприменения силы

 Еще в трудах основоположников  идеи международного права говорилось  о необходимости отказаться от  применения силы во внешней  политике государств. Первая правовая  попытка запретить применение  силы была сделана Парижским  пактом 1928 г. об отказе от войны  как орудия национальной политики. Однако, как известно, для окончательного  утверждения данного принципа  человечеству пришлось пережить  ужасы Второй мировой войны.

 Одна из главных  целей Устава ООН состоит в  избавлении грядущих поколений  от бедствий войны. Эта цель  нашла свое отражение в принципе, гласящем: «Все Члены Организации  Объединенных Наций воздерживаются  в их международных отношениях  от угрозы силой или ее применения  как против территориальной неприкосновенности  или политической независимости  любого государства, так и каким-либо  другим образом, несовместимым  с Целями Объединенных Наций»1.

 Устав ООН предусматривает  применение силы или угрозы  силой лишь в двух случаях.  Во-первых, по решению Совета Безопасности  в случае наличия угрозы миру, любого нарушения мира или  акта агрессии (Глава VII). Во вторых, в порядке осуществления права  на самооборону в случае вооруженного  нападения, до тех пор, пока  Совет Безопасности не примет  необходимых мер для поддержания  международного мира и безопасности.

 Таким образом, Устав  ООН исключает несанкционированное  применение силы, а также ее  использование не в оборонительных  целях. 

Информация о работе Роль ООН в поддержании мирового порядка