Роль ООН в поддержании мирового порядка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 07:17, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в многоаспектном анализе миротворческой роли ООН в урегулировании международных конфликтов на современном этапе, а также в определении ее вклада в процесс урегулирования международных кризисов и конфликтов.
В соответствии с этой целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
• Проследить процесс зарождения потребности в универсальной организации, являющейся гарантом международного мира и стабильности, проанализировать эволюцию ее становления.
• Изучить и обобщить позиции ученых по рассматриваемой проблеме.
• Исследовать методы и инструменты, применяемые ООН для решения конфликтных ситуаций.
• Проанализировать деятельность ООН в урегулировании международных конфликтов на примере арабо-израильского, руандийского, иракского конфликтов.
• На основании рассмотренных в Совете Безопасности конфликтных ситуаций, дать оценку деятельности СБ ООН и взаимоотношениям постоянных членов данного Совета.
• Определить роль ООН в поддержании баланса сил на международной политической арене.
• Обосновать необходимость реформирования ООН, и в частности СБ ООН, в соответствии с меняющейся международной ситуацией.
• Проанализировать основные факторы, снижающие эффективность деятельности ООН.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. ООН КАК МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ В МИРЕ 5
1.1 История создания ООН (Опыт Лиги Наций) 5
1.2 Устав, функции и органы ООН 14
1.3 ООН как основной механизм достижения и поддержания международной стабильности и мира 24
Глава II. ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЕРАЦИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА 28
2.1 Операции ООН по поддержанию мира и безопасности 28
2.2 Глобальность операций ООН по поддержанию мира 36
2.3 Значение операций ООН по поддержанию безопасности в мире 40
Глава III. МЕСТО ООН В ГЛОБАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ БЕЗОПАСНОСТИ 43
3.1 Система регулирования коллективной безопасности 43
3.2 Мировые и региональные соглашения о разоружении и нераспространении 63
3.3 Роль региональных организаций в обеспечении международной безопасности 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72

Вложенные файлы: 1 файл

Роль ООН в поддержании мирового порядка.docx

— 162.65 Кб (Скачать файл)

 

 

Принцип уважения прав человека

 Уважение прав человека  занимает одно из ключевых  мест в обеспечении международной  безопасности. Устав ООН на второе  место после задачи избавления  от бедствий войны поставил  задачу «вновь утвердить веру  в основные права человека».  Среди целей ООН поощрение  уважения к правам человека  стоит на третьем мест. Тем  не менее Декларация о принципах международного права не выделила соответствующий принцип в качестве самостоятельного. Принцип уважения прав человека был окончательно сформулирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. Несмотря на относительно сложный процесс пробивания принципа в число основополагающих, в послевоенный период было принято несколько ключевых международных актов, утверждающих необходимость соблюдения прав человека, включая Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. и два пакта о правах человека 1966 г. – один – о гражданских и политических правах, второй – об экономических, социальных и культурных правах. Также был заключен ряд конвенций о специфических правах человека, среди которых стоит отметить Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948), о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966), о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979) и о правах ребенка (1989). Немало актов о правах человека принято на региональном уровне.

Принцип невмешательства

 В Уставе ООН говорится,  что он не дает организации  права на вмешательство в дела, которые по существу входят  во внутреннюю компетенцию любого  государства, и не требует от  государств–членов представлять  такие дела на разрешение в  порядке Устава. Сделано лишь  одно исключение: принцип не распространяется  на те ситуации, которые ставят под открытую угрозу мир и безопасность. Иными словами, принцип невмешательства не препятствует применению принудительных мер к государству по решению Совета Безопасности в случае угрозы мира, нарушений мира и актов агрессии.

 Устав ООН предусматривает  развитие сотрудничества по значительному  кругу вопросов внутреннего характера,  например содействие повышению  уровня жизни, полной занятости  населения в условиях социального  и экономического прогресса и  др.

 Что касается внутренних вооруженных конфликтов, то ООН, как следует из вышеуказанного, имеет право в него вмешаться а) в случае прямой угрозы миру и безопасности, влекущей за собой массовое нарушение прав человека, и б) посредством оказания гуманитарной помощи, даже если для этого понадобится применение силы. При этом, особо подчеркивается то, что ни одно государство не имеет право вмешиваться прямо или косвенно во внутренние или внешние дела, входящие во внутреннюю компетенцию государство по какой бы то ни было причине и независимо от их взаимоотношений.

Принцип территориальной  целостности

 Территория является  материальной основой государства  и является одним из его  основных компонентов. Поэтому  государства уделяют особенное  внимание обеспечению целостности  своей территории. Статут Лиги  Наций призывал государства уважать  территориальную целостность друг  друга. Устав ООН обязывает  воздерживаться от угрозы силой  или ее применения против территориальной неприкосновенности государств.

 В Декларации о принципах  международного права принцип  территориальной целостности не  выделен в качестве самостоятельного, но нашел свое отражение в  других принципах. Так, принцип  неприменения силы обязывает  воздерживаться от угрозы силой  или ее применения против территориальной  неприкосновенности любого государства.  Кроме того, запрещается не только  угроза или применение силы, но  и иные, в том числе и невоенные  формы давления.

Принцип нерушимости  границ

Этот принцип дополняет  собой принцип территориальной  целостности. Его значение определяется тем, что уважение существующих границ – необходимое условие мирных отношений между государствами.

Декларация о принципах  международного права излагает содержание принципа в разделе о неприменении силы: «Каждое государство обязано  воздерживаться от угрозы силой или  ее применения с целью нарушения  существующих международных границ другого государства или в  качестве средства разрешения международных  споров, в том числе территориальных  споров и вопросов, касающихся государственных  границ»3.

Следовательно, запрет ограничивается нарушением границ путем угрозы силой  или ее применения. От государств не требуется взаимного признания  границ и отказа от территориальных  претензий. Требование касается лишь необходимости  не силового разрешения территориальных споров. Таким образом, Декларация решила вопрос в рамках принципа неприменения силы, согласно которому неприкосновенностью пользуются также демаркационные линии - временные или предварительные границы, такие как линии перемирия, установленные или соответствующие межгосударственному договору или которые государство должно соблюдать на каком либо ином основании.

Принцип равноправия  и самоопределения народов

 Будучи одним из  ключевых принципов современного  международного права, этот принцип  воплощен в Уставе ООН, в  котором в качестве одной из  целей Организации указано: «Развивать  дружественные отношения между  нациями на основе уважения  принципа равноправия и самоопределения  народов, а также принимать  другие соответствующие меры  для укрепления всеобщего мира»  (ст. 1, п. 2).

 Таким образом, согласно  этому принципу, межгосударственные  отношения должны осуществляться  с учетом того, что все народы  равноправны и каждый из них имеет право распоряжаться своей судьбой.

Принцип сотрудничества

 Идея всестороннего  сотрудничества была воплощена  в Уставе ООН, а принцип впервые  нашел свое отражение в Декларации  о принципах международного права.  Принцип обязывает государства  сотрудничать в следующих основных  направлениях:

Поддержание мира и безопасности;

Всеобщее уважение прав человека;

Осуществление международных  отношений в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства;

Сотрудничество с ООН  и принятие мер, предусмотренных  ее Уставом;

Содействие экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся  странах.

Принцип служит связующим  звеном между всеми другими сформулированными  принципами международного права, т.к. реализация не оной из этих идей невозможна без деятельного сотрудничества между субъектами международного права.

Место деятельности Генеральной  Ассамблеи и Совета Безопасности ООН в современном международном  праве

 К настоящему моменту  сформировалась устойчивая система  ООН, которая включает в себя  главные органы: Генеральную Ассамблею  ООН, Совет безопасности ООН,  Экономический и Социальный Совет  ООН, Совет по Опеке ООН,  Международный Суд ООН, Секретариат  ООН. 

 В систему также  включаются и специализированные  учреждения: Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация, Международная ассоциация развития, Международная морская организация, Международная организация гражданской авиации, Международная организация труда, Международный союз электросвязи, Всемирный почтовый союз, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, Всемирная организация здравоохранения, Всемирная организация интеллектуальной собственности, Организация Объединенных Наций по промышленному развитию, Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций, Всемирная метеорологическая организация, Международный фонд сельскохозяйственного развития, Международное агентство по атомной энергии.

 Каждая из вышеперечисленных  структур ООН занимает свое  место в регулировании отдельных  областей международных отношений.  В иерархии органов ООН главенствующее  место занимает Генеральная Ассамблея,  которая состоит из представителей  всех государств – членов Организации  и играет роль своего рода  Парламента. Другим значительным  центром ООН является Совет  Безопасности состоящий из пяти постоянных (США, Россия, Великобритания, Франция и Китай) и десяти непостоянных, избирающийся Генеральной Ассамблеей сроком на два года, членов. Обе структуры играют ключевую роль в обеспечении международной безопасности.

Генеральная ассамблея ООН - обладает широкими полномочиями. В  соответствии с Уставом она может  обсуждать любые вопросы или  дела, в том числе относящиеся  к полномочиям и функциям любого из органов ООН, и, за исключением  ст.12, давать рекомендации членам ООН  и (или) Совету Безопасности ООН по любым  таким вопросам и делам. Генеральная  Ассамблея ООН уполномочена рассматривать  общие принципы сотрудничества в  деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе  принципы, определяющие разоружение  и регулирование вооружений, и  предлагать в отношении этих принципов  рекомендации. Она также уполномочена обсуждать любые вопросы, относящиеся  к поддержанию международного мира и безопасности, поставленные перед  нею любыми государствами, в том  числе государствами членами  и не членами ООН, или Советом  Безопасности ООН, и делать в отношении  любых таких вопросов рекомендации заинтересованному государству  или государствам либо Совету Безопасности до и после обсуждения. Однако любой  такой вопрос, по которому необходимо предпринять действие, передается Генеральной  Ассамблеей ООН Совету Безопасности до и после обсуждения. Генеральная  Ассамблея ООН не может выдвигать  рекомендации, касающиеся какого-либо спора или ситуации, когда Совет  Безопасности выполняет по отношению  к ним возложенные на него Уставом  ООН функции, если сам Совет Безопасности не попросит об этом. Генеральная Ассамблея  ООН организует исследования и составляет рекомендации в целях содействия сотрудничеству в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения, содействует осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Генеральная Ассамблея получает и рассматривает ежегодные и специальные доклады Совета Безопасности, а также доклады других органов ООН, рассматривает и утверждает бюджет ООН. Она имеет право выносить только рекомендации, которые, за исключением решений по вопросам бюджета и процедуры, не имеют обязательной силы для членов ООН. По рекомендации Совета Безопасности она назначает Генерального секретаря ООН, производит прием в ООН новых членов, решает вопросы приостановления осуществления прав и привилегий государств-членов, их исключения из ООН. Генеральная Ассамблея ООН избирает непостоянных членов Совета Безопасности, членов ЭКОСОС, Совета по Опеке, Международного Суда ООН.

Совет Безопасности ООН - главный  постоянно действующий политический орган ООН, на который, согласно Уставу ООН, возложена главная ответственность  за поддержание международного мира и безопасности. Совет наделен  широкими полномочиями в деле мирного  урегулирования международных споров, недопущения военных столкновений между государствами, пресечения актов  агрессии и других нарушений мира и восстановления международного мира. Согласно Уставу ООН, только Совет Безопасности и никакой другой орган или должностное лицо ООН имеет право принимать решения о проведении операций с использованием Вооруженных сил ООН, а равно решать вопросы, связанные с созданием и использованием Вооруженных сил ООН, в частности, такие, как определение задач и функций вооруженных сил, их состава и численности, структуры командования, сроков пребывания в районах операций, а также вопросы руководства операциями и определение порядка их финансирования. Для оказания давления на государство, действия которого, создают угрозу международному миру или представляют собой нарушение мира, Совет может решить и потребовать от членов ООН применения мер, не связанных с использованием вооруженных сил, например, таких как полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- и других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений. Если такие меры будут сочтены Советом недостаточными, он уполномочен предпринимать действия, связанные с использованием воздушных, морских и сухопутных вооруженных сил. Эти действия могут включать в себя демонстрацию, блокаду, операции вооруженных сил членов ООН. Совет вносит рекомендации о приеме государств в члены ООН, об исключении членов ООН, систематически нарушающих принципы Устава ООН, о приостановлении осуществления прав и привилегий, принадлежащих члену ООН, если против этого члена он предпринимает действия превентивного или принудительного характера. Совет дает рекомендации Генеральной Ассамблеи ООН относительно назначения Генерального секретаря ООН, выбирает вместе с ней членов Международного Суда ООН и может принять меры для исполнения решения этого Суда, которое то или иное государство отказалось выполнить. Согласно уставу, Совет может принимать помимо рекомендаций юридически обязательные решения, выполнение которых обеспечивается принудительной силой всех государств - членов ООН. За все время существования ООН не было практически ни одного важного международного события, ставившего под угрозу мир и безопасность народов или вызывающего споры и разногласия между государствами, на которые бы не обращалось внимание Совета, причем значительное число их стало предметом рассмотрения на заседаниях Совета Безопасности.

1.3 ООН  как  основной механизм достижения  и поддержания международной  стабильности и мира

В отличие  от довоенного времени, в период Второй мировой войны было налажено интенсивное  сотрудничество держав антигитлеровской коалиции. Именно на совещаниях между  главами и другими представителями  СССР, Англии и США разрабатывались  стратегические направления действий в период войны и после завершения военных действий. Именно на этих встречах было принято решение о создании сильной международной организации, призванной обеспечить мир и стабильность в послевоенном мире.

В научной  литературе существуют разногласия  о том, кто из союзников и в  каком документе первым предложил  создание Организации Объединенных  Наций. Западные ученые таким документом назвали Атлантическую хартию Рузвельта  и Черчилля от 14 августа 1941 года. Советские  исследователи вполне обоснованно  ссылались на Советско-польскую декларацию от 04 декабря 1941 года.

Важным  этапом на пути создания ООН стала  конференция союзных держав  в  Москве в 1943 году.

В декларации от 30 октября 1943 года подписанной представителями  СССР, США, Великобритании и Китая, эти  державы провозгласили, что «они признают необходимость учреждения  в возможно короткий срок всеобщей международной организации для  поддержания международного мира и  безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства - большие и малые»4.

Особенностью  этой организации следует назвать  ярко выраженный политический характер, проявляющийся в ориентации на вопросы  мира, безопасности, и предельно  широкую компетенцию во всех сферах межгосударственного сотрудничества. Эти характеристики не были свойственны  прежним межправительственным организациям.

Дальнейший  ход  подготовки новой международной  межправительственной структуры хорошо известен и подробно описан во многих историко-правовых исследованиях. Важнейшими этапами в создании ООН обоснованно называют конференцию в Думбартон-Оксе (1944 г.), на которой были согласованы основные принципы и параметры механизма деятельности будущей организации. Крымская конференция в Ялте в феврале 1945 года, с участием глав трех правительств - советского, британского и американского - обсудила предложенный конференцией в Думбартон-Оксе пакет документов, дополнив его в ряде пунктов, и приняла решение о созыве конференции Объединенных Наций в США в апреле 1945 года.

Это решение реализовалось на конференции  в Сан-Франциско, проходившей с 25 апреля по 26 июня 1945 года и завершившейся  принятием учредительных документов Организации Объединенных Наций. 24 октября 1945 года после передачи на хранение пятью постоянными членами Совета Безопасности и большинством других государств ратификационных грамот Устав ООН вошел в силу.

Информация о работе Роль ООН в поддержании мирового порядка