Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 07:17, дипломная работа
Цель исследования состоит в многоаспектном анализе миротворческой роли ООН в урегулировании международных конфликтов на современном этапе, а также в определении ее вклада в процесс урегулирования международных кризисов и конфликтов.
В соответствии с этой целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
• Проследить процесс зарождения потребности в универсальной организации, являющейся гарантом международного мира и стабильности, проанализировать эволюцию ее становления.
• Изучить и обобщить позиции ученых по рассматриваемой проблеме.
• Исследовать методы и инструменты, применяемые ООН для решения конфликтных ситуаций.
• Проанализировать деятельность ООН в урегулировании международных конфликтов на примере арабо-израильского, руандийского, иракского конфликтов.
• На основании рассмотренных в Совете Безопасности конфликтных ситуаций, дать оценку деятельности СБ ООН и взаимоотношениям постоянных членов данного Совета.
• Определить роль ООН в поддержании баланса сил на международной политической арене.
• Обосновать необходимость реформирования ООН, и в частности СБ ООН, в соответствии с меняющейся международной ситуацией.
• Проанализировать основные факторы, снижающие эффективность деятельности ООН.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. ООН КАК МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ В МИРЕ 5
1.1 История создания ООН (Опыт Лиги Наций) 5
1.2 Устав, функции и органы ООН 14
1.3 ООН как основной механизм достижения и поддержания международной стабильности и мира 24
Глава II. ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЕРАЦИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА 28
2.1 Операции ООН по поддержанию мира и безопасности 28
2.2 Глобальность операций ООН по поддержанию мира 36
2.3 Значение операций ООН по поддержанию безопасности в мире 40
Глава III. МЕСТО ООН В ГЛОБАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ БЕЗОПАСНОСТИ 43
3.1 Система регулирования коллективной безопасности 43
3.2 Мировые и региональные соглашения о разоружении и нераспространении 63
3.3 Роль региональных организаций в обеспечении международной безопасности 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
Более 1500 человек погибли при исполнении служебных обязанностей в составе миротворческих миссий ООН. миротворцам по праву можно отнести и сотрудников гражданской полиции ООН, наблюдателей за проведением выборов, наблюдателей за соблюдением прав человека и других гражданских специалистов, работающих в миссиях под флагом Организации Объединенных Наций. В перечень задач, которые выполняют миротворцы, входят: конвоирование и охрана грузов гуманитарной помощи, оказание бывшим противникам помощи в осуществлении сложных по своему характеру мирных соглашений, оказание помощи в разоружении, содействие в подготовке национальной гражданской полиции (этот процесс активно идет в настоящее время в Косово, Боснии и Герцеговине). Миротворцы осуществляют помощь беженцам, возвращающимся на свои родные территории, обеспечивают контроль за соблюдением прав человека, обезвреживают наземные мины и проводят восстановительные мероприятия. Однако в конечном счете успех миротворческих операций зависит от согласия и содействия противостоящих сторон. Миротворческие миссии учреждают и их задачи определяют пятнадцать государств — членов Совета Безопасности, а не Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций. В Уставе Организации Объединенных Наций конкретно указывается, что Совет Безопасности несет в полной мере ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Каждый из пяти постоянных членов Совета Безопасности — Китай, Российская Федерация, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты и Франция — может наложить вето на любое решение, касающееся операций по поддержанию мира.
Военный и гражданский полицейский персонал операций по поддержанию мира остается в составе своих национальных формирований, однако служит под оперативным управлением Организации Объединенных Наций (специальные представители Генерального секретаря ООН в каждой конкретной миссии) и обязан вести себя с учетом сугубо международного характера своих задач.
Участники миротворческих миссий
носят национальную форменную одежду
своих стран, а на их принадлежность
к миротворцам Организации
Все государства-члены ООН
делят риск, с которым связана
деятельность по поддержанию мира и
безопасности. С 1945 г. для участия
в миротворческих операциях ООН
персонал предоставляли 110 стран. В
настоящее время миротворцев
выделяют 70 стран. Больше всего военнослужащих
для действующих в настоящее
время миссий предоставили: Польша
(1053 военнослужащих); Бангладеш (924); Австрия
(858); Гана (782); Финляндия (768) и Норвегия
(722). Небольшое островное
По состоянию на конец 1997 г. в 15 операциях ООН по поддержанию мира было занято около 18 тыс. военных и гражданских полицейских и порядка 2 тыс. гражданских служащих. Это представляет собой существенное сокращение по сравнению с концом 1994 г., на который приходится рекордное число миротворцев — 78 тыс. человек. Стоимость операций по поддержанию мира в 1997 г. оценивается в 1,3 млрд. долл. США. В 1998 г. было дальнейшее сокращение средств на эти цели. В настоящее время к операциям по поддержанию мира приковано не такое пристальное внимание, как в середине 90-х годов. Операции по поддержанию мира менее заметны, но они постоянно совершенствуются и по-прежнему пользуются спросом. Наряду с многогранными миротворческими операциями продолжаются традиционные операции ООН по поддержанию мира. ООН все чаще осуществляет миссии с другими региональными и межправительственными организациями, объединяя ряд мероприятий, традиционно не связанных с миротворчеством. Иногда ООН проводит гражданскую миссию, в рамках которой особое внимание уделяется поддержанию мира и правам человека. Во многих случаях это происходит по распоряжению Совета Безопасности. Секретариат ООН разрабатывает программу действий. Однако Совет Безопасности может принять решение не направлять миротворцев в зону конфликта до тех пор, пока там не будут созданы надлежащие условия. В ряде случаев Совет Безопасности санкционировал выходящие за рамки операции ООН по поддержанию мира “коалиции, желающих принимать в них участие государств-членов”. Миротворцам приходится содействовать добровольной репатриации беженцев, наблюдать за проведением выборов, демобилизацией и способствовать национальному примирению в Либерии. Так, например, Миссия наблюдателей ООН в Либерии (МНООНЛ) и Группа наблюдения Экономического сообщества западно-африканских государств (ЭКОМОГ) объединили усилия для наблюдения за проведением выборов и прекращения жестокой гражданской войны. Миротворчество может заключаться в присутствии гражданской полиции ООН, сотрудничающей со специалистами ООН по гражданским вопросам, и наблюдателями по правам человека, а также с другими региональными организациями и хорошо оснащенными вооруженными силами: НАТО (например, в Боснии и Герцеговине). В истории миротворчества ООН имели место также и “активные” (“силовые”) операции по поддержанию мира. Так, в Восточной Славонии в 1996–1997 гг. имеющие тяжелое вооружение войсковые подразделения ооновских миротворцев (бельгийский и российский войсковые компоненты) дополняли усилия руководства транзитной администрации ООН по демилитаризации и реинтеграции удерживаемой сербами территории — Республика Сербска (по Дейтонскому соглашению отошедшая к Восточной Хорватии) при поддержке НАТО. ООН может быть также поручено провести операции для выполнения всеобъемлющих соглашений, достигнутых на основе длительного политического процесса. Таким примером являются заключение мирных соглашений в Гватемале в декабре 1996 г. после 35 лет гражданской войны. Контрольная миссия ООН в Гватемале (МИНУГУА) была размещена как гражданская миссия с мандатом, связанным с обеспечением соблюдения прав человека. Совет Безопасности постановил считать МИНУГУА в качестве миротворческой миссии (с января по май 1997 г.) для проверки выполнения соглашения о прекращении огня. После этого она вновь получила статус гражданской миссии. Задача МИНУГУА, имеющей расширенный круг полномочий, заключается в содействии выполнению мирных соглашений, представляющих собой пакет детальных договоренностей по политическим, законодательным, социальным, экономическим, аграрным, этническим, военным вопросам и вопросам общественной безопасности.
В марте 1997 г. Совет Безопасности санкционировал с конкретной целью и продолжительностью осуществляемую Италией вне миротворческой деятельности ООН операцию в Албании, где кризис привел к нарушению правопорядка. В конце 90-х годов Совет Безопасности дал зеленый свет “коалициям добровольцев”, желающим принять участие в военных действиях. Такие действия предпринимаются при отсутствии консенсуса в отношении вмешательства под эгидой ООН, когда миротворческая деятельность или принудительные меры ООН не считаются возможными с политической или материально-технической точки зрения. Совет Безопасности проявляет значительно большую осторожность в отношении вмешательства в тех случаях, когда приверженность сторон вызывает сомнения и когда необходимой политической воли финансовой поддержки может не появиться. Так, например, Секретариат ООН занимался планированием возможной миссии в Сьерра-Леоне. Он разработал многовариантные планы действий в районе Великих озер для трех операций, которые так и не были развернуты. Тем не менее Совет Безопасности по-прежнему поддерживает посреднические услуги для решения сложных и взаимосвязанных проблем гуманитарной помощи, беженцев, перемещенных лиц и их политических последствий в этом районе.
Если рассмотреть завершенные операции ООН, то можно понять на сколько глобальна деятельность ООН по предотвращению конфликтов как внутри государств так и между разными государствами.
Завершенные операции:9
Азия
Америка
Африка
Ближний Восток
Европа