Роль ООН в поддержании мирового порядка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 07:17, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в многоаспектном анализе миротворческой роли ООН в урегулировании международных конфликтов на современном этапе, а также в определении ее вклада в процесс урегулирования международных кризисов и конфликтов.
В соответствии с этой целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
• Проследить процесс зарождения потребности в универсальной организации, являющейся гарантом международного мира и стабильности, проанализировать эволюцию ее становления.
• Изучить и обобщить позиции ученых по рассматриваемой проблеме.
• Исследовать методы и инструменты, применяемые ООН для решения конфликтных ситуаций.
• Проанализировать деятельность ООН в урегулировании международных конфликтов на примере арабо-израильского, руандийского, иракского конфликтов.
• На основании рассмотренных в Совете Безопасности конфликтных ситуаций, дать оценку деятельности СБ ООН и взаимоотношениям постоянных членов данного Совета.
• Определить роль ООН в поддержании баланса сил на международной политической арене.
• Обосновать необходимость реформирования ООН, и в частности СБ ООН, в соответствии с меняющейся международной ситуацией.
• Проанализировать основные факторы, снижающие эффективность деятельности ООН.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. ООН КАК МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ В МИРЕ 5
1.1 История создания ООН (Опыт Лиги Наций) 5
1.2 Устав, функции и органы ООН 14
1.3 ООН как основной механизм достижения и поддержания международной стабильности и мира 24
Глава II. ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЕРАЦИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА 28
2.1 Операции ООН по поддержанию мира и безопасности 28
2.2 Глобальность операций ООН по поддержанию мира 36
2.3 Значение операций ООН по поддержанию безопасности в мире 40
Глава III. МЕСТО ООН В ГЛОБАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ БЕЗОПАСНОСТИ 43
3.1 Система регулирования коллективной безопасности 43
3.2 Мировые и региональные соглашения о разоружении и нераспространении 63
3.3 Роль региональных организаций в обеспечении международной безопасности 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72

Вложенные файлы: 1 файл

Роль ООН в поддержании мирового порядка.docx

— 162.65 Кб (Скачать файл)

Более 1500 человек погибли  при исполнении служебных обязанностей в составе миротворческих миссий ООН. миротворцам по праву можно отнести и сотрудников гражданской полиции ООН, наблюдателей за проведением выборов, наблюдателей за соблюдением прав человека и других гражданских специалистов, работающих в миссиях под флагом Организации Объединенных Наций. В перечень задач, которые выполняют миротворцы, входят: конвоирование и охрана грузов гуманитарной помощи, оказание бывшим противникам помощи в осуществлении сложных по своему характеру мирных соглашений, оказание помощи в разоружении, содействие в подготовке национальной гражданской полиции (этот процесс активно идет в настоящее время в Косово, Боснии и Герцеговине). Миротворцы осуществляют помощь беженцам, возвращающимся на свои родные территории, обеспечивают контроль за соблюдением прав человека, обезвреживают наземные мины и проводят восстановительные мероприятия. Однако в конечном счете успех миротворческих операций зависит от согласия и содействия противостоящих сторон. Миротворческие миссии учреждают и их задачи определяют пятнадцать государств — членов Совета Безопасности, а не Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций. В Уставе Организации Объединенных Наций конкретно указывается, что Совет Безопасности несет в полной мере ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Каждый из пяти постоянных членов Совета Безопасности — Китай, Российская Федерация, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты и Франция — может наложить вето на любое решение, касающееся операций по поддержанию мира.

Военный и гражданский  полицейский персонал операций по поддержанию  мира остается в составе своих  национальных формирований, однако служит под оперативным управлением  Организации Объединенных Наций (специальные  представители Генерального секретаря  ООН в каждой конкретной миссии) и обязан вести себя с учетом сугубо международного характера своих  задач.

Участники миротворческих миссий носят национальную форменную одежду своих стран, а на их принадлежность к миротворцам Организации Объединенных Наций указывает специальная  символика ООН (голубые береты, каски, шарфы, нашивки и шевроны ООН и другие отличительные знаки). Гражданский персонал прикомандировывается к разворачивающейся или уже действующей миссии из Секретариата Организации Объединенных Наций, учреждений Организации Объединенных Наций или правительств стран-участниц, либо работает на контрактной основе, не входя в состав постоянного штатного персонала ООН (обычно ООН заключает с контрактником соглашение на срок от полугода до года с возможной последующей его пролонгацией). У ООН нет своей армии. Для каждой миротворческой миссии государства-члены добровольно предоставляют ООН войска, полицейские компоненты, технику, за которые они получают компенсацию из специального бюджета операций по поддержанию мира. Плечом к плечу с военными в миротворческих операциях работают сотрудники гражданской полиции (полицейские наблюдатели ООН); наблюдатели (за проведением выборов; за соблюдением прав человека) и другой гражданский персонал. Самым мощным “оружием” миротворцев — полицейских компонентов, которые в большинстве случаев выполняют свою миссию, не имея никакого вооружения (например, в Восточной Словении, Македонии, Боснии и Герцеговине), и лишь легко вооружены (например, в Косово, на Гаити, в Восточном Тиморе) для целей самообороны, является их беспристрастность. Опираясь на силу убеждения и минимальное использование принудительной силы, они разряжают напряженность и, как правило, предупреждают возможные боевые действия. 3анятие это не безопасное. Военнослужащие миротворческих миссий не присягают на верность ООН. Правительства, которые добровольно предоставляют ООН свой национальный контингент, подробно обговаривают с ООН условия его участия в разрешении военных конфликтов, включая вопросы командования и управления. За правительством той или иной страны остается последнее слово в отношении своих вооруженных сил, которые предполагается направить в миссию ООН, либо которые уже служат под флагом ООН включая дисциплинарные и кадровые вопросы. Они могут, если того пожелают, отозвать свои войска. Обычно такое происходит в случаях, когда национальный военный контингент терпит значительные потери в живой силе в ходе осуществления миротворческих операций (так, например, получилось с военным компонентом Дании, две роты которого в сентябре 1995 г. попали под сильный артиллеристский и минометный обстрел на границе Хорватии и Боснии и Герцеговины в местечке Костаница и потеряли около 15 человек убитыми и ранеными, после чего правительство Дании отозвало свои войсковые подразделения с территории бывшей Югославии).8 Заработная плата военнослужащим — участникам операций по поддержанию мира выплачивается правительствами своих стран в соответствии с их воинским званием в национальных вооруженных силах и национальной шкалой окладов. ООН возмещает расходы странам, добровольно предоставляющим персонал по твердой ставке, составляющей примерно 1000 долл. США на одного военнослужащего в месяц. ООН также выплачивает странам компенсацию за технику и имущество. Однако выплата компенсаций этим странам часто задерживается в связи с нехваткой наличных средств, обусловленной неуплатой государствами-членами своих взносов. В 1995 г. расходы на персонал и технику миротворческих операций Организации Объединенных Наций составили 2,8 млрд. долл. США, включая расходы на миротворческие операции Организации Объединенных Наций в бывшей Югославии. В 1996 и 1997 г. расходы на операции по поддержанию мира сократились до 1,4 млрд. долл. США, около 1 млрд. долл. США — в 1997 г. соответственно. Существуют общепринятые требования в области финансирования и предоставления для миротворческих операций ООН национальных контингентов и технических средств, а именно: I. Все государства-члены ООН обязаны оплачивать свою долю в расходах на миротворческую деятельность в соответствии с формулой, которую они сами утвердили. Однако по состоянию на 15 марта 1998 г. государства-члены были должны ООН 1,7 млрд. долл. США в виде текущих и просроченных взносов на операции по поддержанию мира. Крупнейшим должником являются Соединенные Штаты, которые задолжали ООН к 1998 году больше 958 млн. долл. США. Создание и определение мандата Миссий по поддержанию мира является прерогативой 15 государств — членов Совета Безопасности, а не Генерального секретаря. В Уставе ООН говорится, что Совет несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Пять постоянных членов Совета могут наложить veto на любое решение по развертыванию операций по поддержанию мира.

Все государства-члены ООН  делят риск, с которым связана  деятельность по поддержанию мира и  безопасности. С 1945 г. для участия  в миротворческих операциях ООН  персонал предоставляли 110 стран. В  настоящее время миротворцев  выделяют 70 стран. Больше всего военнослужащих для действующих в настоящее  время миссий предоставили: Польша (1053 военнослужащих); Бангладеш (924); Австрия (858); Гана (782); Финляндия (768) и Норвегия (722). Небольшое островное государство  Фиджи принимает участие практически  во всех миротворческих операциях, как  и Канада. Даже государства, не являющиеся членами ООН, вносят свой вклад: Швейцария  выделяет денежные средства, медицинские подразделения, самолеты, вертолеты, другую технику и имущество. Материальная, моральная и социально-правовая “стоимость” операций по поддержанию мира ничтожно мала по сравнению с возможными убытками, материальными и людскими потерями, с которыми сопряжены конфликты. Из каждого доллара, истраченного правительствами на военную деятельность в 1997 г., менее 0,25 цента пошли на миротворческую деятельность Организации Объединенных Наций. Доля Соединенных Штатов в операциях Организации Объединенных Наций по поддержанию мира в 1997 г. составила около 386 млн. долл. США или менее 1,45 долл. США на одного американского гражданина. Следует отличать принудительные операции от миротворческих. Миротворческие операции ООН традиционно зависят от согласия противоборствующих сторон и предусматривают размещение миротворцев для выполнения соглашения, добровольно одобренного сторонами. В случае принудительных операций Совет Безопасности дает государствам-членам ООН санкцию принимать все необходимые меры для достижения поставленной цели. При этом не обязательно требуется согласие сторон. Принудительные меры использовались в немногих случаях, в том числе во время войны в Персидском Заливе, Сомали, Руанде, Гаити, Боснии и Герцеговине, Албании. Следует отметить, что ни одна из принудительных операций не проводилась под непосредственным руководством ООН. Обычно ими руководила одна из стран-членов ООН (например, США) или группа стран. Именно многонациональные силы (под командованием НАТО) провели “миротворческую” операцию ООН в Боснии и Герцеговине. Основанием для проведения как миротворческих, так и принудительных операций являются положения Устава ООН о поддержании международного мира и безопасности. Страны, предоставляющие персонал для миротворческих операций, и страны, в которых размещаются миротворцы, должны осознавать, что миротворчество становится все более многогранным. Таким образом, происходит существенное изменение характера миротворческих операций. Изменение характера операций по поддержанию мира:

По состоянию на конец 1997 г. в 15 операциях ООН по поддержанию мира было занято около 18 тыс. военных и гражданских полицейских и порядка 2 тыс. гражданских служащих. Это представляет собой существенное сокращение по сравнению с концом 1994 г., на который приходится рекордное число миротворцев — 78 тыс. человек. Стоимость операций по поддержанию мира в 1997 г. оценивается в 1,3 млрд. долл. США. В 1998 г. было дальнейшее сокращение средств на эти цели. В настоящее время к операциям по поддержанию мира приковано не такое пристальное внимание, как в середине 90-х годов. Операции по поддержанию мира менее заметны, но они постоянно совершенствуются и по-прежнему пользуются спросом. Наряду с многогранными миротворческими операциями продолжаются традиционные операции ООН по поддержанию мира. ООН все чаще осуществляет миссии с другими региональными и межправительственными организациями, объединяя ряд мероприятий, традиционно не связанных с миротворчеством. Иногда ООН проводит гражданскую миссию, в рамках которой особое внимание уделяется поддержанию мира и правам человека. Во многих случаях это происходит по распоряжению Совета Безопасности. Секретариат ООН разрабатывает программу действий. Однако Совет Безопасности может принять решение не направлять миротворцев в зону конфликта до тех пор, пока там не будут созданы надлежащие условия. В ряде случаев Совет Безопасности санкционировал выходящие за рамки операции ООН по поддержанию мира “коалиции, желающих принимать в них участие государств-членов”. Миротворцам приходится содействовать добровольной репатриации беженцев, наблюдать за проведением выборов, демобилизацией и способствовать национальному примирению в Либерии. Так, например, Миссия наблюдателей ООН в Либерии (МНООНЛ) и Группа наблюдения Экономического сообщества западно-африканских государств (ЭКОМОГ) объединили усилия для наблюдения за проведением выборов и прекращения жестокой гражданской войны. Миротворчество может заключаться в присутствии гражданской полиции ООН, сотрудничающей со специалистами ООН по гражданским вопросам, и наблюдателями по правам человека, а также с другими региональными организациями и хорошо оснащенными вооруженными силами: НАТО (например, в Боснии и Герцеговине). В истории миротворчества ООН имели место также и “активные” (“силовые”) операции по поддержанию мира. Так, в Восточной Славонии в 1996–1997 гг. имеющие тяжелое вооружение войсковые подразделения ооновских миротворцев (бельгийский и российский войсковые компоненты) дополняли усилия руководства транзитной администрации ООН по демилитаризации и реинтеграции удерживаемой сербами территории — Республика Сербска (по Дейтонскому соглашению отошедшая к Восточной Хорватии) при поддержке НАТО. ООН может быть также поручено провести операции для выполнения всеобъемлющих соглашений, достигнутых на основе длительного политического процесса. Таким примером являются заключение мирных соглашений в Гватемале в декабре 1996 г. после 35 лет гражданской войны. Контрольная миссия ООН в Гватемале (МИНУГУА) была размещена как гражданская миссия с мандатом, связанным с обеспечением соблюдения прав человека. Совет Безопасности постановил считать МИНУГУА в качестве миротворческой миссии (с января по май 1997 г.) для проверки выполнения соглашения о прекращении огня. После этого она вновь получила статус гражданской миссии. Задача МИНУГУА, имеющей расширенный круг полномочий, заключается в содействии выполнению мирных соглашений, представляющих собой пакет детальных договоренностей по политическим, законодательным, социальным, экономическим, аграрным, этническим, военным вопросам и вопросам общественной безопасности.

В марте 1997 г. Совет Безопасности санкционировал с конкретной целью  и продолжительностью осуществляемую Италией вне миротворческой деятельности ООН операцию в Албании, где кризис привел к нарушению правопорядка. В конце 90-х годов Совет Безопасности дал зеленый свет “коалициям добровольцев”, желающим принять участие в военных  действиях. Такие действия предпринимаются  при отсутствии консенсуса в отношении  вмешательства под эгидой ООН, когда  миротворческая деятельность или принудительные меры ООН не считаются возможными с политической или материально-технической  точки зрения. Совет Безопасности проявляет значительно большую осторожность в отношении вмешательства в тех случаях, когда приверженность сторон вызывает сомнения и когда необходимой политической воли финансовой поддержки может не появиться. Так, например, Секретариат ООН занимался планированием возможной миссии в Сьерра-Леоне. Он разработал многовариантные планы действий в районе Великих озер для трех операций, которые так и не были развернуты. Тем не менее Совет Безопасности по-прежнему поддерживает посреднические услуги для решения сложных и взаимосвязанных проблем гуманитарной помощи, беженцев, перемещенных лиц и их политических последствий в этом районе.

2.2 Глобальность  операций ООН по поддержанию  мира

Если рассмотреть завершенные  операции ООН, то можно понять на сколько  глобальна деятельность ООН по предотвращению конфликтов как внутри государств так и между разными государствами.

Завершенные операции:9

Азия

  • Афганистан / Пакистан — ЮНГОМАП (1988–1990)
  • Восточный Тимор — ВАООНВТ (1999–2002)
  • Восточный Тимор — МООНПВТ (2002–2005)
  • Западная Новая Гвинея — СБООН (1962–1963)
  • Индия / Пакистан — ЮНИПОМ (1965–1966)
  • Камбоджа — ПМООНК (1991–1992)
  • Камбоджа — ЮНТАК (1992–1993)
  • Таджикистан — МНООНТ (1994–2000)

Америка

  • Гаити — МООНГ (1993–1996)
  • Гаити — МООНПГ (1996–1997)
  • Гаити — ПМООНГ (1997)
  • Гаити — ГПМООНГ (1997–2000)
  • Гватемала — МИНУГУА (1997)
  • Доминиканская Республика — ДОМРЕП (1965–1966)
  • Сальвадор — МНООНС (1991–1995)
  • Центральная Америка — ГНООН в ЦА (1989–1992)

Африка

  • Ангола — КМООНА I (1988–1991)
  • Ангола — КМООНА II (1991–1995)
  • Ангола — КМООНА III (1995–1997)
  • Ангола — МНООНА (1997–1999)
  • Бурунди — ОНЮБ (2004–2006)
  • Демократическая Республика Конго — МООНДРК (1999–2010)
  • Конго — ОНУК (1960–1964)
  • Кот-д'Ивуар — МООНКИ (2003–2004)
  • Либерия — МНООНЛ (1993–1997)
  • Mозамбик — ЮНОМОЗ (1992–1994)
  • Намибия — ЮНТАГ (1989–1990)
  • Руанда — МООНПР (1993–1996)
  • Руанда / Уганда — МНООНУР (1993–1994)
  • Сомали — ЮНОСОМ I (1992–1993)
  • Сомали — ЮНОСОМ II (1993–1995)
  • Судан — МООНВС (2005–2011)
  • Сьерра-Леоне — МНООНСЛ (1998–1999)
  • Сьерра-Леоне — МООНCЛ (1999–2005)
  • ЦАР / Чад — МИНУРКАТ (2007–2010)
  • Центральноафриканская Республика — МООНЦАР (1998–2000)
  • Чад / Ливия — ГНООНПА (1994)
  • Эфиопия и Эритрея — МООНЭЭ (2000–2008)

Ближний Восток

  • Ближний Восток — ЧВСООН I (1956–1967)
  • Ближний Восток — ЧВСООН II (1973–1979)
  • Ирак / Кувейт — ИКМООНН (1991–2003)
  • Иран / Ирак — ИИГВНООН (1988–1991)
  • Йемен — МООННЙ (1963–1964)
  • Ливан — ГООННЛ (1958)

Европа

  • Босния и Герцеговина — МООНБГ (1995–2002)
  • Бывшая Югославия — СООНО (1992–1995)
  • Бывшая югославская Республика Македония — СПРООН(1995–1999)
  • Грузия — МООННГ (1993–2009)
  • Хорватия — ОООНВД (1995–1996)
  • Хорватия — ВАООНВС (1996–1998)
  • Хорватия — МНООНПП (1996–2002)
  • Хорватия (Придунайский район) — ГППООН (1998)

Информация о работе Роль ООН в поддержании мирового порядка