Роль ООН в поддержании мирового порядка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 07:17, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в многоаспектном анализе миротворческой роли ООН в урегулировании международных конфликтов на современном этапе, а также в определении ее вклада в процесс урегулирования международных кризисов и конфликтов.
В соответствии с этой целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
• Проследить процесс зарождения потребности в универсальной организации, являющейся гарантом международного мира и стабильности, проанализировать эволюцию ее становления.
• Изучить и обобщить позиции ученых по рассматриваемой проблеме.
• Исследовать методы и инструменты, применяемые ООН для решения конфликтных ситуаций.
• Проанализировать деятельность ООН в урегулировании международных конфликтов на примере арабо-израильского, руандийского, иракского конфликтов.
• На основании рассмотренных в Совете Безопасности конфликтных ситуаций, дать оценку деятельности СБ ООН и взаимоотношениям постоянных членов данного Совета.
• Определить роль ООН в поддержании баланса сил на международной политической арене.
• Обосновать необходимость реформирования ООН, и в частности СБ ООН, в соответствии с меняющейся международной ситуацией.
• Проанализировать основные факторы, снижающие эффективность деятельности ООН.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. ООН КАК МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ В МИРЕ 5
1.1 История создания ООН (Опыт Лиги Наций) 5
1.2 Устав, функции и органы ООН 14
1.3 ООН как основной механизм достижения и поддержания международной стабильности и мира 24
Глава II. ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЕРАЦИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА 28
2.1 Операции ООН по поддержанию мира и безопасности 28
2.2 Глобальность операций ООН по поддержанию мира 36
2.3 Значение операций ООН по поддержанию безопасности в мире 40
Глава III. МЕСТО ООН В ГЛОБАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ БЕЗОПАСНОСТИ 43
3.1 Система регулирования коллективной безопасности 43
3.2 Мировые и региональные соглашения о разоружении и нераспространении 63
3.3 Роль региональных организаций в обеспечении международной безопасности 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72

Вложенные файлы: 1 файл

Роль ООН в поддержании мирового порядка.docx

— 162.65 Кб (Скачать файл)

 

Действующие операции ООН:

В настоящий момент на четырех континентах развернуты 17 операций по поддержанию мира:

16 миротворческих операций  и одна специальная политическая  миссия в Афганистане. Руководство  операциями осуществляет Департамент операций по поддержанию мира (ДОПМ).

Азия

  • Индия / Пакистан — ГВНООНИП (1949 — )
  • Тимор-Лешти — ИМООНТ (2006 — )
  • Афганистан — МООНСА(2002 — )

Америка

  • Гаити — МООНСГ (2004 — )

Африка

  • Абьей, Судан — ЮНИСФА (2011 — )
  • Дарфур, Судан — ЮНАМИД (2007 — )
  • Демократическая Республика Конго — МООНСДРК  
    (2010 — )
  • Западная Сахара — МООНРЗС (1991 — )
  • Кот-д'Ивуар — ОООНКИ (2004 — )
  • Либерия — МООНЛ (2003 — )
  • Южный Судан — МООНЮС (2011 — )

Ближний Восток

  • Сирия — МООННС (2012 — )
  • Ближний Восток — ОНВУП (1948 — )
  • Голанские высоты — СООННР (1974 — )
  • Ливан — ВСООНЛ (1978 — )

Европа

  • Кипр — ВСООНК (1964 — )
  • Косово — МООНК (1999 — )

 

Статистика:

По состоянию на 30 апреля 2012 года10

  • Операции по поддержанию мира с 1948 года — 67;
  • Текущие операции по поддержанию мира — 16;
  • Текущие операции и политические миссии, которые управляются и поддерживаются Департаментом операций по поддержанию мира — 17*;

* Помимо 16 миротворческих  операций Департамент операций  по поддержанию мира (ДОПМ) осуществляет  руководство одной специальной  политической миссией — миссией ООН по содействию Афганистану (МООНСА).

Персонал

  • Численность военного и полицейского персонала — 98 917:
    • военнослужащие — 82 549;
    • полиция — 14 335;
    • военные наблюдатели — 2033;
  • Гражданский персонал (29 февраля 2012 года) — 17 758:
    • международный персонал — 5493;
    • местный персонал — 12 500;
  • Добровольцы ООН — 2424;
  • Общая численность персонала, служащего в 16 операциях по поддержанию мира — 119 334;
  • Общая численность персонала, служащего в 16 операциях, которые управляются и поддерживаются Департаментом операций по поддержанию мира — 121 562;
  • Страны, предоставившие военный и полицейский персонал — 116;
  • Общее число погибших — 2994;

Финансовые аспекты

  • Утвержденный бюджет на период с 1 июля 2011 года по 30 июня 2012 года: приблизительно 7,84 млрд. долл. США
  • Сумма причитающихся невыплаченных взносов на операции по поддержанию мира (по состоянию на 30 апреля 2012 года): приблизительно 1,80 млрд. долл. США

 

2.3 Значение операций  ООН по поддержанию безопасности  в мире

За более чем 60-летнюю историю своего существования мы добились впечатляющих успехов в  области миротворчества, в том  числе Нобелевской премии мира.

С 1948 года посредством успешных операций по поддержанию мира ООН содействовала урегулированию конфликтов и достижению примирения в десятках стран, включая Камбоджу, Сальвадор, Гватемалу, Мозамбик, Намибию и Таджикистан.

Миротворческая деятельность ООН положительно повлияла на ситуацию и в других районах, где недавно  завершились или все еще проводятся операции, в том числе в Сьерра-Леоне, Бурунди, Кот-д’Ивуаре, Тиморе-Лешти, Либерии, Гаити и Косове. Обеспечивая базовые гарантии безопасности и антикризисные меры, эти операции ООН оказали поддержку политическим реформам и содействовали становлению новых государственных структур. Они помогли странам закрыть кризисную страницу в своей истории и встать на путь нормального развития даже в тех случаях, когда важные проблемы миростроительства остались нерешенными.

Однако известны случаи, когда миротворческая деятельность ООН и в целом реакция на события международного сообщества были подвергнуты критике и признаны неадекватными, в частности в  Сомали, Руанде и бывшей Югославии  в начале 1990-х годов. Эти неудачи  стали важными уроками, которые  будут учитываться международным  сообществом при решении вопроса  о том, каким образом и когда  следует развертывать операции и  поддерживать миротворческую деятельность ООН в целях восстановления и  обеспечения мира и безопасности.

Как показывает опыт, существует несколько факторов, имеющих особое значение для обеспечения успеха операции по поддержанию мира, которая  должна:

  • основываться на принципах согласия, беспристрастности и неприменения силы за исключением случаев самообороны и защиты мандата;
  • представлять собой легитимную и авторитетную структуру, в частности в глазах местного населения;
  • содействовать активному вовлечению в мирный процесс принимающей страны на местном и национальном уровнях.

В число других важных факторов, способствующих успеху, входят:

  • искренняя приверженность сторон политическому процессу в целях достижения мира (чтобы поддерживать мир, его сначала надо установить);
  • ясные, четкие и осуществимые мандаты с соответствующим персоналом и материально-техническими и финансовыми ресурсами;
  • единство цели в рамках Совета Безопасности при обеспечении активной поддержки операций ООН на местах;
  • оказание принимающей страной содействия операциям ООН и обеспечение свободы передвижения;
  • поддержка со стороны соседних стран и региональных субъектов;
  • применение комплексного подхода, эффективная координация действий с другими участниками на местах и соответствующие коммуникации с органами власти и населением принимающей страны;
  • максимальный учет интересов местного населения и соблюдение высших стандартов профессионализма и надлежащего поведения (миротворцы не должны быть частью проблемы).

Уникальное глобальное партнерство

Миротворческая деятельность ООН представляет собой уникальный пример глобального партнерства. Оно  объединяет Генеральную Ассамблею, Совет Безопасности, Секретариат, страны, предоставляющие воинские и полицейские  контингенты, а также правительства  принимающих стран в их совместных усилиях по поддержанию международного мира и безопасности. Его значимость обусловлена легитимностью Устава ООН и участием широкого круга  стран, предоставляющих воинские и  полицейские контингенты и обеспечивающих ценные ресурсы.

Таким образом для сегодняшнего мира ООН играет важную роль и каким образом она поведет, так и будет складываться развитие в формировании ООН как единственного механизма (рычага) решения международных конфликтов. Отталкиваясь от завершенных операций ООН, можно утверждать, что ООН с этой ролью справляется. К сожалению в дальнейшем из-за  увеличения численности населения и уменьшения природных ресурсов ООН предстоит решать все больше глобальных проблем. Если рассматривать с политической точки зрения, то существует тезис того, что с уменьшением природных ресурсов ведущие страны будут конфликтовать со странами, богатых природными ресурсами, под эгидой защиты от мирового терроризма или ядерной опасности (можно наблюдать на примере США – Ирак, Ливия, Иран).  В истории международных отношений уже наблюдались такие действия со стороны сильных государств, поэтому вероятность более глобального характера этих действий скорее всего будет в будущем и уже Организация Объединенных Наций  следует подготовится к этому. И эффективность операций ООН в настоящее время играет колоссальную роль, потому что именно эти операции и будут решать насколько эффективна деятельность ООН по предотвращению мировых конфликтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. МЕСТО ООН В ГЛОБАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ БЕЗОПАСНОСТИ

3.1 Система регулирования  коллективной безопасности

Концепция коллективной безопасности государств - участников Договора о  коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. (далее - Концепция) представляет собой  совокупность взглядов государств - участников Договора о коллективной безопасности (далее - государства-участники) на предотвращение и устранение угрозы миру, совместную защиту от агрессии, обеспечение их суверенитета и территориальной  целостности.

Концепция основывается на принципах ООН, ОБСЕ, Договора о коллективной безопасности, а также положениях других документов, принятых государствами-участниками  в его развитие.

Концепция включает в себя: основы военной политики государств-участников, основы обеспечения коллективной безопасности, основные направления и этапы  создания системы коллективной безопасности.

Реализация положений  Концепции предусматривает осуществление  согласованных политических, экономических, военных и других мер.

Государства-участники в  политическом и военном отношениях не считают своим противником  ни одно государство или коалицию государств, видят в лице всех государств мирового сообщества равноправных партнеров.

Основы  военной политики государств-участников

Государства-участники объединены военно-политическими и экономическими интересами, сложившимися военно-технической  базой и инфраструктурой, стремлением  проводить согласованную политику по обеспечению коллективной безопасности.

Государства-участники будут  проводить консультации в целях  координации позиций и проведения согласованной политики в области  безопасности:

    • в отношении других государств - участников СНГ - по вопросам военного сотрудничества и оказания взаимной помощи при решении проблем военного строительства;
    • в отношении НАТО и других военно-политических организаций - по вопросам сотрудничества и партнерства, участия в имеющихся и создаваемых новых структурах региональной безопасности.

Государства-участники обеспечивают коллективную безопасность всеми имеющимися в их распоряжении возможностями  при приоритете мирных средств. При  выработке мер обеспечения коллективной безопасности они учитывают следующее.

Завершение глобального  противостояния между Востоком и  Западом значительно снизило  опасность возникновения мировой  войны.

Вместе с тем существует значительное количество региональных межгосударственных и внутригосударственных  проблем, обострение которых чревато  перерастанием в вооруженные  конфликты и локальные войны. Предпосылки для этого сохраняются  в социальных, политических, экономических, территориальных, национально-этнических, религиозных и других противоречиях, а также в приверженности ряда государств к решению их силовыми методами.

Основными источниками военной  опасности государства-участники  считают:

    • территориальные притязания других стран к государствам-участникам;
    • существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов, прежде всего в непосредственной близости от границ государств-участников;
    • возможность применения (в том числе несанкционированного) ядерного и других видов оружия массового поражения, находящегося на вооружении ряда государств;
    • распространение ядерного и других видов оружия массового поражения, средств его доставки и новейших технологий военного производства в сочетании с попытками отдельных стран, организаций и террористических групп реализовать свои политические и военные устремления;
    • возможность подрыва устойчивости стратегической обстановки в результате нарушения международных договоренностей в области ограничения и сокращения вооруженных сил и вооружений, необоснованного наращивания военной мощи другими государствами и военно-политическими союзами;
    • попытки вмешательства извне во внутренние дела государств-участников, дестабилизации их внутриполитической обстановки;
    • международный терроризм, политику шантажа.

В качестве факторов, способных  привести к перерастанию военной  опасности в непосредственную военную  угрозу, государства-участники рассматривают:

  • наращивание группировок войск (сил) в прилегающих, к внешним границам государств-участников регионах до пределов, нарушающих сложившееся соотношение сил;
  • создание и подготовку на территории других государств вооруженных формирований, предназначенных для применения против государств-участников;
  • развязывание пограничных конфликтов и вооруженных провокаций с территории сопредельных государств;
  • ввод иностранных войск на сопредельные с государствами-участниками территории (если это не связано с мерами по восстановлению и поддержанию мира в соответствии с решением Совета Безопасности ООН или ОБСЕ).

Информация о работе Роль ООН в поддержании мирового порядка