Тенденции развития международной торговли услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 08:41, курсовая работа

Краткое описание

Международная торговля услугами на сегодняшний день является неотъемлемой и весьма важной частью мировой экономики, без которой немыслимо дальнейшее развитие международных отношений.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях НТР из двух сфер – реального производства и предоставления услуг – все большее и большее значение приобретает сфера услуг

Содержание

Целью данной работы является изучение современных тенденций развития международной торговли услугами.
Задачами данной работы являются:
- рассмотреть структуру и динамику международной торговли услугами;
- рассмотреть регулирование международных торговых услуг на международном уровне;
- охарактеризовать международную торговлю услугами как отрасль;
- рассмотреть проблемы определения услуг для международной торговли;
- проанализировать современные тенденции развития международной торговли услугами;
- особенности развития сферы услуг России;
- сделать выводы о проделанной работе.

Вложенные файлы: 1 файл

тенденции развития межунар торголи услугами.docx

— 145.42 Кб (Скачать файл)

 

Существует полезное с аналитической точки зрения деление международных сделок с услугами в зависимости от характера поведения продавца и покупателя услуг (табл.2).

 

Таблица 2.

Международные сделки с услугами1

 

Потребитель не перемещается

Потребитель перемещается

Производитель не перемещается

А. Транспорт, компьютерные и информационные услуги

В. Поездки (туризм), образование и медицинские услуги

Производитель перемещается

С. Прямые иностранные инвестиции, временная трудовая миграция

поездки в третьи страны, организованные фирмами-нерезидентами


 

Как видно, данная классификация включает не только услуги в традиционном смысле, но и движение факторов производства, которые являются носителями этих услуг. Некоторые услуги в зависимости от конкретных обстоятельств могут быть классифицированы в различных клетках матрицы. Например, транспорт может быть отнесен к разряду В, когда иностранный турист летит на самолете местной авиакомпании внутри зарубежной страны, или к разряду С, если резидент использует иностранную авиакомпанию для перелета между городами своей страны. Разряд D представляет собой специфический случай, когда, например, российский турист отдыхает на находящемся в Испании курорте, принадлежащем французской фирме.

Существует несколько механизмов совершения сделок по международной торговле услугами1:

Мобильность покупателя. Мобильность покупателя обычно основана на том, что за рубежом он сможет получить услугу, которая либо отсутствует в его стране (туризм), либо качество которой выше (образование, медицинская помощь), либо стоимость ее ниже (складирование товаров, ремонт судов).

Мобильность продавца. Продавец услуг, являющийся резидентом одной страны, приезжает к покупателю услуг, являющемуся резидентом другой страны. Мобильность продавца обычно основана либо на том, что его покупатель находится за рубежом и не может переместиться к продавцу (аудиторские и бухгалтерские услуги для предприятий), либо на специфическом характере самой услуги (строительство).

Одновременная мобильность продавца и покупателя или мобильный характер самой услуги. И продавец, и покупатель либо одновременно совместно используют услугу (международный телефонный разговор), либо собираются в третьей стране (международная конференция), либо продавец оказывает покупателю услугу через представительство в третьей стране (командирование иностранных специалистов из московского представи-тельства Мирового банка в страны СНГ для оказания технической помощи).2

В целом механизмы совершения сделок международной торговли услугами в настоящее имеют существенное значение и являются значимыми как для покупателя, так и для продавца, поскольку они определяют возможность и порядок предоставления услуги.

 

1.2 Структура и динамика международной  торговли услугами

 

Мировой рынок услуг – это важный сегмент международной торговли, который преимущественно базируется на международном разделении труда, на отношениях, связанных с перемещением этих традиционных товаров за пределы национальных границ отдельных государств.

Согласно классификации ООН, этот рынок географически может быть структуризован так:

- Рынок  Европы;

- Рынок  Латинской Америки;

- Рынок  Азии;

- Рынок  Северной Америки;

- Рынок  Африки;

- Рынок  Австралии.

Каждая из выделенных структур может в свою очередь также структуризована в соответствии с международными экономическими группировками, отдельными странами.

Географическое распределение торговли услугами, предоставляемыми отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств с рыночной экономикой. На мировом рынке услуг доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится свыше половины мирового экспорта и импорта услуг, при этом на четыре из них - США, Великобританию, Францию и Германию - около 40%1. Для многих компаний из этих стран все большее значение имеет производство услуг на их зарубежных филиалах.

Традиционно наибольшее значение в торговле услугами имеют транспорт (это так называемые «производственные услуги») и международный туризм («услуги потребительского характера»). Однако, если доля транспортных услуг в международном обмене неуклонно снижается (с 39,2% в 1985 г. до 25,3% в 2003 г.), то относительная значимость международного туризма за период 80-х-90-х годов даже несколько возросла (соответственно с 27,0% до 30,3%)1.

Транспортные услуги в зависимости от вида перевозчика подразделяются на морские, речные, воздушные, железнодорожные, автомобильные и трубопроводные.

Мировой экспорт туристических услуг более демократичен и географически рассредоточен, нежели торговля услугами в целом; при этом отмечается заметное укрепление позиций развивающихся государств на соответствующем рынке. Так, страны с низким и средним уровнем доходов смогли привлечь до 40% всего туристического потока в 2004 г. (30% всех доходов от международного туризма) по сравнению с 27% в 1985 г. (23%)2.

Крупнейшие нетто-экспортеры туристических услуг - Испания, США, Франция, Италия; нетто-импортеры - Германия, Япония, Великобритания. Многие страны, имеющие активный стоимостный баланс в сфере международного туризма, являются, тем не менее, преимущественно поставщиками туристов, как, например, США, что связано с более высоким уровнем и стоимостью услуг на внутреннем рынке, чем в большинстве зарубежных государств.

На сегодняшний день объем мирового рынка прочих услуг составляет порядка 600 млрд. долл. по сравнению с немногим более 120 млрд. долл. в начале 80-х годов. Объединяя прогрессивные и эффективные виды услуг, субпозиция “прочие услуги” более широко представлена в экспорте стран с высоким уровнем доходов (48% к итогу, в том числе 60% в Японии, 56% в Великобритании, 53% в Германии), тогда как для стран с низким и средним уровнем доходов она имеет относительно меньшее значение (около 34% в суммарном экспорте услуг)1.

В целом, можно определить, что структура международной торговли услугами весьма разнообразна. Существует довольно много классификаций международной структуры услуг. Географически международная торговля услугами является крайне неравномерной, поскольку на мировом рынке услуг доминируют те страны, экономика которых является развитой и принимает рыночный характер. Как уже говорилось, в наибольшей степени спросом пользуются транспортные услуги и международный туризм.

Некоторыми авторами делается попытка ввести критерий, разграничивающий услуги на сходные по характеристикам с товарами («твёрдые») и чистые услуги («мягкие»). «Твердые» услуги могут экспортироваться как товары (страхование жизни, архитектурный дизайн), в то время как «мягкие» услуги требуют непосредственного контакта потребителя с продавцом (Erramilli, 1990). Критики данного подхода указывают на то, что подобная классификация не способствует большему пониманию специфики экспорта услуг (Gronroos, 1999).

Наибольший интерес для понимания специфики международной торговли услугами представляют попытки классифицировать «мягкие» или «чистые» услуги.

Классификация экспорта услуг, предложенная Т. Кларком и Д. Раджаратнамом, опирается на выделение следующих четырех идеальных видов услуг (Clark and Rajaratnam, 1999):

- услуги, основанные на непосредственном  контакте покупателя и продавца, требующие от продавца непосредственного  пересечения границ (консультационные  услуги, временная работа за границей);

- услуги, основанные на использовании  телекоммуникаций (с помощью радио, спутников, телевидения и других технических средств без непосредственного контакта);

- услуги, «привязанные» к зарубежным прямым  инвестициям, образующим как бы  форпост, платформу для сервисных  операций (банковское дело);

- услуги, «материализованные» в экспортируемых  товарах (программное обеспечение  для проданного компьютера).

При экспорте услуги за рубеж критически важны два обстоятельства: во-первых, производится ли физическое перемещение какого-либо объекта; во-вторых, в какой степени осуществляется взаимодействие экспортируемой услуги с местной культурой. Учитывая эти два обстоятельства, можно выявить различия в экспорте четырех перечисленных типов услуг.

Услуги, основанные на непосредственном контакте покупателя и продавца, в наиболее полном виде обладают четырьмя родовыми характеристиками услуг. Именно в этой группе услуг взаимодействие культур происходит в наиболее заметной форме.

Люди, пересекающие границы, несут услуги «в себе». При этом не существует способов таможенного или бухгалтерского учета ввозимых услуг. Правительства, озабоченные соображениями политической или экономической безопасности, используют визовые, лицензионные и другие инструменты для контроля перемещения людей. В тех случаях, когда степень контроля высока, экспорт такого рода услуг может оказаться проблематичным. Можно ожидать, что подобного рода барьеры в перспективе будут играть все меньшую роль, хотя бы в рамках региональных экономических блоков.

Для фирм, экспортирующий данный вид услуг, использование собственного персонала в долгосрочной перспективе проблематично. Очень немногие страны позволяют свободно пересекать свои границы сотрудникам зарубежных компаний по первому требованию. В результате первоначально высокие издержки таких перемещений вряд ли ощутимо сократятся в будущем.

Наконец, персонифицированный характер сделки постоянно вызывает диалог разных культур. Чем больше разнятся культуры, тем сложнее осуществлять коммуникативный процесс и тем выше трансакционные издержки. Определенную сложность представляет и преодоление языкового барьера.

Услуги, основанные на использовании телекоммуникаций, столь же сложны для правительственного контроля в принимающей стране. Объемы оказания этих услуг определяются техническими возможностями экспортера и импортеров, необходимостью в дорогостоящем оборудовании. Тем не менее, правительства многих стран практикуют ограничения на деятельность зарубежных экспортеров услуг на своей территории посредством лицензирования, цензурирования, технических требований.

Культурный контекст при использовании телекоммуникаций не менее важен. Например, при отсутствии непосредственного взаимодействия людей использование ими средств коммуникаций (факсы, электронная почта, телефон) порождает серьезные проблемы в адекватном переводе и взаимопонимании.

По мнению Т. Кларка и Д. Раджаратнама, технологический прогресс часто переоценивается с точки зрения улучшения коммуникаций и последующей активизации коммерческой деятельности. Гораздо большее значение имеет расширение доступа к коммуникациям в принимающей стране (Clark and Rajaratnam, 1999). К этому утверждению можно добавить, что не менее важна унификация деловой жизни и наличие инфраструктуры товарного обмена (банки, валютный обмен, налоговые правила).1

Сравнивая эти два вида экспортных сделок можно заключить, что первый вид выигрывает за счет большей степени интерактивности, а второй вид имеет преимущество по издержкам и меньшей степени зависимости от контролирующих органов.

Услуги, «привязанные» к зарубежным прямым инвестициям, являются в значительной степени продуктом предшествующего развития и критическим образом зависят от уже накопленного опыта прямого инвестирования. Этот вид вывоза услуг позволяет преодолеть проблему разрыва производителя и потребителя, обеспечивая производство услуги на месте и рекрутируя местный персонал. Ограничивающими факторами выступают минимально необходимый размер капитала и политика правительства в отношении иностранных инвестиций, а также восприятие иностранной культуры в национальном контексте. Например, вопрос доверия вкладчиков иностранному банку или страховой компании.

Услуги, «материализованные» в экспортируемых товарах, свободны от многих ограничений (правительственный контроль, таможенные сборы), однако легко подвержены несанкционированному копированию. Например, если вместо «живого» концерта передается аудио- или видеозапись.

Таким образом, классификация Т. Кларка и Д. Раджаратнама дает полезный инструмент для анализа международного маркетинга услуг.

Альтернативная классификация предложена К. Ловелоком и Д. Йипом (Lovelock and Yip, 1996). Все услуги, согласно этим авторам, целесообразно разделить на 3 категории:

- услуги, требующие присутствия клиента (рестораны, здравоохранение), следовательно, вызывающие  необходимость присутствия персонала  за рубежом в случае экспорта  услуги;

- услуги, направленные на собственность  и не требующие обязательного  присутствия владельца (коммерческая  перевозка грузов, ремонтные работы);

- услуги, связанные с обработкой информации  и требующие минимального участия  клиента (страхование, бухгалтерский  учет).2

Данная классификация выглядит очень простой, но на деле, как отмечают критики, далеко не все услуги легко определяют в ней свое место (Samiee, 1999).

Еще один, возможно, наиболее удачный способ классификации предложен в работе Patterson and Cicic (1995) и часто воспроизводится авторами учебников по международному маркетингу (Fletcher and Brown, 1999). В основе этой классификации лежит два типа деления услуг: по степени неосязаемости и по степени непосредственного (face-to-face) взаимодействия персонала с клиентом. В результате возможны четыре комбинации:

- «чистая услуга» — низкая степень контакта (профессиональные услуги, маркетинговые исследования, финансы и страхование, информационные технологии, дизайн);

Информация о работе Тенденции развития международной торговли услугами