Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 08:41, курсовая работа
Международная торговля услугами на сегодняшний день является неотъемлемой и весьма важной частью мировой экономики, без которой немыслимо дальнейшее развитие международных отношений.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях НТР из двух сфер – реального производства и предоставления услуг – все большее и большее значение приобретает сфера услуг
Целью данной работы является изучение современных тенденций развития международной торговли услугами.
Задачами данной работы являются:
- рассмотреть структуру и динамику международной торговли услугами;
- рассмотреть регулирование международных торговых услуг на международном уровне;
- охарактеризовать международную торговлю услугами как отрасль;
- рассмотреть проблемы определения услуг для международной торговли;
- проанализировать современные тенденции развития международной торговли услугами;
- особенности развития сферы услуг России;
- сделать выводы о проделанной работе.
Указанное обстоятельство отчасти объясняет, почему многие производители услуг не рассматривают возможность выхода на внешние рынки, если даже они обладают очевидными конкурентными преимуществами. В качестве примера можно указать на исследование инжиниринговых фирм США, предпринятое Американским советом по услугам в области инжиниринга. Несмотря на значительный потенциальный спрос, существующий на мировых рынках в данной области, а также на несомненное технологическое лидерство американских фирм, только 10% компаний осуществляют международную деятельность (Winsted and Patterson, 1998).
Таким образом, вопрос о транспортировке услуги к месту назначения должен быть поставлен в самом начале анализа.
По мнению Gronroos (1999), всего существует пять различных способов доставки услуги иностранному потребителю. Это: прямой экспорт; системный экспорт; организация производства; сопряженная инвестиция; электронный маркетинг.
Прямой экспорт имеет место, например, в промышленности. Производственные услуги могут быть оказаны зарубежному клиенту в виде консультирования, инжиниринговых работ, дизайнерских разработок.
Системный экспорт имеет место в том случае, если сервисная компания следует за фирмой-клиентом, интернационализирующим свои операции. Это национальные перевозчики, банки, страховые, аудиторские компании. Как отмечалось ранее, это основной способ интернационализации услуг, который не требует поиска клиента.
Организация собственного производства за рубежом — наиболее сложный случай внешнеэкономической деятельности, в котором компания должна пройти всю цепочку последовательных действий от поиска перспективных рынков до выстраивания собственной структуры, ориентированной на международную деятельность, с тем существенным отличием от производителя товаров, что поэтапная процедура выхода на рынок здесь не возможна. С самого начала данной компании придется решать весь комплекс проблем в условиях новой внешней среды и, возможно, неблагоприятном или настороженном отношении правительства принимающей страны. Разумной альтернативой организации собственного производства в данном случае является приобретение местной фирмы либо создание совместного предприятия.
Под сопряженной инвестицией имеется в виду косвенное присутствие на зарубежном рынке, когда экспортер хотел бы избежать риска и дополнительных затрат по освоению нового рынка с помощью местного партнера, передав тому коммерческую идею, технологию, возможности использования бренда. Широкое распространение франчайзинга в конце ХХ века — яркое свидетельство того, что сервисные фирмы активно используют данную форму интернационализации.
Электронный маркетинг — наиболее технологичная форма интернационализации товаров и услуг. Как сопутствующая услуга, эта форма торговли существенно развивает имевшую место в прошлом торговлю товарами по каталогам. Точно так же посредством электронного маркетинга становятся доступными стандартные услуги (бронирование авиабилетов и гостиниц, приобретение страховых полисов или банковских услуг).
Вопрос «транспортабельности» услуг рассматривается также в работе C. McLaughlin and J. Fitzsimmons (1996). Среди факторов, воздействующих на возможность оказания услуг за рубежом, отмечаются: наличие адекватных каналов распределения, различия в культурных нормах и социальных институтах, возможности адаптации услуги для иностранных потребителей. Указанные авторы отмечают две критически важные для возможности интернационализации характеристики услуг, а именно степень взаимодействия с клиентом и информационную составляющую услуги. Например, услуга компьютерного программирования может быть легко экспортирована, поскольку она требует очень небольшой степени взаимодействия с клиентом и может быть легко транспортирована по электронным каналам связи. Также эти авторы указали на возрастающее естественное преимущество стран с образованной и англо-говорящей рабочей силой, в наибольшей степени готовых к получению выгод от международной торговли услугами.
Рассматривая варианты «транспортировки» услуг, C. McLaughlin and J. Fitzsimmons (1996) предлагают выделить пять основных случаев. Это:
- реализация базовой услуги во многих странах;
- импорт потребителей;
- следование за клиентом;
- разбиение комплексной услуги на составляющие;
- преодоление временных ограничений.
Реализация базовой услуги во многих странах во многом является альтернативой другому варианту интернационализации, в котором выбирается углубленное проникновение на небольшое количество выбранных рынков за счет диверсификации предложения услуг. «Клонирование» услуги методом франчайзинга является в настоящее время самым быстрым методом интернационализации операций, основанных на привлекательной коммерческой идее.
«Клонированию» в наибольшей степени поддаются стандартизованные услуги, требующие небольшой адаптации на местном рынке.
Вместе с тем при выборе данного варианта потребуется привлечение местной рабочей силы, которая должна быть хорошо обучена.
Импорт потребителей производится в тех случаях, когда услуга может быть оказана только в одном месте, поэтому требуется перемещение клиентов. Последнее имеет место в сферах очного образования, медицины и поддержания здоровья, туризма. В этом случае для повышения ценности коммерческого предложения для клиента, а также повышения эффективности деятельности требуется развитие сети услуг. Целый спектр дополнительных услуг требуется также для поддержания базовой услуги (информационный услуги, транспортировка, размещение, развлечения, страхование и др.).
Следование за клиентом означает вынужденную интернационализацию для многих сервисных организаций.
Разбиение комплексной услуги на составляющие в самом простом виде может быть представлено выделением в составе сервисной компании двух подразделений — по производству услуги («back office») и по работе с клиентами («front office»). При этом прием заказов и работа с клиентами, требующие высокой степени знания местного рынка и адаптации услуги, могут легко выноситься за границу, а производство услуги, требующее профессиональной работы небольшой группы людей, может производиться либо в стране экспортера, либо в региональных центрах.
Метод разбиения комплексной услуги на составляющие является одним из эффективных путей разрешения проблемы сложности, часто встречающейся в высокотехнологичных услугах. По существу, речь идет о модификации принципа международного разделения труда и размещении производства отдельных частей в регионах с наименьшими издержками и наибольшей политической стабильностью. Однако при этом многократно возрастает сложность управленческих задач.
Необходимость в преодолении временных ограничений вызывается потребностью глобальных компаний, обслуживающих потребителей по всему миру по принципу 24–7–365 (24 часа в сутки, 7 дней в неделю и 365 дней в год). Для этого сервисной компании необходимо иметь подразделения в различных временных поясах.
В настоящее время роль России на мировом рынке услуг крайне мала, а ее доля в суммарном экспорте и импорте услуг составляла в 2003 г. 1,0% и 1,2% соответственно. Напомним, что удельный вес России в мировом товарном экспорте достигал в последние годы 1,4-1,7%.
Являясь производным от состояния национальной сферы услуг, участие России в международной торговле услугами носит весьма архаичный характер и сравнимо с проблемами российского товарного экспорта, где доминируют сырье и продукция первичной переработки. К примеру, в экспорте России во конце прошлого – начале нынешнего века – от 75 до 80% приходилось на такие традиционные виды услуг, как транспорт и поездки (международный туризм). В то же время в экспорте услуг из наименее развитых стран на две указанные позиции в 2003 г. падало лишь 68%, из стран со средним уровнем доходов – 66%, из государств с высоким уровнем доходов – 52%1.
Анализируя проблемы российского экспорта услуг, необходимо отметить, что большая часть экспортируемых услуг оказывается с использованием чрезвычайно изношенной и устарелой материально-технической базы, особенно в сфере транспорта, туристической индустрии, строительных услуг.
Таблица 8.
Структура российского экспорта услуг (в % к итогу)
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
Экспорт (млн. долл.) |
8424 |
10567 |
13281 |
14080 |
12371 |
9083 |
Транспорт, включая страхование |
45,9 |
35,8 |
27,3 |
25,9 |
25,6 |
33,3 |
Водный транспорт |
20,1 |
13,1 |
9,3 |
7,8 |
8,6 |
11,0 |
Воздушный транспорт |
21,0 |
17,6 |
9,8 |
11,3 |
11,5 |
13,8 |
Прочий транспорт |
4,8 |
5,1 |
8,2 |
6,8 |
5,5 |
8,5 |
Поездки |
28,6 |
40,8 |
53,5 |
50,9 |
52,6 |
41,1 |
Услуги связи |
3,5 |
4,6 |
4,2 |
4,5 |
4,5 |
5,3 |
Строительные |
1,6 |
1,0 |
0,7 |
0,7 |
1,1 |
1,4 |
Финансовые, роялти и лицензионные платежи, операционный лизинг |
1,8 |
1,4 |
2,3 |
3,0 |
1,8 |
2,9 |
Прочие |
18,6 |
16,4 |
12,0 |
15,0 |
14,4 |
16,0 |
Нельзя отрицать, что в отдельных видах деятельности Россия располагает ощутимыми конкурентными преимуществами, однако реализация имеющихся экспортных возможностей осложняется факторами экономического и политического характера.
В частности, предоставление услуг в области освоения космоса и космической связи, где Россией накоплен солидный научно-технический потенциал, сегодня уже не является сферой влияния узкой группы стран, а отличается чрезвычайной требовательностью и жесткой конкурентной борьбой большого числа участников. При этом российские телекомпании все чаще выбирают зарубежные организации для реализации программ спутникового вещания за счет высокого качества и комплексного характера предлагаемых услуг.
Основываясь на вышеизложенном, приходится констатировать, что в современных условиях у России нет сколько-нибудь очевидных и легко мобилизуемых ресурсов для расширения и совершенствования структуры экспорта услуг. Как и в торговле товарами, возможности дальнейшего усиления российского присутствия на мировом рынке услуг объективно ограничены и находятся в тесной зависимости от состояния отечественной экономики в целом.
Российский рынок услуг начал формироваться в первой половине 90-х годов, следуя процессу рыночных реформ и приватизации. До этого времени деятельность в большинстве секторов услуг жестко регулировалась государством, а в ряде из них государство являлось основным поставщиком услуг. С начала 90-х годов до настоящего времени отечественный рынок услуг находится в процессе непрерывного развития. Наибольшая активность наблюдалась в сферах банковского дела и страхования, телекоммуникаций и компьютерных технологий, торговли и питания, туризма и в целом индустрии развлечений1.
Существенную роль играет сфера услуг в решении вопросов занятости населения: доля занятых в сфере услуг в общей занятости населения достигает 56%. С другой стороны, роль сферы услуг в экономике России еще недостаточно высока – в ВВП развитых стран ее доля превышает 65%, а в США достигла 77%2.
Структура и основные качественные параметры российского рынка услуг существенно отличаются от западных прежде всего преобладанием традиционных отраслей, обеспечивающих транспортировку и сбыт произведенной продукции. Так, в 2004 г. в структуре добавленной стоимости, созданной в сфере коммерческих рыночных услуг, доминировали позиции: «торговля, общественное питание и заготовки» (54%), «транспорт» (17%), а также «связь» (4%), что составляет в совокупности более 70% от общего объема созданной добавленной стоимости3.
В то же время экономические реформы в Российской Федерации привели не только к активизации развития традиционных отраслей, но и созданию новых видов услуг (аудиторские, консалтинговые, компьютерные, бухгалтерские, услуги по проведению операций на рынке недвижимости, услуги в области рекламы, по подбору персонала, частной охранной деятельности и другие). Однако в целом российская индустрия услуг характеризуется все еще как нарождающаяся – infant industry. Это состояние требует продуманного подхода к стратегии развития и регулирования отраслей услуг с учетом соблюдения баланса интересов иностранных и отечественных поставщиков в тех или иных секторах услуг: с одной стороны следует обеспечивать защиту интересов российских поставщиков а, с другой стороны, создавать конкурентную среду с участием иностранных поставщиков на рынках услуг, что ведет в конечном итоге к стимулированию деятельности российских участников рынка.
Информация о работе Тенденции развития международной торговли услугами