Тенденции развития международной торговли услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 08:41, курсовая работа

Краткое описание

Международная торговля услугами на сегодняшний день является неотъемлемой и весьма важной частью мировой экономики, без которой немыслимо дальнейшее развитие международных отношений.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях НТР из двух сфер – реального производства и предоставления услуг – все большее и большее значение приобретает сфера услуг

Содержание

Целью данной работы является изучение современных тенденций развития международной торговли услугами.
Задачами данной работы являются:
- рассмотреть структуру и динамику международной торговли услугами;
- рассмотреть регулирование международных торговых услуг на международном уровне;
- охарактеризовать международную торговлю услугами как отрасль;
- рассмотреть проблемы определения услуг для международной торговли;
- проанализировать современные тенденции развития международной торговли услугами;
- особенности развития сферы услуг России;
- сделать выводы о проделанной работе.

Вложенные файлы: 1 файл

тенденции развития межунар торголи услугами.docx

— 145.42 Кб (Скачать файл)

- «овеществленная  услуга» — низкая степень контакта (проверка оборудования, разработка  специального программного обеспечения, аудио и видеопродукция);

- «чистая  услуга» — высокая степень  контакта (инжиниринг, управленческое  консультирование, правовые услуги);

- «овеществленная услуга» — высокая степень контакта (обучение на территории клиента, консультирование по применению сложного оборудования, гостиничное дело).

В первом из перечисленных случаев постоянное присутствие персонала экспортера в принимающей стране не является необходимым. Фирмы, развивающие данное направление экспорта, могут обойтись созданием местного представительства и периодическими командировками своих специалистов.

Во втором случае экспорт также возможен на основе создания представительства, а степень вовлеченности экспортера будет более высокой.

В третьем случае речь идет о стандартизованных продуктах, которые предлагаются крупным компаниям. Чаще всего интернационализация сервисной фирмы здесь связана с обслуживанием постоянного клиента и является вынужденной.

В четвертом случае по причине сложности продукта требуется обеспечить постоянное взаимодействие с потребителем, для чего требуется активно действующее постоянное представительство или филиал за рубежом.

Предложенные классификации услуг являются полезным методологическим инструментом для анализа стратегий интернационализации и способов выхода на внешние рынки.3

В последние два десятилетия на мировой рынке услуг четко проявились следующие тенденции в развитии его отдельных сегментов:

- снизилась  доля фрахта и других транспортных  услуг (с 42,0% в 1980 году до 21,9% в 1999 году), что связано с уменьшение удельного  веса сырья в международной  торговле;

- увеличилась  доля туризма в экспорте услуг, что обусловлено ростом доходов  населения, совершенствованием средств транспорта, развитием инфраструктуры туризма (с 28,0% до 43,2% в 1980-2003 гг.);

- по темпам  абсолютного роста и по значимости  в общем объеме мирового экспорта  услуг основным (44,7%) и наиболее  динамично развивающимся стал  сегмент «особые частные услуги», куда входят финансовые, страховые, аудиторские, консалтинговые и прочие  услуги;

- произошло  сокращение доли официальных  и правительственных услуг.

Объем мирового экспорта услуг оценивался в 2004 г. в 1387 млрд. долл., что составляло 19,9% всей международной торговли товарами и услугами (364 млрд. и 15,8% в 1980 г.).

 

Таблица 3.

Динамика мирового экспорта товаров и услуг (млрд. долл.)

1980 г.

2004 г.

Экспорт товаров

1900,8

5397,3

Экспорт услуг

363,5

1387,7

Экспорт услуг по отношению к экспорту товаров и услуг (в %)

15,8

19,5


 

Наименьший показатель удельного веса экспорта услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг был зафиксирован для стран с низким уровнем доходов - в среднем 13,3% в 1998 г., тогда как в странах со средним уровнем доходов он составлял 18,0% и достигал 20,5% в государствах с высокими доходами и развитой национальной сферой услуг.4

Надо сказать, что наиболее существенное влияние на динамику экономического развития экспорт услуг оказывал в странах со средним уровнем доходов, обеспечивая в 2003 г. 5,5% их суммарного ВВП и 9% всей добавленной стоимости, созданной в сфере услуг (в странах с высокими доходами - 5% и 7,8% соответственно). Несмотря на слаборазвитый и в целом малоэффективный сектор услуг в странах с низким уровнем доходов показатели экспортной ориентации последнего находились на среднемировом уровне - 8%, отражая широкие возможности коммерческой деятельности на рынке услуг, прежде всего в сфере международного туризма.5

Факторами, обусловившими интенсивное развитие международной торговли услугами в послевоенный период, явились:

- НТП, способствовавший  росту производства услуг, появлению  их новых видов и расширению  сфер их применения;

- длительный  экономический подъем в большинстве  стран мира, сопровождавшийся ростом  деловой активности, производительности  труда, уровня благосостояния народа;

- увеличение  доли услуг в структуре ВВП  во многих странах мира;

- развитие  международной торговли товарами  и технологиями, миграция капиталов.

Географическая направленность торговли услугами отличается еще большей ассиметричностью в пользу развитых государств, чем международная торговля товарами. Доля промышленно развитых стран в мировом экспорте услуг составляет около 90% и превышает их долю в экспорте товаров. Промышленно развитые страны являются основные экспортерами и импортерами услуг. В 2003 году доля стран Западной Европы в мировом экспорте услуг составляла 46,2%, США – 19,5%, Японии – 4,4%1.

Таким образом, в мировой торговле услугами лидирующие позиции занимают страны с высоким уровнем доходов, чей удельный вес в экспорте и импорте достиг в 2003 г. 80,6% (в 1980 г. - 81,9%) и 80,8% (70,6%) соответственно2. Еще 8-10% приходится на быстрорастущие рынки Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна.

 

Таблица 4.

Показатели отдельных стран в мировом экспорте товаров и услуг, (в %)

Страны

Экспорт товаров

Экспорт услуг

1980 г.

2004 г.

1980 г.

2004 г.

Всего (мир в целом)

100,0

100,0

100,0

100,0

США

11,8

12,5

10,5

18,2

Канада

3,6

4,0

2,0

2,3

Япония

6,7

6,9

5,2

4,7

Германия

10,1

10,1

7,1

6,5

Франция

5,8

5,6

11,6

6,4

Великобритания

5,8

5,8

9,4

7,4

Италия

4,1

4,5

5,2

5,1

Нидерланды

3,9

3,2

4,6

3,9

Китай

...

3,4

...

1,8

Респ. Корея

0,9

2,4

0,7

1,8

Мексика

0,9

2,2

1,2

0,9

Индия

0,4

0,6

0,8

0,8

Малайзия

0,7

1,3

0,3

0,8

Таиланд

0,3

1,0

0,4

1,0

Россия

...

1,4

...

1,0


 

Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами. Вместе с тем, это не исключает того факта, что некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например, Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Мексика - на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром.

 

Таблица 5.

Динамика сальдо торговли услугами отдельных зарубежных стран, (млрд. долл. США)6

1990

1995

2000

2001

2002

2003

Нетто-экспортеры

США

29,1

76,2

86,9

91,9

82,6

79,64

Франция

14,9

17,9

16,3

17,6

18,7

20,3

Великобритания

7,1

14,1

14,0

20,3

20,1

18,0

Испания

11,8

17,8

19,8

19,3

21,2

22,73

Швейцария

9,4

12,9

12,4

13,1

13,1

14,2

Нетто-импортеры

Япония

-42,7

-57,3

-62,3

-54,1

-49,5

-54,6

Германия

-18,6

-47,0

-45,4

-43,2

-47,5

-52,4

Канада

-9,1

-7,4

-6,4

-6,5

-4,7

-4,5

Ирландия

-0,1

-3,5

-4,5

-5,8

-10,1

-12,0


 

Возросла доля развивающихся стран в международной торговле услугами за счет южно-азиатских экспортеров услуг: Южной Кореи, специализирующейся на инженерно-консультационных и строительных услугах, Сянгана и Сингапура, ориентированных на финансовые услуги и др. Вместе с тем эти страны продолжают оставаться преимущественно импортерами услуг. В десятку крупнейших экспортеров не входит ни одна развивающаяся страна.

Промышленно развитые страны специализируются на предоставлении деловых услуг, развивающиеся страны – на предоставлении туристических услуг (примерно 17% всех валютных поступлений).

Доля стран с переходной экономикой по-прежнему невысока – 3,5% и 2,9% в мировом экспорте и импорте услуг соответственно. В регионе Центральной и Восточной Европы, Балтии и СНГ наибольший удельный вес в предоставлении услуг принадлежит России, наиболее конкурентоспособны на мировом рынке услуг Чехия, Польша и Венгрия1.

Степень монополизации мировой торговли услугами гораздо выше, чем международной торговли товарами. Зарубежная доля в балансовом итоге у французского банка «Креди Лионе», занимающего 9-е место в мировом ранговом списке, составляет 46,4%. На рынке вторичного страхования 32 крупнейшие страховые компании сосредоточили в своих руках более 70% его объема. Каждая из 6 крупнейших аудиторских компаний мира («Артур Андерсен», «КПМГ», «Эрнст и Янг», «Куперс и Лайбренд», «ДТТ», «Прайс Вотерхаус») имеет свои представительства более, чем в 110 странах мира, а их общая доля в доходах отрасли оценивается в 30%. 60% процентов мирового рынка консалтинговых услуг сосредоточено в руках 40 компаний.

Международная статистика свидетельствует о том, что мировая торговля услугами является одним из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства. По данным Мирового Банка, экспорт услуг за 1980-2003 гг. вырос в 4,6 раза, увеличиваясь в среднем на 8% в год. Увеличение торговли товарами за тот же период было менее значительным - в 3,8 раза (6%)1. При сопоставлении этих показателей необходимо иметь в ввиду, что уровень протекционистских ограничений во внешней торговле услугами значительно выше, чем соответственно в торговле товарами, где уже на протяжении более чем полувека идет процесс либерализации.

Географическая структура международной торговли услугами является в целом более концентрированной, чем торговля товарами, где доля стран с высоким уровнем доходов находилась на уровне 75% во второй половине 90-х годов. Вместе с тем, различия в географическом распределении экспорта товаров и услуг постепенно уменьшаются, поскольку многие развивающиеся страны со сформировавшейся товарной специализацией успешно осваивают имеющиеся ниши на мировом рынке услуг, что в конечном итоге ведет к выравниванию их относительных позиций в международной торговле товарами и услугами.

Информация о работе Тенденции развития международной торговли услугами