Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 08:41, курсовая работа
Международная торговля услугами на сегодняшний день является неотъемлемой и весьма важной частью мировой экономики, без которой немыслимо дальнейшее развитие международных отношений.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях НТР из двух сфер – реального производства и предоставления услуг – все большее и большее значение приобретает сфера услуг
Целью данной работы является изучение современных тенденций развития международной торговли услугами.
Задачами данной работы являются:
- рассмотреть структуру и динамику международной торговли услугами;
- рассмотреть регулирование международных торговых услуг на международном уровне;
- охарактеризовать международную торговлю услугами как отрасль;
- рассмотреть проблемы определения услуг для международной торговли;
- проанализировать современные тенденции развития международной торговли услугами;
- особенности развития сферы услуг России;
- сделать выводы о проделанной работе.
За период с 1950 по 1978 г. Япония приобрела (главным образом в США и Западной Европе) около 26 тыс. иностранных лицензий и патентов на общую сумму около 7 млрд. дол. Общий же выигрыш Японии от импортных лицензионных соглашений только с 1950–1951 по 1968–1969 финансовых г. составил 70 млрд. дол.
В ГАТС предусмотрены четыре способа предоставления услуг: трансграничная поставка; потребление за рубежом; коммерческое присутствие; перемещение физических лиц.
Различные виды поставки услуг отличаются друг от друга по двум главным признакам:
- во-первых, место нахождения поставщика и потребителя услуги в момент оказания услуги;
- во-вторых, гражданство или место регистрации лиц, потребляющих или поставляющих услуги (первое касается физического лица, второе – юридического лица).
Оба эти критерия, взятые вместе, позволяют достаточно точно определить, каким способом предоставляется услуга. С практической точки зрения четкое определение способа поставки услуги важно потому, что большинство барьеров, тормозящих торговлю услугами, а также методы по их устранению носят конкретный характер и обычно четко привязаны к одному из четырех способов ее поставки.
Указанные выше критерии обозначены в «Руководстве по статистике международной торговли услугами», разработанном совместно шестью международными организациями (Статистическая комиссия ООН, ЕЭК ООН, ОЭСР, Международный валютный фонд, ЮНКТАД, Всемирная торговая организация).
Рассмотрим современные особенности международной торговли услугами поподробнее. Существуют 4 способа поставки услуг. Это:
1. Трансграничная поставка – с территории одного члена ВТО на территорию любого другого члена ВТО – т.е. ситуация, когда продавец и покупатель услуги не перемещаются через границу, ее пересекает только услуга. Такой способ продажи услуг значительно приближен к продаже товаров в международной торговле, например, предоставление юридических консультаций из-за границы посредством связи (телефон, факс, и т.д.) либо участие в корреспондентской обучающей программе зарубежного учебного заведения.
2. Потребление за рубежом – на территории одного члена ВТО потребителю услуг любого другого члена ВТО – т.е. ситуация, когда потребитель из одной страны приобретает и потребляет услугу на территории другой страны. В этом случае различие по сравнению с торговлей товарами состоит в том, что услуга и продавец услуги не перемещаются через границу, ее пересекает потребитель услуги, например, выезд за границу на учебу или для лечения.
3. Коммерческое присутствие в стране предоставления услуг – поставщиком услуг одного члена ВТО путем коммерческого присутствия на территории любого другого члена ВТО – т.е. ситуация, когда фирма, предоставляющая услугу, пересекает границу и, находясь на территории данной страны, открывает представительство или дочернюю фирму, через которые осуществляет предоставление услуги. Сама услуга и ее потребитель в данном случае через границу не перемещаются.
4. Присутствие физических лиц, предоставляющих услугу – поставщиком услуг одного члена ВТО путем присутствия физических лиц этого члена ВТО – т.е. ситуация, когда услуга заключена непосредственно в деятельности людей, которые приезжают из-за границы в страну, где находится ее потребитель, например, приезд из-за границы иностранного персонала заграничного банка, открывающего свое представительство в данной стране.
Все четыре способа поставок - трансграничная торговля, потребление за рубежом, коммерческое присутствие и перемещение физических лиц – взаимозависимы. Развитие торговли по каналам одного способа поставок часто приводит к расширению торговли и с помощью других способов поставок. Более того, взаимозависимость способов поставок требует из комбинированного использования для получения эффективного доступа на рынки. Для этого необходима либерализация режимов по всем факторам производства (рабочая сила, капитал, информация и технология). Применение дохода, основанного на классификации способов поставок, обеспечило странам в рамках ГАТС гибкость в либерализации режима, которая позволяет продвинуться дальше по какому-то одному способу поставки (например, по коммерческому присутствию). Это позволяет им также находить компромиссные варианты между либерализацией режимов по различным способам поставок услуг.
Главными препятствиями на пути развития международной торговли услугами являются рестрикционная политика правительств, а также сам характер услуги как товара, ее неотделимость от производителя. Так как оказание услуг за рубежом связано с перемещением людей, национальные правительства, по-видимому, всегда будут регламентировать этот процесс с помощью иммиграционной, визовой и таможенной политики.
Очень часто препятствиями на пути экспорта услуг также становятся языковые барьеры и межкультурные противоречия.
По мнению Samiee (1999), развитие международной торговли товарами наталкивается на следующие ограничения:
Международная торговля услугами
- недостаток полной и надежной информации о многих секторах услуг;
- протекционизм правительств по отношению к национальным производителям услуг;
- вовлечение наиболее забюрократизированных правительственных служб, таких как иммиграционный департамент и служба занятости, в процесс международного движения услуг;
- ограничения на свободу информационных потоков и регулирования телекоммуникаций;
- отсутствие согласованных правил бухгалтерского учета по отношению к «невидимым» активам.
Рассматривая вопрос о политике национальных правительств в отношении экспорта и импорта услуг, Lovelock (1999) перечисляет следующие ограничительные меры:
- ограничения на собственность нерезидентов. Даже США, наиболее либерально относящиеся к торговле услугами, практикуют ограничения на иностранное участие в таких секторах, как транспорт, финансовые услуги, здравоохранение;
- протекционизм по отношению к национальным производителям;
- ограничения, накладываемые местным трудовым законодательством и правилами лицензирования профессий;
- неравноправное положение национальных и иностранных налогоплательщиков, ставящее импортера услуг в невыгодное или прямо убыточное положение;
- лицензирование некоторых видов услуг на национальном рынке ставит потенциальных импортеров перед неразрешимыми задачами;
- контроль печатной продукции и местная цензура, существующие на местном рынке в силу политических или социальных условий, распространяются также и на нерезидентов;
- деятельность групп влияния, лоббирующих интересы местных производителей;
- деятельность политических партий и групп, предотвращающих проявления засилья иностранной культуры.
Согласно замечанию одного из ведущих специалистов в области управления М. Портера, в настоящее время «очень мало известно о развитии международной конкуренции в сфере услуг» (Porter, 1990, p.240). Статистическая информация, предоставляемая о международном обмене услугами, крайне скудна. Например, в ежегодных отчетах ВТО сфера услуг подразделяется только на 3 сектора: услуги транспортировки товаров, услуги международных пассажирских перевозок и прочие услуги. К числу прочих относят коммуникации, строительство, страхование, финансы, информационные, лицензионные платежи и прочие услуги. Источником информации для ВТО являются платежные балансы.
Для того, чтобы получить более полную картину рассматриваемого явления, значительный интерес представляет информация об услугах, оказываемых зарубежными филиалами в принимающих странах. По оценкам, приведенным на состоявшемся в феврале 2002 г. в Женеве специальном симпозиуме ВТО, посвященном GATS, суммарный объем предоставления услуг филиалами в принимающих странах на треть превосходит общий объем мировой торговли услугами.8
Одним из первых результатов работы GATS стало повышенное внимание к разработке статистической базы. Специально созданной группой экспертов под эгидой ООН в 2002 г. разработано руководство по вопросам статистики международной торговли услугами («Manual оп Statistics of International Trade in Services»), использование которого в ближайшем будущем, вероятно, позволит получить значительно больше информации по сравнению с данными платежных балансов.
Несколько больший объем информации можно получить, анализируя статистические отчеты национальных ведомств, однако последние используют разную методологию, поэтому полученные данные трудно свести воедино. Тем не менее, можно предположить, что недавно разработанная в Северной Америке новая система промышленной классификации (North American Industry Classification System, NAICS), призванная заменить созданную свыше 60 лет назад и сильно устаревшую Стандартную систему промышленной классификации (Standard Industrial Classification, SIC), обещает заметное продвижение в области изучения услуг (Clark and Rajaratnam, 1999).
В NAICS представлено 358 новых подотраслей, 250 из которых относятся к сфере услуг. В дополнение к традиционным секторам оптовой и розничной торговли, транспорта, информационных услуг, финансов и страхования, в NAICS выделяются девять новых секторов сферы услуг:
- коммуникации (спутниковые системы связи, пейджинговая связь, мобильная связь и онлайновые услуги);
- профессиональные, научные и технические услуги (промышленный и компьютерный дизайн, маркетинговые исследования);
- здравоохранение и социальная помощь, включая услуги по уходу за престарелыми, хранение и транспортировку органов;
- развлечения и системы поддержания здоровья (фитнесс и спортивные центры, театры, казино);
- услуги аренды, лизинга и приобретения недвижимости;
- образовательные услуги;
- гостиничное дело и ресторанный бизнес;
- административные услуги, защита окружающей среды;
- прочие услуги.
Начиная с 1999 г., статистические ведомства США, а также Канады и Мексики публикуют обзоры состояния сферы услуг в соответствии с новой классификацией.
По мнению ряда специалистов по маркетингу, различия между товарами и услугами не являются принципиальными (Lewitt, 1976). Очень небольшое количество товаров продается без сопровождающих услуг, и только небольшая часть услуг представлена в «чистом» виде. Обычно продажа товара, в особенности технологически сложного, сопровождается реализацией пакета сопутствующих услуг. Точно также оказание многих видов услуг сопровождается реализацией вспомогательных товаров.
В известной модели К. Ловелока (Lovelock, 1999) соотношение основного продукта (либо услуги) представлено в виде нарисованного цветка, лепестками которого являются сопровождающие услуги выписки счета, осуществления платежа, информационного обслуживания, консультаций, приема заказов, организации работы с клиентом.
Основные различия между товарами и услугами обычно объясняются через четыре свойства услуг: неосязаемость, неотделимость, непостоянство и несохраняемость (Котлер, 2000. С. 439–443).
Неосязаемость означает, что услуга существует только как действие, о котором нельзя судить до его совершения.
Неотделимость услуги от ее носителя приводит к тому, что требуется непосредственное взаимодействие покупателя и продавца. Непостоянство услуги проявляется в уникальности каждой операции и ее восприятия клиентом. Наконец, несохраняемость услуг говорит о том, что услуги нельзя сохранять, передавать и т.д.
Отличительные характеристики услуг нашли отражение в модификации концепции комплекса маркетинга, в которой наряду с традиционными составляющими (продукт, цена, распределение, продвижение) появились новые элементы (люди, процессы, материальные свидетельства). Особенности маркетинга в сфере услуг изучает специальная дисциплина «маркетинг услуг», в разработке которой деятельное участие приняли L. Berry, C. Gronroos, C. Lovelock, G. Shostack и другие ученые (Lovelock and Wright, 2002).
Естественным отправным пунктом для анализа экспорта услуг является хорошо изученный в литературе экспорт товаров. В частности, в разделе «Разработка глобальных рыночных предположений» Ф. Котлером предлагается следующая логическая последовательность вопросов:
- какие факторы определяют решение компании о выходе на внешний рынок;
- как оцениваются и выбираются перспективные зарубежные рынки;
- как оценивается потенциал перспективного рынка;
- какие способы существуют для выхода на внешний рынок;
- в какой степени компания адаптирует свою продукцию к внешнему рынку;
- как компания разрабатывает маркетинговые планы и маркетинговые стратегии для внешнего рынка;
- какие организационные решения необходимы для работы на внешних рынках.
При решении поставленных вопросов неявно предполагается, что процесс создания товара, доставки его на территорию потребителя и последующее потребление может быть «растянуто» во времени и пространстве. Очевидно, что выявленные ранее особенности услуг изначально вносят известную специфику в процесс их интернационализации. Например, для услуг «не работает» традиционная поэтапная модель выхода товара на внешний рынок, в соответствии с которой на первом этапе осуществляется пробный экспорт через независимого контрагента, на втором этапе организуется собственное зарубежное торговое представительство, на третьем этапе за рубеж выносятся вспомогательные сервисные службы и начинается производство запасных частей, на четвертом осуществляются зарубежные прямые инвестиции для организации производства на месте. В силу свойства неотделимости услуг их экспорт в большинстве случаев оказывается сразу же связанным с необходимостью их производства в месте потребления. Если в аналогичной ситуации оказался бы производитель товара, то экспорт в значительном количестве случаев оказался бы невозможным.
Информация о работе Тенденции развития международной торговли услугами