Шпаргалка по международным экономическим отношениям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:21, шпаргалка

Краткое описание

1. Современная система управления глобальными экономическими процессами, ее эффективность. Экономическая глобализация представляет собой качественно новую ступень процесса интернационализации, на которой в национальных экономиках значительно расширяются универсальные для всех стран сферы хозяйственной жизни. Формируются единые правила игры для всех нац.

Вложенные файлы: 1 файл

otvety na bilety mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya.doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)

Принцип формирования эк политики в процессе воздействия  этих главных субъектов рынка объясняет причины появления нового регионализма в трех типах РИО (региональные интеграционные объединения) При рыночном характере взаимодействия в международной экономико-политической системы механизм возникновения и формирования региональных группировок следует анализировать как результат взаимодействия субъектов предъявляющих спрос на регионально-экономическое объединение (деловые круги, национальные компании, ТНК, субрегиональные и административные единицы) и субъектов принятия политических решений (правительства и государственные структуры), которые осущ предложение соответствующих мероприятий с целью получения полит поддержки от первой группы субъектов, заинтересованных в интеграции, т.е. в отл от традиционных взглядов на регионал интеграцию ,фокусир внимание на экономич тороне, современный опыт свид о том, что наряду с формир регонал эк рынков активно идет процесс развития и усиления политических рынков (не система товарно-денежных обращений, а среда взаимодействия субъектов, борющихся за влияние и за свое положение) и это выражается в расширении и усилении круга этих субъектов. В ЕС активно действуют еврорегионы, приграничные регионы, заинт в сотрудничестве и оказ мощное давление на свое правительство для осуществления и развития этого сотрудничества. ТНК – наиболее мощные субъекты на региональном уровне. НАФТА – проталкивали создание ТНК и правительство США изначально не очень шло на уступки, но вынуждено было уступить.

 

10. Отличительные особенности «нового регионализма» по отношению к европейской модели. Принципы формирования новых региональных интеграционных объединения (РИО) значительно отличаются от европейской модели. Главным фактором нового регионализма как и при создании ЕС послужили экономические реалии.  Принятие полит решений было не автономной движущей силой интеграции, а реакцией на проблемы экономического характера. Однако для новых РИО не характерны иерархические институциональные структуры, чьи решения обязательны для стран-участниц. Более того, сам набор политических институтов существенно отличается от одной группировки к другой. С этой тенденцией связан переход к мягкому регионализму, которому, в отличие от европейской жесткой модели,  не присуще центрилизованное принятие важнейших политических решений.  Для нового регионализма характерно то, что большинство новых РИО по своему официальному или фактическому статусу являются зонами свободной торговли или находятся на стадии формирования таможенного союза. Наконец, существенно изменился круг вопросов, регулируемых в рамках региональных группировок.  Если раньше речь шла прежде всего об устранении государственных барьеров на пути движения товаров, услуг и капиталов и рабочей силы, то теперь акценты сместились в сторону регулирования хоз-х процессов непосредственно в рамках национальных экономик (гармонизация налоговых систем, режима доступа на рынки и так далее).

В отличии от традиционных взглядов на региональную интеграцию, фокусирующих внимание на экономической стороне  этого процесса, современные тенденции свидетельствуют о том, что наряду с формированием регион-х эк рынков, идет процесс регионализации рынков политических. Это выражается прежде всего в расширении круга экономических субъектов, на запросы которых должны реагировать нац-ые правительства. В данном случае применительно к государствам уже неправомерно говорить об исключительной национальной или территориальной принадлежности эк субъектов, поскольку круг субъектов, в чьих интересах формируется экономическая политика правительства, выходит за рамки территориальных границ гос-ва (это уже  не только МПО, НПО и т д, но и деловые круги, нац хозяйства, ТНК и так далее).

 

11. Типы региональных интеграционных объединений и их особенности.

1. Только развивающиеся страны. Спрос на интеграцию первого типа предъявляют эк субъекты, заинтересованные в максимально полном использовании рыночного потенциала стран-членов и расширении рынков (МЕРКОСУР). Этот тип характеризуется слабостью рыночных субъектов и фактическим застоем.  Нет движения вперед.

2. Развивающиеся и развитые страны. В формировании этого типа заинтересованы как компании развитых, так и развивающихся стран, ориентированные на рост экспорта и на привлечение прямых инвестиций на своей территории. Для них характерно наличие принципиально нового субъекта спроса на интеграцию. ТНК заинтересованы в создании региональных производственных сетей, захватывающих территории и развитых и развивающихся стран. С учетом характера сил, предъявляющих спрос на интеграцию, РИО 2-го типа практически не поднимаются выше уровня зоны свободной торговли поскольку правительство промышленно-развитых стран не заинтересованы в создании наднациональных органов. По сравнению с первым типом РИО второй предполагает наличие принципиально нового субъекта спроса на интеграцию — транснациональных компаний, заинтересованных в создании региональных производственных сетей, захватывающих территории и развитых, и развивающихся стран. Эти факторы в совокупности рождают гораздо более высокий спрос на интеграцию в региональные объединения второго типа. Они динамичнее РИО первого типа, которые сегодня переживают застой, и потому притягательны для развивающихся стран, интегрировавшихся прежде всего между собой. Примером тому служит очевидный энтузиазм деловых кругов государств — участников МЕРКОСУР, Андского общего рынка и Общего рынка Карибского бассейна по поводу планов расширения НАФТА до формата Панамериканской зоны свободной торговли.

3. Только развитые страны. Пока единственным представителем этого типа интеграции остается ЕС. Интересы субъектов, проявляющих спрос на интеграцию здесь гораздо более однородны, чем во 2-м случае, сильные нац компании, ТНК, приграничные единицы и т.д. Потенциальные преимущества торговли в рамках этого объединения сводится к получению новых технологий. Близость экономич структур обеспечивает схожесть задач экономич политики, а достигнутая высокая степень интеграции выводит часть регулирующих функций на наднациональный уровень. Соотнош сил на полит рынке делает традиционные подходы к объяснению процессов интеграции как модели третьего типа.

 

12. Сущность экономической безопасности и ее политические аспекты. Эк безоп тесно связано с термином нац безопасности и является его составляющим. Эк безоп одновременно является категорией экономики и политики, тесно связанной с понятиями экономической независимости, стабильности и уязвимости, экономического давления, принуждения и т.д. В нац безопасность также входят военная, социальная, продовольственная и т.д. Тесно взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Основа безопасности государства – экономика.

Сущность эк безоп состоит в достаточности  обеспечения требуемого уровня национальной безопасности собственными финансовыми  и др необходимыми ресурсами, а также  в создании благоприятных условий  для развитии экономики, защиты жизненно важных интересов общества и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз. Не может быть абсолютной экономической безопасности.

Международная экономическая безопасность (глобальная и региональная) представляет собой комплекс международных условий, обеспечивающих каждому государству — члену мирового сообщества возможность свободно избирать и осуществлять свою стратегию социального и экономического развития, не подвергаясь внешнему давлению и рассчитывая на невмешательство со стороны других государств, взаимоприемлемое и взаимовыгодное сотрудничество с ними. В политическом контексте путь к осуществлению международной экономической безопасности лежит через отказ от навязывания моделей развития, от экономического и политического принуждения, через признание права любого народа на выбор собственного пути, через уважение законности существования различных форм собственности и интересов, через осознание того, что в условиях глобализации государство может достичь больших преимуществ не только и не столько в военно-стратегических, сколько в экономических отношениях.

На стыке с другими видами безопасности, например военной, экономика призвана обеспечить достаточность финансово-экономических ресурсов для поддержания требуемого уровня обороноспособности страны за счет привлечения бюджетных средств для совершенствования и развития вооруженных сил. Политическими составляющими обеспечения экономической безопасности служат такие категории, как «национальные интересы» и «независимость» экономической политики от внешнего влияния. Применительно к первому критерию сущность экономической безопасности государства можно определить как состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Что касается второго критерия, относящегося одновременно к теории международных отношений, то экономическая безопасность через «независимость» трактуется как совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.

13. Внешние угрозы национальной экономическо безопасности. В контексте рассматриваемых проблем «экономической безопасности» под ее угрозами следует понимать опасности, затрагивающие стабильность экономической системы государства. В Стратегии нац экономич безопасности, составляющая основу и содержание экономич политики государства следует выделить две основных группы задач политического характера. 1. Определение внешних и внутренних угроз как совокупности условий и факторов, создающих опасность жизненно важным экономическим интересам страны. Прежде всего, необходимо определиться с характером угроз для эк безопасности – следует различать угрозы, кот непосредственно воздействуют на экономич систему государства, и угрозы эк характера, кот оказывает непосредственное влияние на нац безопасность. Под угрозами экономич безопасности следует понимать опасности, возникающие для стабильности экономической системы государства. По источнику происхождения их можно разд на угрозы экономич характера и политич характера. К числу внешнеэкономических угроз относятся, например, влияние на нац экономику внешних кризисов. Внешнеполитическими угрозами для экономич безопасности служат прежде всего, негативное воздействие на государство внешней экономической политики других стран, различные санкции с целью оказания давления на государство.   2. формирование механизма обеспечения экономической безопасности на основе применения институтами государственной власти адекватных политико-правовых и экономических мер воздействия. К наиболее эффективным защитным мерам, которые может принять государство в этой сфере относится:  1. применение политики диверсификации хозяйственных связей и расширение географии внешнеэкономических отношений. 2. Комбинация торговых связей с инвестиционным и  научно-техническим сотрудничеством. 3. Ограничение внешнего влияния исходя из опасения конкуренции. К более радикальным относятся такие карательные меры как экономически нажим, эмбарго и т.д.

Не смотря на то, что развитие и либерализация  внешней торговли способствует ускорению экономического роста страны и приносит для нее существенные выгоды, зависимость от мирового рынка и внешнеторговой политики других государств порождает ряд серьезных потенциальных угроз для национальной экономической безопасности:

1. конкуренция иностранных товаров при определённых условиях может ухудшить экономическое положение определенных отраслей хозяйства, вызвать их разорение и увеличить безработицу.

2. привязанность государства к импорту может привести  к нежелательной зависимости от иностранного партнера. Проблемы экономической зависимости национальной экономики решаются главным образом с помощью принимаемых государством следующих экономико-политических мер: устранение внешней причины, приведшей к возникновению зависимости от какого-либо негативного фактора; ликвидация его последствий и недопущение его в дальнейшем; попытка государства переложить поденные издержки на своих партнеров.

3. зависимость от внешней торговли в современных условиях  существенно увеличивает риски  экономических потерь торговых партнеров при  колебании валютных курсов, цен на мировых рынках и так далее.

В ряде случаев  страны следуют политике приверженности национальным традициям, идеологическим установкам на ограничение внешнего влияния, исходя из опасения конкуренции. Такие меры реализуются, как правило, в рамках политики протекционизма., котоаяй может выражаться: 1. в защите внутреннего рынка (таможенные барьеры, пошлины, тарифы и так далее), 2. защита и повышение конкурентоспособности отечественных товаров.

В последние  годы в интересах обеспечения  национальной -экономической безопасности возникает все большая потребность  в контроле за деятельностью ТНК  и условиями конкуренции на глобальном рынке. Такими контролирующими институтами  являются международные организации и объединения, экономические органы и специализированные учреждения (ООН, Организация экономического сотрудничества и развития, региональные интеграционные объединения, «Большая восьмерка»), которые имеют возможность не только рекомендовать, но и достаточно эффективно действовать, оказывать реальное влияние на развитие событий в сфере международных экономических отношений. В этой связи важной задачей становится организация взаимодействия как между национальными, так и международными институтами, обеспечивающими экономическую безопасность. Объективной необходимостью является и одновременная координация политики отдельных стран в этой сфере. В настоящее время такая координация достигается в наибольшей степени в рамках региональных интеграционных объединений (Евросоюз, НАФТА, АСЕАН и др.).

 

14. Основные направления внешнеторговой политики и их влияние на национальную экономическую безопасность. Внешнеторговая политика является составной частью внешней экономической политики государства. Поэтому в целях обеспечения национальной эк-ой без-ти большинство стран мира, особенно ведущие развитые гос-ва с рыночной экономикой, используют широкий арсенал экономико-полит. средств воздействия на страны, выступающие в качестве реальных или потенциальных конкурентов на м/н экономической арене. К числу основных конкурирующих по отношению др. к др. направлений внешнеторговой политики относятся свободная торговля (либерализация) и протекционизм. Несмотря на то, что либерализация внеш. торговли способствует быстрому экон-ому росту, зависимость от мирового рынка порождает ряд серьезных проблем для нац-ой эк-ой без-ти: 1. Конкуренция иностранных товаров при определенных условиях может ухудшить экономическое положение отдельных отраслей хозяйства, вызвать их разорение и увеличить безработицу. 2. Привязанность к импорту может привести к нежелательной зависимости от иностранного экспортера. 3. Зависимость от внешней торговли в современных условиях существенно увеличивает риски экономических потерь  торговых партнеров при колебании валютных курсов, цен на мировых рынках и т.д Достоинство режима свободной торговли состоит в том, что она позволяет ряду стран реализовывать преимущества, которыми они наделены в результате сложившегося МРТ.

Информация о работе Шпаргалка по международным экономическим отношениям