Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:21, шпаргалка
1. Современная система управления глобальными экономическими процессами, ее эффективность. Экономическая глобализация представляет собой качественно новую ступень процесса интернационализации, на которой в национальных экономиках значительно расширяются универсальные для всех стран сферы хозяйственной жизни. Формируются единые правила игры для всех нац.
Однако при таком подходе не учитывается специфика стран происхождения и пребывания ТНК. В крупных развитых странах, которым принадлежит большинство корпораций, возможность воздействия на них государства неизмеримо выше, так как здесь они могут сбывать существенную часть своей продукции, проводить научные исследования, выполнять государственные заказы, получать определенные гарантии от политических рисков. Поэтому случаи прямых противоречий между корпорациями и государством в стране происхождения очень редки, а возможности влияния ТНК на государство в этих случаях существенно сократились в последние годы. По-иному дело обстоит в странах с относительно небольшим экономическим потенциалом, в том числе новоиндустриальных, развивающихся и государствах с переходной экономикой. В большинстве случаев такие страны являются местом пребывания мощных иностранных корпораций, предприятие какой-либо из них может выступать как монополист или лидер в своей отрасли и оказывать весьма результативное воздействие на правительство принимающей страны. В то же время возможность государственного воздействия на дочерние компании и филиалы ТНК в данной группе стран весьма ограничены.
Таким образом, государства в стране
происхождения ТНК и в
В условиях глобализации любое государство вынуждено искать приемлемый баланс между экономической взаимозависимостью и достижением национальных целей. Проблема такого выбора обусловлена обострением противоречий между ними и необходимостью сохранения за национальным государством суверенитета. В рамках этого противоречия экономическую глобализацию и национальные интересы следует рассматривать как взаимодополняющие друг друга структурные элементы усложняющейся мировой хозяйственной системы. При этом политическая значимость государства как субъекта международных экономических отношений безусловно сохранится в качестве единственного участника мирового рынка, способного вырабатывать и проводить собственную стратегию развития национальной экономики в современных условиях.
34. Содержание
В обязанности государства при регулировании внешнеэкономической деятельности входит выполнение следующих внешних Функций:
1. установление торгово-
2. защита государственной
3. создание и применение мер
для защиты внутреннего рынка
при осуществлении
4. участие в международных и межгосударственных организациях, деятельность которых оказывает непосредственное воздействие на систему государственного регулирования ВЭД.
Для осуществления этих функций существует широкий спектр экономико-политических методов, приемов и правил законодательного, исполнительного и контролирующего характера, а также норм экономического взаимодействия с внешним миром, при умелом использовании которых государство имеет возможность решать задачи хозяйственного развития. К таким основным мерам, являющимся стержнем государственной внешнеэкономической политики, относятся:
— создание условий отечественным производственным звеньям для доступа и функционирования на мировом рынке;
— обеспечение национальным субъектам благоприятных условий путем формирования рациональных торговых режимов в отношениях с отдельными странами и торговыми объединениями, а также валютно-финансовых платформ, способствующих урегулированию взаимосвязей с международными финансовыми организациями, странами-кредиторами и инвесторами;
— стабилизация и приспособление внешнеэкономической структуры страны к изменяющимся условиям международного разделения труда, мирового рынка, международного экономического посредничества.
Государственное управление внешнеэкономической деятельностью обладает своей спецификой по сравнению с регулированием других сфер национальной экономики. Эта специфика обусловлена необходимостью учета каждой страной международных норм и принципов взаимодействия на мировом рынке. Любое государство при проведении своей внешнеэкономической политики, направленной на развитие и повышение эффективности экономики, реализацию своих национальных интересов, вынуждено считаться с позициями других стран и обязано действовать в рамках правил, выработанных международными экономическими организациями.
35. Основные внешние
факторы, определяющие
— вынужденное использование
— определение динамики развития национальной экономики, исходя из состояния мирового рынка, наиболее значимые сегменты которого ориентированы сегодня на высокие технологии;
— высокая степень монополизирова
— активизация процессов
— стремление развитых государств к изменению системы международной торговли, что сужает возможности развивающихся стран и государств с переходной экономикой по активизации экономической политики и затрудняет их вхождение в мировое рыночное пространство;
— географическое положение того или иного государства, которое в силу качественных характеристик может служить фактором повышения преимуществ одной страны по отношению к другим (интенсивность использования сухопутного и морского пространства и т. п.), а также благоприятные природно-климатические условия, масштаб территории и др.
Быстрый рост мирохозяйственных связей во второй половине XX в. привел к существенному расширению и повышению роли внешнеэкономической сферы, значительно возросли масштабы воздействия внешнеэкономической сферы на национальные рынки. Для многих государств эти связи из подчиненных переросли в определяющие, когда решающим фактором стала конкурентоспособность страны, ее возможность улучшить свое положение в мировом хозяйстве и завоевать новые позиции. Внешнеэкономическая деятельность стала важнейшей составной частью внешней политики в целом.
36. Внешнеэкономическая стратегия развитых стран и ее влияние на развивающиеся экономики. После пережитых промышленно развитыми государствами в 1970-1980-х годах циклических и структурных экономических кризисов они, не отказываясь от курса на либерализацию внешнеэкономических отношений, автономно вводили системы скрытых средств защиты внутреннего рынка от отрицательных последствий стихийных процессов в мирохозяйственной сфере. Снизившиеся в прошлом веке таможенные пошлины, количественные торговые ограничения дополнялись многочисленными барьерами в виде технических, экологических и других норм и стандартов. Во внешнеэкономических отношениях отчетливо проявлялись две тенденции — дерегулирование и рост протекционизма. При этом дерегулирование наиболее активно применялось в валютной и кредитной сферах, а рост барьеров давал о себе знать прежде всего в области торговли. В результате во внешнеэкономической политике возросла двойственность, проявившаяся в провозглашенных целях и осуществляемых мерах.
Важное место во внешнеэкономической стратегии стран Запада 1990-х годов занимало геостратегическое направление последовательного содействия разрушению постсоциалистического пространства. В этих целях, активно используя экономические инструменты, они всячески поддерживали демонтаж государственных образований в Центральной и Восточной Европе. Распад СССР привел к политической и экономической дезинтеграции постсоветского пространства, что создало условия для транснациональной деятельности, направленной на включение вновь созданных государств в мировой рынок. Дробление пространства бывшего Советского Союза оказалось при этом выгодным для наиболее мощных экономик в системе иерархической организации мирового хозяйства.
Общие направления
В качестве основного метода поддержания
доминирующей роли развитых стран в
мировой экономике избрана
Основные преимущества стратегии:
1.облегчается перемещение товаров, которые отсутствуют или дефицитны в развитых странах (в основном топливно-энергетических и сырьевых);
2. снижаются барьеры для
3. упрощается проникновение ТНК на рынки развивающихся стран и государств с переходной экономикой.
Такая политика таит для этих групп государств серьезные опасности:
1. консервируется отсталое
2. не развивается внутренний рынок из-за экспортной ориентации размещенных на их территориях ТНК,
3. усиливается вероятность разбалансированности национальной экономики вследствие перекоса в структуре экспорта.
37. Основные модели
внешнеэкономической политики
Опыт установления форм международного экономического сотрудничества Соединенными Штатами традиционно основан на практике взаимодействия с более слабыми государствами. Победа в войне над Германией и Японией обусловила перераспределение финансового бремени в пользу союзников и безусловное лидерство США. Поэтому партнерство, в американском понимании, не предполагает наличия равноправия в политике и экономике. Занимая на протяжении нескольких десятков лет ведущее положение в мировом хозяйстве, США продолжают вести борьбу за сохранение своих позиций: поощряется ввоз наукоемких товаров производственного назначения, стимулируется приток иностранных капиталов, которые используются главным образом для технической модернизации экономики. Решающую роль во внешнеэкономических связях страны играют ТНК, имеющие во всем мире сеть предприятий, объединенных кооперационными связями. В последние годы американское правительство активизировало поддержку внешнеэкономической деятельности малых и средних предприятий.
Характерной особенностью внешнеэкономической политики США является стремление к защите своих интересов на любом континенте и попытки перевоплотить их в ранг интернациональных проблем.
Япония в силу крайней бедности природных ресурсов традиционно ориентируется во внешнеэкономической политике на импорт необходимых топливных и сырьевых материалов, отказавшись от размещения энергоемких отраслей. За счет активного внедрения ресурсе- и энергосберегающих технологий, использования электроники быстрыми темпами развиваются высокотехнологичные и низкоемкие секторы обрабатывающей промышленности, продукция которой ориентирована на экспорт. Одновременно проводится финансовая политика экспорта капитала для увеличения производства за рубежом готовой продукции менее технологичных отраслей. Для японской модели характерна высокая конкурентоспособность товаров и услуг на мировом рынке, что позволяет национальной экономике оставаться безусловным лидером в АТР и занимать ведущее место среди развитых стран.
Информация о работе Шпаргалка по международным экономическим отношениям