Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:21, шпаргалка
1. Современная система управления глобальными экономическими процессами, ее эффективность. Экономическая глобализация представляет собой качественно новую ступень процесса интернационализации, на которой в национальных экономиках значительно расширяются универсальные для всех стран сферы хозяйственной жизни. Формируются единые правила игры для всех нац.
К защитным мерам, способствующим повышению стабильности в этой сфере относятся:
1. Усиление контроля
за иностранными инвестициями
и их регулирование (
2. Сокращение
присутствия зарубежных
3. Ограничение
притока краткосрочного
24. Внешние угрозы финансовой безопасности в кредитной сфере. К отрицательным последствиям международного кредита относится усиление экономической зависимости от кредитора, что создает проблемы и для государства и для частника. Особенную опасность представляет собой неразумная национальная кредитная политика, приводящая к долговому кризису.
Политические последствия
1. Помимо усиления зависимости
от иностранного кредитора,
2. Долг затрудняет для
3. Крупный долг служит
К конкретным мерам решения этой проблемы с привлечением кредиторов относятся:
1. Реструктуризация долга (ув сроков платежа с отсрочкой выплаты процентов).
2. Преобразование долговых
3. Десконтирование части долга
(списание части суммы под
25. Воздействие
внешних факторов на
При жесткой системе максимальные экономические и политические риски несет государство. Центробанк вынужден поддерживать курс, используя свои резервы. При гибком курсе, несущем в себе потенциальную возможность резких скачков валютного курса все национальные экономические субъекты, включая и бизнес структуры вынуждены прогнозировать будущее значение обменных курсов и принимать меры по защите валютного рынка.
В банковской сфере внешнюю угрозу финансовой безопасности государства представляет неограниченное открытие нац рынка банковских слуг для иностранного капитала. Несбалансированная политика государства при его привлечении может привести к поглощению нац банковской системы мощными банками наиболее развитых стран и подчинению им в конечном итоге значительной части национального экономического потенциала.
Многие страны проводят политику постепенного и контролируемого со стороны государства движения к либерализации национального рынка банковских услуг. Такая финансовая политика предполагает:
1. Поэтапное
формирование достаточно
2. Создание надежного
механизма надзора и
3. Запрет на учреждение филиалов зарубежных банков (имеющих 100% иностранного капитала) и предпочтение дочерних структур в качестве формы иностранного присутствия на национальном рынке банковских услуг.
26. Экономические и
политические последствия
Таким образом, трудовая миграция как широкомасштабное явление в международных экономических отношениях приобретает все больший политический акцент, поскольку затрагивает государственные структуры и национальную безопасность. Как элемент социально-экономической среды, воздействующей на политическую систему, миграция рабочей силы нередко становится источником социальной и межнациональной напряженности. Разнообразность и разнонаправленность миграционных потоков, огромный объем перемещающихся трудовых ресурсов приводит к тому, что в современных условиях миграционные процессы выходят за рамки саморегулирующейся системы, а их стихийное развитие неизбежно приводит к серьезным негативным последствиям. Все это возводит проблему их управления в разряд политически актуальных задач, стоящих перед национальными государствами.
Экономико-политические последствия международной миграции рабочей силы носят двойственный характер. С одной стороны, она обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями стран, делает возможным освоение новых регионов, концентрирует огромные массы наиболее активного и энергичного населения в экономических центрах, способствует изменению социально-политической ситуации в странах и регионах. С другой стороны, миграция трудовых ресурсов приводит к их перетоку из сельской местности в быстро растущие крупные города, обострению экологической ситуации, порождает проблемы, связанные со сложностью приспособления мигрантов к новым социально-политическим условиям. Таким образом, международная миграция рабочей силы оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на экономическое и социально-политическое развитие стран, экспортирующих и импортирующих трудовые ресурсы.
27. Влияние процессов иммиграции рабочей силы на национальную безопасность. Даже отказ развитых стран от крупномасштабного импорта рабочей силы, их усилия по репатриации и ассимиляции иммигрантов не сокращают численности иностранцев. На труде иммигрантов держатся целые отрасли промышленности: во Франции 25% занятых в строительстве и 33% в автомобилестроении, в Бельгии 50% горняков, а в Швейцарии 40% строительных рабочих — иммигранты. Наибольшее влияние миграционные процессы оказывают на страны, импортирующие рабочую силу. Положительное для них экономико-политическое воздействие оказывает приток иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, что облегчает структурные, отраслевые и другие изменения в национальной экономике. Иммигранты улучшают демографическую ситуацию, особенно в развитых странах Европы и в России, где это положение характеризуется старением коренного населения. Иностранные рабочие часто играют роль определенного амортизатора в случае кризисов и безработицы, так как их первыми могут уволить с работы. Они не учитываются при реализации национальных социальных программ.
Однако в контексте
Серьезной иммиграционной проблемой, создающей угрозу национальной безопасности, является существование в ряде стран большого числа нелегальных мигрантов. При этом создаются значительные потоки нелегальной иммиграции из государств с нестабильной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой. Нелегальные рабочие не только сами не могут пользоваться предоставляемыми иммигрантам правами, но и не могут быть привлечены к выполнению обязанностей, установленных государством. В то же время становится все более очевидной связь незаконной миграции с терроризмом и организованной преступностью.
28. Влияние процессов эмиграции рабочей силы на национальную безопасность. Позитивные политические воздействия для стран — экспортеров рабочей силы заключаются в том, что эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда, так как экспорт рабочей силы уменьшает давление избыточных трудовых ресурсов. В наибольшей степени положительное воздействие этого фактора отмечается для перенаселенных стран (Китай, Мексика, Пакистан, Турция и др.), в которых сокращаются таким образом масштабы безработицы. К положительным последствиям этих процессов относится также «выведение» за пределы страны неустроенных в жизни людей, которые потенциально могли бы являться источником эскалации социально-политической напряженности, а также продуктивное использование накопленного опыта вернувшихся мигрантов.
В то же время эмиграция существенно
ухудшает условия обеспечения
29. Миграционная политика государства и используемые им защитные меры в этой сфере. Государственная миграционная политика подразделяется на два вида — эмиграционную и иммиграционную, которые имеют различные цели и методы регулирования. При этом во многих аспектах интересы стран — экспортеров и импортеров рабочей силы оказываются не совпадающими. Если импортер трудовых ресурсов в большей степени отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции экспортера рабочей силы в большей степени входит регулирование оттока и защита интересов мигрантов за рубежом. Каждая страна имеет свои приоритеты и вырабатывает собственные меры по регулированию этих процессов в зависимости от внутренней и внешней экономико-политической ситуации.
В сфере международной трудовой миграции различными государствами в настоящее время определены три основные направления иммиграционной политики, отвечающие их интересам с точки зрения обеспечения национальной безопасности: ограничение пребывания иммигрантов в стране, о чем они сразу же предупреждаются; разрешение постоянного проживания без определенного срока («вид на жительство»); постоянное проживание иммигрантов с предоставлением права на получение гражданства после определенного срока. Большинство принимающих стран используют выборочный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным.
Стратегия стран — импортеров
трудовых ресурсов включает
Реализация иммиграционной политики основывается прежде всего на мерах регулирования численности и качественного состава прибывающих трудящихся-мигрантов. В качестве инструмента регулирования численности используется показатель иммиграционной квоты, который в развитых странах-импортерах ежегодно рассчитывается и утверждается. Регулирование качественного состава иностранных работников осуществляется в принимающих странах, прежде всего исходя из таких критериев, как возрастной ценз, наличие трудового сертификата, обладание определенной профессиональной подготовкой и т. п. При этом в ряде стран существуют профессионально-отраслевые ограничения в виде прямых или косвенных запретов на определенные профессии. Во многих странах для иммигрантов устанавливаются ограничения по сроку пребывания и работы в принимающей стране. В частности, в Норвегии Разрешения на работу выдаются только на один год.
Важным элементом для
Информация о работе Шпаргалка по международным экономическим отношениям