Шпаргалка по международным экономическим отношениям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:21, шпаргалка

Краткое описание

1. Современная система управления глобальными экономическими процессами, ее эффективность. Экономическая глобализация представляет собой качественно новую ступень процесса интернационализации, на которой в национальных экономиках значительно расширяются универсальные для всех стран сферы хозяйственной жизни. Формируются единые правила игры для всех нац.

Вложенные файлы: 1 файл

otvety na bilety mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya.doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)

 

19. Основные противоречия между субъектами мировой энергетики. Ситуация в мировой энергетике характеризуется сегодня обострением ряда противоречий, которые сохранятся, скорее всего, в среднесрочной перспективе. Первопричиной геополитической напряженности является конфликтный потенциал, заложенный в распределении энергетических ресурсов на планете. Их основными потребителями являются высокоразвитые страны и государства, образующие новые «центры силы», в то время как мировые запасы углеводородов сконцентрированы главным образом на территории сравнительно небольшой группы развивающихся стран и государств с переходной экономикой (Для стран- импортеров энергоресурсов, в первую очередь, США и Евросоюза, термин энергобезопасность стал синонимом понятия безопасность поставок, определяемая зависимостью от экспортеров . Главным импортером нефти продолжают оставаться США, которые используют четверть мировой добычи, притом доля добычи собственной составляет около 12%, зависимость от поставок превышает 50%, к 2015 году этот показатель может достигнуть 60%. зависимось испытывает также и  ЕС). В этих условиях страны Запада проводят последовательную политику, направленную на обеспечение надежного долгосрочного доступа к внешним источникам энергоносителей, особенно нефти и природного газа. При этом экономические устремления таких крупнейших потребителей, как США, ЕС, КНР, сосредоточены на одних и тех же рынках, что приводит к обострению противоречий между ними. С другой стороны, мину замедленного действия под систему международной энергетической безопасности закладывает политическая нестабильность ряда ресурсно богатых стран. Эти серьезные противоречия определяют в итоге сценарии дальнейшего развития экономико-политической ситуации и поведение ключевых «игроков» на мировом энергетическом рынке.

В политическом контексте оценка состояния  дел и перспектив развития в сфере  международной энергетической безопасности требует, прежде всего, определения интересов основных субъектов экономических и политических процессов, связанных с мировой энергетикой. Противоречия и конфликтные ситуации возникают в этой сфере между группами таких субъектов в треугольнике производитель — потребитель — транзитная страна, а также внутри этих групп. Сама трактовка термина «энергобезопасность» применительно к каждой из них характеризуется существенными различиями, в зависимости от их интересов.

Для стран-нефтеимпортеров (в первую очередь США и Евросоюза) после «нефтяных шоков» 70-х годов прошлого века этот термин стал синонимом понятия «безопасность поставок». В отличие от потребителей углеводородов, для крупных экспортеров угрозы надежного энергетического обеспечения определяются как внешними геополитическими и конъюнктурными факторами, так и собственно состоянием и функционированием энергетического сектора, зачастую нуждающегося для его развития в увеличении зарубежных инвестиций. Отсутствие единых подходов к пониманию самого термина «энергетическая безопасность» и его сути порождает серьезные экономические и политические противоречия между странами-поставщиками и потребителями.

Для экспортеров энергоносителей  угрозой надежного энергообеспечения  связаны с гарантией сбыта  и определяются 1. Зависимостью от внешнеэкономической политики стран-потребителей в этой сфере.  Сектора, нуждающегося в ув иностранных инвестициях, модернизации добывающих мощностей и защиты транспортных коммуникаций. 2. конфликт интересов отдельных государств и транснациональных корпораций. Ведут борьбу за разработку новых месторождений, в то время, как крупные ТНК стремятся расширить свою ресурсную базу. Газовые и нефтяные компании стремятся расширить свою сеть производства. По оценкам западных аналитиков, в наст вр около 2/3 ресурсов недоступно для ТНК. А некоторые страны, такие как Сауд Аравия полностью закрыты для иностр инвестиций. 3. 3-я причина разногласий между странами импортерами и экспортерами нередко являются проблемы выбор маршрутов прокладки нефте и газопроводов. В последние годы учитывается не только экономич аспекты, но и политические. Размеры энергоресурсов, подлежащих транспортировке часто отступает на второй план. Пр. нефтепровод Баку-Джейхд, ориент на ограниченные объемы азербайджанской нефти, остается нерентабельным до сих пор.

Серьезные конфликтные ситуации все  чаще возникают во взаимоотношениях производителей и потребителей с  третьей группой – транзитными  странами. Наиб яркий пример – конфликт между поставщиками энергоресурсов и транзитной страной, напр конфликт России-Украины. Противоречия и конфликтные ситуации возникают в треугольнике производитель-потребитель-транзитная страна, а также внутри этих групп.

Принципиально важное значение приобретает  геополитическое противостояние внутри группы потребителей, между наиболее влиятельными «центрами силы» мировой экономики и мировой политики — теми, кто уже на протяжении десятилетий утверждается в этом качестве (США, ЕС, Япония), и теми, кто сделал самую серьезную заявку на завоевание высокого места в мировой и политической иерархии в последние 5-10 лет (прежде всего Китай и Индия).

В группе субъектов — потребителей энергоресурсов наблюдается, кроме того, нарастание степени конфликтности между рядом стран в отношении спорных территорий, на которых имеются потенциально значимые объемы энергетического сырья. Наиболее наглядно конфликт их интересов проявляется во взаимоотношениях между КНР и Японией применительно к островам Сэнкаку (Дяоюйдао) — после того как японское правительство дало своим компаниям разрешение на проведение изыскательских работ на шельфе вокруг этих островов. В предыдущий период разрешение спора об этих островах было отложено Пекином и Токио «для следующего поколения».

 

20. Угрозы стабильности международной энергетической системы со стороны потребителей энергоресурсов и их производителей.

В настоящее время относительно проблемы обеспеч энергетической безопасности принципиально важное значение приобретает  геополитическое противостояние внутри группы потребителей, между наиболее влиятельными «центрами силы» мировой экономики и мировой политики — теми, кто уже на протяжении десятилетий утверждается в этом качестве (США, ЕС, Япония), и теми, кто сделал самую серьезную заявку на завоевание высокого места в мировой и политической иерархии в последние 5-10 лет (прежде всего Китай и Индия). За счет появления в после 5-7 лет все новых субъектов мирового рынка потребителей энергоресурсов, геополитич ситуация существенно изменилась. Китай – 2-е место по потреблению нефти, к 2030 году по подсчетам экспертов, китай выйдет на уровень США. В индии зависимость от поставок сост 70%, уже обошла Ю Корею и приближается к Германии. В поисках источников углеводорода Китай все активнее идет в страны, которые считаются США входящими в традиционную сферу их интересов – Лат Ам, Ближний Восток. Все более заметным становится энергетическое присутствие Китая и Индии в странах центральной азии и каспийского региона. Очевидно, что США не заинтересованы в усилении кит присутствия на энергетич рынке и исп полит и экономич рычаги, чтобы не допустить туда китайские нефтегазовые компании.

В группе субъектов — потребителей энергоресурсов наблюдается, кроме того, нарастание степени конфликтности между рядом стран в отношении спорных территорий, на которых имеются потенциально значимые объемы энергетического сырья. Наиболее наглядно конфликт их интересов проявляется во взаимоотношениях между КНР и Японией применительно к островам Сэнкаку (Дяоюйдао) — после того как японское правительство дало своим компаниям разрешение на проведение изыскательских работ на шельфе вокруг этих островов. В предыдущий период разрешение спора об этих островах было отложено Пекином и Токио «для следующего поколения». Пр.2. претензии латвии и литвы на разведывание месторождений на шельфе баренцева моря.

Что касается группы субъектов, включающей страны — производители энергоресурсов, наиболее опасным для международной энергетической системы представляется усиление политической нестабильности в регионах, богатых энергоресурсами. К числу политических рисков, наглядно проявивших себя в этих регионах на протяжении десятилетий, относятся:

— внутренняя нестабильность, выливающаяся в беспорядки, гражданские войны  и вооруженные межэтнические  конфликты, способные нарушать добычу или транспортировку нефти и газа;

—  межгосударственные войны и  вооруженные конфликты в районах  добычи нефти, газа и их транспортировки.

Хронической нестабильностью характеризуется  прежде всего Регион Ближнего Востока, в земной коре которого, по различным  оценкам, сосредоточено около половины мировых запасов нефти. Периодически возникающие здесь вооруженные конфликты подрывают стабильность мировой энергетической системы. Так, очередной арабо-израильский конфликт 2000 г. сопровождался резким увеличением цен на энергоносители. Война в Ираке, развязанная США и Великобританией в 2003 г., внесла свой вклад в еще большее осложнение обстановки в этом районе. Усилению напряженности способствует нагнетание обстановки вокруг ядерной программы Ирана. При этом такая нестабильность имеет, скорее всего, не временный, а долгосрочный характер, связанный с трансформацией экономик и политических систем ряда стран Ближнего Востока.

Политические риски в международной  энергетической сфере связаны не только с результатами военных действий, но и с угрозой проведения террористических акций в отношении объектов энергетики, особенно АЭС. Многими государствами в последние годы предприняты значительные меры по повышению степени защищенности такого рода объектов, что усиливает эффект сдерживания в отношении террористов. Однако проведенные масштабные мероприятия по защите АЭС и их охране вряд ли можно считать адекватными перед лицом не снижающейся террористической угрозы и постоянно совершенствующихся действий террористов. Применительно к ядерной энергетике все более важной проблемой становится, кроме того, недопущение получения экстремистами, использующими террористические методы, расщепляющихся материалов, которые могут быть использованы для создания ядерного боезаряда, или «грязной бомбы».

 

21. Современная система регулирования международных энергетических отношений, ее оценка. Необходимым условием создания системы международной энергетической безопасности является наличие и эффективное функционирование как минимум двух основных компонентов такой системы: 1. Специализированного международного органа, формирующего правила игры в этой сфере, с учетом как интересов потребителей, так и производителей энергоресурсов  и транзитных стран. 2. международно-договорные базы, определяющие порядок взаимодействия этих государств, рамки координации их национальной энергетической политики с общемировой стратегией энергетического развития и создающей, таким образом, международную систему гарантий энергобезопасности .Что касается 1-го компонента, то определенный опыт в отработке системы взаимодействия и кризисного управления имеет международное энергетическое агентство: МЭА – создано государствами ОЭСР после наиболее масштабного энергетического кризиса 1973 г, однако, оно функционирует в основном как орган группы промышленно развитых стран – потребителей энергоресурсов и воспринимается во многих случаях государствами-поставщиками сырья как организация, отражающая в основном интересы группы импортеров, заинтересованных в снижении зависимости от энергодобывающих стран. МЭА требует от стран-экспортеров поддержания значительного уровня запасных мощностей, такой подход неприемлем для производителей, т.к. энергобезопасность связана с определенными рисками и содержать резервные мощности в этих условиях трудно предсказуемо и это большие затраты, с другой стороны, производители достаточно убедительно обосновывают свою позицию в отношении трубопроводным систем . Оправдано считает , что для создания трубопроводной системы, напр, через всю Россию – оч затратно, не имея гарантии того, что эта продукция будет покупаться на долгосрочной основе – глупо . Раньше Газпром закл договоры лет на 25. Таким образом не стыкаются интересы двух основным групп стран. МЭА работает в одну сторону. Что касается, 2-го вопроса, договорно-правовой базы, в наст вр, вопросы сотрудничества в этой сфере регулируются энергетической хартией, явл устаревшим  и не совершенным документом. Рос подписала, но не ратифицировала. Осн недостатком хартии явл отсутствие механизмов эффективного предотвращения кризисных ситуаций и их разрешения. Напр, перекрытие газа из России в Европу ставит вопрос на повестку дня о существ доработке хартии, кот не прописывает положения по этому вопросу, либо подготовки нового документа. Медведев за новую хартию, Европа хартию хочет сохранить. На уровне МИДов ведутся переговоры о сохр хартии, но ее расширении и уточнении в вопросах транзита, применения и т.д.

 

22. Сущность финансовой  безопасности государства и ее  внешние угрозы. Угрозы международной финансовой безопасности определяются следующими особенностями современной финансовой ситуации в мире:

1. Рост потребности в капитале  большинства развивающихся стран  и государств с переходной  экономикой сочетается с наличием  значительных аккумулированных  финансовых ресурсов в развитых  странах.

2. Обладающие свободным капиталом инвесторы предпочитают краткосрочные (спекулятивные) вложения и зачастую не готовы финансировать долгосрочные инвестиционные программы в развивающихся странах. Несовпадение экономических и полит интересов создают потенциальную угрозу дестабилизации финансовой ситуации в этой сфере

3.  Неожиданные потрясения на  мировых финансовых рынках в  условиях глобализации быстро  дестабилизируют в свою очередь  экономико-политическую ситуацию  в отдельных странах. В этой  связи особое значение для их финансовой безопасности все в большей степени приобретает внешнюю угрозу.

В наибольшей степени внешние риски  в сфере финансовой безопасности государства проявляются 

1. При привлечении иностранных  инвестиций.

2. При несбалансированной кредитной  политики государства

3. При нарушении механизма функционирования  валютно-финансовой системы.

4. При воздействии иностранного  капитала и международных финансовых  организаций на национальную  банковскую систему. 

 

23. Внешние  угрозы финансовой безопасности  в инвестиционной сфере. Наряду с положительным воздействием иностранных инвестиций на развитие национальной экономики существует ряд серьезных негативных политических последствий их привлечения. В первую очередь для развивающихся стран и государств с переходной экономикой. А именно, 1 приток зарубежных инвестиций нередко подменяет местный капитал и вытесняет нац бизнес из прибыльных отраслей. 2. Вложение иностранцами больших финансовых и материальных ресурсов в национальную экономику создает условия для скупки ими части национального богатства. 3. Непродуманная политика в этой сфере может нанести ущерб развитию оборонных отраслей промышленности, стратегическим интересам в целом, а также нарушить в ряде случаев экологический баланс в отдельных регионах.

При каких-либо неприятностях на фондовом рынке либо в результате кризисов иностранный капитал, вложенный в форме портфельных инвестиций может быстро покинуть страны-импортера , что представляет собой серьезную угрозу финансовой безопасности государства. В таких случаях, в результате резкого оттока с фондовых рынков спекулятивного капитала нарушается стабильность валют, общая финансовая экономическая и политическая ситуация в стране.

Информация о работе Шпаргалка по международным экономическим отношениям