Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:21, шпаргалка
1. Современная система управления глобальными экономическими процессами, ее эффективность. Экономическая глобализация представляет собой качественно новую ступень процесса интернационализации, на которой в национальных экономиках значительно расширяются универсальные для всех стран сферы хозяйственной жизни. Формируются единые правила игры для всех нац.
19. Основные противоречия между субъектами мировой энергетики. Ситуация в мировой энергетике характеризуется сегодня обострением ряда противоречий, которые сохранятся, скорее всего, в среднесрочной перспективе. Первопричиной геополитической напряженности является конфликтный потенциал, заложенный в распределении энергетических ресурсов на планете. Их основными потребителями являются высокоразвитые страны и государства, образующие новые «центры силы», в то время как мировые запасы углеводородов сконцентрированы главным образом на территории сравнительно небольшой группы развивающихся стран и государств с переходной экономикой (Для стран- импортеров энергоресурсов, в первую очередь, США и Евросоюза, термин энергобезопасность стал синонимом понятия безопасность поставок, определяемая зависимостью от экспортеров . Главным импортером нефти продолжают оставаться США, которые используют четверть мировой добычи, притом доля добычи собственной составляет около 12%, зависимость от поставок превышает 50%, к 2015 году этот показатель может достигнуть 60%. зависимось испытывает также и ЕС). В этих условиях страны Запада проводят последовательную политику, направленную на обеспечение надежного долгосрочного доступа к внешним источникам энергоносителей, особенно нефти и природного газа. При этом экономические устремления таких крупнейших потребителей, как США, ЕС, КНР, сосредоточены на одних и тех же рынках, что приводит к обострению противоречий между ними. С другой стороны, мину замедленного действия под систему международной энергетической безопасности закладывает политическая нестабильность ряда ресурсно богатых стран. Эти серьезные противоречия определяют в итоге сценарии дальнейшего развития экономико-политической ситуации и поведение ключевых «игроков» на мировом энергетическом рынке.
В политическом контексте оценка состояния дел и перспектив развития в сфере международной энергетической безопасности требует, прежде всего, определения интересов основных субъектов экономических и политических процессов, связанных с мировой энергетикой. Противоречия и конфликтные ситуации возникают в этой сфере между группами таких субъектов в треугольнике производитель — потребитель — транзитная страна, а также внутри этих групп. Сама трактовка термина «энергобезопасность» применительно к каждой из них характеризуется существенными различиями, в зависимости от их интересов.
Для стран-нефтеимпортеров (в первую очередь США и Евросоюза) после «нефтяных шоков» 70-х годов прошлого века этот термин стал синонимом понятия «безопасность поставок». В отличие от потребителей углеводородов, для крупных экспортеров угрозы надежного энергетического обеспечения определяются как внешними геополитическими и конъюнктурными факторами, так и собственно состоянием и функционированием энергетического сектора, зачастую нуждающегося для его развития в увеличении зарубежных инвестиций. Отсутствие единых подходов к пониманию самого термина «энергетическая безопасность» и его сути порождает серьезные экономические и политические противоречия между странами-поставщиками и потребителями.
Для экспортеров энергоносителей
угрозой надежного
Серьезные конфликтные ситуации все
чаще возникают во взаимоотношениях
производителей и потребителей с
третьей группой – транзитными
странами. Наиб яркий пример – конфликт
между поставщиками энергоресурсов и
транзитной страной, напр конфликт России-Украины.
Противоречия и конфликтные ситуации
возникают в треугольнике производитель-потребитель-
Принципиально важное значение приобретает геополитическое противостояние внутри группы потребителей, между наиболее влиятельными «центрами силы» мировой экономики и мировой политики — теми, кто уже на протяжении десятилетий утверждается в этом качестве (США, ЕС, Япония), и теми, кто сделал самую серьезную заявку на завоевание высокого места в мировой и политической иерархии в последние 5-10 лет (прежде всего Китай и Индия).
В группе субъектов — потребителей энергоресурсов наблюдается, кроме того, нарастание степени конфликтности между рядом стран в отношении спорных территорий, на которых имеются потенциально значимые объемы энергетического сырья. Наиболее наглядно конфликт их интересов проявляется во взаимоотношениях между КНР и Японией применительно к островам Сэнкаку (Дяоюйдао) — после того как японское правительство дало своим компаниям разрешение на проведение изыскательских работ на шельфе вокруг этих островов. В предыдущий период разрешение спора об этих островах было отложено Пекином и Токио «для следующего поколения».
20. Угрозы стабильности международной энергетической системы со стороны потребителей энергоресурсов и их производителей.
В настоящее время относительно проблемы обеспеч энергетической безопасности принципиально важное значение приобретает геополитическое противостояние внутри группы потребителей, между наиболее влиятельными «центрами силы» мировой экономики и мировой политики — теми, кто уже на протяжении десятилетий утверждается в этом качестве (США, ЕС, Япония), и теми, кто сделал самую серьезную заявку на завоевание высокого места в мировой и политической иерархии в последние 5-10 лет (прежде всего Китай и Индия). За счет появления в после 5-7 лет все новых субъектов мирового рынка потребителей энергоресурсов, геополитич ситуация существенно изменилась. Китай – 2-е место по потреблению нефти, к 2030 году по подсчетам экспертов, китай выйдет на уровень США. В индии зависимость от поставок сост 70%, уже обошла Ю Корею и приближается к Германии. В поисках источников углеводорода Китай все активнее идет в страны, которые считаются США входящими в традиционную сферу их интересов – Лат Ам, Ближний Восток. Все более заметным становится энергетическое присутствие Китая и Индии в странах центральной азии и каспийского региона. Очевидно, что США не заинтересованы в усилении кит присутствия на энергетич рынке и исп полит и экономич рычаги, чтобы не допустить туда китайские нефтегазовые компании.
В группе субъектов — потребителей энергоресурсов наблюдается, кроме того, нарастание степени конфликтности между рядом стран в отношении спорных территорий, на которых имеются потенциально значимые объемы энергетического сырья. Наиболее наглядно конфликт их интересов проявляется во взаимоотношениях между КНР и Японией применительно к островам Сэнкаку (Дяоюйдао) — после того как японское правительство дало своим компаниям разрешение на проведение изыскательских работ на шельфе вокруг этих островов. В предыдущий период разрешение спора об этих островах было отложено Пекином и Токио «для следующего поколения». Пр.2. претензии латвии и литвы на разведывание месторождений на шельфе баренцева моря.
Что касается группы субъектов, включающей страны — производители энергоресурсов, наиболее опасным для международной энергетической системы представляется усиление политической нестабильности в регионах, богатых энергоресурсами. К числу политических рисков, наглядно проявивших себя в этих регионах на протяжении десятилетий, относятся:
— внутренняя нестабильность, выливающаяся в беспорядки, гражданские войны и вооруженные межэтнические конфликты, способные нарушать добычу или транспортировку нефти и газа;
— межгосударственные войны и
вооруженные конфликты в
Хронической нестабильностью
Политические риски в
21. Современная система регулирования международных энергетических отношений, ее оценка. Необходимым условием создания системы международной энергетической безопасности является наличие и эффективное функционирование как минимум двух основных компонентов такой системы: 1. Специализированного международного органа, формирующего правила игры в этой сфере, с учетом как интересов потребителей, так и производителей энергоресурсов и транзитных стран. 2. международно-договорные базы, определяющие порядок взаимодействия этих государств, рамки координации их национальной энергетической политики с общемировой стратегией энергетического развития и создающей, таким образом, международную систему гарантий энергобезопасности .Что касается 1-го компонента, то определенный опыт в отработке системы взаимодействия и кризисного управления имеет международное энергетическое агентство: МЭА – создано государствами ОЭСР после наиболее масштабного энергетического кризиса 1973 г, однако, оно функционирует в основном как орган группы промышленно развитых стран – потребителей энергоресурсов и воспринимается во многих случаях государствами-поставщиками сырья как организация, отражающая в основном интересы группы импортеров, заинтересованных в снижении зависимости от энергодобывающих стран. МЭА требует от стран-экспортеров поддержания значительного уровня запасных мощностей, такой подход неприемлем для производителей, т.к. энергобезопасность связана с определенными рисками и содержать резервные мощности в этих условиях трудно предсказуемо и это большие затраты, с другой стороны, производители достаточно убедительно обосновывают свою позицию в отношении трубопроводным систем . Оправдано считает , что для создания трубопроводной системы, напр, через всю Россию – оч затратно, не имея гарантии того, что эта продукция будет покупаться на долгосрочной основе – глупо . Раньше Газпром закл договоры лет на 25. Таким образом не стыкаются интересы двух основным групп стран. МЭА работает в одну сторону. Что касается, 2-го вопроса, договорно-правовой базы, в наст вр, вопросы сотрудничества в этой сфере регулируются энергетической хартией, явл устаревшим и не совершенным документом. Рос подписала, но не ратифицировала. Осн недостатком хартии явл отсутствие механизмов эффективного предотвращения кризисных ситуаций и их разрешения. Напр, перекрытие газа из России в Европу ставит вопрос на повестку дня о существ доработке хартии, кот не прописывает положения по этому вопросу, либо подготовки нового документа. Медведев за новую хартию, Европа хартию хочет сохранить. На уровне МИДов ведутся переговоры о сохр хартии, но ее расширении и уточнении в вопросах транзита, применения и т.д.
22. Сущность финансовой безопасности государства и ее внешние угрозы. Угрозы международной финансовой безопасности определяются следующими особенностями современной финансовой ситуации в мире:
1. Рост потребности в капитале
большинства развивающихся
2. Обладающие свободным капиталом инвесторы предпочитают краткосрочные (спекулятивные) вложения и зачастую не готовы финансировать долгосрочные инвестиционные программы в развивающихся странах. Несовпадение экономических и полит интересов создают потенциальную угрозу дестабилизации финансовой ситуации в этой сфере
3. Неожиданные потрясения на
мировых финансовых рынках в
условиях глобализации быстро
дестабилизируют в свою
В наибольшей степени внешние риски в сфере финансовой безопасности государства проявляются
1. При привлечении иностранных инвестиций.
2. При несбалансированной
3. При нарушении механизма
4. При воздействии иностранного
капитала и международных
23. Внешние
угрозы финансовой
При каких-либо неприятностях на фондовом рынке либо в результате кризисов иностранный капитал, вложенный в форме портфельных инвестиций может быстро покинуть страны-импортера , что представляет собой серьезную угрозу финансовой безопасности государства. В таких случаях, в результате резкого оттока с фондовых рынков спекулятивного капитала нарушается стабильность валют, общая финансовая экономическая и политическая ситуация в стране.
Информация о работе Шпаргалка по международным экономическим отношениям