Шпаргалка по международным экономическим отношениям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:21, шпаргалка

Краткое описание

1. Современная система управления глобальными экономическими процессами, ее эффективность. Экономическая глобализация представляет собой качественно новую ступень процесса интернационализации, на которой в национальных экономиках значительно расширяются универсальные для всех стран сферы хозяйственной жизни. Формируются единые правила игры для всех нац.

Вложенные файлы: 1 файл

otvety na bilety mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya.doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)

В интересах защиты своих интересов и обеспечения национальной безопасности государства-экспортеры проводят политику регулирования масштабов трудовой эмиграции и качественного состава работников, выезжающих за пределы страны. Многие из них придерживаются стратегии сдерживания эмиграции, особенно в отношении высококвалифицированных специалистов при нехватке в стране квалифицированной рабочей силы, а также при неблагоприятной демографической ситуации. Основными методами реализации такой политики служит лимитирование выдачи заграничных паспортов, запрет на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот. Для защиты прав трудящихся-эмигрантов используются двусторонние соглашения и контрактные формы найма рабочей силы для работы за границей. Контроль за выполнением условий международных соглашений по трудовой эмиграции, решению спорных вопросов в стране пребывания мигрантов нередко возлагается государствами на свои посольства и представительства за рубежом.

 

30. Характер взаимодействия  государства и рынка как основных политических и экономических факторов развития национального хозяйства. Соотношение этих факторов сводится не к проблеме выбора между двумя противоположностями— монополизмом государств или стихией рынка, а к поиску оптимальных форм их взаимодействия, нахождению разумных пропорций между государственным регулированием, с одной стороны, и свободой предпринимательства при сохранении национального суверенитета — с другой.

Присутствие государства в рыночной экономике обусловлено тем, что  политика носит всеобщий характер и выступает как функция управления и обеспечения приоритета общих целей перед частными, интересов системы в целом перед интересами отдельных ее частей. В этом контексте возникает определенное первенство политики перед экономикой. С помощью власти и имеющихся в ее распоряжении разнообразных средств воздействия политика создает необходимые условия для развития социально-экономической системы, обеспечивает стабильность общества и поддерживает тот необходимый уровень регулирования и порядка, без которого эффективная хозяйственная деятельность и реформы невозможны.

Взаимозависимость политических и  экономических факторов наиболее ярко проявляется в процессе развития системы государственно-монополистического капитализма. Суть становления этой системы в том, что после Второй мировой войны участие государства в распоряжении собственностью значительно расширилось. Государство стало более активно использовать те средства производства, коммуникации, которые не могли эффективно развиваться даже при акционерной форме владения. Собственность государства стала уравниваться с такими формами, как индивидуальная и акционерная. В результате, несмотря на протекавшие в ряде государств процессы приватизации, государственные и смешанные предприятия составляют каркас современного экономического устройства многих стран с развитой экономикой, новых индустриальных стран, государств с переходной экономикой. При этом государственные предприятия функционируют, как правило, в отраслях инфраструктуры с большим сроком окупаемости инвестиций (транспорте, связи и т. д.) и в капиталоемких производствах (добывающая промышленность и др.).

Сложность и противоречивость их взаимодействия заключается в том, что государство, с одной стороны, обслуживает потребности монополий, с другой — оно вынуждено принимать меры по регулированию и ограничению действий капитала, смягчать негативные Последствия его господства.

Несмотря на то, что государство  и бизнес структурно не являются единым целым, механизм регулирования их взаимосвязей представляет собой вполне органичное соединение централизованного государственного воздействия и рыночных отношений, в рамках которых сосуществуют и взаимодействуют частнособственнические регуляторы воспроизводства (конкуренция, рынок), частномонополистическое планирование и государственные рычаги централизованного регулирования. Организующей силой при этом является рынок. Однако в его компетенцию входит лишь сравнительно узкий сегмент общественных отношений, за пределами которого остается широкий диапазон тесно связанных с ним социально-политических, экономических, межгосударственных и других отношений. Рынок оказывает существенное влияние на эти сферы общественной жизни, но не способен их регулировать, что вызывает необходимость выполнения этой важнейшей функции государством. Более того, в силу несовершенства механизма функционирования сам рынок встречается с различными проблемами с точки зрения самоорганизации, поскольку развитие рыночной экономики носит циклический характер, сопровождается нарушениями стабильности и кризисами. Для его поддержания в нормальном состоянии необходимо вмешательство государства, а также межгосударственная помощь и поддержка.

Соотношение рыночного и государственного регулирования в ходе эволюции рынка  подвержено изменениям. При этом в  новых условиях приспосабливаются  друг к другу обе составляющие процесса развития — политическая и экономическая. Анализ совершенствования роли государства в экономическом развитии в историческом плане показывает, что, несмотря на все более широкое привлечение частного капитала в экономику, доля общественного сектора одновременно возрастает. Несмотря на то, что во многих странах госсектор в значительной степени денационализирован (Франция, Германия, Италия и др., особенно Великобритания), он занимает везде прочные позиции, обеспечивая условия для развития национального хозяйства. При этом он более активно действует в основном в малорентабельных сферах, невыгодных для частного предпринимательства. Как правило, это отрасли производственной инфраструктуры: железнодорожный и авиационный транспорт, связь, трубопроводные системы, морские порты, энергетика, оборонная и атомная промышленность, а в ряде стран и отрасли машиностроения. Практика показывает, что государственные предприятия, несмотря на меньшую эффективность, чем частные, незаменимы там, где значение производства определяется не только экономическими показателями, а пользой для всего государства, т. е. обеспечивают социально-политические условия его хозяйственного развития. Исходя из этого, масштабы госсектора на каждом историческом этапе зависят не только от степени их экономической эффективности, но и от возможности частного капитала отвечать за те сферы деятельности, которые контролируются государством.

Таким образом, государство не замещает, а дополняет рынок, помогая его  развитию и совершенствованию, а также возмещая, сглаживая и упреждая его провалы. Политическая роль государства и расширение его функций в современной рыночной экономике связаны, во-первых, с развитием демократии, вынуждающей и побуждающей власть прислушиваться к голосу избирателей и лоббистов при решении экономических проблем, во-вторых, с необходимостью совершенствования социальной, хозяйственной и институциональной инфраструктуры, обеспечивающей развитие конкурентного рынка, а также коррекции самого рынка, с учетом национальных традиций и предпочтений.

 

31. Основные функции  государства в рыночной экономике. 1. основной политической Функцией гос-ва является эффективное использование организационных структур и органов, правильный выбор целей и приоритетов развития национального хозяйства, формирование условий, при которых бы Происходило широкое развертывание имеющихся и создаваемых средств и ресурсов, в соответствии с высокими требованиями мирового рынка. Такая экономическая политика предполагает как хозяйственное участие государства в системе международных экономических связей через государственные предприятия, так и обеспечение условий для эффективного развития бизнеса субъектами национального хозяйства — государственными и частными. Речь идет, прежде всего, о разработке, принятии и соблюдении соответствующих законов и правовых актов, способствующих закреплению обязательной для всех экономических субъектов системы прав собственности, развитию предпринимательства, соблюдению правил справедливой конкуренции, повышению спроса и предложения отечественных товаров и услуг на мировом рынке.

2. координация социально-экономических и политических процессов в стране с целью создания оптимальной и конкурентоспособной на мировом рынке сбалансированной системы национального хозяйства. Преследуя общенациональные интересы, правительства многих стран помимо поддержки национальной конкурентоспособности в форме ассигнований на образование, НИОКР, транспортную и коммуникационную инфраструктуру вынуждены оказывать различные виды содействия определенным отраслям экономики. С одной стороны, это трудоемкие и материалоемкие отрасли, важные с точки зрения обеспечения экономической безопасности страны (энергетика, сельское хозяйство) или поддержания занятости (металлургическая, судостроительная, текстильная промышленность), а с другой — отрасли, определяющие технический прогресс (например, аэрокосмическая).

3. В условиях функционирования  мирового рынка государство, правительство  принимают меры по формированию  такого делового климата в экономике, при котором хозяйствующие субъекты смогли бы повышать уровень своих конкурентных преимуществ, развивать технологии и методы проникновения и закрепления на передовых сегментах науки и техники. Государство должно исходить из того, что выход на мировой рынок с конкурентными преимуществами, основанными на таких источниках, как природные ресурсы, дешевая рабочая сила, необоснованный валютный курс и т.п., не, имеет долгосрочных перспектив. При создании условий для возникновения новых, более производительных отраслей правительство непосредственно вмешивается главным образом в те отрасли или области Деятельности, в которых компании и частный бизнес не в состоянии эффективно функционировать или активно инвестировать в силу ряда причин.

4. обеспечение макроэкономической стабильности национального хозяйства. Торговая открытость экономики многих стран, приносящая им немало стратегических Преимуществ, нередко создает при этом существенные трудности для отдельных регионов, отраслей или крупных национальных корпораций. Такая же тенденция наблюдается и в других областях международных хозяйственных отношений: в кредитно-финансовой, валютной сфере, в движении производственных капиталов. возрастают требования к повышению бдительности со стороны государства, его способности и готовности реагировать на периодически возникающие на мировых рынках неблагоприятные ситуации для национального хозяйства.

 

32. Наиболее эффективные  модели развития национальной  экономики в условиях рынка.  При разработке национальной модели экономического развития государство вынуждено учитывать как особенности развития мировой экономики на современном этапе, государственно-монополистическое строение системы, так и национальную специфику.

3 основных моделей экономического развития стран

1. либеральная модель — характеризуется 4 основными особенностями: доминированием частной собственности, сосредоточением государства на регулировании макроэкономической политики, обеспечении максимальной свободы субъектам рынка с помощью законодательных методов и тем, что относительно небольшая доля государственного бюджета и государственных инвестиций направляется на социальное обеспечение. Пр. США, использующие для ее реализации такие благоприятные условия и преимущества, как обширная территория, наличие природных ресурсов, огромный и богатый потребительский рынок, культ рыночных отношений и принципов конкуренции.

2. модель социально ориентированной экономики. значительное число смешанных компаний, в которых весома доля государства и государственной собственности. Макроэкономическое регулирование национального хозяйства со стороны государства не ограничивается только кредитно-денежной, налогово-бюджетной политикой. Регулирование и контроль осуществляются и в других важных сферах экономики, например в инвестиционной политике, в регулировании занятости населения. Наконец, весьма важное место в проводимой экономической политике занимают создание и поддержание справедливой конкуренции, формирование благоприятных условий для среднего и малого бизнеса, поддержание соответствующей структуры и баланса в экономике. Пр. Германия, которая развивалась по такому сценарию в связи с огромными трудностями в послевоенный период. По мере выхода из тяжелой экономической ситуации возникла модель, в соответствии с которой государство непосредственно не занимается всесторонним регулированием экономики, но устанавливает «правила игры» в условиях свободной конкуренции.

3. модель преимущественно государственного регулирования представляет собой систему управляемого рынка с активным государственным участием. К ее основным особенностям относятся: значительная роль государственного сектора, в структуре которого преобладает социальная сфера; доля государственного бюджета в ВВП ряда стран превышает половину, и через госбюджет происходит финансирование расходов на социальную сферу; государство придает большое значение регулированию трудовых отношений на национальном уровне; социальная политика направлена в первую очередь на снижение безработицы, на минимизацию расслоения населения по уровню доходов. Такая модель наиболее глубоко прижилась в Скандинавских странах, для которых характерно демократическое участие различных партий и движений, общественных организаций в органах власти и их практическое участие в разработке и поддержании основных экономических параметров. Специалисты выделяют также характерную для этих государств культуру труда и этику ведения бизнеса.

В рамках рассмотренных основных моделей  могут существовать и специфические сценарии развития экономики, учитывающие характерные национальные особенности. К их числу относится, например, японская модель. В связи со скудностью природных ресурсов Японией был определен интенсивный путь равития страны и экспортная ориентация экономики. Зависимость от импорта энергоресурсов заставила эффективно решать проблему энергоснабжения. Важную роль сыграла также уникальная система организации производства, основанная на сочетании передового зарубежного опыта и традиционных национальных особенностей. Попытки других стран воспроизвести специфическую японскую модель не привели к положительным результатам, хотя отдельные элементы японской системы управления и регулирования экономики нашли применение в ряде государств.

 

33. Особенности взаимодействия  развитых и развивающихся государств  с транснациональными корпорациями. Особенность их отношений определяется тем обстоятельством, что ТНК действуют одновременно в нескольких странах — к началу XXI в. на одну корпорацию приходилось в среднем до 6 дочерних компаний и филиалов на территории других государств. Поэтому у ТНК во многих случаях нет единого централизованного рынка сбыта. К тому же корпорация может одновременно финансироваться и с мирового рынка капиталов. В этой связи как в сфере производства и сбыта, так и финансирования ТНК не зависят от одной страны и формально не подотчетны ни одному правительству. При этом предполагается, что интересы корпорации не совпадают с целями государств, на территории которых они действуют.

Информация о работе Шпаргалка по международным экономическим отношениям