Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:21, шпаргалка
1. Современная система управления глобальными экономическими процессами, ее эффективность. Экономическая глобализация представляет собой качественно новую ступень процесса интернационализации, на которой в национальных экономиках значительно расширяются универсальные для всех стран сферы хозяйственной жизни. Формируются единые правила игры для всех нац.
В интересах защиты своих интересов и обеспечения национальной безопасности государства-экспортеры проводят политику регулирования масштабов трудовой эмиграции и качественного состава работников, выезжающих за пределы страны. Многие из них придерживаются стратегии сдерживания эмиграции, особенно в отношении высококвалифицированных специалистов при нехватке в стране квалифицированной рабочей силы, а также при неблагоприятной демографической ситуации. Основными методами реализации такой политики служит лимитирование выдачи заграничных паспортов, запрет на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот. Для защиты прав трудящихся-эмигрантов используются двусторонние соглашения и контрактные формы найма рабочей силы для работы за границей. Контроль за выполнением условий международных соглашений по трудовой эмиграции, решению спорных вопросов в стране пребывания мигрантов нередко возлагается государствами на свои посольства и представительства за рубежом.
30. Характер взаимодействия государства и рынка как основных политических и экономических факторов развития национального хозяйства. Соотношение этих факторов сводится не к проблеме выбора между двумя противоположностями— монополизмом государств или стихией рынка, а к поиску оптимальных форм их взаимодействия, нахождению разумных пропорций между государственным регулированием, с одной стороны, и свободой предпринимательства при сохранении национального суверенитета — с другой.
Присутствие государства в рыночной экономике обусловлено тем, что политика носит всеобщий характер и выступает как функция управления и обеспечения приоритета общих целей перед частными, интересов системы в целом перед интересами отдельных ее частей. В этом контексте возникает определенное первенство политики перед экономикой. С помощью власти и имеющихся в ее распоряжении разнообразных средств воздействия политика создает необходимые условия для развития социально-экономической системы, обеспечивает стабильность общества и поддерживает тот необходимый уровень регулирования и порядка, без которого эффективная хозяйственная деятельность и реформы невозможны.
Взаимозависимость политических и
экономических факторов наиболее ярко
проявляется в процессе развития
системы государственно-
Сложность и противоречивость их взаимодействия заключается в том, что государство, с одной стороны, обслуживает потребности монополий, с другой — оно вынуждено принимать меры по регулированию и ограничению действий капитала, смягчать негативные Последствия его господства.
Несмотря на то, что государство и бизнес структурно не являются единым целым, механизм регулирования их взаимосвязей представляет собой вполне органичное соединение централизованного государственного воздействия и рыночных отношений, в рамках которых сосуществуют и взаимодействуют частнособственнические регуляторы воспроизводства (конкуренция, рынок), частномонополистическое планирование и государственные рычаги централизованного регулирования. Организующей силой при этом является рынок. Однако в его компетенцию входит лишь сравнительно узкий сегмент общественных отношений, за пределами которого остается широкий диапазон тесно связанных с ним социально-политических, экономических, межгосударственных и других отношений. Рынок оказывает существенное влияние на эти сферы общественной жизни, но не способен их регулировать, что вызывает необходимость выполнения этой важнейшей функции государством. Более того, в силу несовершенства механизма функционирования сам рынок встречается с различными проблемами с точки зрения самоорганизации, поскольку развитие рыночной экономики носит циклический характер, сопровождается нарушениями стабильности и кризисами. Для его поддержания в нормальном состоянии необходимо вмешательство государства, а также межгосударственная помощь и поддержка.
Соотношение рыночного и государственного регулирования в ходе эволюции рынка подвержено изменениям. При этом в новых условиях приспосабливаются друг к другу обе составляющие процесса развития — политическая и экономическая. Анализ совершенствования роли государства в экономическом развитии в историческом плане показывает, что, несмотря на все более широкое привлечение частного капитала в экономику, доля общественного сектора одновременно возрастает. Несмотря на то, что во многих странах госсектор в значительной степени денационализирован (Франция, Германия, Италия и др., особенно Великобритания), он занимает везде прочные позиции, обеспечивая условия для развития национального хозяйства. При этом он более активно действует в основном в малорентабельных сферах, невыгодных для частного предпринимательства. Как правило, это отрасли производственной инфраструктуры: железнодорожный и авиационный транспорт, связь, трубопроводные системы, морские порты, энергетика, оборонная и атомная промышленность, а в ряде стран и отрасли машиностроения. Практика показывает, что государственные предприятия, несмотря на меньшую эффективность, чем частные, незаменимы там, где значение производства определяется не только экономическими показателями, а пользой для всего государства, т. е. обеспечивают социально-политические условия его хозяйственного развития. Исходя из этого, масштабы госсектора на каждом историческом этапе зависят не только от степени их экономической эффективности, но и от возможности частного капитала отвечать за те сферы деятельности, которые контролируются государством.
Таким образом, государство не замещает, а дополняет рынок, помогая его развитию и совершенствованию, а также возмещая, сглаживая и упреждая его провалы. Политическая роль государства и расширение его функций в современной рыночной экономике связаны, во-первых, с развитием демократии, вынуждающей и побуждающей власть прислушиваться к голосу избирателей и лоббистов при решении экономических проблем, во-вторых, с необходимостью совершенствования социальной, хозяйственной и институциональной инфраструктуры, обеспечивающей развитие конкурентного рынка, а также коррекции самого рынка, с учетом национальных традиций и предпочтений.
31. Основные функции
государства в рыночной
2. координация социально-
3. В условиях функционирования
мирового рынка государство,
4. обеспечение макроэкономической стабильности национального хозяйства. Торговая открытость экономики многих стран, приносящая им немало стратегических Преимуществ, нередко создает при этом существенные трудности для отдельных регионов, отраслей или крупных национальных корпораций. Такая же тенденция наблюдается и в других областях международных хозяйственных отношений: в кредитно-финансовой, валютной сфере, в движении производственных капиталов. возрастают требования к повышению бдительности со стороны государства, его способности и готовности реагировать на периодически возникающие на мировых рынках неблагоприятные ситуации для национального хозяйства.
32. Наиболее эффективные
модели развития национальной
экономики в условиях рынка.
При разработке национальной модели экономического
развития государство вынуждено учитывать
как особенности развития мировой экономики
на современном этапе, государственно-
3 основных моделей экономического развития стран
1. либеральная модель — характеризуется 4 основными особенностями: доминированием частной собственности, сосредоточением государства на регулировании макроэкономической политики, обеспечении максимальной свободы субъектам рынка с помощью законодательных методов и тем, что относительно небольшая доля государственного бюджета и государственных инвестиций направляется на социальное обеспечение. Пр. США, использующие для ее реализации такие благоприятные условия и преимущества, как обширная территория, наличие природных ресурсов, огромный и богатый потребительский рынок, культ рыночных отношений и принципов конкуренции.
2. модель социально ориентированной экономики. значительное число смешанных компаний, в которых весома доля государства и государственной собственности. Макроэкономическое регулирование национального хозяйства со стороны государства не ограничивается только кредитно-денежной, налогово-бюджетной политикой. Регулирование и контроль осуществляются и в других важных сферах экономики, например в инвестиционной политике, в регулировании занятости населения. Наконец, весьма важное место в проводимой экономической политике занимают создание и поддержание справедливой конкуренции, формирование благоприятных условий для среднего и малого бизнеса, поддержание соответствующей структуры и баланса в экономике. Пр. Германия, которая развивалась по такому сценарию в связи с огромными трудностями в послевоенный период. По мере выхода из тяжелой экономической ситуации возникла модель, в соответствии с которой государство непосредственно не занимается всесторонним регулированием экономики, но устанавливает «правила игры» в условиях свободной конкуренции.
3. модель преимущественно государственного регулирования представляет собой систему управляемого рынка с активным государственным участием. К ее основным особенностям относятся: значительная роль государственного сектора, в структуре которого преобладает социальная сфера; доля государственного бюджета в ВВП ряда стран превышает половину, и через госбюджет происходит финансирование расходов на социальную сферу; государство придает большое значение регулированию трудовых отношений на национальном уровне; социальная политика направлена в первую очередь на снижение безработицы, на минимизацию расслоения населения по уровню доходов. Такая модель наиболее глубоко прижилась в Скандинавских странах, для которых характерно демократическое участие различных партий и движений, общественных организаций в органах власти и их практическое участие в разработке и поддержании основных экономических параметров. Специалисты выделяют также характерную для этих государств культуру труда и этику ведения бизнеса.
В рамках рассмотренных основных моделей могут существовать и специфические сценарии развития экономики, учитывающие характерные национальные особенности. К их числу относится, например, японская модель. В связи со скудностью природных ресурсов Японией был определен интенсивный путь равития страны и экспортная ориентация экономики. Зависимость от импорта энергоресурсов заставила эффективно решать проблему энергоснабжения. Важную роль сыграла также уникальная система организации производства, основанная на сочетании передового зарубежного опыта и традиционных национальных особенностей. Попытки других стран воспроизвести специфическую японскую модель не привели к положительным результатам, хотя отдельные элементы японской системы управления и регулирования экономики нашли применение в ряде государств.
33. Особенности взаимодействия
развитых и развивающихся
Информация о работе Шпаргалка по международным экономическим отношениям