Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 14:42, шпаргалка
Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, достигаемыми применением различных средств и методов. Важнейшее средство внешней политики — дипломатия.
Внешняя политика неразрывно связана с внутренней политикой государства.
Главное внешнеполитическое ведомство государства — внутригосударственный орган внешних сношений, осуществляющий практическую деятельность по проведению внешней политики государства, — во многих странах именуется министерством иностранных дел и возглавляется министром иностранных дел.
Комплексный, полный анализ политики предполагает ее изучение как на национальном, так и на международном уровнях. Внутренняя политика изучается через анализ ее различных направлений и их реализацию внутри государства, через развитие национального политического процесса (процессов). Система международных отношений – это взаимодействие между двумя или более государствами, а внешняя политика – внешнее действие одной нации, одного государства. Внешняя политика государства формируется под воздействием как внутренних, так и внешних факторов. В целом существует тесная взаимосвязь и взаимовлияние внутриобщественных и международных отношений.
В начале XXI века система глобальных проблем включает следующие важнейшие проблемы: сохранение мира, укрепление всеобъемлющей безопасности, ограничение вооружений и разоружение; охрана окружающей среды и переход к устойчивому развитию; разработка и реализация рациональной демографической политики; рациональное использование минерально-сырьевых ресурсов; создание сбалансированной инфраструктуры энергетики; исследование и использование Мирового океана и космического пространства в интересах мирового сообщества; борьба с голодом и болезнями, предотвращение распространения наркотиков; преодоление отсталости; борьба с международным терроризмом [21, С. 77].
Таким образом, глобализация - не благотворительность, а естественно- исторический процесс. Она, понимается как интернационализация жизни на нашей планете, движется вперед, преодолевая одни противоречия и порождая новые, ломая сопротивление одних социальных групп и выводя им на смену другие.
Важнейшей чертой современности является рост взаимозависимости экономик различных стран, развитие интеграционных процессов на макро- и микроуровнях, интенсивный переход цивилизованных стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему миру.
Международная
экономическая интеграция (МЭИ)— это объективный,
осознанный и направляемый процесс сближения,
Исходным пунктом интеграции
являются прямые международные экономические
(производственные, научно-технические,
технологические) связи на уровне первичных
субъектов экономической жизни, которые,
развиваясь и вглубь и вширь, обеспечивают
постепенное сращивание национальных
хозяйств на базисном уровне. За этим неизбежно
следует взаимоприспособление
Ø Основные цели
Интегрирующиеся страны рассчитывают повысить эффективность функционирования национальных экономик за счет ряда факторов, возникающих в ходе развития регионального международного обобществления производства, а также
· Использовать преимущества «экономики масштаба»
· Сократить трансакционных издержки
· Создать благоприятную внешнеполитическую среду, стабильную обстановку
· Решить задачи торговой политики
· Содействовать структурной перестройке экономике, ускорить темпы ее роста
Ø Предпосылки
· сходство уровней экономического развития интегрирующихся стран
· территориальная близость государств
· общность экономических и других проблем
· демонстрационный эффект
· эффект домино (страны, которые оказались за пределами блока хуже развиваются, они начинают стремиться в блок)
Ø Типы и виды интеграции
В современном мире происходит
как бы «двойная» интеграция (
· всемирная экономическая интеграция, порожденная процессами транснационализации и глобализации (ком. – наверное, глобальная);
· традиционная региональная интеграция, развивающаяся в определенных институциональных формах еще с 50-х годов (ком. – наверное, региональная).
Развиваясь на двух уровнях — глобальном и региональном, — интеграционный процесс характеризуется, с одной стороны, нарастанием интернационализации хозяйственной жизни, а с другой — экономическим сближением стран на региональной основе. Региональная интеграция, вырастающая на базе интернационализации производства и капитала, выражает параллельную тенденцию, развивающуюся рядом с более глобальной. Она представляет собой если не отрицание глобального характера мирового рынка, то в определенной мере попытку замкнуть его в рамках группы развитых государств-лидеров (ком. – противоречие глобализации и тенденции к регионализму; кстати глобализация, скорей всего, и выражает дезинтеграцию через создание международных организаций, где участвует множество различных стран, например, ВТО).
Антиглобали́зм — политическое движение, направленное
против определённых аспектов процесса глобализации в её современной форме, в частности
против доминирования глобальных транснациональных
корпораций и торгово-правительственных
организаций, таких как Всемирная торговая
организация (ВТО). Антиглобализм часто путают
с альтерглобализмом, то есть альтернативой неолиберальной г
Глобализация — процесс всемирной экономической,
политической и культурной интеграции и унифик
Основным следствием этого является
мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация)
в масштабах всей планеты капитала, рабочей силы, производственных ресурсов, стандартизация закон
11. Европейский Союз: политические, экономические и военные проблемы интеграции.
Мощное европейское влияние всегда порождает политические коллизии в регионах. Местные элиты теряют власть, местные культуры теряют некотрые элементы самобытности. На этот случаай в ЕС существует механизм длительного политического урегулирования и разного рода консультаций. Выгоды от усиления в регионах непризнанных гсоударств европейского влияния — очевидны. Иного варианта у эитих регионов нет. Однако существует иная проблема. Сама европейская бюрократия и сам ЕС обычно не очень стремится заниматься урегулированием кризисных зон. В европейском обществе и в бюрократических структурах есть хорошее понимание того, что именно им придется тратиться на это урегулирование. скорее как пространство, к которому тянутся и которое тянут к себе те, кто хотят безопасности. Стабильности, экономического процветания. Европу надо втягивать в свои дела и проблемы и только тогда можно рассчитывать на получение тех бонусов, о которых идет речь.
заявки с просьбой о вхождении в ЕС поступают от стран с относительно низким уровнем развития экономики, слабой технической инфраструктурой, низким по сравнению со среднеевропейским уровнем ВВП. Эти страны по большому счету не отвечают установленным в ЕС критериям принятия новых членов (так называемые критерии вхождения). Таким образом, достижение экономического единения и равномерного развития всех стран - членов ЕС становится все более проблематичным, а цена расширения может негативным образом сказаться, например, на формировании общего бюджета ЕС, что в результате будет оказывать сдерживающий эффект на темпы развития ЕС в целом. В этом случае может начать играть более значимую роль принцип "усиленного сотрудничества" (или "расширенного сотрудничества", как это трактует, например, Ниццский договор) стран - членов ЕС с более высоким экономическим потенциалом. Тогда в полной мере проявит себя формула "разноскоростной интеграции", идеологами которой уже в 70-х годах прошлого столетия были Вилли Брандт и Лео Тинденманс. В этом случае следует принять во внимание существенную проблему: при большом количестве стран, входящих в ЕС, со все более и более разнящимся уровнем экономического развития предложенная формула фактически означает дифференциацию темпа интеграции (либо дифференциацию степени интеграции в данных областях) в группах стран - членов ЕС: одни государства быстрее реализуют цели объединения, другие - медленнее. Одни государства находятся как бы в привилегированном положении - быстрее достигают цели и быстрее получают от этого экономические выгоды. Другие же - в более худшем положении. Это не только проблема так называемого членства "второго сорта", или неравноправного партнерства, второразрядного и урезанного, особенно когда речь идет о процессе принятия решения в выработке согласованной интеграционной политики или их положения в институциональных органах Европейских сообществ (в Европейском Союзе). В конечном счете практическая реализация такого сценария евро-интеграции в большом масштабе влечет за собой фундаментальную угрозу: региональная экономическая интеграция становится половинчатой, и ее суть оказывается подорванной. Это возможно в том смысле, что отдельные страны - члены ЕС с разной скоростью и в разных сферах будут участвовать в реализации отдельных фаз экономической интеграции, которые описываются моделью Бела Баласа (Bela Balassa). В результате в долгосрочной перспективе достижение регионального экономического объединения становится призрачным.
Высокая доля безработных
в экономически активном населении
- проблема всех стран ЕС, имеющая
долговременный характер. Причины повышенного
уровня безработных кроются в
демографической ситуации (рост численности
рабочих-иммигрантов, высокая активность
женщин, ускоренные темпы роста активного
населения в районах, где проблема
безработицы наиболее остра), а также
зависят от конъюнктуры.
12. Международные
экономические отношения и
Международные экономические отношения (МЭО) — экономические отношения между государствами, региональными группировками, транснациональными корпорациями и другими субъектами мирового хозяйства. Включают валютно-финансовые, торговые, производственные, трудовые и другие отношения. Лидирующей формой международных экономических отношений является валютно-финансовые отношения[1]. В современном мире особенно актуальным является глобализация и регионализация международных экономических отношений. Доминирующая роль в установлении мирового экономического порядка принадлежит транснациональному капиталу и международным институтам, среди которых важная роль принадлежит Всемирному Банку и Международному валютному фонду (МВФ). В результате международного разделения труда сформировались мировые полюса экономического и технологического развития (Североамериканский, Западноевропейский и Азиатско-Тихоокеанский). Среди актуальных проблем международных экономических отношений выделяются проблемы создания свободных экономических зон, международных транспортных коридоров и интернет-экономики[2].
Выделяют следующие формы МЭО:
Поскольку МЭО основываются на международном разделении труда, значение и соотношение основных форм и направлений МЭО определяется углублением МРТ и переходом к его высшим типам. В этой связи необходимо отметить следующее: Общий тип МРТ предопределяет межотраслевой международный обмен, в частности товарами добывающих и обрабатывающих отраслей отдельных стран.
На рубеже XX – XXI вв. наблюдается
необычайный рост внешнеэкономической
деятельности, в которой ТНК являются
торговцами, инвесторами, распространителями
современных технологий, стимулируют
международную трудовую миграцию. ТНК
играют ведущую роль в интернационализации
производства, в процессе расширения
и углубления производственных связей
между предприятиями разных стран.
Основной формой экспансии ТНК является
вывоз капитала. Международная миграция
долгосрочного капитала ускорила процесс
взаимопроникновения и
Как уже было сказано выше, государство играет важную роль в становлении национальных международных корпораций, на встречах и консультациях между руководителями развитых государств вопросы поддержки и стимулирования ТНК занимают видное место. Такая практика получила широкое распространение прежде всего в отношениях между странами «большой семерки» (США, Япония, Англия, Франция, ФРГ, Италия и Канада), главы государств и правительств которых, начиная с 1975 г., регулярно проводят встречи в верхах.
13. Последствия вступления России в ВТО.
антидемпинговые процессы против наших предприятий – экспортеров. И на этом мы сэкономим, в случае вступления, реальные, сиюминутные и довольно большие деньги. См. выше – (от $ 2 млрд. в год – до $ 18 млрд. за несколько лет)
В соответствии с условиями членства в ВТО, Россия не может произвольно менять свое законодательство, касающиеся, прежде всего, таможенного регулирования, стандартов качества, вопросов инвестиций, и собственности на территории России.
При благополучном исходе этого процесса мы получим в результате стабильное государственное устройство с надежной государственно-правовой системой, основанной на нормальном общемировом законодательстве. А это в конечном итоге многократно поднимет инвестиционную привлекательность России. Ведь большинство инвесторов отпугивает в России именно нестабильность государственно-правовых механизмов и их частые изменения иногда даже на 180 градусов.