Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 13:39, курсовая работа
В настоящее время в условиях рыночной экономики и в связи с улучшением уровня и качества жизни населения, появляется всё больше и больше предприятий сферы услуг. Каждое предприятие стремиться получить как можно большую прибыль при минимальных затратах.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………..….3
1. КОНЦЕПЦИЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ НЕПОЛНОЙ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ……………………………………………………...4
1.1.Решение как управленческая категория………………………………………………………………………………....4
1.2.Принятие управленческих решений в условиях неполной определенности, специфика и критерии анализа качества решений……………………………………………………………………………….....9
1.3.Методологические основы принятия управленческих решений в условиях полной неопределенности и программа исследований…………………………………………………………………………...16
Вывод………………………………………………………………………………………...19
2.Практическая часть………………………………………………………..………………..….….20
2.1. Организационно-правовая характеристика предприятия…………………………..............................................................................................20
2.2 Анализ организационной среды предприятия…………………………………………....…26
2.3 Анализ и оценка принятия управленческих решений в условиях полной неопределенности на ООО «СибТехноПром»……………………………………………………………………….......29
3.Разработка решения, направленного на повышение качества принятия управленческих решений в условиях полной неопределенности на ООО «СибТехноПром»………………………………………………………………............................36
3.1Постановка задачи и формирование управленческого решения……………………….…….....36
3.2План реализации решения и управленческая оценка его эффективности…..........................…42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….……………...45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………...…....……………………………...…...47
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА»
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Разработка управленческих решений»
на тему «Анализ и оценка качества принятия решений в условиях полной неопределенности»
/на примере ООО «СибТехноПром»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. КОНЦЕПЦИЯ ПРИНЯТИЯ
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ НЕПОЛНОЙ
ОПРЕДЕЛЕННОСТИ…………………………………………
1.1.Решение как
1.2.Принятие управленческих
решений в условиях неполной
определенности, специфика и критерии
анализа качества решений……………………………………………………………
1.3.Методологические основы
принятия управленческих
Вывод…………………………………………………………………
2.Практическая часть………………………………………………………..……
2.1. Организационно-правовая
характеристика предприятия…………
2.2 Анализ организационной среды
предприятия…………………………………………...
2.3 Анализ и оценка принятия управленческих
решений в условиях полной неопределенности
на ООО «СибТехноПром»…………………………………………
3.Разработка решения,
направленного на повышение кач
3.1Постановка задачи и формирование управленческого решения……………………….…….....36
3.2План реализации решения и управленческая оценка его
эффективности…................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК…………………...…....………………………
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в условиях рыночной экономики и в связи с улучшением уровня и качества жизни населения, появляется всё больше и больше предприятий сферы услуг. Каждое предприятие стремиться получить как можно большую прибыль при минимальных затратах. Для обеспечения прибыльности своего дела предпринимателю следует глубоко анализировать сложившуюся ситуацию на рынке, а также внутри своего предприятия. Достижение экономической цели - максимизации прибыли, возможно, только при правильном и продуманном планировании деятельности предприятия сферы услуг. Любое планирование и любая предпринимательская деятельность построена на непрерывном принятии разнообразных решений различных уровней значимости. Эффективность деятельности предприятий зависит от качества принятых решений.
Особенно это актуально в сегодняшней ситуации, когда всевозможные изменения происходят ежедневно и в больших количествах. Каждое из данных изменений требует немедленной реакции – молниеносного решения руководителя. При этом, как правило, каждое такое решение принимается в условиях полного или частичного отсутствия информации или иначе – в условиях неопределенности, причем, зачастую, именно в условиях полной неопределенности. В данной ситуации актуальность выбранной темы весьма трудно переоценить, этот фактор, на наш взгляд, является очевидным.
Предметом исследования является конкретное решение, принятое руководителем ООО «СибТехноПром» в условиях полной неопределенности.
Объектом исследования является предприятие сферы услуг ООО «СибТехноПром».
Целью написания курсовой работы является оценка и анализ качества принятия управленческих решений в условиях полной неопределенности, выявление особенностей и специфики принятия такого рода решений, их сущность и возможное влияние на деятельность организации в целом.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические основы принятия управленческих решений в условиях полной неопределенности, выявить особенности и специфику принятия данного типа решений;
2) рассмотреть деятельность
предприятия ООО «СибТехноПром»
3) разработать и предложить
решение, направленное на повышение
качества принятия решений в
условиях неполной
Предметом защиты является разработка решения, направленного на повышение качества принятия управленческих решений в условиях полной неопределенности на ООО «СибТехнопром».
В курсовой работе отражены такие ключевые понятия как решение, управленческое решение, неопределенность, риск и прочие, так как их роль велика в условиях существующих рыночных отношений. Также рассмотрена методология и схема принятия решений в условиях полной неопределенности. В результате анализа и оценки качества принятия решений в условиях полной неопределенности на ООО «СибТехноПром» выявлены основные преимущества и недостатки в качестве принятия данных решений, а также разработано предложение, направленное на повышение качества принятия управленческих решений в условиях полной неопределенности.
На протяжении всего развития общества человечеству приходится постоянно принимать те или иные решения, которые могут быть значительными или незначительными, объемными – необъемными, долгосрочными – не долгосрочными.
Содержание понятия "решение" по-своему интерпретируется в разных областях знаний. Так, в психологии исследуются принятие решений и решение проблем.
Общая теория принятия решений, разработанная на основе математических методов и формальной логики, используется в экономике и имеет предпосылки для широкого распространения. С позиции данной теории принятие решений - это выбор из множества наиболее предпочтительной альтернативы.
Философская наука трактует решение как процесс и результат выбора цели и способа действий.
В экономической литературе понятие "решение" также неоднозначно и рассматривается как процесс, как акт выбора и как результат выбора. Решение как процесс предполагает временной интервал, в течение которого оно разрабатывается, принимается и реализуется. Решение как акт выбора включает этап принятия решений с соблюдением особых правил. Решение как результат выбора - это волевой акт, ориентированный на наличие альтернатив, сопредельных целей и мотивов поведения ЛПР. В зависимости от полноты включения этих элементов возможны промежуточные варианты определения понятия «решения».
Авторы работ по менеджменту в определение понятия "управленческое решение" включают организационные, психологические аспекты, положения общей теории принятия решений. Так, управленческое решение формулируется как: продукт управленческого труда, организационная реакция на возникшую проблему; выбор определенного курса действий из возможных вариантов; и др.
Наиболее удачным в комплексе, учитывающем отдельные аспекты данного феномена, является следующее определение.
Управленческое решение на предприятии представляет собой творческий акт субъекта управления (индивидуального или группового лица), определяющий программу деятельности коллектива по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии.
Исходя из приведенного определения, можно выделить ряд аспектов решения: организационный, психологический, социальный, информационный, экономический. Организационный аспект проявляется в организации, как разработки, так и выполнения управленческого решения. При этом реализуется ряд его функций, а именно направляющей, координирующей и мотивирующей, свидетельствующих о многогранности данного понятия.
Направляющая функция решений проявляется в том, что они принимаются исходя из долговременной стратегии развития предприятия, конкретизируются в многообразных задачах.
Координирующая роль решений отражается в необходимости согласования действий исполнителей для реализации решений в утвержденные сроки и соответствующего качества.
Мотивирующая функция решений реализуется через систему организационных мер, экономических стимулов, социальных оценок.
Эффективность каждого управленческого решения в значительной мере зависит от выполнения и соотношения указанных функций, как в ходе его подготовки, так и на этапе внедрения. С учетом этого управленческое решение становится реальным инструментом достижения поставленных целей.
Целесообразно, на наш взгляд, будет рассмотреть классификацию и типологию решений.
Классификация решений.
В специальной литературе авторы выделяют самые разные признаки решений.
По источнику возникновения решения делят на инициативные, по предписанию, по предложению "снизу". В психологическом аспекте наибольшую трудность представляет ситуация разработки решения по предписанию, так как систематическое "навязывание" решений может нанести ущерб проявлению инициативы людей.
По юридическому оформлению решения могут быть в виде плана, приказа, распоряжения, инструкции; по способу фиксации они делятся на устные и письменные.
По субъекту, принимающему решения, выделяются решения: индивидуальные, коллективные и коллегиальные. Первые принимаются лично руководителями, вторые - коллективами предприятий и организаций, третьи - коллегиальными органами (советами, правлением и т.д.).
По степени уникальности решения делятся на рутинные и новаторские. Новаторское решение отличается спецификой в построении процесса принятия решений и в содержании отдельных его этапов.
По методам разработки различают количественные решения, включающие методы математического программирования, статистические методы; а также эвристические решения, основанные на использовании логики, интуиции, опыта, знаний ЛПР.
По степени неопределенности, зависящей от количества информации, имеющейся в распоряжении ЛПР, решения подразделяют на детерминированные - принимаемые в условиях определенности, при наличии полной информации; вероятностные - принимаемые в условиях вероятностной определенности (риска); неопределенные - решения, принимаемые в условиях неопределенности, т.е. при отсутствии необходимой информации по проблеме
Управленческие решения можно классифицировать и с позиции количества рассматриваемых целей - как одноцелевые и многоцелевые.
По степени регламентации, то есть насколько жестко установлены сроки и условия действия подчиненных, различают решения регламентирующие, ориентирующие и рекомендующие. Регламентирующие решения полностью направляют деятельность подчиненных, исключая их самостоятельность. От подчиненных в этом случае требуется лишь безусловная исполнительность. Ориентирующие решения однозначно определяют лишь основные моменты деятельности, в решении же второстепенных вопросов допускается проявление самостоятельности подчиненных. Рекомендующие решения контурно обозначают возможности деятельности подчиненных, предоставляя широкий выбор конкретных путей и проявления инициативы.
По функциональному признаку (содержанию) решения бывают экономические, социальные, технические, политические, организационные.
Экономические решения связаны с повышением эффективности производства, совершенствованием деятельности предприятия.
Социальные решения направлены на улучшение условий труда и отдыха членов коллектива предприятия и др.
Технические решения принимаются для совершенствования технической политики и технологии производства, сокращения ручного труда и т.д.
Организационные решения направлены на улучшение организации труда работников, совершенствование нормативов, норм, внедрение НОТ.
Учитывая, что любое управленческое решение строится на предварительном прогнозировании, различаются решения по периодам действия: долговременные (перспективные) и оперативные.
Типология решений.
С учетом стереотипности ситуаций и используемым методом, выделяются программируемые и непрограммируемые решения. К программируемым обычно относят стандартные и повторяющиеся решения. По данным зарубежной практики, около 90% решений принимаются по типичным ситуациям. К таким ситуациям относятся те, что связаны с закупкой товаров, формированием ассортимента, подбором кадров и др.
К непрограммируемым относятся решения, принимаемые в новых ситуациях. Они могут носить разовый, творческий характер, во многом зависят от здравого смысла и интуиции (например, разработка новых технологий, изделий, формирование новой структуры).
Отдельные авторы выделяют четыре уровня решений в зависимости от творческого вклада менеджеров в их разработку: рутинные, селективные, адаптационные и инновационные. Первый уровень - рутинные решения. Они принимаются согласно отработанному механизму и имеющейся программе действий. Второй уровень - селективные решения. Инициатива и свобода действий на данном уровне проявляется в ограниченных пределах. Третий уровень - адаптационные решения. Они рассчитываются на дополнительные, непредусмотренные трудности. Как правило, при их разработке сочетается использование творческого нестандартного подхода на основе новых идей с отработанными ранее возможностями. Четвертый уровень - инновационный. Решения этого уровня связаны со сложностью и непредсказуемостью событий.
Характер проблемы лежит и в основе применения системного анализа как одного из методов обоснования решений. В связи с его использованием выделяются три типа проблем: хорошо структуризованные; слабо структуризованные; неструктуризованные. Хорошо структуризованными считаются проблемы, в которых зависимости между элементами ситуации могут получать численные значения или символы. Слабо структуризованными являются проблемы, как правило, сложные, отличающиеся, в первую очередь, качественными зависимостями элементов ситуации. Неструктуризованные (или качественно выраженные) проблемы содержат лишь описания важнейших ресурсов, признаков и характеристик, количественные зависимости между которыми совершенно неизвестны.