Анализ и совершенствование организационной структуры органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 16:43, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Гарантией и фундаментом осуществления публичной власти, в том числе муниципальной, является четкое разграничение полномочий между органами власти. Местное самоуправление выступает на сегодняшний день важнейшим элементом государственного устройства Российской Федерации, на который возложено самостоятельное выполнение особо важных функций: благоустройство, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом ГМУ.doc

— 473.00 Кб (Скачать файл)

В рамках Администрации Ахтубинского поселения не стоит проблема квалификации кадров, так как кадровый состав полностью укомплектован и соответствует требованиям. Кроме того средний возраст работников составляет 29-37 лет, что является хорошим показателем в среднем по стране, к примеру, в городе Волжском средний возраст работников Администрации составляет 36-48 лет. Все работники обязаны проходить обучение в трудовой инспекции по вопросам трудового законодательства, также сдать квалификационный экзамен по пожарному минимуму, изучить акты ГО И МЧС. Сотрудники работают по срочному трудовому договору, с испытательным сроком от 1 месяца.

        Речь в данной абзаце в первую очередь пойдет о самом процессе усовершенствования организационной структуры уже существующей в органе управления. При этом мы не будем рассматривать усовершенствование структуры органа по капиталу, поскольку данный процесс не специфичен для органов местного самоуправления.

        Итак, процесс  совершенствования организационной  структуры разбивается на три  этапа, в каждом из которых выполняется ряд работ:

Организационная диагностика;

Разработка новой организационной структуры;

Осуществление организационных преобразований.

При этом, в зависимости от масштабов изменений в организации, указанные этапы могут выполняться итеративно. Рассмотрим более подробно каждый из этапов.

Организационная диагностика

Цели проведения организационной диагностики - это выявление и формализация существующих проблем в организационной структуре, а также первичный анализ причин возникновения таких проблем и путей их устранения.

Как правило, при инициировании процесса организационных преобразований основные проблемы в организационной структуре, которые требуется устранить, уже определены, но причины, их вызывающие, далеко не всегда очевидны. Чтобы выявить причины возникновения проблем, используют следующие инструменты:

Анализ организационной структуры и штатного расписания, в ходе которого исследуется рациональность существующей структуры управления организацией и ее количественный состав;

Анализ организационно-функциональной модели, в ходе которого делаются выводы о рациональности распределения сфер ответственности функций по подразделениям и сотрудникам. При этом, как правило, изучаются положения о подразделениях, должностные инструкции и другая регламентирующая документация;

Оценка персонала, в ходе которой изучаются ключевые компетенции сотрудников и их соответствие предъявляемым организацией требованиям.

Результатом организационной диагностики является документ, в котором изложены выявленные проблемы в организационной структуре и причины их возникновения, а также рекомендации по их устранению.

Разработка новой организационной структуры

Целью данного этапа является разработка модели целевого состояния организации, которая была бы наиболее рациональна в новых условиях функционирования. Целевое состояние структуры организации находит свое отражение в следующих документах:

Проект организационной структуры;

Проект штатного расписания (опционально - с расстановкой сотрудников);

Проект организационно - функциональной модели;

Перечень регламентирующих документов, которых необходимо разработать либо изменить с учетом внедрения новой организационной структуры;

Проект плана проведения организационных изменений.

Непосредственное наполнение данных документов существенным образом зависит от целей проведения преобразований и организационных проблем, которые необходимо решить. Данные документы являются результатом сложной и кропотливой аналитической работы специалистов. Тут сложно говорить о каких-то шаблонных приемах, результат работы определяется поставленной задачей.

Разумеется, что проект новой организационной структуры должен пройти стадию утверждения, в ходе которой всесторонне изучаются все достоинства и недостатки разработанного проекта. И при необходимости проект дорабатывается.

Осуществление организационных преобразований

Осуществление организационных преобразований - это, пожалуй, наиболее критичная стадия все процесса, потому что именно в грамотном внедрении новой организационной структуры заключается успех всего мероприятия. Соответственно, любую самую передовую идею способна загубить ее плохая реализация.

Готовых рецептов давать не будем, однако существует ряд принципов, опираясь на которые, можно эффективно и качественно провести процесс организационных преобразований.

Воля руководства к проведению изменений. Как показывает практика, для успешной реализации организационных изменений в компании необходимо деятельное участие высших должностных лиц. В данном случае участие главы Администрации Среднеахтубинского района (Тихонова В.А.).

Внешняя и внутренняя PR-кампания. Большинство людей изменения воспринимают негативно, во всяком случае, вначале, это известный психологический факт. Поэтому необходимо провести большую разъяснительную работу среди персонала, чтобы показать им положительные моменты организационных изменений, а также пресечь в корне зарождающиеся слухи.

Обучение персонала. Если организационные изменения связаны с изменением функций или порядка взаимодействия сотрудников (как правило, так и происходит), необходимо заранее провести обучение персонала работе в новых условиях. Необходимо обновить или создать заново соответствующие должностные инструкции и регламенты работы, провести тренинги по работе в новых условиях, при необходимости - провести профессиональную подготовку.

Последовательность в реализации изменений. Бывает, что проекты совершенствования организационной структуры организации не доводятся до конца по каким-либо причинам: нехватка ресурсов, недовольство персонала, принятие «половинчатых» решений и т.п. Однако по сути такая ситуация означает провал проекта, поскольку результат так и не будет достигнут. Пропасть нельзя перепрыгнуть на 99 процентов.

Оценка эффективности организационных изменений.

Не подлежит сомнению, что такая достаточно сложная процедура, как изменение организационной структуры, подлежит серьезному анализу с точки зрения оценки ее эффективности. Но практическое решение подобной задачи может столкнуться с существенными сложностями. Сложности эти заключаются в первую очередь в том, что экономический эффект от преобразования организационной структуры зачастую формируется не напрямую, а косвенным образом.

Тут есть и еще одно довольно существенное замечание. Могут произойти какие-либо изменения во внешней среде организации, которые способны свести на нет все произведенные организационные изменения.

Или же, допустим, при внедрении организационных изменений мы внезапно обнаруживаем, что в организации нет такого персонала и такой управленческой команды, которые способны эффективно работать в новых условиях. И тогда проект, по сути дела, будет провален.

Для данного сельского поселения необходимо увеличение численности работников с 30 до 42 человек. Данная структура (См. Приложение 1) не отвечает всем требованиям предъявляемым гражданами сельского поселения (напомню, что в состав поселения входит четыре территориальных образования, а численность оставляет 19 900 человек).

Увеличение штата не повлечет за собой бюрократического процесса и не будет являться фактором «раздувания» бюджета образования. Так как в данном районе находится большое количество земель сельхоз назначения и садовых обществ, то необходимы специалисты в области кадастрового учета и экологии.  Предлагаемая организационная структура представлена в Приложении 2.

Все указанные факторы и стороны реформирования организационной структуры представлены на рис. 1.

 

Рис. 3.1. Составляющие процесса реформирования организационной структуры

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Дуалистическая политико-правовая природа местного самоуправления является наиболее предпочтительной, объясняющей сочетание в местном самоуправлении государственного (публично-властного) и общественного (самоуправленческого) начал. Местное самоуправление может осуществляться народом непосредственно или опосредованно, путем создания органов местного самоуправления, которые играют преимущественно роль в осуществлении муниципальной власти.

Властная природа органов местного самоуправления качественно отличает их от структур, деятельность которых носит общественный характер (органов территориального общественного  самоуправления, общественных  организаций). Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Несмотря на конституционное право местного населения самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления, фактически она устанавливается централизованно на всей территории России.

Реализация полномочий органов местного самоуправления осуществляется на принципах законности, гласности в деятельности органов местного самоуправления, строгого учета мнения населения в процессе реализации муниципальной власти, ответственности органов местного самоуправления перед населением.

В большинстве случаев полномочия органов местного самоуправления закреплены в отраслевых федеральных законах без отнесения их к полномочиям конкретного органа.

В результате исследования пришла к выводам:

- представительные и исполнительные  органы функционируют нормально;

- структура исполнительных и  представительных органов сельского поселения удовлетворяет условиям реализации поставленных задач;

- кадровый состав укомплектован  полностью, средний возраст служащих  составляет 29- 37 лет, что является положительной тенденцией для эффективной работы органов власти.

Вместе с тем,  уровень правовой обеспеченности недостаточный, возникает много проблем с реализацией ФЗ РФ №131-ФЗ от 06.10.2003. «Об общих  принципах  организации  местного   самоуправления», что показывает на недостатки в толковании, проработанности отдельных статей.

Возникают проблемы по вопросам финансирования отдельных статей расходов сельских поселений.

Проблема разделения полномочий и ответственности между органами государственной и муниципальной власти.

В обновленной модели местного самоуправления наблюдается тенденция постепенного встраивания органов местного самоуправления, в первую очередь сельских поселений, в единую систему централизованных государственных органов власти, что не соответствует демократическим началам, провозглашенным в Европейской хартии местного самоуправления и Конституции Российской Федерации.                  

Для решения этих проблем необходимо:

- расширить правовую базу;

- издать сборник законов Волгоградской  области для депутатов представительных  органов и глав городских и  сельских поселений.

Органам местного самоуправления:

- внести изменения в уставы муниципальных образований в целях приведения их в соответствие Федеральному закону от 31 декабря 2005 г. №199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»;

- обеспечить постановку на налоговый  учет представительных органов  муниципальных образований  в  качестве юридических лиц;

- создать систему информирования  жителей Волгоградской области  о деятельности органов государственной  власти и местного самоуправления по реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- разработать и реализовать программу по переподготовке управленческих кадров;

-  создать бюджет развития сельского поселения для реализации социальных программ;

-  провести аттестацию кадрового  состава Администрации, на основе  этого разработать программу  по переподготовке и повышению  квалификации служащих;

- наладить эффективную работу  и систему обратной связи с Администрацией Среднеахтубинского района;

- рассмотреть вопрос об увеличении кадрового состава Администрации сельского поселения;

- разработать нормативную базу  для формирования и обучения  кадрового резерва Администрации.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

     Источники

      Опубликованные

 

1. Европейская Хартия Местного  самоуправления от 1 сентября 1998.

2. Конституция Российской Федерации. – М.: ИНФРА-М, 2010.40 с.

Информация о работе Анализ и совершенствование организационной структуры органов местного самоуправления