Анализ мотивов подчинения и групповой динамики в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 16:47, курсовая работа

Краткое описание

По нашему мнению важным в данной курсовой работе является рассуждение о мотивах подчинения, и групповой динамики в организациях, так как в наше время эти темы остаются актуальными. Поскольку групповая динамика базируется на некоем общем интересе и может быть связана с достижение общей цели, а цель в организации - это конечное состояние или желаемый результат, которого стремится достичь трудовой коллектив.
Также и мотивы созданы для достижения цели, исходя из предпочтений руководства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. МОТИВЫ ПОДЧИНЕНИЯ
1.1 Основные трактовки понятия подчинение и мотива…………………...…..5
1.2 Мотив и стимул ………………………………………………………..…....10
2. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА В ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Понятие организация и групповая динамика..……………….……………15
2.2 Формальные и неформальные группы………………..…………..……..…19
3. ОРГАНИЗАЦИЯ
3.1 Мотивирующие стимулы в организации………………………….……….23
3.2 Факторы, влияющие на групповую динамику……………………………..25
4. МЕТОДЫ УЛУЧШЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ РАБОТЫ ПОДЧИНЕННЫХ В ОРГАНИЗАЦИИ …………………………………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……………38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….…40

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 75.92 Кб (Скачать файл)

     Формальные  группы могут быть сформированы для  выполнения регулярной функции, как, например, бухгалтерия, а могут быть созданы  для решения определенной целевой  задачи, например комиссия по разработке какого-либо проекта.

     Неформальные  группы возникают в следствии  принципиальной неполноты формальных групп, поскольку должностными инструкциями все возможные ситуации, какие  могут случится, предусмотреть попросту невозможно, а формализовать все  субъективные представления в качестве норм для регуляции общественных отношений возможно только при тоталитарных политических режимах.

     Неформальные  группы создаются не распоряжениями руководства и формальными постановлениями, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями  привычками. Данные группы существуют во всех организациях, хотя они не представлены в схемах, отражающих строение организации, ее структуру.

     Неформальные  группы обычно имеют свои неписаные  правила и нормы поведения, люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. В неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций. Обычно эти группы имеют явно или  неявно выраженного лидера. Во многих случаях неформальные группы могут  оказывать на своих членов влияние  равное или даже большее, чем формальные структуры.

     Неформальные  группы представляют собой спонтанно  сложившуюся систему социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом  более или менее длительного  межличностного общения.

     Неформальная  группа проявляется в двух разновидностях:

       Представляет собой вне формальную  организацию, в которой неформализованные  служебные отношения несут функциональное (производственное) содержание, и существуют  параллельно с формальной организацией. Например, оптимальная система деловых  связей, стихийно складывающейся  между работниками, некоторые  формы рационализации и изобретательства, способы принятия решения.

       Представляет социально-психологическую  организацию, выступающую в виде  межличностных связей, возникающих  на основе взаимного интереса  индивидов друг к другу вне  связи с функциональными нуждами,  непосредственная, стихийно возникающая  общность людей, основанная на  личном выборе связей и ассоциаций  между ними, например, товарищеские  отношения, любительские группы, отношения престижа, лидерства, симпатий.

     Картина неформальной группы чрезвычайно пестра и изменчива по направленности интересов, характеру деятельности, по возрастному  и социальному составу. В зависимости  от идейной и нравственной направленности, стиля поведения неформальные организации  можно классифицировать по трем группам:

     - Просоциальные, социально-положительные  группы. Это общественно-политические  клубы интернациональной дружбы, фонды социальных инициатив, группы  экологической защиты и спасения  памятников культуры, клубные любительские  объединения и др. Они имеют,  как правило, позитивную направленность;

     -   Асоциальные, группы, стоящие в стороне от социальных проблем;

     - Антисоциальные. Эти группы - самая  неблагополучная часть общества, вызывающая у него тревогу.  С одной стороны, нравственная  глухота, неспособность понять других, иную точку зрения, с другой - часто собственные боль и страдания, выпавшие на долю этой категории людей, способствуют выработке крайних взглядов у отдельных ее представителей.

     Неформальные  объединения часто оказывают  сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность.

     Каждая  группа формируется и развивается  по-своему. Вместе с тем в развитии различных групп могут быть выявлены некоторые общие закономерности.

     На  рисунке 1 показана разница в механизмах образования формальных и неформальных организаций (Приложение 1). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ОРГАНИЗАЦИЯ  …

3.1 Мотивирующие стимулы  в организации

     Сотрудники, являются прямыми представителями организации, и помогают в выборе наиболее подходящей двери исходя из дизайнерских предпочтений клиента и выполнения технических условий эксплуатации двери.

     Для того чтобы предприятие работало эффективно, нужен индивидуальный подход и знание потребностей каждого из сотрудников. Только обладая этой информацией, можно внедрить по-настоящему действенную  систему стимулирования и мотивации, что сделает возможным создание коллектива единомышленников.

     В данной организации применяются  следующие мотивирующие стимулы  для работников:

     - постоянное улучшений условий труда, то есть покупка и обеспечение персонала новыми компьютеры, удобными креслами и новыми быстрыми принтерами; 

     - материальная помощь при рождении ребенка, в случае свадьбы или других важных мероприятий в жизни сотрудника; 

     - оплата мобильной связи; 

     - приятные сердцу, пусть даже и недорогие, но постоянные подарки на все важные праздники (Новый год, 8 марта, 23 февраля);

     Конечно же, немаловажную роль играют и непосредственные денежные выплаты, которые приурочены к тому или иному поводу. К примеру, в виде бонусов за перевыполнение плана или увеличение процента с продаж. Этот пункт в какой-то степени является более эффективным, ведь в такой ситуации не ставится предел в заработке, так что и та сумма, которую он может получить в итоге, будет зависеть только от стараний сотрудника.

     Также руководитель постоянно показывает всем самые лучшие результаты коллег. В такой ситуации и играет соревновательный аспект, который дает толчок для того, чтобы и остальные стремились достичь таких же результатов.

     Побудителем мотива является стимул. Как известно, традиционные механизмы управления и рычаги воздействия на персонал – это материальное стимулирование, а также система бонусов в  денежном выражении.8 
 
 
 
 
 

     3.2 Факторы, влияющие  на групповую динамику

     В организации …руководитель знает, что для эффективного управления группой, нужно учитывать переменные, влияющие на групповой процесс.

     При индивидуальном уровне воздействия  на группу влияют:

     Возраст человека. До сих пор считалось доказанным, что интенсивность интеграции человека в группу зависит от его возраста. Большая включенность в группу является результатом развития познавательных способностей, высокой частоты контактов с людьми, участия в общественной жизни. С возрастом человек начинает более внимательно относится к окружающим, пользуется большим уважением и имеет более устойчивую оценку со стороны других людей.

     Пол человека. На поведение человека в группе оказывает влияние его пол. Было установлено, что в некоторых разнополых группах женщины ведут себя более подавлено по сравнению с мужчинами. Женщины чаще используют визуальный контакт в качестве средства общения, чаще соглашаются с мнением большинства. Степень активности женщин в группе зависит от актуальности для них проблем, целей и задач группы.

       Уровень образованности. На межличностное взаимодействие в группе большое влияние оказывает уровень образованности. В ряде исследований была выявлена положительная взаимосвязь между участием индивида в группе и интеллектуальным уровнем. Чем выше интеллектуальный уровень, тем более активен человек в групповом процессе. Интеллектуальный и общеобразовательный уровень оказывают влияние и на конформность. Человек с более высоким интеллектуальным уровнем менее конформен, чем человек с низким интеллектуальным уровнем. Также образованный человек обычно уверен в аккуратности своего высказывания и не испытывает необходимости в поддержке со стороны группы.

     Была  установлена взаимосвязь между  уровнем образованности и лидерством. Чем больше разница в интеллектуальном уровне лидера и других участников, тем выше эффективность групповой  деятельности.

     Индивидуально-психологические  особенности.

     Американский  исследователь малых групп М. Шоу выделяет пять основных индивидуально-психологических  характеристик, влияющих на групповую  динамику:

  • ориентация на межличностное общение, которая может быть одобряющей, располагающей и избегающей;
  • отзывчивость;
  • желание доминировать, обычно обусловленное самооценкой человека;
  • зависимость;
  • эмоциональная уравновешенность.

     На  восприятие человеком людей в  группе влияет и уровень самосознания. Чем выше уровень самосознания, тем  больше раскрывается человек и тем  более полным становится его представление  о самом себе.

     Социально-экономический  статус. Статус (от лат. – состояние, положения) означает соотносительную позицию индивида в социальной системе и характеризуется совокупностью прав и обязанностей.

     Различают личный и социальный статус.

     Социальный  статус – это положение, которое человек автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессиональной, классовой, национальной) в данной социальной системе.

     Личный  статус – это положение, которое он занимает в малой или первичной группе в зависимости от того, как оценивается по своим индивидуальным качествам. Статус человека в организации или в группе определяется рядом таких факторов, как старшинство в должностной иерархии, название должности, расположение и оформление кабинета, образование, социальные таланты, информированность и накопленный опыт.

     В группах с различным статусом участников общение обычно направлено на тех, кто имеет более высокое  положение, причем направляемая им информация более содержательная и менее  конфликтная.

     На  групповом уровне:

     Размер  группы. Вопрос определения идеального размера группы изучался многими теоретиками управления. Они пришли к выводу, что в группах должно существовать определенное соответствие между размером и степенью участия.

     Чем больше группа некоторого определенного  размера, тем меньше людей имеют  возможность участвовать в ее работе, тем меньше психологическая  удовлетворенность от членства в  группе: люди с ценными идеями выпадают из поля зрения, трудно вовлечь в  участие в работе «молчаливое  большинство».

     По  данным статистических исследований, оптимальное количество членов группы – 5-12 человек;

     Для собраний и совещаний – в среднем 8 человек,

     Наиболее  точные решения принимаются группой  в 5-11 человек.

     В группах из 5 человек все работники  обычно испытывают большую удовлетворенность, чем в группах больших или  меньших.

     По  мере увеличения размера группы усложняется

  • достижение соглашения по спорным вопросам;
  • проявляется тенденция разделения группы на подгруппы;
  • происходит рассогласование целей, что приводит к напряженности и конфликтам.

     И малые по количеству участников группы имеют серьезные проблемы – например, очень высок может быть накал  межличностного общения, напрженности между членами группы.

     И большие группы тоже страдают недостатком  – мало внимания уделяется каждому  участнику группы.

     Состав  группы. Под составом группы понимается степень сходства личностей и точек зрения, подходов, которые они проявляют при решении проблем. Данные проведенных исследований свидетельствуют о том, что группы, состоящие из непохожих личностей, более эффективны, чем члены группы, члены которых имеют схожие точки зрения.

     Индивидуальные  особенности восприятия, внимания, памяти и мышления разных людей позволяют  отмечать лишь отдельные свойства предметов  и явлений объективного мира.

     Например, кто-то склонен к конкретному  восприятию информации, кто-то к абстрактному, кто-то к эмоциональному. Если в группе, принимающей решения, представлены все способы восприятия информации, то вероятность отражения всех сторон проблемы в выбранном варианте решения  увеличивается.

Информация о работе Анализ мотивов подчинения и групповой динамики в организации