Анализ системы управления качеством продукции СПК «Ставский»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: на основе результатов анализа системы управления качеством сельскохозяйственной продукции СПК «Ставский» разработать предложения и рекомендации по повышению качества сельскохозяйственной продукции. Основными задачами по её достижению являются:
- организационно-экономическая характеристика СПК «Ставский»;
- анализ социально-экономических и финансовых показателей и результатов деятельности СПК в динамике;
- рассмотрение теоретических основ управления качеством продукции

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...6

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
ПРОДУКЦИИ…………………………………………………………………………...9
1.1 Сущность и показатели качества продукции……………………………….……...9
1.2 Процесс управления качеством продукции………………………………………12

2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ
СПК «сТАВСКИЙ»………………………………………………………………….25
2.1 Организационно-экономическая характеристика СПК «Ставский»……...…….25
Оценка функционирования системы управления качеством
СПК «Ставский»…...………………………………………………………………38

3 ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
СПК «сТАВСКИЙ»………………………………………………………………….45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………57

Вложенные файлы: 1 файл

КР Управление качеством СПК Ставский 2012.DOC

— 565.50 Кб (Скачать файл)

 



СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...6 

    

     1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ  

 ПРОДУКЦИИ…………………………………………………………………………...9

1.1 Сущность и показатели качества продукции……………………………….……...9

1.2 Процесс управления качеством продукции………………………………………12

    

   2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ

  СПК «сТАВСКИЙ»………………………………………………………………….25

2.1 Организационно-экономическая характеристика СПК «Ставский»……...…….25

    1. Оценка функционирования системы управления качеством

      СПК «Ставский»…...………………………………………………………………38

 

      3 ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

  СПК «сТАВСКИЙ»………………………………………………………………….45

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..51

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………57

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………60

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В начале ХХI веке обострилась проблема качества продукции в связи с обострением конкуренции на целевых рынках товаров, включая и целевой рынок сельскохозяйственной продукции и повышением значения конкурентоспособности, главными факторами которой являются цена и качество. В современных условиях остро стоит  задача активизации всех форм и методов управления качеством продукции на всех стадиях её жизненного цикла.  Поэтому тема данной курсовой работы особенно актуальна.

В настоящее время в состав АПК Республики Беларусь входит более 120 различных отраслей производства и обслуживания. Роль АПК в народнохозяйственном комплексе Беларуси характеризуется следующими показателями: здесь производится более 20% ВВП, на 75% формируется фонд потребления страны, сосредоточено 46% основных производственных фондов, занято 35% всех работников. При этом следует различать функциональную и отраслевую структуру АПК. Функциональная структура АПК связана с воспроизводственным процессом и включает в себя пять последовательных взаимосвязанных стадий: выпуск средства производства и оказание производственных услуг для сельского хозяйства и других отраслей АПК; производство сельхозпродукции; заготовка, транспортировка, хранение, переработка сельскохозяйственной продукции; производство продовольствия, одежды, обуви, лекарств из сырья сельскохозяйственного происхождения; реализация продукции АПК населению.

 Отраслевая структура АПК  включает: выпуск промышленных средств производства для АПК (тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, продовольственное машиностроение, ремонт сельхозмашин и приборов, комбикормовая и микробиологическая промышленность и др.); сельское и лесное хозяйство; отрасли, обеспечивающие заготовку, транспортировку, хранение, переработку сельскохозяйственной продукции и доведение ее до потребителя (легкая, пищевая, мясная, молочная, рыбная, мукомольно-крупяная, комбикормовая промышленность и другие).

Главным звеном АПК Республики Беларусь является сельское хозяйство. Здесь создаются натурально-вещественные основы сельскохозяйственного продукта. Остальные сферы АПК только дорабатывают его и доводят до потребителя.  Реализация государственной программы возрождения и развития села на период до 2015 года явилась важнейшим стимулом укрепления экономики АПК Республики Беларусь. Прирост валовой продукции сельского хозяйства в 2005-2010 годах составил около 30%. Вместе с тем, изменение мировой конъюнктуры на целевом рынке сельскохозяйственного сырья и продовольствия привело к росту цен и значительно изменило финансовую составляющую, что, в свою очередь, сказалось и на себестоимости продукции, и на затратах трудовых и материальных ресурсов.

Поэтому для дальнейшего развития АПК в современных условиях необходимо совершенствование сельскохозяйственного производства, приоритетным направлением которого является модернизация, активное внедрение инновационного пути развития, и главное – совершенствование управления качеством сельскохозяйственной продукции. Это позволит обеспечить значительный прирост объемов производства продукции растениеводства и животноводства и снизить материальные затраты. В этом значимость темы данной курсовой работы.

В условиях развития рыночных отношений стоит проблема завершения структурной перестройки АПК Беларуси, исходя из реальных интересов и потребностей страны. Цель такой перестройки - на основе совершенствования структуры посевных площадей, интенсификации сельскохозяйственного производства, всемерного развития производственных мощностей вспомогательных отраслей не допустить потерь выращенной продукции сельского хозяйства, создать сбалансированный рынок продовольствия, надежно обеспечивающий белорусское население продуктами питания в соответствии с научно обоснованными нормами. Необходимо значительно повысить эффективность функционирования всех отраслей АПК для достижения более высоких конечных результатов. Для достижения данной цели выделяют следующие основные задачи АПК:

- создание сбалансированного рынка  продовольствия и сельскохозяйственного  сырья для промышленности;

- повышение конкурентоспособности сельского хозяйства и АПК, в целом, на мировом рынке особенно на данной стадии вступления в ВТО;

- более эффективное использование  производственного потенциала во  всех сферах АПК;

- сокращение потерь на стадиях: сельскохозяйственное производство - транспортировка - переработка - торговля;

-   повышение плодородия земель.

Предмет исследования: процесс управления качеством продукции на микроэкономическом уровне.

Объект исследования: Сельскохозяйственных производственный кооператив(СПК) «Ставский» в составе АПК Каменецкого района Брестской области.

Цель курсовой работы: на основе результатов анализа системы управления качеством сельскохозяйственной продукции СПК «Ставский» разработать предложения и рекомендации по повышению качества сельскохозяйственной продукции. Основными задачами по её достижению являются:

- организационно-экономическая характеристика СПК «Ставский»;

- анализ социально-экономических и финансовых показателей и результатов деятельности СПК в динамике;

-  рассмотрение теоретических основ управления качеством продукции;

- характеристика качества продукции как основного фактора конкурентоспособности;

- анализ и оценка действующей системы управления качеством продукции СПК «Ставский», на основе которого разработка предложений и рекомендаций по повышению качества сельскохозяйственной продукции;

-   разработка Программы повышения качества продукции СПК «Ставский».

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

ПРОДУКЦИИ

1.1 Сущность и показатели  качества продукции

 

Можно охарактеризовать качество товаров как совокупность свойств, обуславливающих пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. А свойства товаров, способствующие удовлетворению определенных потребностей, называют потребительскими свойствами. Их можно подразделить на следующие группы, которые представлены на рисунке 1.1.

 

 

Рисунок 1.1 - Структура качества товара, работы, услуги

 

В соответствии с определением Международной организации по стандартизации (ИСО), куда входит и Республика Беларусь, качество – это совокупность свойств и характеристик продукта, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предлагаемые потребности. Будучи продуктом труда, качество товара – категория, неразрывно связанная как со стоимостью, так и с потребительной стоимостью.

В практической деятельности и в теоретических изысканиях нередко становится знак равенства между уровнем качества и техническим уровнем продукции, что методологически неверно. Уровни качества товара:

- Первый уровень – «соответствие стандарту». Качество оценивается как соответствующее либо нет требованиям стандарта;

- Второй уровень – "соответствие использованию". Продукт должен удовлетворять не только обязательным требованиям стандартов, но и эксплуатационным требованиям, чтобы пользоваться спросом на рынке.

- Третий уровень – "соответствие фактическим требованиям рынка". В идеальном варианте это означает выполнение требований покупателей о высоком качестве и низкой цене товара;

- Четвертый уровень – "соответствие латентным (скрытым, неочевидным) потребностям". Предпочтение у покупателей получают товары, обладающие дополнением к другим потребительскими свойствами, удовлетворяющими потребности, которые у потребителей носили неявный характер.

После выбора продуктов, по которым будет проводиться анализ, на основе изучения рынка и требований покупателей определяется номенклатура параметров, участвующих в оценке. При анализе должны использоваться те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар.

По группам параметров (технических и экономических) проводится сравнение для выяснения, насколько параметры близки к соответствующему параметру потребности. В группу технических параметров, используемых при оценке конкурентоспособности, входят параметры назначения, эргономические, эстетические и нормативные параметры.

Параметры назначения характеризуют области применения продукции и функции, которые она обязана выполнять. По ним можно судить о содержании полезного эффекта, достигаемого с помощью использования продукции и конкретных условиях потребления. Параметры назначения подразделяются на:

- классификационные (например, производительность станка);

- конструктивные (характеризуют основные проектно-конструкторские решения, использованные при разработке изделия).

Эргономические параметры показывают продукцию с точки зрения ее соответствия свойствам человеческого организма при выполнении трудовых операций или потреблении.

Эстетические параметры характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, совершенство производственного исполнения продукции стабильность товарного вида. Эти параметры моделируют внешнее восприятие продукции и отражают именно такие ее внешние свойства, которые являются для потребителя наиболее важными.

Нормативные параметры отражают свойства продукции, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами, сертификатами и другими нормативно-законодательными актами.

Таким образом, показатели, которые применяются при оценке качества продукции, работ, услуг на отечественных предприятиях могут быть разделены на следующие  9 групп: Показатели назначения; показатели надежности; показатели технологичности; эргономические показатели; эстетические показатели; показатели стандартизации и унификации; патентно-правовые показатели; экономические показатели; критические показатели.

В настоящее время сформировалась концепция повышения качества продукции, включающая в себя следующие постулаты:

- главная цель – потребитель должен получать только годные изделия, т. е. изделия, соответствующие стандартам;

- отбраковка сохраняется как  один из важных методов обеспечения  качества;

- основные усилия следует сосредоточить  на управлении производственными  процессами, обеспечивая увеличение  процента выхода годных изделий.

Внедрение данной концепции обеспечения качества в практику позволило значительно повысить эффективность производства и обеспечить высокое качество товаров, работ и услуг.

 

1.2 Процесс управления  качеством продукции

 

Под системой менеджмента качества понимается система для установления политики качества, целей качества и для достижения этих целей. Соответственно, менеджмент качества – это полный набор процессов, используемый в системе менеджмента качества. Таким образом, обеспечение качества – все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности, а также подтверждаемые (если это требуется), необходимые для создания достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять требования к качеству.

А управление качеством трактуется как часть менеджмента качества, сфокусированная на выполнении требований качества. То есть это действия, использующие методы и виды деятельности оперативного характера в целях удовлетворения требований к качеству.

Повышение качества – часть менеджмента качества, сфокусированная на увеличении его эффективности и продуктивности.  Повышению качества способствуют мероприятия, предпринимаемые внутри и вне организации с целью повышения эффективности и результативности деятельности и процессов для получения выгоды как для организации, так и для ее потребителей. Приняв данную терминологию, рассмотрим принципы управления качеством. 

Общесистемные принципы управления качеством: целенаправленность,  системность, комплексность,  оптимальность,  плановость, непрерывность, интенсивность, постоянное совершенствование. Это приводит к тому, что в стратегических целях современных организаций акцент делается на качество, обеспечивающее низкую себестоимость продуктов труда и повышенные возможности ценовых маневров фирмы на рынках сбыта.

В конкретной форме цели формулируются в политике фирмы в области качества, определяются и осуществляются общим руководством качеством. Политика в области качества – основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством. Общее руководство качеством – аспект общей функции управления, определяющий и осуществляющий политику в области качества.

Начальной обшей функцией любого управления является планирование. Поэтому значение принципа плановости в управлении качеством очевидно. Планирование качества – часть менеджмента качества, сфокусированная на установление и интерпретацию политики качества, целей качества и требований качества и специфицирующаяся (детально определяющая), как это будет достигнуто.

Информация о работе Анализ системы управления качеством продукции СПК «Ставский»