Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 02:08, курсовая работа
Основу управления персоналом организации в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.
Изменения в экономической и политической системах в нашей стране одновременно несут как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости ее существования, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека. Управление персоналом в такой ситуации приобретает особую актуальность, поскольку позволяет реализовать, обобщить целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учета личного фактора в построении системы управления персоналом организации.
Таким образом, можно отметить, что роль и организационный статус службы управления персоналом на предприятии во многом определяются уровнем организационного и финансового состояния, возможностями потенциальног
Содержание
Введение…...……………………………………………………………………………
3
1
Теоретические аспекты управления персоналом…………….………………..
5
1.1 Понятие системы управления персоналом………………………………………
5
1.2 Организационная структура системы управления персоналом ………………
7
1.3 Служба персонала и ее функции ……………………….……………………….
13
2
Анализ структуры управления персоналом в ООО «Амарант»………………
17
2.1 Общая характеристика предприятия и оценка обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами ……………………………………………………………….
17
2.2 Организационная структура службы управления и деловой оценки персонала ООО «Амарант»……………………………………………………………………….
23
2.3 Процесс управления персонала в ООО «Амарант»…………………………….
29
2.4 Совершенствование процесса управления персонала в ООО «Амарант»…..
33
Заключение……………………………………………………………………………
37
Список использованных источников……...…………………………….....................
39
Приложения……………
41
Содержание
Введение…...……………………………………………… | 3 | |
1 | Теоретические аспекты управления персоналом…………….……………….. | 5 |
1.1 Понятие системы управления персоналом……………………………………… | 5 | |
1.2 Организационная структура системы управления персоналом ……………… | 7 | |
1.3 Служба персонала и ее функции ……………………….………………………. | 13 | |
2 | Анализ структуры управления персоналом в ООО «Амарант»……………… | 17 |
2.1 Общая характеристика предприятия и оценка обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами ………………………………………………………………. |
17 | |
2.2 Организационная структура службы управления и деловой оценки персонала ООО «Амарант»……………………………………………………… |
23 | |
2.3 Процесс управления персонала в ООО «Амарант»……………………………. | 29 | |
2.4 Совершенствование процесса управления персонала в ООО «Амарант»….. | 33 | |
Заключение…………………………………………………… | 37 | |
Список использованных источников……...…………………………….... | 39 | |
Приложения…………………………………………………… | 40 |
Введение
Основу управления персоналом организации в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.
Изменения в экономической и политической системах в нашей стране одновременно несут как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости ее существования, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека. Управление персоналом в такой ситуации приобретает особую актуальность, поскольку позволяет реализовать, обобщить целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учета личного фактора в построении системы управления персоналом организации.
Таким образом, можно отметить, что роль и организационный статус службы управления персоналом на предприятии во многом определяются уровнем организационного и финансового состояния, возможностями потенциального развития организации, а также позицией ее руководства по отношению к кадровой службе. При этом организационная форма оказывает меньшее воздействие на статус системы управления персоналом, чем остальные перечисленные выше факторы. Однако организационная форма влияет на особенности построения системы управления персоналом.
Основными группами функций современных кадровых служб являются аналитическая, связанная с диагностикой кадрового состава, плановая, посредническая, развивающая, консультативная и социально-психологическая.
В настоящее время наша страна находится в условиях поиска путей информатизации общества и вхождения России в мировое информационное пространство. В связи с этим первостепенное значение приобретают вопросы совершенствования информационно-документационных процессов и функционирования служб управления персоналом на конкретных предприятиях, организациях, фирмах.
Информационно-документационное обеспечение управления персоналом любой фирмы рассматривается сегодня как важнейшая обслуживающая функция управления. От её рациональной организации зависит быстрота и оптимальность выбора решения, доведение его до исполнителя, своевременный контроль за исполнением и, в конечном счёте, достижение экономического эффекта в деятельности фирмы, организации, предприятия.
Целью курсовой работы является организационных аспектов управления персоналом.
Предмет – система управления персоналом.
Объект исследования - организационная структура системы управления персоналом ООО «Амарант».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты исследования организационной структуры системы управления персоналом;
- проанализировать действующую организационную структуры системы управления персоналом в ООО «Амарант;
- определить и разработать направления и пути совершенствования системы управления персоналом в ООО «Амарант».
При написании работы были изучены труды специалистов в области документоведения и управления персоналом: профессора Т.В. Кузнецовой, доцента Л.В. Санкиной, к.и.н. С.Л. Кузнецова, старшего преподавателя О. В. Мосягиной, к.и.н. Н.В. Шатиной, старшего преподавателя В.С. Иритиковой.
В процессе подготовки исследования темы были использованы также многочисленные периодические публикации в журналах «Управление персоналом» и «Делопроизводство».
1 Теоретические аспекты управления персоналом
1.1 Понятие системы управления персоналом
Система управления персоналом представляет собой «совокупность целей, функций, организационной структуры управления персоналом, вертикальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки и реализации управленческих решений» [11, с.96]. Система управления персоналом организации включает подсистему линейного руководства, а также ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций (Рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 - Состав подсистем системы управления персоналом организации
Подсистема линейного руководства осуществляет управление организацией в целом, управление отдельными функциональными и производственными подразделениями. Функции этой подсистемы выполняют: руководитель организации, его заместители, руководители функциональных и производственных подразделений, их заместители, мастера, бригадиры.
Подсистема планирования и маркетинга персонала выполняет следующие функции: разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом, анализ кадрового потенциала, анализ рынка труда, организация кадрового планирования, планирование и прогнозирование потребности в персонале. Организация рекламы, поддержание взаимосвязи с внешними источниками, обеспечивающими организацию кадрами. Данные функции в организации выполняют директор по управлению персоналом и его заместитель - начальник отделов кадров (служб персонала), а также - менеджер по маркетингу.
Подсистема управления наймом и учетом персонала осуществляет: организацию найма персонала, организацию собеседования, оценки, отбора и приема персонала, учет приема, перемещений, поощрений и увольнения персонала, профессиональную ориентацию и организацию рационального использования персонала, управление занятостью, документационное обеспечение системы управления персоналом. В организации данные функции могут выполняться инспекторами отделов кадров.
Подсистема управления трудовыми отношениями проводит: «анализ регулирования групповых и личностных взаимоотношений, анализ и регулирование отношений руководства, управление производственными конфликтами и стрессами, социально-психологическую диагностику, соблюдение этических норм взаимоотношений, управление взаимодействием с профсоюзами» [2,с.54]. Реализация данных функций осуществляется психологом предприятия.
Подсистема обеспечения нормальных условий труда выполняет такие функции, как соблюдение требований психофизиологии и эргономики труда, соблюдение требований технической эстетики, охраны труда и окружающей среды. В организации, как правило, данные функции реализуются через инженера по технике безопасности.
Подсистема управления развитием персонала осуществляет: обучение, переподготовку и повышение квалификации, введение в должность и адаптацию новых работников, оценку кандидатов на вакантную должность, текущую периодическую оценку кадров, организацию рационализаторской и изобретательской деятельности, реализацию деловой карьеры и служебно-профессионального продвижения, организацию работы с кадровым резервом.
Подсистема управления мотивацией и стимулированием труда персонала выполняет следующие функции: управление мотивацией и стимулированием трудового поведения, нормирование и тарификация трудового процесса, разработка систем оплаты труда, разработка форм участия персонала в прибылях и капитале, разработка форм морального стимулирования персонала, организация нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом.
Подсистема управления социальным развитием осуществляет: «организацию общественного питания, управление жилищно-бытовым обслуживанием, развитием культуры и физического воспитания, обеспечение охраны здоровья и отдыха, обеспечение детскими учреждениями, управление социальными конфликтами и стрессами, организацию продажи продуктов питания и товаров народного потребления, организацию социального страхования» [3, с. 322].
Подсистема развития организационной структуры управления выполняет такие функции, как анализ сложившейся организационной структуры управления, разработка штатного расписания, формирование новой оргструктуры управления, разработка и реализация рекомендаций по развитию стиля и методов руководства.
Подсистема правового обеспечения системы управления персоналом осуществляет: решение правовых вопросов трудовых отношений, согласование распорядительных и иных документов по управлению персоналом, решение правовых вопросов хозяйственной деятельности, проведение консультаций по юридическим вопросам.
Подсистема информационного обеспечения системы управления персоналом выполняет следующие функции: ведение учета и статистики персонала, информационное и техническое обеспечение системы управления персоналом, обеспечение персонала научно-технической информацией, организация работы органов массовой информации организации, проведение патентно-лицензионной деятельности.
1.2 Организационная структура системы управления персоналом
Организационная структура системы управления персоналом – это «совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений» [4, с. 177].
Организационная структура отражает сложившееся разделение прав, полномочий, ролей и видов деятельности персонала, объединение их в рамках подразделений различных уровней управления, интеграцию этих подразделений в единое целое. Организационные структуры системы управления персоналом по подобию оргструктур управления организацией также подразделяются на несколько типов, каждый из которых отражает подход, заложенный в построении оргструктуры управления организации в целом. Чаше всего в практике встречаются элементарная, линейная, функциональная и матричная структуры.
Элементарная организационная структура управления персоналом отражает двухуровневое руководство, которое может существовать в небольших организациях или в различных отделениях и филиалах крупных организаций. При такой структуре управления персоналом выделяются верхний уровень (руководитель) и нижний уровень (исполнитель) (Рисунок 1.2).
Рисунок 1.2 - Схема элементарной организационной структуры управления персоналом
Для элементарных организационных структур характерно то, го они позволяют работникам быстро принимать решения, оперативно реагировать на изменения во внешней среде и обеспечить неформальный подход к мотивированию и контролю за деятельностью персонала. Это, несомненно, дает организации определенные преимущества. В то же время элементарные оргструктуры раскрывают простор для волюнтаризма руководителя и сосредоточивают его внимание на текущих делах, не давая возможности заниматься решением стратегических вопросов.