Анализ управления производственной деятельностью ГК «Клен»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 11:29, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа посвящена исследованию теоретических и практических аспектов производственной стратегии предприятия, анализу существующих проблем и перспектив развития системы управления производственной стратегией отечественного производителя, определению научной оценки и представлению конкретных предложений по совершенствованию системы управления производственной деятельности исследуемого предприятия, выявлению резервов и повышения эффективности использования производственных ресурсов, разработки инновационной деятельности ГК «Клен».

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты производственной стратегии предприятия
1.1 Производственная стратегия как экономическая категория
1.2 Система управления производственной деятельностью предприятия: функции и задачи
1.3 Технология производственной стратегии предприятия
2 Анализ управления производственной деятельностью ГК «Клен»
2.1 Оценка производственной стратегии предприятия
2.2 Анализ производственных показателей ГК «Клен»
2.3 Оценка инновационных возможностей предприятия
3 Разработка производственной стратегии предприятия
3.1 Направления совершенствования системы управления производственной деятельностью ГК «Клен»
3.2 Резервы повышения эффективности использования производственных ресурсов
3.3 Разработка направлений инновационной деятельности предприятия
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

КР.docx

— 88.97 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 1.1 – Факторы, влияющие на отдельные стадии внедрения производственной стратегии предприятия [39, с.185]

Внутренние и внешние факторы

Степень влияния факторов на разных этапах проекта

Начальная

Разработ-ка

Реализа-ция

Заверше-ние

Внутренние факторы

Сложность четкого определения приоритетов, критериев, требований и реальных начальных условий

СЭ, Т

Т

Т

Т

Сложность определения предметной области проекта, ее реальных границ, состава участников и временных рамок

СЭ, О, Т

О, Т

Т

Т

Сложность определения области допустимых решений, выбора лучших альтернатив концепции проекта, их проектного анализа

СЭ, О, Т

Т

   

Необходимость моделирования макроэкономических социально-экономических процессов осуществления инновационных проектов с учетом неопределенности в условиях повышенного риска и неполноты исходных данных

СЭ

СЭ, Т

СЭ

СЭ

Необходимость новых форм и методов планирования, контроля, регулирования, обеспечение координации и взаимодействия частей проекта и его участников

СЭ

СЭ, Т

СЭ, Т

 

Необходимо обеспечение устойчивого функционирования, мониторинга и актуализации проекта с учетом его прогресса, изменений окружения, целей, ограничений и т.д. при определении состава и формировании рабочей группы

СЭ

СЭ

СЭ, О

СЭ

Необходимость учета «человеческого фактора» внутри и вне проекта, обеспечение объективной оценки результатов, учета общественного мнения в процессе всего жизненного цикла проекта, в том числе при переходе к очередным этапам

СЭ

СЭ

СЭ

СЭ

Сложность объективной оценки и однозначной интерпретации промежуточных и конечных результатов

СЭ, Т

СЭ

   

Внешние факторы

Необходимость определения начальных внешних условий с учетом индивидуальной предыстории, внешних ограничений и требований к результатам, времени, ресурсам, экологии и т.д.

СЭ, Т

Т

Т

Т

Необходимость учета исторических, культурных особенностей внешней среды и менталитета населения

СЭ, Т

Т

   

Необходимость учета связей с другими проектами и внешним миром в условиях неопределенности внешнего окружения

СЭ, Т

Т

Т

Т

Необходимость учета и оценки возможных последствий реализации проекта

СЭ, Т

Т

Т

Т

Необходимость анализа и обобщения отечественного и мирового опыта

СЭ, Т

СЭ

СЭ

СЭ


 

Факторы, учитывающиеся при формировании производственной стратегии предприятия: Т – технические; О – организационные; СЭ – социально-экономические стадии формирования производственной стратегии предприятия.

В силу того, что при обосновании решений по производственным проектам необходима высокая степень точности и надежности оценок, вариантный подход и проведение сравнительного анализа различных решений, необходимо постоянно оценивать ход этапов выполнения стратегии и вносить необходимые коррективы в стратегию и процесс ее реализации на различных этапах по следующим направлениям [6, с.126]:

  • пересмотр бюджета;
  • изменение внутренней и внешней политики предприятия;
  • реорганизация;
  • пересмотр стратегии управления персоналом;
  • улучшение внутрифирменной культуры;
  • изменение технологии предоставления услуг предприятия;
  • создание более взаимовыгодных и эффективных условий работы с партнерами предприятия и др.

При этом следует ориентироваться на опыт успешно реализованных проектов, где как возможные варианты можно рассматривать следующие концепции стратегического развития и управления предприятия в соответствии со стоящими перед ним задачами и целями.

Управление стратегией производства включает также этапы-стадии:

  • анализ текущего состояния дел;
  • определение конечной цели и составление плана проведения реформ;
  • подключение к работе необходимого количества сотрудников;
  • отслеживание и закрепление полученных результатов [19, с.254].

Дадим пояснения, что понимается под низким, средним и высоким качеством управления на различных этапах формирования производственной стратегии предприятия. Для этого в каждом контуре этапа управления выделим наиболее значимые элементы управления и определим их значения при низком, среднем и высоком уровнях качества на различных этапах управления компанией.

Параметрическое представление этих этапов стратегического управления приведено в таблице 1.2.

 

Таблица 1.2 – Определение уровней качества системы управления

Контур этапа управления

Качество управления на этапе

Низкое

Среднее

Высокое

Стратегическое управление

Стратегический анализ

 

Практически не проводится, руководство полагается на интуицию и результаты прошлых периодов

Проводится формально и нерегулярно, на стратегических сессиях, ограничивается, как правило, проведением SWOT-анализа

Стратегический анализ проводится регулярно, применяются различные методы и модели с использованием программных систем

Миссия предприятия

Миссия не объявлена или формально объявлена, как правило, на стратегической сессии в результате «мозгового штурма». Не в полной мере отражает действительность

Миссия определена и объявлена, из нее вытекают цели предприятия, однако непосредственно с корпоративной стратегией не связана, не воздействует на оперативную деятельность предприятия, регулярно не обновляется

Миссия  
четко сформирована и взаимообусловлена целями и корпоративной стратегией, определяет оперативную деятельность предприятия и регулярно корректируется

Главная стратегическая цель

Главная стратегическая цель предприятия определена на уровне бизнес-идеи, корректируется по потребностям текущей деятельности или объявлена декларативно

Главная стратегическая цель вытекает из миссии и определена как цель внутрихозяйствен-ной и финансовой деятельности (например, максимизация экономической прибыли), или как цель операционного менеджмента (например, максимизация объема продаж продукции)

Главная стратегическая цель предприятия взаимоувязана с миссией и отражает максимизацию благосостояния собственников

 

Организационная структура предприятия

Производственные и управленческие функции распределены между сотрудниками нечетко. Бизнес-процессы носят неустойчивый характер. Управление построено как реакция на свершившиеся события

Формализация структур управления бизнесом

Оптимизация бизнес-процессов

Финансовая система предприятия

Объявлена декларативно

Финансовая система построена по центрам финансового учета и отчетности в соответствии с иерархией подразделений предприятия

Финансовая система построена по центрам финансового учета и отчетности по всем видам деятельности (например, по проектам, продуктам и услугам и др.)

Планирование оперативной деятельности

Оперативное планирование деятельности «от текущих результатов прошлого»

Построена жесткая система бюджетирования с применением простейших программных систем. Консолидация финансовой информации по предприятиям компанией проводится путем сведения незавершенных балансов и интуитивного распределения финансовых инвестиций

Построена гибкая система бюджетирования с применением программных систем с прогнозными и аналитическими моделями. Консолидация финансовой информации по предприятиям предприятия проводится с применением программных систем

 

Контроль и регулирование

Руководитель единолично осуществляет контроль деятельности управленческого аппарата и производства. Бухгалтерский учет ведется в основном в интересах налогового учета. Управленческий учет примитивен – на уровне проверки факта наличия ликвидных средств

Контроль и регулирование частично делегируется менеджменту предприятия. Заложены основы управленческого учета

Единая система сбалансированных показателей. Бухгалтерский учет осуществляется в полном объеме налогового, финансового и управленческого учетов


 

В настоящее время многие предприятия ограничиваются внедрением программного обеспечения функций оперативной деятельности. Как правило, руководство предприятия считает достаточным внедрение систем ERP-класса (на начальных этапах), CRM-класса (на конечных этапах) и т.п. Внедрив одну из подобных систем, руководство предприятия получает, в основном, «прозрачную» информацию по задачам учета и отчетности на этапах формирования производственной стратегии предприятия, но крайне редко – аналитические данные для принятия управленческих решений по конкретному этапу формирования производственной стратегии предприятия.

Система этапов стратегического управления производством представляет собой комплекс взаимосвязанных процессов управления производственной и иными видами деятельности предприятия.

Поэтапное планирование в таких системах, в лучшем случае, реализуется как производственное, операционное. Такой перекос приводит к проблемам управления компанией.

В заключении необходимо сказать о значимости перечисленных этапов. Безусловно, размер вклада разных факторов в управление предприятия неодинаков. Однако, это не говорит о том, что предприятие, акцентируя внимание на одних этапах и забывая другие, может постоянно увеличивать свою конкурентоспособность [17]. Все названные этапы являются значимыми. Более того, развитие всех трех групп обеспечит стабильный рост производственной конкурентоспособности предприятия.

 

1.2 Система управления производственной  деятельностью предприятия: функции  и задачи

 

В системе управления производственной деятельностью функция контроля (дискриминатор) связана через свои входные каналы (сенсоры) с выходом (результатом производственной деятельности). Это функция сравнения фактического результата с плановым, который определяет менеджмент организации. Принятие решения по устранению отклонений является обязанностью руководителей менеджмента первого уровня (блок формирования решения). Корректирующей воздействие используется для надлежащей модификации в следующем цикле деятельности производственной системы.

Итак, управляющая система включает в себя следующие стадии процесса управления:

  • планирование (задатчик цели);
  • руководство (блок формирования решений);
  • организацию выполнения решений (эффектор);
  • управленческий учет (сенсор);
  • контроль (дискриминатор).

Основными задачами управления производственной деятельностью предприятия являются:

  • определение меры ответственности и объема делегирования полномочий в процессе текущей работы;
  • установление степени отчуждения на различных стадиях технологического процесса;
  • оценка эффективности централизации и децентрализации в принятии решений;
  • создание новой структуры управления производственной деятельностью;
  • введение единых стандартов качества для всех видов производств;
  • организация контроля качества сырья и готовой продукции;
  • разработка и внедрение регламента планирования производства и обеспечения;
  • запуск новых производств.

Среди функций управления производственной деятельностью предприятия выделяют следующие основные:

  • внутрифирменное планирование;
  • функция организации;
  • функция мотивации;
  • функции учета, контроля и анализа.

В жизни деловых организаций планирование является обязательной функцией, предшествующей дополняющим ее функциям организации, мотивации и контроля. Обычно признается, что планирование – неотъемлемая функция управления на всех уровнях организации.

Планирование – это проектирование желаемого будущего и эффективных путей его достижения. Ясно, что оно представляет собой процесс принятия решений. Столь же ясно, что не всякое принятое решение есть планирование. Планирование, по мнению Р. Акоффа, специфично в четырех отношениях:

  • планирование осуществляется перед тем, как начать действовать, т.е. планирование – это предварительное принятие решений;
  • потребность в планировании возникает тогда, когда достижение желаемого состояния зависит от целого набора взаимосвязанных решений, т.е. от системы решений;
  • планирование является не единовременным актом, а процессом, не имеющим ясно выраженного начала и конца;
  • процесс планирования направлен на достижение такого состояния в будущем, которое желательно, но от которого нельзя ожидать, что оно возникнет само собой.

Суммируя все вышесказанное, можно дать следующее определение: планирование – это процесс заблаговременного принятия и оценки взаимосвязанной совокупности решений в ситуации, когда предполагается, что желаемое состояние в будущем вряд ли наступит, если не принять специальных мер, и что, приняв соответствующие меры, можно увеличить вероятность благоприятного исхода.

Функция организации состоит в том, чтобы заблаговременно иметь все необходимое для выполнения плана. Другими словами, она заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями предприятия, а также личными и материально-вещественными факторами производства.

В производственной системе организационная деятельность охватывает три взаимосвязанные сферы:

  1. организацию материально-вещественных факторов производства;
  2. организацию труда;
  3. организацию управления.

Мотивация рассматривается как процесс, но теоретически может быть представлена в виде следующих этапов:

    • выявление потребностей работника, а также интересов, желаний, стремлений, ценностей, ценностных ориентаций, идеалов, собственно мотивов, определяющих поведение личности;
    • поиск путей удовлетворения потребностей, интересов, желаний и т.д. (процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется процессом стимулирования);
    • оценка экономической и социальной эффективности мотивации.

Учет как функция управления производственной деятельностью имеет целью сбор и обработку экономической информации, и принятие на ее основе управленческих решений. Важная функция учета – разработка стандартной системы учета и отчетности.

Контроль, с точки зрения менеджмента, охватывает всю производственную систему с целью выполнения фирмой своих обязательств перед потребителями и достижения собственных целей: поставлять товары в соответствии с договорами, получая при этом планируемую прибыль.

Контроль – это процесс проверки и сопоставления фактических результатов с заданными. В частности, подлежит контролю выполнение всех плановых показателей – как собственных, так и тех разделов планов, за выполнение которых менеджер несет ответственность, а именно:

  • задачи подразделений и организации в целом;
  • программы как планируемые, так и выполняемые;
  • нормативы по качеству и количеству труда;
  • правила работы подразделений и организации в целом;
  • процедуры, главным образом обязательные для подразделения, а также действующие в организации в целом;
  • методы выполнения задач, поставленных перед подразделением;
  • сметы, включая программы сбыта, сметы текущих расходов, капитальных вложений, затрат на приобретение материалов и комплектующих изделий.

Информация о работе Анализ управления производственной деятельностью ГК «Клен»