Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 12:02, курсовая работа
Теория управления фирмой имеет большое значение для правильной организации функционирования предприятия. Менеджмент-это деятельность специалистов-менеджеров, которые на основе разрабатываемых ими планов, определяют, кто, что, когда и сколько должен делать, как это делать, с кем вместе это делать, какова мотивация процесса труда и, наконец, какой должна быть система контроля. Менеджмент – это организация и управление работой людей.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления предприятием в условиях рыночной экономики
1.1. Понятие, механизм, задачи и система управления предприятием в рыночной среде 5
1.2. Концепции, принципы и функции управления предприятием 8
1.3. Роль функций управления в деятельности организации 13
Глава 2. Особенности управления предприятием
на примере ЗАО «Шоро»
2.1. Краткая характеристика предприятия 16
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 21
2.3. Анализ функций управления в ЗАО «Шоро» 27
Глава 3. Проблемы и перспективы управления ЗАО «Шоро»
3.1. Проблемы функций управления в ЗАО «Шоро» 31
3.2. Пути совершенствования функций управления в ЗАО «Шоро» 33
Заключение 38
Список литературы 40
План:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления предприятием в условиях рыночной экономики
1.1. Понятие, механизм, задачи и система управления предприятием в рыночной среде 5
1.2. Концепции, принципы и функции управления предприятием 8
1.3. Роль функций управления в деятельности организации 13
Глава 2. Особенности управления предприятием
на примере ЗАО «Шоро»
2.1. Краткая характеристика
2.2. Анализ финансово-
2.3. Анализ функций управления в ЗАО «Шоро» 27
Глава 3. Проблемы и перспективы управления ЗАО «Шоро»
3.1. Проблемы функций управления в ЗАО «Шоро» 31
3.2. Пути совершенствования
Заключение 38
Список литературы 40
Введение
Теория управления фирмой имеет большое значение для правильной организации функционирования предприятия. Менеджмент-это деятельность специалистов-менеджеров, которые на основе разрабатываемых ими планов, определяют, кто, что, когда и сколько должен делать, как это делать, с кем вместе это делать, какова мотивация процесса труда и, наконец, какой должна быть система контроля. Менеджмент – это организация и управление работой людей.
Структурные сдвиги, происходящие
в экономике Кыргызстана,
Одним из важнейших требований функционирования организаций является адекватность структуры и методов управления параметрам предприятия и сложности взаимодействия объективно-субъективных факторов подвижности характеристик организации и ее внешней среды.
Особое значение имеют эти
проблемы для торговых
Актуальность. Сегодня для принятия эффективных и грамотных управленческих решений в условиях столь динамичного развития рынка предприятию необходимо рассматривать целый комплекс экономических показателей, чётко отражающих сложившуюся ситуацию, как на самом предприятии, так и вне него. Главнейшей задачей управления предприятием должно быть обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя, в соединении с максимальным благосостоянием для каждого занятого в предприятии работника. Учитывая практическую значимость системы управления на предприятии и эффективности хозяйственной деятельности предприятия в рыночных условиях, тема курсовой работы является для республики крайне актуальной.
Цель курсовой работы заключается в изучении существующих разработок по вопросам построения организаций, анализу функций управления на предприятии, определении основных направлений их совершенствования, применение системного подхода к функции организации, анализе действующих структур и поиске путей их оптимизации. Сбор и последующий анализ информации (по всем направлениям, не только экономическим) считаю наиболее важным вопросом в управлении, так как принятие своевременных и грамотных управленческих решений не представляется возможным и сколько-нибудь успешным в отсутствие данных о финансовом состоянии предприятия.
Задачами работы являются:
- рассмотрение сущности, функций и принципов управления предприятием;
- анализ функций управления предприятием на примере ЗАО «Шоро»;
- выявить проблемы и
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы управления предприятием в условиях рыночной экономики
1.1. Понятие, механизм, задачи и система управления предприятием в рыночной среде
Управление на фирме выражается в осуществлении определенных действий, направленных на достижение поставленных целей.
Слаженная работа фирмы обеспечивается механизмом управления.
Механизм управления фирмой – это иерархическая система административных органов и управленческих структур, при помощи которых согласованно решаются основные задачи и достигаются цели, стоящие перед фирмой, устанавливаются внутренние связи, осуществляется контроль исполнения, используются рычаги воздействия, охватывающие деятельность всех звеньев и работников фирмы1.
Механизм управления включает следующие компоненты2:
- основные принципы управления, нацеленные на решение задач, стоящих перед управляемым объектом;
- функциональную структуру
- экономические и юридические законы и ограничения.
Управление фирмой призвано обеспечить достижение поставленных целей и задач.
На уровне каждой отдельно взятой фирмы решаются две основные задачи:
- экономическая (получение и наращивание дохода);
- социальная (обеспечение нормальных условий труда и заработной платы персонала).
Основные задачи управления фирмой3:
• разработка и обоснование эффективного стратегического курса, целей и направлений деятельности фирмы на долгосрочную перспективу;
• ранжирование общих направлений и доведение их до уровня текущего и оперативного управления;
• набор кадров, их расстановка, распределение обязанностей и регулирование численности, профессионального состава и оплаты труда;
• организация исполнения установленных функций и заданий;
• организация надежного и
• оперативное и повседневное регулирование деятельности фирмы и ее структурных подразделений;
• повышение эффективности
Система управления — это система, в которой основных процессом является процесс управления. Процесс управления как в общем случае, так и в случае управления фирмой основан на воздействии, а точнее, на управленческом воздействии.
И здесь различают управляющую и управляемую подсистемы. Система, формирующая управляющее воздействие, называется управляющей подсистемой (руководств фирмы). Система, «испытывающая» на себе внешние воздействия, называется управляемой подсистемой (производство, сбыт, персонал и т. д.). Обе эти системы в совокупности образуют новую систему – систему управления.
Управление предприятием как вид профессионально деятельности базируется на обоснованном применении управленческих технологий. Управленческая технология – это искусство, мастерство и умение осуществлять управленческое воздействие для достижения поставленных целей4.
Управленческая технология включает:
- методы и средства сбора и обработки информации;
- приемы эффективного
- принципы, законы и закономерности организации и управления;
- системы контроля.
Таким образом, можно отметить, что
разделение труда по мере развития
производственных отношений привело
к выделению специфических
Менеджмент (управление) — воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия.
Управление осуществляется в рамках единого процесса управления (кольца управления), что показано на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Кольцо управления
В целом, можно сделать вывод, что общее управление предприятия состоит в его структуризации, организации деятельности, планировании, управлении персоналом, контроле, учете и анализе результатов деятельности.
1.2. Концепции, принципы и функции управления предприятием
Ф. Котлер выделяет пять основных концепций, на основе которых коммерческие предприятия могут организовывать свою коммерческую деятельность5:
1. концепцию совершенствования производства. Эта концепция утверждает, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене, а, следовательно, руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения;
2. концепцию совершенствования товара, согласно которой потребители будут склонны покупать товары, имеющие наивысшее качество, лучшие эксплуатационные свойства и характеристики, а, следовательно, организация должна сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара;
3. концепцию интенсификации
4. концепцию маркетинга. По этой
концепции, залогом достижения
целей предприятия являются
5. концепцию социально-
Принципы управления (менеджмента) - это основополагающие начала (система требований и руководящих положений, норм, правил), определяющие структуру и функционирование всей системы управления. Они отражают основные, существенные черты той экономической системы, в которой действуют, обусловлены производственными отношениями, господствующими в обществе.
Зарубежные и отечественные авторы выделяют три группы принципов менеджмента: общие и социально-функциональные, определяющие взаимоотношения в коллективе, способствующие формированию руководителя.
К первой группе относят маркетинговый менеджмент, принцип прибыльности, научности и плановости, а также научной организации управленческого труда, компьютеризации, инновации и др. Несмотря на их разноплановость, каждый из них в определенной мере отражает особенности рынка. Так, на современном этапе прибыльность следует определять не столько количеством продукции (работ, услуг), сколько ее качеством и повышением производительности труда. Маркетинговый менеджмент направлен на изучение рынка сбыта и определяет современное состояние предприятия, возможность его существования в будущем.
Принципы, определяющие взаимоотношения между членами производственного коллектива, между руководителями и подчиненными ориентированы на человека и связаны с понятием человеческого фактора (человеческих отношений) относятся ко второй группе. К ним относят: партнерство, означающее замену довольно жестких отношений подчиненности отношениями, построенными на уважительности и доверии руководителя к подчиненному, умеющему (как и менеджер) выполнять свои обязанности; а также создание соответствующих условий труда подчиненным и использование мер поощрения (материальных, моральных, социальных), поддержание нормального психологического климата в коллективе, др. Принципы этой группы направлены на гуманизацию менеджмента, приоритет человека в производстве и управлении, сплочение людей вокруг общей цели, а также на то, чтобы сделать их способными к совместной деятельности, сгладить присущие им слабости и недостатки, развивать чувства собственного достоинства и самоуважения.
Третья группа включает принципы, относящиеся к формированию личности руководителя, его активности и порядочности, знаниям, опыту и образованию, а также к его взаимоотношениям с подчиненными. В общении с сотрудниками он должен: не отказываться от личной ответственности, не препятствовать дальнейшему повышению их квалификации и выявлению талантов, не требовать того, чем подчиненные не обладают, не руководить всеми сотрудниками одинаково, не манипулировать ими и относиться с уважением к каждому из них.
Функции управления – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами6.
Чаще всего выделяются следующие шесть основных функций управления:
• организация производства представляет собой процесс формирования элементов и связей управляющей и управляемой систем, выбор методов и способов воздействия как к предприятию в целом, так и к отдельным производственным звеньям и отдельным исполнителям;
• планирование и прогнозирование — это определение цели развития предприятия как на длительную перспективу, так и в краткосрочном периоде, разработка программы, плана действий с различной степенью детализации и на разные периоды времени; основой для решения задач планирования являются технико-экономические показатели работы предприятия в целом и его структурных подразделений, календарно-плановое движение производства, ресурсного обеспечения и т.д.;
• учет, контроль и анализ — установление, фиксирование и проверка соответствия хода выполнения производственной программы и плановых показателей, выявление, обобщение, анализ и оценка появляющихся отклонений от плановых показателей и доведение этой информации до руководителей предприятия, его подразделений и функциональных служб в целях своевременной подготовки управленческих решений по регулированию процессов производства и реализации продукции;