Анализ функций управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 12:02, курсовая работа

Краткое описание

Теория управления фирмой имеет большое значение для правильной организации функционирования предприятия. Менеджмент-это деятельность специалистов-менеджеров, которые на основе разрабатываемых ими планов, определяют, кто, что, когда и сколько должен делать, как это делать, с кем вместе это делать, какова мотивация процесса труда и, наконец, какой должна быть система контроля. Менеджмент – это организация и управление работой людей.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы управления предприятием в условиях рыночной экономики
1.1. Понятие, механизм, задачи и система управления предприятием в рыночной среде 5
1.2. Концепции, принципы и функции управления предприятием 8
1.3. Роль функций управления в деятельности организации 13

Глава 2. Особенности управления предприятием
на примере ЗАО «Шоро»
2.1. Краткая характеристика предприятия 16
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 21
2.3. Анализ функций управления в ЗАО «Шоро» 27

Глава 3. Проблемы и перспективы управления ЗАО «Шоро»
3.1. Проблемы функций управления в ЗАО «Шоро» 31
3.2. Пути совершенствования функций управления в ЗАО «Шоро» 33

Заключение 38

Список литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

Теоретические основы управления предприятием.doc

— 373.50 Кб (Скачать файл)

План:

 

Введение 3

 

Глава 1. Теоретические  основы управления предприятием в условиях рыночной экономики

1.1. Понятие, механизм, задачи и система управления предприятием в рыночной среде 5

1.2. Концепции, принципы и функции управления предприятием 8

1.3. Роль функций управления в деятельности организации 13

 

Глава 2. Особенности управления предприятием

на примере ЗАО «Шоро»

2.1. Краткая характеристика предприятия 16

2.2. Анализ финансово-хозяйственной  деятельности предприятия 21

2.3. Анализ функций управления в ЗАО «Шоро» 27

 

Глава 3. Проблемы и перспективы  управления ЗАО «Шоро»

3.1. Проблемы функций управления  в ЗАО «Шоро» 31

3.2. Пути совершенствования функций  управления в ЗАО «Шоро» 33

 

Заключение 38

 

Список литературы 40

 

 

 

 

 

 

Введение

Теория управления фирмой имеет большое значение для правильной организации функционирования предприятия. Менеджмент-это деятельность специалистов-менеджеров, которые на основе разрабатываемых ими планов, определяют, кто, что, когда и сколько должен делать, как это делать, с кем вместе это делать, какова мотивация процесса труда и, наконец, какой должна быть система контроля. Менеджмент – это организация и управление работой людей.

 Структурные сдвиги, происходящие  в экономике Кыргызстана, динамизм  внешнего окружения организаций неминуемо ведут к усложнению задач управления и требуют применения новых форм и методов управления. Образуется жесткая цепь причинно-следственных связей развивающихся организаций: новые условия обязывают новые формы разделения труда это ведет к новым требованиям к структуре и режимам функционирования систем управления, экономическому механизму хозяйствования.

Одним из важнейших требований функционирования организаций является адекватность структуры и методов управления параметрам предприятия и сложности взаимодействия объективно-субъективных факторов подвижности характеристик организации и ее внешней среды.

 Особое значение имеют эти  проблемы для торговых предприятий,  организационная структура управления  которых построена в основном, по методу аналогии и представляет собой комбинацию устаревших линейных и функциональных связей.

Актуальность. Сегодня для принятия эффективных и грамотных управленческих решений в условиях столь динамичного развития рынка предприятию необходимо рассматривать целый комплекс экономических показателей, чётко отражающих сложившуюся ситуацию, как на самом предприятии, так и вне него. Главнейшей задачей управления предприятием должно быть обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя, в соединении с максимальным благосостоянием для каждого занятого в предприятии работника. Учитывая практическую значимость системы управления на предприятии и эффективности хозяйственной деятельности предприятия в рыночных условиях, тема курсовой работы является для республики крайне актуальной.

 Цель   курсовой работы  заключается в изучении существующих разработок по вопросам построения организаций, анализу функций управления на предприятии, определении основных направлений их совершенствования, применение системного подхода к функции организации, анализе действующих структур и поиске путей их оптимизации. Сбор и последующий анализ информации (по всем направлениям, не только экономическим) считаю наиболее важным вопросом в управлении, так как принятие своевременных и грамотных управленческих решений не представляется возможным и сколько-нибудь успешным в отсутствие данных о финансовом состоянии предприятия.

Задачами работы являются:

- рассмотрение сущности, функций  и принципов управления предприятием;

- анализ функций управления предприятием на примере ЗАО «Шоро»;

- выявить проблемы и перспективы  функций управления в ЗАО «Шоро».

             Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы управления предприятием в условиях рыночной экономики

 

1.1. Понятие, механизм, задачи и система управления предприятием в рыночной среде

Управление на фирме выражается в осуществлении определенных действий, направленных на достижение поставленных целей.

 Слаженная работа фирмы обеспечивается механизмом управления.

Механизм управления фирмой – это  иерархическая система административных органов и управленческих структур, при помощи которых согласованно решаются основные задачи и достигаются цели, стоящие перед фирмой, устанавливаются внутренние связи, осуществляется контроль исполнения, используются рычаги воздействия, охватывающие деятельность всех звеньев и работников фирмы1.

Механизм управления включает следующие  компоненты2:

- основные принципы управления, нацеленные на решение задач, стоящих перед управляемым объектом;

- функциональную структуру органов  управления;

- экономические и юридические  законы и ограничения.

Управление фирмой призвано обеспечить достижение поставленных целей и  задач.

На уровне каждой отдельно взятой фирмы решаются две основные задачи:

- экономическая (получение и  наращивание дохода);

- социальная (обеспечение нормальных  условий труда и заработной  платы персонала).

Основные задачи управления фирмой3:

• разработка и обоснование эффективного стратегического курса, целей и направлений деятельности фирмы на долгосрочную перспективу;

• ранжирование общих направлений  и доведение их до уровня текущего и оперативного управления;

• набор кадров, их расстановка, распределение  обязанностей и регулирование численности, профессионального состава и оплаты труда;

• организация исполнения установленных  функций и заданий;

• организация надежного и постоянного  контроля за качеством и своевременностью выполнения заданий и обязанностей каждым работником фирмы;

• оперативное и повседневное регулирование  деятельности фирмы и ее структурных подразделений;

• повышение эффективности деятельности фирмы за счет обеспечения конкурентоспособности  и увеличения объемов выпуска  и сбыта продукции.

Система управления — это система, в которой основных процессом является процесс управления. Процесс управления как в общем случае, так и в случае управления фирмой основан на воздействии, а точнее, на управленческом воздействии.

И здесь различают управляющую  и управляемую подсистемы. Система, формирующая управляющее воздействие, называется управляющей подсистемой (руководств фирмы). Система, «испытывающая» на себе внешние воздействия, называется управляемой подсистемой (производство, сбыт, персонал и т. д.). Обе эти системы в совокупности образуют новую систему – систему управления.

Управление предприятием как вид  профессионально деятельности базируется на обоснованном применении управленческих технологий. Управленческая технология – это искусство, мастерство и  умение осуществлять управленческое воздействие для достижения поставленных целей4.

Управленческая технология включает:

- методы и средства сбора  и обработки информации;

- приемы эффективного воздействия  на работников;

- принципы, законы и закономерности  организации и управления;

- системы контроля.

Таким образом, можно отметить, что  разделение труда по мере развития производственных отношений привело  к выделению специфических трудовых процессов — процессов управления.

Менеджмент (управление) — воздействие  одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия.

Управление осуществляется в рамках единого процесса управления (кольца управления), что показано на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Кольцо управления

 

В целом, можно сделать вывод, что  общее управление предприятия состоит в его структуризации, организации деятельности, планировании, управлении персоналом, контроле, учете и анализе результатов деятельности.

 

 

1.2. Концепции, принципы и функции управления предприятием

Ф. Котлер выделяет пять основных концепций, на основе которых коммерческие предприятия  могут организовывать свою коммерческую деятельность5:

1. концепцию совершенствования производства. Эта концепция утверждает, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене, а, следовательно, руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения;

2. концепцию совершенствования  товара, согласно которой потребители  будут склонны покупать товары, имеющие наивысшее качество, лучшие  эксплуатационные свойства и  характеристики, а, следовательно,  организация должна сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара;

3. концепцию интенсификации коммерческих  усилий, в соответствии с которой  потребители не будут покупать  товары предприятия в достаточных  количествах, если оно не предпримет  существенных мер в сфере сбыта и стимулирования;

4. концепцию маркетинга. По этой  концепции, залогом достижения  целей предприятия являются определение  нужд и потребностей целевых  рынков и обеспечение желаемой  удовлетворенности более эффективными  и более продуктивными, чем у конкурентов, способами;

5. концепцию социально-этического  маркетинга, которая утверждает, что  задача предприятия состоит в  установлении нужд, потребностей  и интересов целевых рынков  и обеспечении желаемой удовлетворенности  более эффективными, чем у конкурентов, способами с одновременным сохранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом.

Принципы управления (менеджмента) - это основополагающие начала (система требований и руководящих положений, норм, правил), определяющие структуру и функционирование всей системы управления. Они отражают основные, существенные черты той экономической системы, в которой действуют, обусловлены производственными отношениями, господствующими в обществе.

Зарубежные и отечественные  авторы выделяют три группы принципов менеджмента: общие и социально-функциональные, определяющие взаимоотношения в коллективе, способствующие формированию руководителя.

К первой группе относят маркетинговый  менеджмент, принцип прибыльности, научности и плановости, а также  научной организации управленческого труда, компьютеризации, инновации и др. Несмотря на их разноплановость, каждый из них в определенной мере отражает особенности рынка. Так, на современном этапе прибыльность следует определять не столько количеством продукции (работ, услуг), сколько ее качеством и повышением производительности труда. Маркетинговый менеджмент направлен на изучение рынка сбыта и определяет современное состояние предприятия, возможность его существования в будущем.

Принципы, определяющие взаимоотношения между членами производственного коллектива, между руководителями и подчиненными ориентированы на человека и связаны с понятием человеческого фактора (человеческих отношений) относятся ко второй группе. К ним относят: партнерство, означающее замену довольно жестких отношений подчиненности отношениями, построенными на уважительности и доверии руководителя к подчиненному, умеющему (как и менеджер) выполнять свои обязанности; а также создание соответствующих условий труда подчиненным и использование мер поощрения (материальных, моральных, социальных), поддержание нормального психологического климата в коллективе, др. Принципы этой группы направлены на гуманизацию менеджмента, приоритет человека в производстве и управлении, сплочение людей вокруг общей цели, а также на то, чтобы сделать их способными к совместной деятельности, сгладить присущие им слабости и недостатки, развивать чувства собственного достоинства и самоуважения.

Третья группа включает принципы, относящиеся к формированию личности руководителя, его активности и порядочности, знаниям, опыту и образованию, а также к его взаимоотношениям с подчиненными. В общении с сотрудниками он должен: не отказываться от личной ответственности, не препятствовать дальнейшему повышению их квалификации и выявлению талантов, не требовать того, чем подчиненные не обладают, не руководить всеми сотрудниками одинаково, не манипулировать ими и относиться с уважением к каждому из них.

Функции управления – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами6.

Чаще всего выделяются следующие  шесть основных функций управления:

• организация производства представляет собой процесс формирования элементов  и связей управляющей и управляемой  систем, выбор методов и способов воздействия как к предприятию в целом, так и к отдельным производственным звеньям и отдельным исполнителям;

• планирование и прогнозирование  — это определение цели развития предприятия как на длительную перспективу, так и в краткосрочном периоде, разработка программы, плана действий с различной степенью детализации и на разные периоды времени; основой для решения задач планирования являются технико-экономические показатели работы предприятия в целом и его структурных подразделений, календарно-плановое движение производства, ресурсного обеспечения и т.д.;

• учет, контроль и анализ — установление, фиксирование и проверка соответствия хода выполнения производственной программы  и плановых показателей, выявление, обобщение, анализ и оценка появляющихся отклонений от плановых показателей и доведение этой информации до руководителей предприятия, его подразделений и функциональных служб в целях своевременной подготовки управленческих решений по регулированию процессов производства и реализации продукции;

Информация о работе Анализ функций управления