Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 12:02, курсовая работа
Теория управления фирмой имеет большое значение для правильной организации функционирования предприятия. Менеджмент-это деятельность специалистов-менеджеров, которые на основе разрабатываемых ими планов, определяют, кто, что, когда и сколько должен делать, как это делать, с кем вместе это делать, какова мотивация процесса труда и, наконец, какой должна быть система контроля. Менеджмент – это организация и управление работой людей.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления предприятием в условиях рыночной экономики
1.1. Понятие, механизм, задачи и система управления предприятием в рыночной среде 5
1.2. Концепции, принципы и функции управления предприятием 8
1.3. Роль функций управления в деятельности организации 13
Глава 2. Особенности управления предприятием
на примере ЗАО «Шоро»
2.1. Краткая характеристика предприятия 16
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 21
2.3. Анализ функций управления в ЗАО «Шоро» 27
Глава 3. Проблемы и перспективы управления ЗАО «Шоро»
3.1. Проблемы функций управления в ЗАО «Шоро» 31
3.2. Пути совершенствования функций управления в ЗАО «Шоро» 33
Заключение 38
Список литературы 40
• регулирование — это принятие оперативных мер по устранению выявленных в процессе мониторинга и анализа отклонений от запланированных результатов или предусмотренных регламентом показателей;
• координация — представляет
собой процесс обеспечения
• стимулирование — использование
системы материального и
Реализация указанных функций
осуществляется на основе
Административно-
Правовые методы управления основываются на безукоснительном выполнении как управленцами, так и подчиненными выработанных правил деятельности, соблюдение которых гарантируется принудительной силой государства. При этом используется совокупность юридических средств воздействия на отношения, возникающие в сфере управления: правовые нормы, правоотношения, правовые акты и др. Основными правовыми актами, положенными в основу выработки правовых методов управления, являются Гражданский кодекс, трудовое законодательство, уголовное право и т.д7.
В основе экономических методов управления лежат экономические интересы различных категорий работающих предприятия, необходимость соизмерения затрат с полученными результатами. Применение этих методов управления предполагает, что отношения между отдельными элементами экономической системы, между управляющими и управляемыми звеньями строятся на возмездных началах.
Социально-психологические методы управления, играющие особо важное значение в современных условиях при условии надлежащего их использования, призваны воздействовать на сознание участников производства, регулировать характер взаимоотношений между членами коллектива, способствовать раскрытию и развитию творческих способностей работников, в том числе и на основе повышения их образовательного уровня и квалификации.
Таким образом, в самом широком смысле управление представляет собой целенаправленное воздействие на определенный объект с целью стабилизации или изменения его состояния таким образом, чтобы достичь поставленной цели. Управление предприятием позволяет упорядочить и согласовать деятельность многих людей, занятых в производстве.
1.3. Роль функций управления в деятельности организации
Менеджмент - это система методов управления в условиях рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов8.
Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон М. Х.). Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей.
Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля.
Планирование. С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в данной стране, правительственные акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий).
Организация. Эта функция управления
формирует структуру
Мотивация - это процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации. Выполняя эту функцию, руководитель осуществляет материальное и моральное стимулирование работников, и создает наиболее благоприятные условия для проявления их способностей и профессионального "роста". При хорошей мотивации персонал организации выполняет свои обязанности в соответствии с целями этой организации и ее планами. Процесс мотивации предполагает создание для работников возможности удовлетворения их потребностей, при условии надлежащего выполнении ими своих обязанностей. Прежде, чем мотивировать персонал на более эффективную работу, руководитель должен выяснить реальные потребности своих работников.
Контроль. Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения организацией своих целей, и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает: установление стандартов, измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения.
В современном мире, где каждый
день на пути компании или организации
встречается множество
Роль менеджмента образуется из
трех главных составляющих: социальный
эффект, экономический эффект и обобщающий
социально-экономический
Социальный эффект отвечает за качественные условия труда, уменьшение профзаболеваний, что влечет сбережение финансовых ресурсов, а также снижение затрат на выплаты тех или иных социальных гарантий.
Экономический эффект регулирует стоимостную форму, а также позволяет наблюдать за непосредственным варьированием роста объемов, уменьшением затрат на производство, увеличением прибыли и т.д.;
Социально-экономический эффект описывает результат деятельности с помощью экономических показателей: поступательных увеличений объемов, уменьшений затрат на себестоимость, а также общих затрат организации, стабильность производства, рост прибыли, устойчивость положения предприятия на рынке. Плодотворность использования ресурсов организации можно как увеличить, так и уменьшить, используя различные способы и методы, и выбрав те, которые в наибольшей мере подходят для конкретной компании.
Таким образом, можно сделать вывод, что роль менеджмента, как и системы управления недооценивать нельзя, ведь грамотный менеджмент и эффективная система управления отличаются повышением результатов деятельности организации, оптимизацией трудовых, финансовых и материальных затрат для производства и ведут компанию к достижению главной ее цели – получению прибыли.
Роль менеджмента заключается
в обеспечении стабильного
Глава 2. Особенности управления предприятием
на примере ЗАО «Шоро»
2.1. Краткая характеристика
ЗАО «Шоро» - является единственным производителем национальных напитков "Максым Шоро", кумыса изготавливаемых по фирменной технологии "НОУ-ХАУ", а также национального напитка «Бозо» в бутылированном виде 2-х сортов: «Бозо-Күчтүү» и Бозо-Жумшак.
Компания занимает лидирующую позицию по разливу минеральных вод в пластиковые бутылки и является пионером по разливу экологически чистой, негазированной родниковой воды - ЛЕГЕНДА. Узкая специализация компании на напитках, широкий ассортимент продукции: "Максым - Шоро", "Чалап - Шоро", "Жарма - Шоро", Кумыс, "Бозо - Шоро" 2-х видов, минеральные воды "Ысык-Ата", “Бишкек", газированные родниковые воды "Байтик", «Ала-Арча» и негазированная родниковая вода "Легенда", в сочетании с высоким качеством.
До последнего времени этот статус было легко удерживать, когда на рынке не было равноценного конкурента, не было никаких преград. Практически 80% рыночной ниши занимала эта компания. По теории это означает монополистическое положение. А по практике, занимая такое лидирующее положение, фирма не предпринимала особых попыток для сохранения своего положения.
Однако в 2005 году быстрыми темпами начала развиваться компания «Артезиан» - прямой и основной конкурент на сегодняшний день. Начав свою деятельность лишь в 2003 году, к 2005 году она сильно пошатнула монополистические позиции фирмы «Шоро», составив достойную конкуренцию по национальным напиткам на розлив (в бочках) и в бутылированном виде. Появление нового конкурента со своей продукцией подорвало многие позиции фирмы на рынке национальных напитков. Хотя по минеральной негазированной воде и продаже на розлив в фирменные бумажные стаканчики, позиции уцелели.
Появление в 2003 году на рынке прохладительных напитков нац. напитка «Тан» от компании «Артезиан» подтолкнуло фирму «Шоро» к разработке нового продукта под названием «Тагай», позже переименованного в «Чалап-Шоро». После этого фирма начала активно расширять свой ассортимент нац. напитков и выпустила напиток «Тойбос», который в последствии был переименован в «Жарма-Шоро».
После выхода на рынок напитка «Тойбос» фирма-конкурент «Артезиан» ответила выпуском напитка «Ак-Дан» и начала производство напитка «Аршан», схожего по рецептуре с «Максым-Шоро».
Далее фирма «Шоро» разрабатывает технологию выпуска нового продукта – напитка «Бозо» в бутылированном виде двух разновидностей: «Жумшак» и «Кучтуу». Фирма смогла «загнать Джина в бутылку», т.к. еще ни одной конкурирующей фирме не удалось освоить разлив такого сложного, постоянно находящегося в процессе брожения, напитка в пластиковую емкость. Также, в попытке реабилитироваться были реализованы несколько проектов, которые не принесли ничего, кроме затрат (Фабрика лидеров «Шоро» и другие).
Миссия ЗАО «Шоро» - стремление к процветанию Кыргызстана путем производства товаров и предоставлению услуг, пропагандируя здоровый образ жизни и используя местные ресурсы и технологии «НОУ-ХАУ».
История создания и развития фирмы «Шоро» может быть показательным примером для любого начинающего предпринимателя. Начав свое дело с «нуля», два брата за пятнадцать лет создали компанию, которая на сегодняшний день является одной из крупнейших в Кыргызстане.
Основная деятельность ЗАО «Шоро» заключается в производстве:
Таким образом, за годы работы ЗАО «Шоро» достигла следующих результатов:
1. Полностью возродила производство национальных напитков до уровня автоматизированного производства;
2. Популяризовала национальные напитки до уровня достояния страны.
3. Занимаясь производством
продуктов питания из
4. За период становления,
компания успела стать одним
из самых крупных
5. ЗАО «Шоро» является одной
из активных компаний, участвующих
во многих общественных
6. Компания является крупным налогоплательщиком в стране.
Основными конкурентами ЗАО «Шоро» являются:
1. ЗАО «Кока-Кола Бишкек Боттлерс». Крупнейшее в Кыргызстане предприятие по производству и дистрибуции безалкогольных напитков компании The Coca-Cola Company. В ассортименте компании насчитывается более 15 наименований. Мощность производственной линии завода: 55 миллионов литров продукции в стеклянных бутылках в год. Мощность линии пластиковых бутылок PET емкостью 0,5 – 1 - 1,5 литра - 65 миллионов литров в год. ЗАО «ККББ» является официальным дистрибьютором ЗАО «Эфес Караганда» и распространяет пиво «Эфес», «Старый Мельник».
2. ОсОО «Артезиан». Производитель природной столовой воды и национальных напитков, была основана в 2003 году. В ассортимент производимой компанией продукции входит: кисломолочные напитки «ТАН», «МилкиВита», «ICE TAN», «FitLife» кисломолочный зерновой напиток «АкДан», зерновой напиток «Аршан», также природная столовая газированная и негазированная вода «АРТЕЗИАН».