Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 22:47, курсовая работа
Цель исследования – анализ и разработка предложений по совершенствованию антикризисного управления персоналом в исследуемой организации.
Задачи:
•изучить теоретические основы антикризисного управления персоналом организации;
•дать краткую характеристику Чусовская дистанция электроснабжения - филиала ОАО "Российские железные дороги";
•провести анализ структуры управления персоналом исследуемой организации;
•провести анализ наличия кризисной угрозы;
•разработать предложения по улучшению антикризисного управления персоналом исследуемой организации;
•оценить эффективность антикризисного предложения.
Введение……………………………………………...……………………….3
1. Антикризисное управление персоналом предприятия ..……….…….….6
1.1. Сущность кризиса. ………..…………………………………..………………...6
1.2. Антикризисные характеристики управления персоналом …………..............8
1.3. Система антикризисного управления персоналом ………….........................11
1.3. Система антикризисного управления персоналом ………….........................11
1.4. Антикризисная политика в управлении персоналом………………………..13
1.5. Антикризисное регулирование кадрового потенциала организации………16
2. Анализ деятельности Чусовской дистанции электроснабжения филиала Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" ………….17
2.1. Общая характеристика организации. ……………………………………..….17
2.2. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами………….…...21
3. Мероприятия по улучшению антикризисного управления персоналом организации………………………………………..………………………………..24
3.1. Анализ кризисной угрозы в управлении персоналом …………..………..…24
3.2. Антикризисное предложение в управлении персоналом ……..……………27
3.3. Оценка эффективности антикризисного предложения…………………….30
Заключение.…………………………………………………………………………32
Список используемой литературы…………………………………………….......34
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
(ВЫСШАЯ ШКОЛА
ПРИВАТИЗАЦИИ И
ЧУСОВСКОЙ ФИЛИАЛ
Дисциплина: Антикризисное управление
Тема: «Антикризисное управление персоналом организации»
Выполнил:
студент группы П-Ч-М-08-6
Андреева Марина Константиновна ________________
«___» _______________ 2013 г.
Проверил:
д.э.н.
Андруник Андрей Петрович ________________
«___» _______________ 2013 г.
Чусовой 2013
Введение
Термин «антикризисное управление» возник сравнительно недавно. Суть его вызывает большие дискуссии. Кризис, каким бы глубоким он ни был, все-таки когда-нибудь пройдет.
Объективно кризис характеризуется множеством взаимосвязанных ситуаций, повышающих сложность и риск управления. При этом возможны отдаление кризиса и его профилактика, стабилизация кризиса, перерастание одного в другой, выход из кризиса, который не исключает его как из настоящего, так и из будущего. Не только экономика, но и природа функционирует циклично, и не только процесс развития экономики рождает кризисные ситуации. А глубина и характер кризиса зависят от управления, т. е. возможностей при решении проблем предвидеть и смягчать кризисы, использовать их во благо развития.
Элементарная задача фирмы, попавшей в кризисную ситуацию, - снизить расходы. В докризисной ситуации на большинстве предприятий наблюдалась избыточность персонала. В условиях кризиса сокращение его численности становится острой необходимостью. Нужен взвешенный, рациональный подход при увольнении персонала, отказе от выплаты доплат и надбавок, сокращении социальных льгот (бесплатные обеды, медицинское обслуживание и т.п.).
Прямолинейные действия нередко приводят к плачевным результатам. Персонал меньшей численности не в состоянии справиться с резко увеличившимся объемом работ. Снижается заинтересованность в качественном выполнении функций, если перестают платить прежние надбавки, а сокращение социальных льгот уменьшает “преданность” фирме. Происходят снижение мотивации персонала и связанное с этим ухудшение качества труда. И не интересы фирмы, а поиск другой работы становится главным для работника.
Необходимо, чтобы корпоративные цели и ценности воспринимались трудовым коллективом как свои. Нужны, следовательно, их пропаганда, постоянная работа с коллективом. При этом в качестве условия появления заинтересованности в делах фирмы выступают объективная оценка результатов работы сотрудника и признание его заслуг руководством и коллегами, а также возможность проявления инициативы. Например, следствием проявления инициативы персонала в "НПФ" Благосостояние" когда стало ясно, что последствием кризиса 2008 года должно стать сокращение персонала, менеджеры среднего звена сами предложили снизить свою заработную плату, чтобы предотвратить масштабные увольнения и перейти на систему агентского договора. В итоге к середине 2010 г. "НПФ" Благосостояние" вышел на до кризисный уровень присоединения участников вкладчиков.
Типичным просчетом в работе с персоналом является недостаточная или безадресная информация. Коллектив должен знать суть антикризисной стратегии фирмы, понимать, в чем заключается и почему проводятся изменения в вознаграждении, быть уверенным в стимулирующем проявлении инициативы. Наличие нужной информации рождает доверие персонала и облегчает проведение непопулярных решений.
Субъекты экономических
отношений должны располагать высококвалифициров
Объект исследования – Чусовская дистанция электроснабжения – структурное подразделение Свердловской дирекции инфраструктуры – структурное подразделение Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО "Российские железные дороги"
Предмет исследования – антикризисное управление персоналом.
Цель исследования – анализ и разработка предложений по совершенствованию антикризисного управления персоналом в исследуемой организации.
Задачи:
Теоретической и методологической основой данного исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов по проблемам антикризисного управления персоналом, а также материалы периодической печати и официальный сайт ОАО "РЖД".
В современной литературе еще не установилось общепризнанного представления о кризисах в развитии социально-экономической системы. Некоторые полагают, что оно относится лишь к процессам макроэкономического развития, а в масштабах фирмы или предприятия, например, существуют только более или менее острые проблемы, вызванные ошибками или непрофессионализмом управления. Эти проблемы якобы не свидетельствуют о кризисе развития, они не вызваны объективными тенденциями, хотя и обусловлены некоторыми внешними причинами.
Такие представления односторонни и могут иметь негативные последствия в управлении организацией. Если с этих позиций рассматривать внутрифирменное управление, то при разработке, например, стратегии ее развития нет необходимости предвидеть и учитывать возможность кризиса. Насколько реальной при этом будет стратегия, если в действительности кризисы закономерны?
Понятие «кризис» теснейшим образом связано и с понятием «риск», которое в той или иной мере влияет на методологию разработки любого управленческого решения. Исключите из него ожидание кризиса, и пропадет острота восприятия риска, станут неожиданными и от этого еще более тяжелыми не только кризисные ситуации, но и вполне обычные ошибки.
Можно на проблему кризиса взглянуть и в ином ракурсе. Социально-экономическая система в любом своем виде и любой форме, будь то общественная формация, фирма или предприятие, имеет две тенденции своего существования: функционирование и развитие.
По структуре отношений
в социально-экономической
Организационные кризисы
проявляются как кризисы
В организационном устройстве
любой социально-экономической
Психологические кризисы также нередки в современных условиях социально-экономического развития. Это кризисы психологического состояния человека. Они проявляются в виде стресса, приобретающего массовый характер, в возникновении чувства неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности работой, правовой защищенностью и социальным положением. Это кризисы в социально-психологическом климате общества, коллектива или отдельной группы.
Типология кризисов имеет большое значение в их распознавании, а следовательно, и успешном управлении ими. Классификационные признаки реального кризиса могут рассматриваться и как его параметры, «подсказывающие» или определяющие оценку ситуации, разработку и выбор удачных управленческих решений. Опасность кризиса существует всегда, даже когда его нет. Поэтому очень важно знать признаки наступления кризисных ситуаций и оценивать возможности их разрешения.
Распознавание строится как на действующих в управлении показателях, так и на специализированных, которые, вероятно, в будущем еще придется разрабатывать. Например, снижение производительности труда или эффективности производства не может не отражать возможность кризиса. Оно может быть случайным и эпизодическим, но может и свидетельствовать о тенденции кризисного развития. Можно предположить, что в будущем человек вообще исключит кризисы из развития социально-экономических систем, а нынешние кризисы характеризуют лишь уровень развития человека, недостаток знаний, несовершенство управления.
Такое предположение выглядит логичным. Но, несмотря на «человеческую природу» кризисов, избежать их не удается. Более того, во многих случаях именно человеческая природа кризиса является его причиной и источником.
Вся деятельность человека построена на удовлетворении его интересов, которые изменяются неравномерно и непропорционально. Интересы находятся в постоянном противоречии даже у отдельного человека, а тем более у социальных групп или классов общества. Противоречия интересов и объективная неравномерность их изменения определяют как возможность кризисов, так и их необходимость. Именно это лежит в основе всех кризисов в социально-экономической системе, даже кризисов, связанных в природными условиями. Нередки случаи использования природных катаклизмов в политических целях, перерастания их в кризисы политические и социально-экономические.
Абсолютное управление динамикой и взаимодействием интересов человека невозможно, потому что в системе его интересов есть и интерес свободы, демократичности управления, самостоятельности и самодеятельности.
По мере развития социально-экономической системы наблюдается повышение роли человеческого фактора в антикризисном ее развитии, которое означает не исключение кризиса, не борьбу с ним, а предвидение и уверенное, своевременное и, по возможности, безболезненное его разрешение.
Для всех организаций, больших и малых, производственных и действующих в сфере услуг, управление людьми имеет первостепенное значение. Без надлежащим образом отобранных, расставленных и профессионально подготовленных людских ресурсов ни одна организация не сможет достичь, своих целей и выжить. Это положение является основополагающим в концепции антикризисного управления.
1По мнению профессора Э.М. Короткова, «понятие «персонал управления» в большей мере соответствует идее человеческого фактора в современном управлении, чем какое-либо понятие. Для повышения эффективности управления необходимо выяснить, какие категории работников относятся к управленческому персоналу. А именно следует отнести работников, которые полностью или частично заняты управленческим трудом (руководители, их заместители, специалисты и технический персонал).
Однако в аппарате управления организацией есть группы работников, которые непосредственно управленческим трудом не занимаются (персонал охраны, оздоровительных учреждений, водители служебных машин, работники учетно-расчетных служб и т. д.). Данная категория работников составляет обслуживающий персонал организации. Не принижая роль других групп управленческого аппарата, следует подчеркнуть определяющее влияние на всю систему управления организацией руководителя органа управления (рис.1.2.1)
Рис.1.2.1 Группы аппарата управления
Разумеется, разделение персонала управления на эти группы нельзя абсолютизировать, поскольку функции трех перечисленных категорий аппарата управления неразрывно связаны и переплетаются. Скажем, линейный руководитель призван в ряде случаев быть и специалистом, в принципе знать специфические аспекты деятельности управляемой организации. Речь может идти здесь лишь о преимущественной направленности деятельности работников аппарата управления. Но такое разделение имеет существенное значение при проведении операций и процедур отбора, расстановки персонала в аппарате управления.
2Проведенное социологическое исследование показывает, что эффективность управления в структурах холдинга "ОАО "РЖД" снижается, не смотря на активную политику. Об этом заявил 72% опрошенных. Среди причин снижения эффективности управления были названы: слабая профессиональная подготовка управленцев - 26% опрошенных, несовершенная система отбора и расстановки персонала управления - 34% опрошенных, излишняя бюрократизация управления – 12 %. Конечно, данные социологических опросов не следует абсолютизировать, но нельзя и игнорировать их.
Информация о работе Антикризисное управление персоналом организации