Бизнес-план как инструмент управления деятельностью организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования данной работы заключается в изучении сущности бизнес-плана организации и его реализации в современных условиях.
Для достижения данной цели в процессе написания курсовой работы были поставлены следующие задачи:
-раскрыть содержание понятия «бизнес-план»;
-исследовать сущность, функции и необходимость бизнес-планов;
-рассмотреть зарубежный опыт бизнес-планирования;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая на печать.docx

— 315.89 Кб (Скачать файл)

Экономическая и социальная ситуация, в которой работают предприятия, зачастую не позволяют им осуществлять прямое использование зарубежных методических разработок при составлении бизнес-планов. Необходима их адаптация к реальным хозяйственным, социальным, правовым и другим условиям нашей страны.

 

 В нашей стране бизнес-планы, представляемые в органы государственного управления, разрабатываются в соответствии с Рекомендациями по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, утвержденными Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 31.08.2005 N 158 "Об утверждении Правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов". Этот документ выделяет ключевые этапы и последовательность проведения исследований, систематизирует наиболее важные определения и понятия, связанные с бизнес-планированием, определяет единые требования к структуре, содержанию и оформлению бизнес-планов инвестиционных проектов.

Также одним из важнейших нормативных документов, описывающих важные аспекты при составлении бизнес-планов, а также инвестиционных проектов является Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 августа 2005 г. № 873 «О прогнозах, бизнес-планах развития и бизнес-планах инвестиционных проектов коммерческих организаций».

Зарубежная практика управлением предприятиями, достигшими значительного успеха в бизнесе, среди множества применяемых методов менеджмента использует бизнес-планирование. Руководители этих предприятий освоили основные методологические подходы к бизнес-планированию и эффективно реализуют заложенную в них системную логику в повседневной управленческой деятельности. С помощью бизнес-планирования они научились выделять главные приоритеты развития, контролировать и эффективно управлять ресурсами, предвидеть вероятные изменения в бизнесе, решать вопросы финансирования. Систематически проводимые исследования деятельности зарубежных фирм показывают, что причинами абсолютного большинства банкротств компаний являются просчеты или отсутствие бизнес-планирования. [8, с.177]

Однако использование бизнес-планирования для выработки и обоснования решений по управлению на Белорусских предприятиях - это, скорее, исключение, чем правило. Многие предприниматели еще не имеют возможности, а кто и просто не умеет заниматься бизнес-планированием на горизонты хотя бы в пределах года. Практика показывает, что большинство руководителей все еще не владеют методологией и философией бизнес-планирования и скептически относятся к его полезности. В то же время потребность коренного изменения менеджмента назрела уже давно.

Сегодняшний белорусский рынок интенсивно развивается, становится все труднее получать сверхприбыли, ориентируясь на случай и импровизацию. Процесс планирования бизнеса помогает продумывать и распределять по приоритетам усилия менеджмента между решаемыми проблемами, рационально выделять требуемые ресурсы и оптимизировать экономические показатели работы фирмы.

Следовательно, мы выяснили, что бизнес-план совместно с моделью становится инструментом прогноза результатов деятельности предприятия и управления. Участие в процессе реализации бизнес-плана управленческого персонала разных уровней помогает ему определить свою роль в бизнесе и улучшить эффективность проводимых операций и взаимную координацию, а в конечном итоге обучает и развивает организаторские умения менеджмента. Обучение менеджменту в условиях рынка крайне необходимо для эффективного развития.

В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно его развития, не аккумулировать постоянно информацию о собственных состоянии и перспективах, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов и т. д.

Необходимо не только точно представлять свои потребности на перспективу в материальных, трудовых, интеллектуальных, финансовых ресурсах, но и предусматривать источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия.

Таким образом, сущность бизнес-планирования проявляется в решении стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием, в объективной оценке собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в том, что бизнес-план является необходимым инструментом проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией хозяйствования.

На предприятиях (в компаниях) США для оценки хозяйственной деятельности применяют своеобразную систему показателей, которые можно разделить на три основные группы [8, с. 340]:

– оценочные показатели;

– показатели издержек производства;

– относительные показатели хозяйственной деятельности.

Среди оценочных показателей наиболее важные:

- оборот (товарооборот или  объем продаж);

- валовая прибыль; условно-чистая  прибыль;

- условно-чистая продукция;

- прибыль после уплаты  процентов по займам и кредитам;

- прибыль после уплаты  налогов;

- прибыль после выплаты  всех дополнительных платежей;

- ликвидность после осуществления  новых капиталовложений;

- ликвидность после уплаты  дивидендов.

Размер оборота определяется как общий объем продаж, т.е. стоимость товаров и услуг, реализованных потребителям. Для оперативного бухгалтерского учета, нужд текущего планирования этот показатель определяется в текущих ценах. Однако для определения динамики изменения объема продаж, в целях игнорирования инфляционных процессов он измеряется в неизменных ценах.

Основная проблема состоит в том, чтобы определить размер прибыли на вложенный капитал. Если из валовой прибыли вычесть накладные расходы и сумму амортизационных отчислений, то получим условно-чистую прибыль предприятия. Этот показатель широко используется в качестве оценочного для всех сфер бизнеса в США. Условно-чистая прибыль служит основой для определения размера премиального фонда для рабочих и служащих во всех странах мира, а в американских и западноевропейских компаниях – также премий высшим руководителям.

Показатель условно-чистой продукции включает величину условно-чистой прибыли плюс издержки на заработную плату рабочих и служащих. Размер условно-чистой продукции можно также определить как разницу между стоимостью реализованной продукции (оборотом) и стоимостью затраченных на ее производство ресурсов.

Сфера применения остальных оценочных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятий и организаций США ограничена, как правило, только потребностями бухгалтерского учета.

К показателям второй группы – затрат производства – можно отнести затраты на оплату труда, амортизацию, материально-энергетическое снабжение и др.

Важное значение в оценке производственно-хозяйственной деятельности предприятий и организаций имеют показатели третьей группы – относительные. Это различные коэффициенты, характеризующие эффективность использования производственных ресурсов. Основное их назначение – служить базой для сопоставлений (межотраслевых и межфирменных). Основной показатель – индекс отдачи (полученной прибыли) на вложенный капитал.

Среди других относительных показателей хозяйственной деятельности следует выделить две основные группы: показатели эффективности производства и показатели структуры издержек; производительность труда, капитала, энергии, которые широко применяются в бизнесе. Однако, как правило, это не стоимостные, а смешанные или натуральные показатели. В каждой сфере бизнеса они имеют свою специфику.

Важное значение в системе показателей хозяйственной деятельности предприятий в США придается обобщающему показателю эффективности производства – индексу совокупной факторной производительности (СФП). Считается, что это наиболее точный критерий в долгосрочном плане.

Международная практика обоснования проектов применяет несколько обобщающих показателей для подготовки решения о целесообразности вложения средств. В их числе: чистая текущая стоимость; рентабельность; внутренний коэффициент эффективности; период возврата капитальных вложений; максимальный денежный отток; норма безубыточности.

Несколько иная структура бизнес-плана принята при получении кредитов в западных банках. В этом случае бизнес-план включает, как правило, следующие разделы [20, с. 348].

1. Введение и общая  информация. В разделе указывается  юридическая форма, даются краткое  описание деятельности, история  предприятия, недавних и текущих  важных событий.

2. Оценка вклада. Показываются  отдельные важные характеристики  деятельности предприятия: позиции  на рынке, репутация, система продаж  и др.

3. Описание продукции  и рынка сбыта.

4. Исследования и разработки. Отражаются основные направления  исследований, включая важнейшие  программы и инициативы.

5. Производство и производственные  мощности. Описывается состояние  производства и производственных  мощностей предприятия.

6. Персонал и трудовые  отношения.

7. Организация и управление. Помимо общих организационных  схем приводятся краткие биографические  данные высших должностных лиц  и других руководящих сотрудников.

8. Юридические материалы. Кратко описываются наиболее  значимые прошлые и настоящие  судебные и арбитражные дела  в связи с производственной  деятельностью.

9. Финансовая информация. Рассматриваются финансовые отчеты за последние пять лет и приводится пятилетний прогноз финансового состояния.

10. Ликвидность. Приводятся  результаты анализа задолженности, состояния оборотных средств, описание  статей налогообложения организации, ее долгов.

11. Договоры. Даются описания  всех договоров или соглашений, в которых участвует предприятие.

12. Другие вопросы бухгалтерского  учета. Кратко характеризуется незарегистрированное  имущество (квартиры, гостиницы, больницы, профилактории и др.).

Многие западные авторы обращают внимание на оформление бизнес-плана. Качество бумаги, печати, папки, крепления листов, т.е. его внешний вид может произвести на читающего документы определенное впечатление. Безукоризненно написанный, напечатанный без ошибок документ должен демонстрировать уверенность в успехе и вызывать доверие.

Г. Берл приводит характеристику образцового бизнес-плана, которую одобрил предпринимательский форум – мозговой трест деловых руководителей девяти районов различных штатов США. В тексте приведены подробные сведения о ведущих работника и инвесторах. Приводятся отзывы консультантов по бухгалтерскому учету и юрисконсульта, в особенности подтверждающие прогнозы развития. У бизнес-плана, признанного образцовым, была еще одна особенность: каждая страница была напечатана только с правой стороны.

В настоящее время наиболее известны следующие основные западные методики по разработке бизнес-планов:

– UNIDO (Организация Объединенных Наций по промышленному развитию) для развивающихся стран по подготовке технико-экономических обоснований и ее электронная версия COMFAR;

– WorldBank (Всемирный банк реконструкции и развития);

– методики крупнейших банковских домов, интернациональных консультационно-аудиторских организаций, таких как Goldman, Sachs&Co; Deloitte&Touche; Ernst&Young и др.

Зарубежный опыт свидетельствует, что недооценка планирования деятельности в рыночных условиях или его некомпетентное осуществление приводят к большим, ничем не оправданным экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству организаций. Поэтому грамотная экономическая политика состоит не в отрицании, а в использовании принципов планирования.

Американская специфика бизнес-планирования включает 3 аспекта. Для американца предпринимательская деятельность ассоциируется со свободой, независимостью и самореализацией. Американский руководитель подвержен сильному давлению конкуренции и постоянно находится под контролем рыночных механизмов. Его деятельность определяется тем, насколько верно он способен оценить влияние рынка. Американский бизнес имеет особое отношение к показателю отдачи капитала. Доход в абсолютном выражении не является самым важным показателем. Однако если деньги вложены в проект – они обязательно должны приносить больший доход, чем банковский депозит.

К особенностям американской практики бизнес-планирования относится также всемирная поддержка государства по консультированию и информационному обслуживанию. Кроме того, в США и России различно отношение к бухгалтерскому учету. Учет в России ведется для отчета перед контролирующими органами. В США учет является инструментом для лучшего понимания своего бизнеса и поиска путей увеличения его доходности. Для американского предпринимателя особое значение имеет также наличие в кассе свободных денег, как гарантии процветания. [8, с.224]

 

 

 

  1. Оценка системы бизнес-планирования в ОАО «Быховрайбытуслуги»
    1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Быховрайбытуслуги»

 

Открытое акционерное общество «Быховрайбытуслуги»  (далее – Общество) создано путем преобразования Быховского унитарного коммунального предприятия «Бытуслуги».

Общество является коммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать.  

Место нахождения Общества: Могилевская область, г. Быхов, ул. Аскаленко, 21.

Почтовый адрес: 213352, Могилевская область, г. Быхов, ул. Аскаленко, 21, факс/тел. 8-(02231) 52-645.

Основной целью деятельности Общества является получение прибыли. Общество отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом. Акционеры Общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью Общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Предприятие создано с целью осуществления хозяйственной деятельности, направленное на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества. Предметом деятельности предприятия является выполнение работ и оказание бытовых услуг по заказам населения. Наряду с этим предприятие может производить продукцию, а также выполнять работы и оказывать услуги для других субъектов хозяйствования. В соответствии с целями деятельности предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

Информация о работе Бизнес-план как инструмент управления деятельностью организации