Влияние внешней среды на процесс управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследовать влияние факторов внешней среды на управление предприятием.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
• выявить сущность и характеристики внешней среды;
• исследовать факторы внешней среды;
• изучить механизм анализа внешней среды

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты понятия внешняя среда 6
1.1 Сущность и характеристики внешней среды 6
1.2.Механизм анализа факторов внешней среды 11
2.Влияние внешней среды на процесс управления 19
2.1 Процесс управления предприятием и стратегическое планирование 19
2.2 Выбор путей и методов управления, исходя из влияния внешней среды 23
Заключение 32
Список использованных источников 34

Вложенные файлы: 1 файл

влияние внешней среды.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Введение

 

В нacтoящee вpeмя мeнeджepaм нeoбxoдимo yчитывaть дeйcтвиe фaктopoв, нaxoдящиxcя внe opгaнизaций, пocкoлькy opгaнизaция кaк oткpытaя cиcтeмa зaвиcит oт внeшнeгo миpa в oтнoшeнии пocтaвoк pecypcoв, энepгии, кaдpoв, пoтpeбитeлeй. Мeнeджep дoлжeн yмeть выявлять cyщecтвeнныe фaктopы в oкpyжeнии, кoтopыe пoвлияют нa eгo opгaнизaцию, пoдбиpaть мeтoды и cпocoбы peaгиpoвaния нa внeшниe вoздeйcтвия. Оpгaнизaции вынyждeны пpиcпocaбливaтьcя к cpeдe, чтoбы выжить и coxpaнить эффeктивнocть.

Первоначальная  внешняя среда организации рассматривалась как заданные условия деятельности, неподконтрольные руководству. В настоящее время приоритетной является точка зрения о том, что для того, чтобы выжить и развиваться в современных условиях любая организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке, но и активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности. Это положение легло в основу стратегического управления, используемого передовыми фирмами в условиях высокой неопределенности внешней среды.

Актуальность работы объясняется необходимостью исследования влияния факторов внешней среды на  предприятие. В современных нестабильных условиях, факторы внешней среды оказывают существенное влияние на деятельность компании. Руководству компании необходимо уметь определять степень этого влияния и в случае негативного влияния, уметь уменьшать его воздействие.

Несмотря на то, что тема внешней среды давно вызывает интерес у исследователей, влияние внешней среды именно на управление разработано  не так хорошо. Поэтому степень научной разработанности выбранной темы работы является невысокой, чем также объясняется актуальность работы.

При написании работы был привлечен достаточно широкий круг источников. Методологическую и теоретическую основу исследования составляют учебные пособия таких авторов как Виханский О.С., Гольдштейн Г.Я,Мескон М.., Мильнер Б.З. и др.

Цель работы: исследовать влияние  факторов внешней среды на управление предприятием.

Объектом исследования является внешняя среда организации.

Предметом исследования является влияние внешней среды на управление.

Достижение  поставленной цели предполагает решение  следующих задач:

  • выявить сущность и характеристики внешней среды;
  • исследовать факторы внешней среды;
  • изучить механизм анализа внешней среды
  • изучить управление предприятием и стратегическое планирование;
  • проанализировать выбор путей и методов управление из-за влияния внешней среды.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования как описание, обобщение, сопоставительный метод.

Структура работы состоит из введения, двух глав, списка использованных источников и заключения.

Во введении отражено то, что внешняя среда оказывает большое воздействие на деятельность организации, показана цель работы и кратко описаны пути достижения этой цели.

Первая глава  посвящена такому понятию как  «внешняя среда». Раскрыта ее сущность, характеристики, факторы и методы анализа.

Во второй главе описано управление предприятием, стратегическое планирование и отражено как меняются методы и пути управления благодаря влиянию внешней среды.

В заключении делается вывод, что взаимосвязь факторов внешней среды с предприятием очевидна, т.к. изменение в его деятельности происходит под влиянием тенденций развития внешней среды.

                                                                                                                                                                                                                                                                                   

1. Теоретические аспекты понятия внешняя среда

1.1 Сущность  и характеристики внешней среды

 

Предприятие на рынке действует не обособленно, а в окружении и под воздействием разнообразных сил, которые составляют внешнюю среду и во многом определяют характер его деятельности.

Внешняя среда  как большинство комплексных  понятий имеет довольно большое  количество определений. Рассмотрим основные из них.

Согласно Драчевой Е.Л. «внешняя среда — это комплекс факторов, оказывающих непосредственное влияние на производственную и финансово-хозяйственную деятельность компании» [7, c.72]

Зуб Т.А. определяет вешнюю среду как  «все те факторы, которые находятся за пределами организации и могут на нее воздействовать» [9, c.44]

Более полное определение  у Яркиной Т.В. «внешняя среда - это  совокупность активных хозяйствующих  субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности» [20, c.38]

Внешняя среда, в которой приходится работать организации, находится в непрерывном движении, подвержена изменениям. Меняются вкусы потребителей, рыночный курс рубля по отношению к другим валютам, вводятся новые законы и налоги, изменяются рыночные структуры, новые технологии революционизируют процессы производства, действуют еще и многие другие факторы. Способность организации реагировать и справляться с этими изменениями внешней среды является одной из наиболее важных составляющих ее успеха. Вместе с тем эта способность является условием осуществления запланированных стратегических изменений.

Выделяют следующие основные характеристики внешней среды:

1. Взаимосвязанность  факторов внешней среды — уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Изменение какого-либо фактора окружения может обуславливать изменение других.

2. Сложность внешней среды — число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора.

3. Подвижность  среды — скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. В высокоподвижной среде организация или подразделение должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения

4. Неопределенность  внешней среды — соотношение между количеством информации о среде, которой располагает организация, и уверенностью в точности этой информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.[1, c.69]

Это значит, что  если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной. Для эффективного ведения дел  организации требуется все больше и больше информации, но уверенность в ее точности снижается. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.   

Внешнюю среду  подразделяют на:  

  • микросреду  - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории.
  • макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду. 

Основными факторами среды прямого воздействия являются поставщики ресурсов; потребители продукции и услуг; конкуренты; государственные органы и нормативные акты, непосредственно воздействующие на деятельность организации.

Поставщики - это разные субъекты хозяйствования, обеспечивающие предприятие материально-техническими и энергетическими ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг.[12, c.62]

Основными клиентами  предприятий являются потребители  продукции (услуг) на разных клиентурных рынках: 

  • потребительском (население, приобретающее товары и услуги для личного потребления); 
  • производителей (организации, приобретающие продукцию производственно-технического назначения); 
  • промежуточных продавцов, приобретающих товары и услуги для последующей их перепродажи с прибылью для себя; 
  • государственных учреждений (оптовые покупатели продукции для государственных нужд); 
  • международном (зарубежные покупатели на ранее перечисленных типах клиентурных рынков). [13, c.39]

Маркетинговые посредники - это фирмы, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении его товаров среди клиентов. К ним относятся торговые посредники, фирмы - специалисты по организации товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения. 

Конкуренты - соперники предприятия в борьбе за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.

Предприятиям для производства конкурентоспособной продукции  необходимо постоянно изучать своих  конкурентов, разрабатывать и соблюдать  определенную рыночную стратегию и  тактику. [10, c.58]

Контактные аудитории - это организации, проявляющие реальный или потенциальный интерес к  предприятию или оказывающие  влияние на его способность достигать  поставленных целей. Это финансовые круги (банки, инвестиционные компании, фондовая биржа, акционеры), средства информации, различные государственные учреждения представительской и исполнительной власти, население и граждане группы действий (общественные организации). [11, c.40]

Государственные и муниципальные органы также непосредственно воздействуют на организацию, а следовательно, относятся к среде прямого воздействия. Это налоговая и санитарная инспекции, органы статистического учета и т.д.[13, c.54]

Профсоюзы, Профсоюзные  организации могут оказывать  радикальное влияние на деятельность не только отдельного предприятия, но и целой отрасли. История профсоюзного движения знает немало примеров успешного решения вопросов сокращения рабочего дня, повышения заработной платы, улучшения условий труда и др. Забастовки, организованные профсоюзами, например, могут привести к полной остановке производства. Поэтому данный фактор с полным правом необходимо относить к группе факторов прямого воздействия внешней среды.

Среда косвенного воздействия. Данная среда оказывает  побочное воздействие на предприятие, однако в ряде случаев последствия такого воздействия гораздо существенней, чем влияние среды прямого воздействия. [5, c.72]

Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем  среда прямого воздействия. Руководство  зачастую вынуждено опираться на предположения о такой среде, основываясь на неполной информации, в попытках спрогнозировать возможные последствия для организации.

Основные факторы  внешней среды, воздействующие на поведение  организации, могут быть разделены  на четыре крупные группы:

  • политические и правовые;
  • экономические;
  • социальные и культурные;
  • технологические.

Таким образом, существует несколько определений понятия «внешняя среда», но все они сводятся к тому, что влияние их велико ее факторов, и организации вынуждены приспосабливаться к среде, чтобы выжить и сохранить эффективность.

Для оценки влияния  внешней среды необходимо знать ее характеристики: взаимосвязанность факторов, сложность, подвижность, неопределенность.

Взаимосвязь факторов внешней среды очевидна. Например, изменение законодательной системы  может оказать влияние на уровень  конкуренции, ухудшение политической обстановки может лишить предприятие источника дешевого сырья или рабочей силы и т.д.

1.2.Механизм анализа факторов внешней среды

 

Организации следят за внешней обстановкой с целью  выявить и использовать ее благоприятные  возможности для достижения корпоративных целей, избежать при этом угрозы препятствий. Этого добиваются пристальным изучением внешней среды на перспективу, составлением перечня возможностей и угроз, которые в дальнейшем позволят как использовать благоприятные возможности, так и найти действенные ответы на вызовы среды.

Данный процесс  называется анализом факторов внешней  среды.

Конечной целью  внешнего анализа является формирование альтернативных стратегических решений, их оценка и окончательный выбор  стратегии. [18, c.58]

Для изучения макросреды чаще всего проводят PEST-анализ. Аббревиатура PEST представляет собой сочетание первых букв слов «Polcy», «Economy», «Socety», «Technology» (политика, экономика, социум (общество), технология) .

PEST – Анализ  – это инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Стратегический анализ каждой из четырех указанных компонент должен быть достаточно системным, так как все эти компоненты тесным и сложным образом взаимосвязаны [4, c. 35]

Информация о работе Влияние внешней среды на процесс управления