Влияние внешней среды на процесс управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследовать влияние факторов внешней среды на управление предприятием.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
• выявить сущность и характеристики внешней среды;
• исследовать факторы внешней среды;
• изучить механизм анализа внешней среды

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты понятия внешняя среда 6
1.1 Сущность и характеристики внешней среды 6
1.2.Механизм анализа факторов внешней среды 11
2.Влияние внешней среды на процесс управления 19
2.1 Процесс управления предприятием и стратегическое планирование 19
2.2 Выбор путей и методов управления, исходя из влияния внешней среды 23
Заключение 32
Список использованных источников 34

Вложенные файлы: 1 файл

влияние внешней среды.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

 

Система управления организацией предусматривает стратегический, тактический и оперативный подходы.  Стратегия определяет перспективные цели развития объекта.  Под целями понимают желаемые результаты деятельности,  которые могут быть достигнуты в случае успешного осуществления стратегии.  Разработка стратегии предполагает оптимально использование потенциала организации с учетом ее взаимосвязей с внешним окружением. В процессе тактического управления организация устанавливает на основе стратегии конкретные задачи развития,   определяет процедуру их реализации и осуществляет контроль за достижением результатов.

Оперативный уровень предназначен для обеспечения выполнения производственных процессов с учетом эффективности использования имеющихся ресурсов. 

Изменения в  деятельности организации происходят под влиянием возможных и случайных  тенденций развития внешней среды.  Недостаточная точность в оценке и прогнозировании параметров внешней  среды характеризуется понятием «неопределенность». Это одна из базовых категорий теории организации.  Неопределенность условий деятельности организации повышает необходимость в стратегическом управлении.  Оно позволяет организации,  с одной стороны,  гибко реагировать на требования внешней среды, с другой  — оказывать ответное воздействие на нее. 

Субъекты,  выделенные в отдельные группы влияния на деятельность организации,  называются стейкхолдерами.  Теория стейкхолдеров  предусматривает учет интересов  различных субъектов,  способствующих   или противодействующих развитию организации.  Результирующая их интересов будет определять траекторию развития организации. Относительное лидерство различных стейкхолдеров принимается во внимание при оценке их значимости для организации. 

В процессе формирования стратегического плана следует  выделять широкий круг стейкхолдеров: мировое сообщество, государственные  органы власти и управления,  муниципальные  органы власти и управления,  потребителей продукта и услуг, конкурентов, поставщиков сырья, материалов, оборудования,  собственников,  руководство компании,  персонал,  профсоюзы, финансовые институты,  общественные организации.  Их,  в свою очередь, можно разделить на внешних и внутренних стейкхолдеров.

Серьезной проблемой  в процессе разработки стратегического плана является несовпадение содержания целей стейкхолдеров.  Одно из таких несовпадений заключается в том,  что их интересы ограничены краткосрочными результатами,  тогда как реализация стратегии предполагает получение основного эффекта в будущем.  Наиболее распространенная краткосрочная цель состоит в максимизации прибыли,  т.е.  превышении полученных доходов над вложенным капиталом.  В долгосрочном периоде рассматриваются рост нормы прибыли на вложенный капитал,  развитие производства,  расширение рынков,  формирование долгосрочных хозяйственных связей,  т.е.  цели носят более качественно определенный характер. Хозяйствующий субъект должен сам регулировать свои отношения со стейкхолдерами так,  чтобы эффект от совместной деятельности имел бы место и в будущем.

Организации могут  применять различные подходы  при выстраивании   взаимоотношений  со стейкхолдерами. Концепция управления стейкхолдерами предусматривает не только защитную тактику от их воздействий, но и развитие партнерских отношений.  Прежде всего должен использоваться принцип согласования интересов максимального числа субъектов. Для этого необходимо обеспечить прозрачность бизнеса,  открытость взаимодействия с общественностью,  механизм обратной связи,  позволяющий направить действия на достижения общественно признанных целей. [8, c.46]

Необходимо  изучать  отдельные сегменты окружающей среды  (трудовых ресурсов,  законодательных органов,   потребителей общественных организаций и т.д.). Состояние окружающей среды оценивается с помощью методов прогнозирования.

 По времени  упреждения прогнозы делятся  на пять групп: 

− оперативные (до 1 месяца);

− краткосрочные (от 1 месяца до 1 года);

− среднесрочные (от 1 года до 5 лет);

− долгосрочные (от 5 до 15–20 лет);

− дальнесрочные (более 15–20 лет).

Оперативные прогнозы основаны на предположении,  что  в прогнозируемом периоде не произойдет существенных изменений в исследуемом  объекте.  Краткосрочные прогнозы в значительной мере ориентированы  на количественные перемены.  Средне-  и долгосрочные прогнозы исходят как из количественных,  так и из качественных изменений.

Дальнесрочные прогнозы учитывают преимущественно  качественные преобразования в исследуемом  объекте.

Различают следующие  взаимодополняющие друг друга методы прогнозирования: 

– метод экспертных оценок; 

– экстраполяция; 

– моделирование;

– нормативный  метод.

Современное прогнозирование  эволюционирует в направлении отхода от одновариантного предсказания. Предвидение  различных возможных сценариев  развития вытекает из принципа, в соответствии с которым организация может выбирать один из различных вариантов, имеющих неодинаковые последствия.

Таким образом, современное прогнозирование многовариантно.

Разработка  прогнозов состоит из следующих  этапов: 

– ретроспективный анализ развития объекта; 

–  установление срока,  на который составляется прогноз,   определение целей; 

– разработка вариантов  достижения целей; 

– оценка вариантов;

– выбор варианта. [15, c.235]

При формировании стратегии необходимая информация стейкхолдерах чаще всего отсутствует или появляется с опозданием,  поэтому организации сложно предсказать направления изменений субъектов своего внешнего окружения.  В зарубежной экономической литературе проблемам неопределенности,  различным тенденциям и случайностям в рыночных условиях уделяется значительное внимание.  В работах зарубежных ученых используется две основные группы методов:  формализованные и неформализованные методы обоснования решений в условиях неопределенности.  Каждая группа методов имеет свои преимущества и недостатки,  но,  в конечном счете,  применение их позволяет получить необходимые прогнозные оценки,  уменьшающие интервал неопределенности действия внешних факторов. [8, c.47]

Таким образом, изменения в деятельности организации происходят под влиянием возможных и случайных тенденций развития внешней среды.  Недостаточная точность в оценке и прогнозировании параметров внешней среды характеризуется понятием «неопределенность». Неопределенность условий деятельности организации повышает необходимость в стратегическом управлении.  Оно позволяет организации,  с одной стороны,  гибко реагировать на требования внешней среды, с другой  — оказывать ответное воздействие на нее. 

 

2.2 Выбор  путей и методов управления  исходя из влияния внешней среды

 

В современных  условиях принимает все более  четкие очертания и расширяется  концепция предприятия,  не ограниченного  только непосредственными связями  с учредителями и работниками, но также развивающего отношения и  с другими категориями — общественными  институтами, профсоюзными организациями, организациями потребителей и всех других субъектов,  оказывающих то или иное влияние на деятельность предприятия. Структура и динамика таких связей значительно влияет на работу,  заставляя руководство предприятия обращать большее внимание,  например,  наэтические и экологические аспекты,  исполняя отведенную ему  «социальную роль». Именно в таком контексте связь «предприятие — внешняя среда» приобретает все большую значимость.

Развитие этих отношений определяет глубинную сущность предприятия, приводя к гармонизации экономических и экологических целей с полным осознанием возможности их сосуществования и, следовательно, адаптации и интеграции традиционного информационного инструментария для целей более эффективной поддержки управленческого контроля.

С культурной средой тесно связана среда этическая. Именно этические принципы ориентируют  поведение людей и,  следовательно,  составляют основу культурных характеристик. Система политико-институциональных  условий и обстоятельств также определяются этической средой. Ценности,  принципы,  верования, носителем которых является человек, реализуются, с практической точки зрения,  в политическом, законодательном и экономическом устройстве. Таким образом, между этической и другими средами существует не простая связь, а строгое генетическое ограничение,  сводящее все подсистемы к этической и определяющее основной состав потребностей членов общества. [14, c.115]

В процессе своего функционирования любое предприятие должно не только учитывать воздействие внешней среды, но и использовать все имеющиеся возможности своего дальнейшего развития, реализуя для этой цели те или иные пути, большое многообразие которых принято объединять в две большие группы: экстенсивные и интенсивные пути (факторы) развития предприятия.

Термин «экстенсивное  развитие» подразумевает развитие предприятия, осуществляемое исключительно за счет количественного увеличения (дополнительного привлечения) основных факторов производства. Экстенсивный путь развития предприятия, предполагает расширение производства на основе вовлечения в него дополнительного объема экономических ресурсов: живого труда, основных производственных фондов и оборотных средств. При этом тех­нико-технологическая база производства остается неизменной. Конечным результатом экстенсивного пути развития является рост объемов производства и более полное удовлетворение рыночного спроса на этой основе, что может обеспечить конкретному предприятию увеличение массы получаемой прибыли. Однако роста экономических показателей, характеризующих экономическую эффективность (себестоимость и рентабельность продукции, производительность труда, уровень фондоотдачи и т.д.), практически не происходит. Экстенсивное развитие предприятия обеспечивает расширенное воспроизводство при расширении поля производства. Следовательно, основными факторами экстенсивного развития предприятия выступают:

• вовлечение в  производство дополнительного числа  рабочих;

• расширение производства продукции за счет строительства  и ввода в действие новых производственных объектов;

• расширение используемых земельных площадей;

• дополнительное вовлечение в производственный оборот ма­териально-сырьевых и топливно-энергетических природных ресурсов.

При наличии  безусловных недостатков, присущих экстенсивному пути производства, тем не менее, нельзя не отметить, что, во-первых, на начальных этапах общественного производства это был практически единственный путь удовлетворения все возрастающих потребностей, а во-вторых, использование экстенсивных факторов роста обеспечивает получение так называемых побочных эффектов в виде: все более широкого вовлечения в производство свободных трудовых ресурсов, что приводит к снижению уровня безработицы; повышения эффективности использования всей инфраструктуры действующих предприятий в случае расширения производства (строительство в составе предприятия новых цехов, участков, технологических линий на той же технической основе); улучшения финансового состояния предприятия вследствие получения дополнительной суммы прибыли от расширения производства и др. По­этому экстенсивный путь развития нельзя признать ошибочным или вредным, он выполнил свою историческую роль, обеспечив существенное развитие экономики, и подготовил основу для реализации нового типа производства — интенсивного.

Интенсивные факторы обеспечивают интенсивный путь развития, основанный на применении более эффективных орудий и предметов труда, более совершенных форм организации труда и технологических процессов в соответствии с достижениями научно-технического прогресса, наиболее полном и эффективном исполь­зовании всех факторов. Переход к интенсивному пути развития обусловлен прежде всего тем, что возможности экстенсивного раз­вития, предусматривающего увеличение объемов производства за счет чисто количественного роста применяемых элементов производства в границах качественной независимости, практически исчерпаны. Уровень эффективности использования накопленного производственного потенциала, созданного преимущественно на этапе экстенсивного пути развития, стал снижаться.

Вся совокупность факторов интенсивного развития может  быть дифференцирована на следующие  группы:

• технико-технологические;

• организационно-управленческие;

• социально-экономические;

• экологические.

Важнейшими  с точки зрения достижения положительных результатов интенсивного развития являются факторы, входящие в первую группу. Сущность, природа и механизм влияния этих факторов на масштабы и темпы развития предприятия могут быть рас­крыты их краткой характеристикой. В первую очередь необходимо отметить, что воздействие этих факторов направлено на совершенствование применяемых средств производства, т.е. как на средства, так и на предметы труда. Постоянное развитие техники и совершенствование технологии производства, обеспечивающие повышение экономической эффективности использования важнейших факторов производства, достигаемое в результате увеличения отдачи с каждой единицы вложенных в них средств, является важнейшим условием (фактором) интенсивного развития предприятия. Применение более прогрессивного оборудования, механизация и автоматизация технологических процессов, использование качественных материально-сырьевых ресурсов являются наиболее значимыми факторами интенсивного развития предприятия, реализация которых возможна на основе использования самых современных достижений науки и техники.

Группа факторов, характеризующих организационно-управленческие условия интенсивного развития предприятия, имеют большое самостоятельное значение, поскольку новая техника и технология образуют потенциальные факторы интенсификации. Чтобы они стали реальностью, необходимо привести в действие организационные и управленческие факторы. Среди таких факторов необходимо назвать развитие таких форм организации производства, как концентрация, специализация, комбинирование, кооперирование и диверсификация, развитие организационной структуры предприятия, совершенствование процесса управления предприятием и его подразделениями. Именно они выступают важнейшими предпосылками реализации технико-технических факторов интенсификации производства, поскольку способствуют повышению уровня эффективности использования накопленного  производственного потенциала, степени загрузки основных фондов, обеспечивают совершенствование их технологической структуры, благодаря чему возрастает степень использования исходного сырья, в том числе и в результате увеличения глубины его переработки, приводят к повышению производительности труда.

Информация о работе Влияние внешней среды на процесс управления