Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:56, курсовая работа
Цель работы: исследовать влияние факторов внешней среды на управление предприятием.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
• выявить сущность и характеристики внешней среды;
• исследовать факторы внешней среды;
• изучить механизм анализа внешней среды
Введение 3
1. Теоретические аспекты понятия внешняя среда 6
1.1 Сущность и характеристики внешней среды 6
1.2.Механизм анализа факторов внешней среды 11
2.Влияние внешней среды на процесс управления 19
2.1 Процесс управления предприятием и стратегическое планирование 19
2.2 Выбор путей и методов управления, исходя из влияния внешней среды 23
Заключение 32
Список использованных источников 34
Социально-экономические факторы интенсификации представляют собой реальные предпосылки дальнейшего повышения эффективности использования в первую очередь живого труда. К ним относятся: совершенствование организации труда, повышение квалификации работающих, развитие системы оплаты и экономического стимулирования, все более полное удовлетворение жилищных и культурно-бытовых условий трудящихся, обеспечение их здравоохранения. Реализация перечисленных факторов обуславливает повышение выработки работающих, снижение текучести кадров, увеличение степени удовлетворенности трудовых коллективов условиями труда и его оплаты, что в свою очередь обеспечивает ликвидацию социальной напряженности и потерь рабочего времени в связи с забастовками, невыходами на работу и другими протестными действиями работающих.
Экологические факторы интенсификации производства в современных условиях играют одно из самых важных значений в развитии предприятия. Установленные законодательством ограничения по объемам загрязнения окружающей среды, выражающиеся в нормировании сбросов в водоемы, выбросов в атмосферу и размещении образующихся отходов производства, а также во взимании платы как за нормативные, так и за сверхнормативные загрязнения окружающей среды, в определенной мере вынуждают предприятия сокращать их объемы, в том числе и за счет уменьшения объемов производства продукции. В группу экологических факторов интенсификации, реализация которых обеспечит повышение экологической эффективности производства и снизит воздействие указанных ограничений в процессе развития предприятия, входят:
• развитие очистных систем, обеспечивающих сокращение и даже ликвидацию выбросов в атмосферу и сбросов в водоемы загрязняющих веществ;
• внедрение малоотходных технологий и организация безотходных производств;
• развитие процесса вовлечения в производственный оборот образующихся отходов.
Основным средством реализации всех охарактеризованных факторов интенсивного развития предприятия являются инновации, представляющие собой различного рода нововведения в технике, технологии, организации и управлении производством. Инновационная деятельность предприятия заключается в практическом использовании результатов научных исследований и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшения производимого продукта либо способа (или метода) его производства. [19, c.46]
Методы управления, применяемые фирмами, зависят от рыночной ситуации и, главным образом, от степени ее нестабильности.
А. Методы управления,
основанные на контроле:
- справочники, инструкции,
- финансовый контроль.
Б. Методы управления,
основанные на экстраполяции:
- долгосрочное планирование,
- составление бюджетов текущих расходов и капитальных
вложений,
- целевое управление.
В. Методы управления,
направленные на предвидение изменений:
- стратегическое планирование (рис.
2.1),
- выбор стратегических позиций.
При стратегическом планировании добавляется еще одна петля управления (по стратегическим программам), экстраполяция заменяется развернутым стратегическим анализом.[6, c.311]
Рис. 2.1. Схема стратегического планирования
Г. При управлении
на основе гибких экстренных решений
применяют:
- ранжирование стратегических задач (рис. 2.2),
- управление по слабым сигналам,
- управление в условиях неожиданных событий.
Рис. 2.2. Схема управления путем ранжирования стратегических задач
При уровне нестабильности порядка 4 - 5 баллов фирма, дожидаясь сильного сигнала, может опоздать с решением. Поэтому следует начать действовать уже при слабых сигналах по табл. 2.3.
Таблица 2.3.Действия фирмы при слабых сигналах
Сила сигнала |
Характер мер |
1. Опасность
или новая возможность |
Наблюдение за внешней средой Определение относительной силы слабых сигналов |
2. Источники
опасности или новой |
Снижение внешней стратегической уязвимости Повышение гибкости внутри фирмы |
3. Масштабы явления принимают конкретные очертания |
Разработка подготовительных планов и осуществление предварительных мер |
4. Пути решения проблемы определяются |
Планы практических мероприятий и их осуществление |
При нестабильности внешней среды фирмы порядка 5 - необходимо создание в фирме системы чрезвычайных мер:
- коммуникационной сети связи для чрезвычайных ситуаций (невзирая на границы подразделений);
- перераспределения
обязанностей высшего
- сети оперативных
групп с обеспечением связи
между ними с учетом
- разработки четкого сценария действий в предполагаемых ситуациях.
Естественно, что характер руководства усложняется по мере повышения нестабильности внешней среды. Обычно такое повышение сложности управления стоит больших средств и может оказаться вредным, если фактически внешняя среда относительно стабильна.[6, c.312]
Таким образом, одной из важных задач руководства фирмы является точное определение индекса нестабильности внешней рыночной среды и создание соответствующей оптимальной структуры управления. Если руководство не желает усложнять структуру управления, то оно должно упростить стратегические позиции, покинув опасные зоны бизнеса.
Подводя итоги можно сказать, что, несмотря на то, что существуют несколько определений внешней среды у разных авторов, все они сходятся в том, что внешнюю среду организации можно охарактеризовать как всю совокупность факторов, влияющих на деятельность организации, а именно: потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, а также наука, культура, состояние общества и природные явления. Взаимосвязь факторов внешней среды очевидна. Например, изменение законодательной системы может оказать влияние на уровень конкуренции, ухудшение политической обстановки может лишить предприятие источника дешевого сырья или рабочей силы и т.д.
Анализ среды, направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, и сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Для анализа этого влияния факторов среды используют следующие методы: PEST-анализ, SWOT-анализ, метод составления профиля среды, модель Портера и др. Каждый из них, позволяет оценить макросреды компании с определенной стороны. Для комплексного анализа необходимо использовать их в совокупности.
Изменения в деятельности организации происходят под влиянием возможных и случайных тенденций развития внешней среды. Недостаточная точность в оценке и прогнозировании параметров внешней среды характеризуется понятием «неопределенность». Неопределенность условий деятельности организации повышает необходимость в стратегическом управлении. Оно позволяет организации, с одной стороны, гибко реагировать на требования внешней среды, с другой — оказывать ответное воздействие на нее.
Методы управления, применяемые фирмами, зависят от рыночной ситуации и, главным образом, от степени ее нестабильности.
Они делятся
на методы управления, основанные
на контроле,
методы управления, основанные на экстраполяции,
методы управления, направленные на предвидение
изменений.
При нестабильности внешней среды фирмы
порядка 5 - необходимо создание в фирме
системы чрезвычайных мер:
- коммуникационной сети связи для чрезвычайных ситуаций (невзирая на границы подразделений);
- перераспределения
обязанностей высшего
- сети оперативных
групп с обеспечением связи
между ними с учетом
- разработки четкого сценария действий в предполагаемых ситуациях.
1. Драчева Е.Л. Юликов Л.И. Менеджмент. –М.: Мастерство, 2002.
2. Зуб А. Т. 3 91 Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. — M.: Аспект Пресс, 2002.
3. ЯркинаТ.В. Основы экономики предприятия. – М.: Интерпрессервис, 2001.
4. Аванесов Ю.А., Клочко А.Н., Васькин Е.В. Основы коммерции. - М.: 2008.
5. Корнюшин В.Ю. Управление маркетингом. Часть 1: Учебный курс. - М.: МИЭМП, 2009.
6. Лысов О.Е. Менеджмент: Учебное пособие. - СПб.: 2004
7. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Минск: Издательский центр Экономпресс.-2007.
8. Кнышова Е.Н. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2003.
9. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: 2005.
10. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарика, 2008.
11. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. – М.:ИНФРА-Ф, 2005
12. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М., 2002
13. Попов С.А. Стратегическое Управление. М.: Инфра, 2006.
14. Елькина Н.В. Влияние внешней среды на стратегию развития организации // Стратегическое управление. 2009. №10, с.44-47.
15. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф., Основы Менеджмента.- М.: Дело, 2003.
16. Малыженков П.В., Трифонова Е.Ю. Влияние изменений внешней среды на процесс управления предприятием // Вестник Нижегородского государственного университета. с.115
17. Чуйкин А.М. Основы менеджмента: Учебное пособие / Калинингр. ун-т. - Калининград, 2006.
18. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.
Информация о работе Влияние внешней среды на процесс управления