Внедрение инновационных технологий в систему управления на примере «ГУ УР Воткинское лесничество»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 16:40, курсовая работа

Краткое описание

Научно-технический прогресс определяет все стороны функционирования предприятия. Поэтому одной из главных задач является выработка научно-технической политики, которая смогла бы обеспечить повышение эффективности производства за счет создания и выпуска продукции, отвечающей потребностям рынка. Научно-техническая политика – это комплексный процесс, включающий принципы организации производства, его технического обеспечения и проектирования новой продукции. Научно-техническая политика охватывает все структурные звенья, определяющие научно-технический прогресс и разрабатывается по направлениям, связанным с выпуском принципиально новой продукции, продукции, новой для данного предприятия, но имеющейся на рынке, а также совершенствованием уже выпускаемой предприятием продукции. Успешная реализация научно-технической политики по решающим направлениям развития предприятия возможна лишь путем внедрения инноваций.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Основные понятия инновационного менеджмента
5
1.1 Понятие инновации и инновационного процесса
5
1.2 Классификация инноваций
10
1.3 Роль и место инновационных технологий в системе управления
11
1.4 Методические приемы и практические механизмы реализации внедрения инноваций в систему управления
14
Глава 2. Организационно-экономическая и правовая характеристика предприятия

20
2.1 Природные и экономические условия Воткинского лесничества
20
2.2 Анализ хозяйственной деятельности лесничества
24
2.3 Вид деятельности и экономические условия хозяйствования
36
Глава 3. Характеристика управленческого персонала
42
Выводы и предложения
46
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 522.50 Кб (Скачать файл)

В целом ряде ситуаций после третьего этапа на предприятиях может иметь место промышленное проектирование и последующее строительство объектов.

Особую роль в реализации инновационной политики играют системные маркетинговые исследования, направленные на изучение перспективного спроса на инновации и соотношение его с инновационным потенциалом и текущий мониторинг инновационной деятельности, который предусматривает наблюдение, анализ, оценку характера протекающих инновационных процессов, прогноз направлений их развития. Операционный маркетинг проводится на более поздней стадии и связан с формированием потребительского рынка.

Освоение промышленного производства связано с доведением до проектной мощности новой техники, достижением проектных уровней технико-экономических показателей ее производства и проведением комплекса работ по испытаниям новой продукции, отработке опытных образцов новых продуктов и технологических процессов.

В процессе промышленного производства осуществляется материализация научно-технических разработок в объеме, определяемом рынком.

Стадия потребления характеризуется непосредственным использованием материальных и культурных благ, произведенных на основе научно-технических достижений и сервисным обслуживанием новой техники [2, 8].

 

 

1.2 Классификация инноваций

 

В процессе инновационной деятельности предприятие может функционировать с наибольшей результативностью, лишь четко ориентируясь на определенный объект и руководствуясь максимальным учетом воздействия факторов внешней и внутренней среды. Для этого необходима подробная классификация инноваций, их свойств и возможных источников финансирования:

  1. По содержанию: товары, услуги, технические организационные, экономические, экологические, информационные;
  2. По степени новизны: абсолютная, относительная, условная, частная;
  3. По нотационному потенциалу: радикальные, комбинированные, модифицированные;
  4. По особенностям инновационного процесса: внутриорганизационные, межорганизационные;
  5. По длительности этапов инновационного процесса;
  6. По уровню разработки и распространению: государственные, республиканские, региональные, отраслевые, корпоративные, фирменные;
  7. По сферам разработки и распространения: промышленная финансовая, услуги, торгово-посредническая, научно-педагогическая, правовая;
  8. По источникам финансирования: собственные средства, прямое бюджетное финансирование, привлеченные средства, льготное налогообложение, заемные средства;
  9. По месту в экономической системе предприятия выделяют: инновации на входе предприятия, связанные с изменениями в выборе и использовании сырья, материалов, оборудования; инновации на выходе предприятия, касающиеся конечной продукции, услуг, технологий, информации; инновации системной структуры предприятия – управленческой, технологической и производственной [3, 10].

Наиболее характерными показателями нововведений являются такие показатели, как абсолютная и относительная новизна, приоритетность и прогрессивность, уровень унификации и стандартизации, конкурентоспособность, адаптивность к новым условиям хозяйствования, способность к модернизации, а также показатели экономической эффективности, экологической безопасности и пр. Все эти показатели новшества являются по сути воплощением показателей технико-организационного уровня нововведения и его конкурентоспособности. Их значимость определяется по степени влияния этих факторов на конечные результаты деятельности предприятия: на себестоимость и прибыльность продукции, ее качество, объем продаж и прибыли в краткосрочном и долгосрочном периодах, уровень рентабельности хозяйственной деятельности. Показатели технического уровня новшества определяют технический уровень производства в целом [1, 9].

 

1.3 Роль и место инновационных  технологий в системе управления

 

Инновационная деятельность предприятия есть система мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения как индивидуального спроса, так и потребностей общества.

Целесообразность выбора способа и варианта технико-технологического обновления зависит от конкретной ситуации, характера нововведения, его соответствия профилю, ресурсному и научно-техническому потенциалу предприятия, требованиям рынка, стадиям жизненного цикла техники и технологии, особенностям отраслевой принадлежности.

Инновационная деятельность базируется на следующих основных принципах:

  1. Приоритет инновационного производства над традиционным: признание за научной деятельностью ведущей роли в системе производительных сил.
  2. Эффективность инновационного производства: ресурсы, выделяемые на нововведения, оправданы только в той степени, в какой они приводят к достижению коммерческого успеха, хотя бы и отдаленного.
  3. Адаптивность: необходимость и целесообразность создания под новую идею или изобретение самостоятельной организационной структуры, которая может быть абсолютно непригодной для решения других проблем.

Мотивами инновационной деятельности выступают как внешние, так и внутренние факторы. Внешними мотивами наиболее часто выступают: необходимость приспособления предприятия к новым условиям хозяйствования; изменения в налоговой, кредитно-денежной и финансовой политике; совершенствование и динамика рынков сбыта и потребительских предпочтений, то есть давление спроса; активизация конкурентов; конъюнктурные колебания;  структурные отраслевые изменения; появление новых дешевых ресурсов, расширение рынка факторов производства, то есть давление предложения, и т.д. [2, 10]

Внутренними мотивами инновационной деятельности предприятия являются: стремление увеличить объем продаж; расширение доли рынка, переход на новые рынки; улучшение конкурентоспособности фирмы; экономическая безопасность и финансовая устойчивость предприятия; максимизация прибыли в долгосрочном периоде.

Для развития инновационной деятельности предприятия важное значение имеют следующие количественные и качественные показатели:

  • оснащенность опытно-экспериментальным оборудованием, материалами, приборами, оргтехникой, компьютерами, автоматическими устройствами пр.;
  • научно-теоретические, отражающие результаты поисковых и фундаментальных теоретических исследований, лежащих в основе научного задела, имеющегося на предприятии;
  • информационные, характеризующие состояние информационных ресурсов, научно-технической информации, текущей научной периодики, научно-технической документации в виде отчетов, регламентов, технических проектов и другой проектно-конструкторской документации;
  • инновационные, характеризующие наукоемкость, новизну и приоритетность проводимых работ, а также интеллектуальный продукт в виде патентов, лицензий, ноу-хау, рационализаторских предложений, изобретений и т.д.;
  • рыночные, оценивающие уровень конкурентоспособности новшеств, необходимые маркетинговые мероприятия по продвижению новшеств на рынок;
  • экономические, показывающие экономическую эффективность новшеств, затраты на проводимые исследования, рыночную стоимость интеллектуальной продукции; показатели, оценивающие стоимость как собственных, так и сторонних патентов, лицензий, ноу-хау и других видов интеллектуальной собственности;
  • финансовые, характеризующие инвестиции в новшества и их эффективность [3, 4].

Инновационная активность в современных условиях непосредственно зависит от научно-технического потенциала предприятия, который выступает как составная часть инновационного потенциала, т.е. способность предприятия к развитию на основе разработки и внедрения новых продуктов и технологий.

Научно-технический потенциал предприятия также характеризуется такими показателями как кадровые, материально-технические, уровень развития и возможности системы научно-технической информации, организационно-управленческие, инновационные, обобщающие (количество осуществленных за период научно-технических мероприятий, экономия от снижения себестоимости продукции, роста производительности труда, общего повышения эффективности производства, полученных благодаря проведению научно-технических мероприятий и др.).

В совокупности все перечисленные параметры научно-технического потенциала предприятия можно рассматривать как его технологический капитал. Однако наличие на предприятии определенных научно-технических возможностей и творческих идей само по себе еще не означает, что на предприятии существуют все необходимые предпосылки для их успешного доведения до коммерческой реализации. В этих целях требуется комплексный анализ научно-технического потенциала предприятия [9, 10].

 

1.4 Методические приемы и практические  механизмы реализации 

внедрения инноваций в систему управления

 

В народнохозяйственном комплексе отдельные стадии инновационного процесса обеспечиваются функционально обособившимися организационными структурами как в составе научных организаций, так и промышленных предприятий, либо в составе ассоциативных структур. При переходе к рыночным условиям хозяйствования основным условием организации инновационного процесса стала ориентация на конечный результат и объединение его стадий в той или другой эффективной организационной форме, обладающей определенным финансовым потенциалом для проведения всех необходимых стадий инновационного процесса. С учетом этих обстоятельств формируются организационные структуры инновационного менеджмента, то есть организации, реализующие инновационные процессы и занимающиеся инновационной деятельностью.

Применительно к условиям рыночной экономики инновационная деятельность характеризуется рядом особенностей, связанных с тем, что:

представляя подсистему развития, инновации предполагают отвлечение ресурсов от решения текущих конъюнктурных задач для реализации стратегии, создания условий для экономического роста и конкурентоспособности в перспективе;

инновации занимают специфическое место в воспроизводственных процессах, являясь определяющим фактором экономической динамики, связующим звеном между результатами научных исследований и постоянно обновляющимся с помощью инновационно-инвестиционных проектов производством;

инновационный цикл (период времени от завершения исследовательского процесса до реализации в промышленном производстве) отличается продолжительностью и высокой степенью неопределенности конечных результатов, повышенного инновационного риска, а также инерционным сопротивлением систем, предназначенных для замены или обновления [3, 10].

Трансформация интеллектуального продукта в товар с последующей материализацией его в конкретную продукцию и технологии, удовлетворяющие потребности рынка и обеспечивающие получение прибыли, является основой мотивации формирования самостоятельной сферы приложения капитала – инновационной.

В настоящее время с проведением инновационной деятельности в Российской Федерации связаны: государство, вузы, неприбыльные исследовательские организации, предприятия, а также частные компании и фирмы. Организационно научно-инновационная деятельность осуществляется в академическом, отраслевом (прикладном), вузовском, заводском секторах науки и инновационной сфере.

Важно отметить, что в последние годы наблюдаются важнейшие тенденции в изменении инновационной сферы: соединение стадий инновационного процесса, развитие горизонтальной кооперации и диверсификации научной и производственной деятельности из-за значительного риска вложений и изменчивости конъюнктуры рынка и объединение ресурсов под эгидой новых корпоративных структур – крупных фирм, обладающих необходимыми финансовыми средствами для инновационной деятельности.

В настоящее время различают контуры следующих основных форм организации инновационной деятельности:

создание временных творческих научных коллективов или центров для решения определенных крупных и нетрадиционных научно-технических проблем, которые обычно реорганизуются после выполнения поставленных задач; находят применение для создания в ведущих отраслях научно-исследовательских программ и проектов и управления ими;

применительно к межфирменной научно-технической корпорации в целях быстрого удовлетворения потребностей в научно-технической продукции развиваются формы программно-целевой организации. К ним относятся отраслевые институты программно-целевого типа, создаваемые компаниями на паевых началах, инновационные центры, возникающие на базе объединения университетов и компаний. Характерной особенностью управления и финансирования таких структур является формирование программно-целевого подхода к проектам с контрактным финансированием их, которая обеспечивает органическую интеграцию образования и науки в виде создания новых исследовательских университетов и университетско-промышленных центров, служащих базой фундаментальных исследований и прикладных работ по перспективным направлениям современной науки (управление подобными структурами и координация их деятельности осуществляется советами) [3, 8].

Сравнительно новая форма – инновационно-технологические центры, которых насчитывается на сегодня в России около двенадцати, продвигающие прогрессивные технологии и продукты в различных областях и сферах народного хозяйства; они обеспечивают выпуск наукоемкой продукции и реализацию изобретательской и внедренческой деятельности ученых. С организационной точки они объединяют, также как и в предыдущем случае, крупные университеты, научно-исследовательские центры, высококвалифицированных специалистов и ученых;

Информация о работе Внедрение инновационных технологий в систему управления на примере «ГУ УР Воткинское лесничество»