Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 16:40, курсовая работа
Научно-технический прогресс определяет все стороны функционирования предприятия. Поэтому одной из главных задач является выработка научно-технической политики, которая смогла бы обеспечить повышение эффективности производства за счет создания и выпуска продукции, отвечающей потребностям рынка. Научно-техническая политика – это комплексный процесс, включающий принципы организации производства, его технического обеспечения и проектирования новой продукции. Научно-техническая политика охватывает все структурные звенья, определяющие научно-технический прогресс и разрабатывается по направлениям, связанным с выпуском принципиально новой продукции, продукции, новой для данного предприятия, но имеющейся на рынке, а также совершенствованием уже выпускаемой предприятием продукции. Успешная реализация научно-технической политики по решающим направлениям развития предприятия возможна лишь путем внедрения инноваций.
Введение
3
Глава 1. Основные понятия инновационного менеджмента
5
1.1 Понятие инновации и инновационного процесса
5
1.2 Классификация инноваций
10
1.3 Роль и место инновационных технологий в системе управления
11
1.4 Методические приемы и практические механизмы реализации внедрения инноваций в систему управления
14
Глава 2. Организационно-экономическая и правовая характеристика предприятия
20
2.1 Природные и экономические условия Воткинского лесничества
20
2.2 Анализ хозяйственной деятельности лесничества
24
2.3 Вид деятельности и экономические условия хозяйствования
36
Глава 3. Характеристика управленческого персонала
42
Выводы и предложения
46
Список литературы
В целом ряде ситуаций после третьего этапа на предприятиях может иметь место промышленное проектирование и последующее строительство объектов.
Особую роль в реализации инновационной политики играют системные маркетинговые исследования, направленные на изучение перспективного спроса на инновации и соотношение его с инновационным потенциалом и текущий мониторинг инновационной деятельности, который предусматривает наблюдение, анализ, оценку характера протекающих инновационных процессов, прогноз направлений их развития. Операционный маркетинг проводится на более поздней стадии и связан с формированием потребительского рынка.
Освоение промышленного производства связано с доведением до проектной мощности новой техники, достижением проектных уровней технико-экономических показателей ее производства и проведением комплекса работ по испытаниям новой продукции, отработке опытных образцов новых продуктов и технологических процессов.
В процессе промышленного производства осуществляется материализация научно-технических разработок в объеме, определяемом рынком.
Стадия потребления характеризуется непосредственным использованием материальных и культурных благ, произведенных на основе научно-технических достижений и сервисным обслуживанием новой техники [2, 8].
1.2 Классификация инноваций
В процессе инновационной деятельности предприятие может функционировать с наибольшей результативностью, лишь четко ориентируясь на определенный объект и руководствуясь максимальным учетом воздействия факторов внешней и внутренней среды. Для этого необходима подробная классификация инноваций, их свойств и возможных источников финансирования:
Наиболее характерными показателями нововведений являются такие показатели, как абсолютная и относительная новизна, приоритетность и прогрессивность, уровень унификации и стандартизации, конкурентоспособность, адаптивность к новым условиям хозяйствования, способность к модернизации, а также показатели экономической эффективности, экологической безопасности и пр. Все эти показатели новшества являются по сути воплощением показателей технико-организационного уровня нововведения и его конкурентоспособности. Их значимость определяется по степени влияния этих факторов на конечные результаты деятельности предприятия: на себестоимость и прибыльность продукции, ее качество, объем продаж и прибыли в краткосрочном и долгосрочном периодах, уровень рентабельности хозяйственной деятельности. Показатели технического уровня новшества определяют технический уровень производства в целом [1, 9].
1.3 Роль и место инновационных
технологий в системе
Инновационная деятельность предприятия есть система мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения как индивидуального спроса, так и потребностей общества.
Целесообразность выбора способа и варианта технико-технологического обновления зависит от конкретной ситуации, характера нововведения, его соответствия профилю, ресурсному и научно-техническому потенциалу предприятия, требованиям рынка, стадиям жизненного цикла техники и технологии, особенностям отраслевой принадлежности.
Инновационная деятельность базируется на следующих основных принципах:
Мотивами инновационной деятельности выступают как внешние, так и внутренние факторы. Внешними мотивами наиболее часто выступают: необходимость приспособления предприятия к новым условиям хозяйствования; изменения в налоговой, кредитно-денежной и финансовой политике; совершенствование и динамика рынков сбыта и потребительских предпочтений, то есть давление спроса; активизация конкурентов; конъюнктурные колебания; структурные отраслевые изменения; появление новых дешевых ресурсов, расширение рынка факторов производства, то есть давление предложения, и т.д. [2, 10]
Внутренними мотивами инновационной деятельности предприятия являются: стремление увеличить объем продаж; расширение доли рынка, переход на новые рынки; улучшение конкурентоспособности фирмы; экономическая безопасность и финансовая устойчивость предприятия; максимизация прибыли в долгосрочном периоде.
Для развития инновационной деятельности предприятия важное значение имеют следующие количественные и качественные показатели:
Инновационная активность в современных условиях непосредственно зависит от научно-технического потенциала предприятия, который выступает как составная часть инновационного потенциала, т.е. способность предприятия к развитию на основе разработки и внедрения новых продуктов и технологий.
Научно-технический потенциал предприятия также характеризуется такими показателями как кадровые, материально-технические, уровень развития и возможности системы научно-технической информации, организационно-управленческие, инновационные, обобщающие (количество осуществленных за период научно-технических мероприятий, экономия от снижения себестоимости продукции, роста производительности труда, общего повышения эффективности производства, полученных благодаря проведению научно-технических мероприятий и др.).
В совокупности все перечисленные параметры научно-технического потенциала предприятия можно рассматривать как его технологический капитал. Однако наличие на предприятии определенных научно-технических возможностей и творческих идей само по себе еще не означает, что на предприятии существуют все необходимые предпосылки для их успешного доведения до коммерческой реализации. В этих целях требуется комплексный анализ научно-технического потенциала предприятия [9, 10].
1.4 Методические приемы и
внедрения инноваций в систему управления
В народнохозяйственном комплексе отдельные стадии инновационного процесса обеспечиваются функционально обособившимися организационными структурами как в составе научных организаций, так и промышленных предприятий, либо в составе ассоциативных структур. При переходе к рыночным условиям хозяйствования основным условием организации инновационного процесса стала ориентация на конечный результат и объединение его стадий в той или другой эффективной организационной форме, обладающей определенным финансовым потенциалом для проведения всех необходимых стадий инновационного процесса. С учетом этих обстоятельств формируются организационные структуры инновационного менеджмента, то есть организации, реализующие инновационные процессы и занимающиеся инновационной деятельностью.
Применительно к условиям рыночной экономики инновационная деятельность характеризуется рядом особенностей, связанных с тем, что:
представляя подсистему развития, инновации предполагают отвлечение ресурсов от решения текущих конъюнктурных задач для реализации стратегии, создания условий для экономического роста и конкурентоспособности в перспективе;
инновации занимают специфическое место в воспроизводственных процессах, являясь определяющим фактором экономической динамики, связующим звеном между результатами научных исследований и постоянно обновляющимся с помощью инновационно-инвестиционных проектов производством;
инновационный цикл (период времени от завершения исследовательского процесса до реализации в промышленном производстве) отличается продолжительностью и высокой степенью неопределенности конечных результатов, повышенного инновационного риска, а также инерционным сопротивлением систем, предназначенных для замены или обновления [3, 10].
Трансформация интеллектуального продукта в товар с последующей материализацией его в конкретную продукцию и технологии, удовлетворяющие потребности рынка и обеспечивающие получение прибыли, является основой мотивации формирования самостоятельной сферы приложения капитала – инновационной.
В настоящее время с проведением инновационной деятельности в Российской Федерации связаны: государство, вузы, неприбыльные исследовательские организации, предприятия, а также частные компании и фирмы. Организационно научно-инновационная деятельность осуществляется в академическом, отраслевом (прикладном), вузовском, заводском секторах науки и инновационной сфере.
Важно отметить, что в последние годы наблюдаются важнейшие тенденции в изменении инновационной сферы: соединение стадий инновационного процесса, развитие горизонтальной кооперации и диверсификации научной и производственной деятельности из-за значительного риска вложений и изменчивости конъюнктуры рынка и объединение ресурсов под эгидой новых корпоративных структур – крупных фирм, обладающих необходимыми финансовыми средствами для инновационной деятельности.
В настоящее время различают контуры следующих основных форм организации инновационной деятельности:
создание временных творческих научных коллективов или центров для решения определенных крупных и нетрадиционных научно-технических проблем, которые обычно реорганизуются после выполнения поставленных задач; находят применение для создания в ведущих отраслях научно-исследовательских программ и проектов и управления ими;
применительно к межфирменной научно-технической корпорации в целях быстрого удовлетворения потребностей в научно-технической продукции развиваются формы программно-целевой организации. К ним относятся отраслевые институты программно-целевого типа, создаваемые компаниями на паевых началах, инновационные центры, возникающие на базе объединения университетов и компаний. Характерной особенностью управления и финансирования таких структур является формирование программно-целевого подхода к проектам с контрактным финансированием их, которая обеспечивает органическую интеграцию образования и науки в виде создания новых исследовательских университетов и университетско-промышленных центров, служащих базой фундаментальных исследований и прикладных работ по перспективным направлениям современной науки (управление подобными структурами и координация их деятельности осуществляется советами) [3, 8].
Сравнительно новая форма – инновационно-технологические центры, которых насчитывается на сегодня в России около двенадцати, продвигающие прогрессивные технологии и продукты в различных областях и сферах народного хозяйства; они обеспечивают выпуск наукоемкой продукции и реализацию изобретательской и внедренческой деятельности ученых. С организационной точки они объединяют, также как и в предыдущем случае, крупные университеты, научно-исследовательские центры, высококвалифицированных специалистов и ученых;