Внедрение контроллинга на предприятии на примере ОАО «АвтоВАЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 15:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотреть контроллинг в управленческой практике.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд поставленных задач:
- рассмотреть сущность и содержание контроллинга;
- исследовать оперативный и стратегический контроллинг;
- рассмотреть внедрение контроллинга на предприятии на примере ОАО «АвтоВАЗ».

Содержание

Введение 2
1. Контроллинг: определение, концепция, система 4
1. 1. Сущность и содержание контроллинга 4
1. 2. Стратегический контроллинг 9
1. 3. Оперативный контроллинг на преприятии 18
1. 4. Оперативный и стратегический контроллинг 20
2. Внедрение контроллинга на предприятии на примере ОАО «АвтоВАЗ» 24
2. 1. Общая характеристика предприятия 24
2. 2. Анализ системы контроллинга на предприятии 30
2. 3. Инновации и развитие 34
3. Рекомендации по внедрению контроллинга 39
Заключение 42
Список использованных источников 44

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегический менеджмент.docx

— 2.37 Мб (Скачать файл)

В рамках стратегического  контроллинга принимаются решения:

- о внедрении новых  продуктов; 

- о выходе на новые  рынки; 

- о создании новых каналов  продаж.

Задачами оперативного контроллинга является разработка мер, например, по увеличению прибыли или снижению издержек. [7]

Сравнительная характеристика данных видов контроллинга представлена в таблице 1.

 

 

 

 

 

Таблица 1. Сравнительная  характеристика оперативного и стратегического  контроллинга

Признак

Оперативный

Стратегический

Ориентация

В основном внутренняя среда  предприятия.

Внешняя и внутренняя среда  предприятия.

Цель

Обеспечение прибыльности и  ликвидности предприятия путем  выявления причинно-следственных связей при сопоставлении выручки от реализации и затрат.

Обеспечение выживаемости. Проведение антикризисной политики, недопущение возникновения банкротства. Направленность на потенциал успеха.

Задачи

- Руководство при планировании  и разработке бюджетов (текущее  и оперативное планирование)

- Определение узких и  поиск слабых мест для тактического  управления

- Определение всей совокупности  подконтрольных показателей в  соответствии с установленными  текущими целями 

- Сравнение плановых и  фактических показателей подконтрольных  результатов и затрат с целью  выявления причин, виновников и  последствий отклонений 

- Анализ влияния отклонений  на выполнение текущих планов 

- Мотивация и создание  систем информации для принятия  текущих управленческих решений

- Участие в установлении  количественных и качественных  целей предприятия 

- Ответственность за стратегическое  планирование 

- Разработка альтернативных  стратегий 

-  Определение критериев  внешних и внутренних условий,  лежащих в основе стратегических  планов 

-  Определение узких  и поиск слабых мест 

- Определение основных  подконтрольных показателей в  соответствии с установленными  стратегическими целями 

-  Сравнение плановых  и фактических значений подконтрольных  показателей с целью выявления  причин, виновников и последствий  данных отклонений 

- Анализ влияния отклонений  на выполнение стратегических  планов 

- Анализ экономической  эффективности (особенно инноваций  и инвестиций)


 

Сущность оперативного контроллинга заключается в формировании средств  и методов эффективного управления текущими целями предприятия, которые  могут быть определены как прибыльность и ликвидность. Оперативный контроллинг  изучает главным образом «узкие места» результатов деятельности в  краткосрочном периоде. Он вырабатывает план действий на ближайшую перспективу (месяц, год).

Сущность стратегического  контроллинга заключается в обеспечении  выживаемости предприятия, его ориентации на потенциал успеха, который может  быть охарактеризован как шансы  и риски. Задачи оперативного контроллинга включают анализ слабых сторон предприятия, политики учета затрат и определения  финансовых результатов, расчет эффективности  производства и сбыта методом  сумм покрытия. Стратегический контроллинг  ориентирован на выработку философии  предприятия, на мониторинг «узких мест»  экономического роста вне какого-либо определенного периода времени. Он определяет стратегию предприятия  на длительную перспективу (3–5 лет), когда  должны решаться следующие задачи: стратегический анализ планируемых  на будущее и фактических (уже  достигнутых) показателей как сопоставление  желаемого и возможного, качественная и количественная формулировка стратегический целей, анализ рисков, определение концепции  экономического роста предприятия  и т.п.

 На практике существует  тесная взаимосвязь между оперативным  и стратегическим контроллингом.

Контроллинг является сложной  конструкцией, объединяющей в себе различные элементы функций управления и использующий их в решении задач  оперативного и стратегического  характера. Вследствие этого, контроллинг  обеспечивает синтетический, целостный  взгляд на деятельность предприятия  в прошлом, настоящем и будущем, комплексный подход к выявлению  и решению встающих перед предприятием проблем. [6]

2. Внедрение контроллинга на предприятии на примере ОАО «АвтоВАЗ»

2. 1. Общая характеристика предприятия

Полное фирменное  наименование эмитента: Открытое акционерное общество ''АВТОВАЗ'' PublicJoint-Stock Company ''AVTOVAZ''1

Сокращенное наименование:

ОАО ''АВТОВАЗ''

JSC ''AVTOVAZ''


 

 


 

Место нахождения, почтовый адрес:

445024, РФ, Самарская область, г. Тольятти, Южное шоссе, 36

Дата государственной  регистрации: 5 января 1993 г., рег. номер - 2925

Орган, осуществивший  государственную регистрацию: Администрация Автозаводского района г. Тольятти

Аудитор общества: ООО ''Эрнст энд Янг'' 115035, Россия, г. Москва, Садовническая наб. 77, Тел. (8-495) 755-97-00 Факс (8-495) 755-97-01.

Держатель реестра  акционеров: ЗАО ''Регистраторское общество ''СТАТУС'' 109544, г. Москва, ул. Новорогожская, дом 32, стр. 1 Тел. (495) 974-83-50 Web-сайт: www.rostatus.ru

Горячая линия: тел. 8-800-200-52-32

Официальный сайт: http://www.avtovaz.ru

 

На 2010 год ОАО «АвтоВАЗ»  производит 70% российских легковых автомобилей  и контролирует 42% рынка легковых автомобилей РФ.

 

Таблица 2. Основные показатели деятельности ОАО «АВТОВАЗ» за 2010-2011 годы

 

Ед.изм.

2010 г.

2011 г.

Отклоне-ние

1

2

3

4

5=(4-3)

Реализация

       

Автомобилей

шт.

549 650

613 151

63 501

На рынке РФ

шт.

505 811

557 131

51 320

На экспортных рынках

шт.

43 839

56 020

12 181

машинокомплектов

шт.

77 626

127 251

49 625

Производство

       

Автомобилей

шт.

545 450

593 296

47 846

Производства ОАО «АВТОВАЗ»

шт.

545 450

561 669

16 219

Семейство LADA Kalina

шт.

112 811

148 985

36 174

Семейство LADA Priora

шт.

123 876

151 781

27 905

Семейство LADA Granta

шт.

-

2 077

2 077

Производства ООО «ОАГ»

шт.

-

32 627

32 627

машинокомплектов

усл. м/к

77 626

127 251

49 625

в т.ч. поставки для ЗАО«ДжиЭм-АВТОВАЗ»

усл. м/к

36 996

57 765

20 796

Выручка*

млн. руб.

137 027

174 846

37 819

Валовая прибыль*

Рентабельность по валовой  прибыли

млн. руб.

%

15 034

11,0

20 192

11,5

5 158

0,5

Прибыль от продаж*

Рентабельность по прибыли  от продаж

млн. руб.

%

4 599

3,4

4 659

2,7

60

-0,7

Чистая прибыль*

Рентабельность по чистой прибыли

млн. руб.

%

2 472

1,8

3 106

1,8

634

-

Средняя заработная плата (на конец года)

руб./мес.

19 777

22 563

2 786

Среднесписочная численность  персонала (с учетом временных работников)

чел.

75 447

74 355

-1 092


В 2011 году уставный капитал не изменялся и составлял 9 250 270 100 рублей.

Общее количество акционеров Общества по состоянию реестра на 31 декабря 2011 составило 142 930 лиц.

В соответствии с решением внеочередного общего собрания акционеров Общества, состоявшегося 9 сентября 2010 г., в  течение 2011 года происходило поэтапное размещение обыкновенных именных бездокументарных акций дополнительного выпуска посредством закрытой подписки среди основных акционеров: Renault s.a.s., Государственная корпорация  «Ростехнологии», Troika Dialog Investments Limited.

По состоянию на 31 декабря 2011 г. Все акции дополнительного  выпуска были размещены.

14 февраля 2012 г. ФСФР  России зарегистрировала отчет  об итогах дополнительного выпуска  обыкновенных именных бездокументарных  акций Общества в количестве 434 173 411 шт. номинальной стоимостью 5 рублей. 

Выручка Общества по итогам 2012 года увеличилась на 4,8% по сравнению  с 2011 годом и составила 183 217 млн  руб. Продажи составили 592 тысячи автомобилей LADA. По итогам работы за 2012 год ОАО  «АВТОВАЗ» получило чистую прибыль  в размере 211 млн руб. (за 2011 г. – 3 106 млн руб.).

Таблица 3. Основные показатели отчетности за 2011 – 2012 годы

 

2011 г.

2012 г.

Отклонение

Реализация автомобилей, шт.

613 151

592 367

-20 784

В России

557 131

522 586

-34 545

На экспортных рынках

56 020

69 781

+13 761

Реализация машиноконмлектов, шт.

127 251

110 924

-16 327

Производство  автомобилей, шт.

593 296

587 610

-5 686

Производства ОАО «АВТОВАЗ»

561 669

552 162

-9 507

Семейство LADA Kalina

148 985

119 506

-29 479

 

2011 г.

2012 г.

Отклонение

Семейство LADA Priora

151 781

137 427

-14 354

Семейство LADA Granta

2 077

121 418

+119 341

Семейство LADA Largus

0

16 764

+16 764

Производства ООО «ОАГ»

31 627

35 448

+3 821

машинокомплектов

127 251

110 924

-16 327

в т.ч. поставки для ЗАО«ДжиЭм-АВТОВАЗ»

57 765

62 981

+5 216

Выручка*

174 846

183 217

+8 371

Валовая прибыль*

Рентабельность по валовой  прибыли

20 192

11,55

18 397

10,04

-1 795

-1,51

Прибыль от продаж*

Рентабельность по прибыли  от продаж

4 659

2,66

2 736

1,49

-1 923

-1,17

Чистая прибыль*

Рентабельность по чистой прибыли

3 106

1,78

211

0,12

-2 895

-1,66

Средняя заработная плата (на конец года)

22 563

24 549

+1 986

Среднесписочная численность  персонала (с учетом временных работников)

74 355

66 052

-8 303


 

ОАО «АвтоВАЗ» производит легковые автомобили В, С классов («Калина, «Priora», «Granta» и др.).

Все производственные мощности сосредоточены на одном заводе в  городе Тольятти Самарской области. На этом заводе выполняются все этапы  изготовления автомобиля – начиная  с получения заготовок (металлургическое производство) и заканчивая сборкой.

Также в состав ОАО «АвтоВАЗ»  входят подразделения, обеспечивающие разработку новых моделей автомобилей (департамент технического развития) и подразделения, которые занимаются сбытом и техническим обслуживанием  автомобилей.

Когда было проанализировано состояние проекта «Калина», стало  ясно, что без применения новых  методов работы его не удастся  завершить в 2007 году. Разработка конструкций  была далека от завершения, подготовка производства практически не была начата. Даже на «АвтоВАЗ» немногие верили, что проект будет завершен в установленные сроки. Однако успешный запуск автомобиля ВАЗ-1118 «Калина», который состоялся 18 ноября 2007 г. показал, что применение новых методов управления дает значительные и очевидные преимущества.

Под контроллингом в научно-техническом  центре ОАО «АвтоВАЗ» понимают систему  управления проектом на основе единого  информационного пространства для  проектной команды. Эта система  выполняет следующие основные функции  по направлениям:

  • получение необходимых данных из единого информационного центра для всех участников проекта;
  • подготовка информации для участников проектной команды, которая дает достоверные исходные данные для быстрого принятия решения;
  • оперативное и стратегическое планирование работ;
  • подготовка предложений для членов команды по изменению организационных методов работ для сокращения сроков и затрат.

Необходимость в выполнении таких функций есть всегда на любом  крупном предприятии. Особенно сильно она проявляется при разработке крупных проектов, которые имеют  установленные сроки и бюджет.

На всех этапах проекта  указанные выше функции контроллинга остаются неизменными, меняются состав информации и способы ее получения.

Так, например, в 2006-2007 гг. основное внимание было направлено на разработку конструкторской документации (выдача КД), изготовление прототипов автомобиля ВАЗ-1118, их испытания. Затем постепенно, с началом выпуска быстрых партий, все большее значение стала приобретать подготовка производства – освоение штампованных деталей и других изделий, выдача заключений на внешние комплектующие изделия и тд.

Информация о работе Внедрение контроллинга на предприятии на примере ОАО «АвтоВАЗ»