Внедрение корпоративной социальной ответственности на примере предприятия ОАО «Элеконд»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 13:16, дипломная работа

Краткое описание

Данный дипломный проект даст понимание того, что быть социально ответственными в современном мире необходимо, а главное, выгодно — растет капитализация, укрепляется устойчивость и привлекательность бизнеса. Поэтому разработке «Отчетов о корпоративной социальной ответственности» надо уделяться особое внимание. Почему социальной ответственности уделяется такое внимание? Можно называть несколько причин, среди которых: глобализация и связанное с ней обострение конкуренции; "война за талант" - конкуренция компаний за персонал; рост гражданского активизма; возрастающая роль нематериальных активов (в данном случае - репутации и брендов).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 4
1 КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ…………… 8
1.1 Теоретические основы корпоративной социальной
ответственности…………………………………………………………
8
1.2 Зарубежный опыт развития КСО………………………………………. 15
1.3 Особенности формирования КСО в России…………………………… 20
2 ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………………
23
2.1 Особенности организации хозяйственной деятельности…………….. 23
2.1.1 Правовой статус, состав и структура предприятия……………... 26
2.1.2 Выпускаемая продукция и оказываемые услуги……………….. 26
2.2 Анализ внешней среды организации…………………………………... 30
2.2.1 Анализ факторов общего окружения……………………………. 30
2.3 Проблемы и перспективы развития предприятия…………………….. 32
2.4 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Элеконд» и разработка предложений по улучшению его работы…..
33
2.4.1 Анализ финансово-экономических показателей……………….. 33
2.4.2 Анализ финансового состояния предприятия…………………... 36
2.4.3 Анализ затрат на производство, прибыльности, рентабельности……………………………………………………
40
2.4.4 Обоснование предложений по улучшению работы предприятия………………………………………………………..
44
3 ВНЕДРЕНИЕ КСО НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
ОАО «ЭЛЕКОНД» ………………………………………………………..…
49
3.1 Состояние корпоративной социальной ответственности на ОАО «Элеконд»………………………………………………………………… 49
3.2 Преимущества корпоративной социальной ответственности для предприятия……………………………………………………………..
59
3.3 Создание социального паспорта предприятия и определение уровня социализации труда………………………………………………………
62
3.3.1 Расчет социализации труда……………………………………….. 65
3.4 Практическое применение корпоративной социальной ответственности…………………………………………………………. 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………. 95
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………… 97

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом готовый.docx

— 682.27 Кб (Скачать файл)

На рис. 2 показаны участники социальной ответственности в экономической, социальной и политической жизни страны.  Одним из участников является бизнес и тем, кто занимается бизнесом так или иначе приходится сотрудничать со всеми заинтересованными сторонами.

Рис.2 – Участники социальной ответственности

 

Большую ответственность  несут крупные предприятия, чья  деятельность может вызвать неприятие  и социальные конфликты. Такие предприятия так же подвергаются критике со стороны средств массовой иноформации и экологических служб. Но именно эти предприятия обладают ресурсами, использование которых дает возможность уменьшить влияние указанных выше отрицательных факторов.

В настоящее время в  разных странах участие бизнеса  в решении социальных проблем  либо жестко регулируется в рамках действующего коммерческого, налогового, трудового, экологического законодательства либо осуществляется самостоятельно под  воздействием специально установленных  стимулов и льгот.

В нашей стране этот процесс  находиться на начальных этапах своего развития и правила взаимодействия, указанных выше участников, только формируются. Именно поэтому существует недопонимание целостности концепции и полезности. По-прежнему, корпоративная социальная ответственность продолжает быть ориентированной на государство, собственников и персонал. Более широкий круг заинтересованных сторон – местные сообщества, поставщики, и пр. – пока не является системным признаком.

В докладе о социальных инвестициях России 2004 года дана следующая формулировка корпоративной социальной ответственности: «…КСО – добровольный вклад частного сектора в общественное развитие через механизм социальных инвестиций» [4, с. 9 ].

«Социальные инвестиции бизнеса  – это материальные, технологические, управленческие и иные ресурсы, а  также финансовые средства компаний, направляемые по решению руководства  на реализацию социальных программ, разработанных  с учетом интересов основных внутренних и внешних заинтересованных сторон, в предположении, что в стратегическом отношении компанией будет получен (хотя и не всегда и не просто измеряемый) социальный и экономический эффект» [5, с. 9 ]

Поскольку в России совсем недавно появился термин «корпоративная социальная ответственность», то многие предприниматели склонны думать, что она не приносит прибыль, а только ее уменьшает. Но это совсем не так.  Ниже приведен смысл и выгоды, которые предприятие получит от внедрения корпоративной социальной ответственности.

Несмотря на то, что выгоды от программ социальной ответственности  не всегда очевидны, ряд исследований демонстрирует, что компании, адаптирующие у себя программы такого рода получают преимущества в различных, порой самых неожиданных областях:

1   операционные издержки.

Инвестиции в экологически эффективные технологии (вторичная  переработка, экономия энергопотребления, сокращение выбросов) часто приводят к существенному сокращению издержек.

«Xerox Corporation экономит сотни миллионов долларов каждый год с помощью своих программ вторичной переработки. Дизайн продуктов таков, что позволяет их легко разбирать, вторично использовать и перерабатывать. Для 90 процентов производимой компании техники возможно повторное использование в качестве запасных частей. Корпорация 3М с 1975 по 2002 год сэкономила 894 миллиона долларов США с помощью своей программы "Предотвращение загрязнения окупается"»[6].

По сути, такие программы  не являются программами социальной ответственности в полном смысле этого слова. Основная цель компаний, в данном случае, не социальная ответственность  как таковая, а банальная максимизация прибыли - то, чем все разумные компании в норме и занимаются. Речь идет скорее о том, чтобы обеспечить пиар-поддержку  такого рода инициативам, преподать  их обществу как нечто, направленное на увеличение общественного благополучия и процветания.

 

2   репутация и связи с общественностью.

Современные программы репутационного менеджмента не являются частью основного  бизнеса компании, однако могут улучшить ее репутацию и, тем самым, поднять  капитализацию. Обычно, в рамках этих программ компании дарят школам компьютеры, персонал добровольно работает на социально  значимых проектах, либо просто делается денежный взнос в пользу благотворительных  фондов, музеев, или общественных служб. Кроме того, программы социальной ответственности часто помогают предотвратить скандалы, способные  нанести ущерб репутации компании. В ситуации, когда есть человек, специально следящий за действиями компании с  этой точки зрения, становится проще  предотвратить и сами ошибочные  действия, и их негативные последствия. Как говорит Крис Тьюппен из компании British Telecom, «…это просто вещи, которые ... берегут вас от ситуации, когда утром вы обнаруживаете имя своей компании на обложке газеты, потому что из-за ваших действий что-то случилось где-то в другой части света»[7].

Ежегодные отчеты по программам КСО оградят предприятие от таких  негативных публикаций в прессе как:

  • аварии, утечки химикатов и тяжелых металлов, загрязнение воздуха и воды;
  • вопросы готовности к чрезвычайным ситуациям;
  • вопросы безопасности труда;
  • нарушения прав человека.

 

3 улучшение отношений с персоналом компании.

Более века назад, в 1900 году в Англии случилось знаменательное событие: Сэмуэль Джонсон, основатель компании SC Johnson, добровольно предложил  своим сотрудникам оплачиваемый отпуск - невиданную по тем временам роскошь. С современной точки  зрения такой акт можно назвать  социальной ответственностью, хотя возможно, что самим Джонсоном двигал более  меркантильный расчет. «Опыт 90-х годов прошлого столетия показывает, что существует прямой эффект в виде повышения лояльности от различных нестандартных добавлений к официальному, законодательно установленному соцпакету, использование различных волонтерских программ, а также повышения репутации компании в глазах сотрудников» [7].

В 2001-2002 компания консалтинговая компания Cone провела социлогическое исследование Corporate Citizenship Studies, опросив  около 1000 работающих американцев. Результаты были следующими:

  • 88% сотрудников компаний, имеющих программы социальной ответственности считают, что у них есть сильное чувство лояльности по отношению к работодателям (на 17% больше по сравнению с компаниями, не имеющими таких программ).
  • 53% сотрудников компаний, имеющих программы социальной ответственности считают, что приверженность их компании высоким социальным стандартам является одной из причин, по которым они выбрали для себя работать здесь.
  • 59% опрошенных при прочих равных предпочтут в качестве работодателя социально ответственную компанию (другой вопрос, что ситуация "прочих равных" практически никогда не возникает).
  • 80% опрошенных утверждают, что откажутся работать на компанию, если они обнаружат, что компания "плохо себя ведет" в социальном смысле.

 

1.2 Зарубежный опыт развития корпоративной социальной ответственности

 

Первой страной, представившей  свою модель корпоративной социальной ответственности, стала Дания. И по словам старшего вице-президента датской компании "Ново Нордиск" Лизы Кинго: «…в настоящее время в развитии корпоративной социальной ответственности можно наблюдать три основные мировые тенденции: во-первых, это возрастающие требования к компаниям со стороны общества и государства в сфере ответственности перед местными сообществами; во - вторых, ожидание участия бизнес - сообщества в решении вопросов глобального изменения климата; в-третьих, соблюдение компаниями финансовых стандартов» [ 8].

В западном мире давно развивается  корпоративная социальная ответственность и социально ответственные инициативы бизнеса имеют глубокую традицию. Для успешного ее внедрения на российских предприятиях, необходимо рассмотреть зарубежный опыт. В этой главе диплома будет рассмотрены модели корпоративной социальной ответственности в различных странах.

 

Германия.

В Германии социальный элемент  корпоративной модели является составной  частью более крупной системы - социальной рыночной экономики (именуемой также  ”рейнским капитализмом”). Такой  порядок, утвердился в ФРГ после  Второй мировой войны и существует по нынешний день. Такой порядок  направлен в основном на смягчение  дисбаланса обеспеченности различных  слоев населения.

Соблюдение социально - экономической справедливости в Германии изначально было не только прерогативой государства, но и традицией бизнеса. По мере расширения ответственности компаний они расширяли и границы социальной ответственности. Германская корпоративная модель отличается уникальными механизмами социального партнерства, действующими внутри предприятия, при этом немецкие концерны также активно задействованы в глобальном социальном партнерстве, направленном вовне.

Речь идет, прежде всего, о так называемой корпоративной социальной ответственности, предполагающей спонсорскую деятельность крупного бизнеса, направленную на поддержание норм безопасности окружающей среды, минимизацию социальных диспропорций, содействие учреждениям культуры и образования. Подобные начинания имеют в основном благотворительный характер и не приносят коммерческой отдачи. Однако в долгосрочной перспективе все же можно говорить об окупаемости таких вложений либо опосредованном для компании эффекте от подъема национальной экономики в целом. Осознание значимости социально направленных инвестиций свидетельствует о зрелости и высоком экономическом потенциале осуществляющих их предприятий. Конечно, должно быть понятно, что филантропические инициативы ограничиваются интересами акционеров и получением прибыли. Исследователи склонны описывать данное явление как переход от корпоративной социальной ответственности к ”корпоративному гражданству”, что предполагает превращение разовых благотворительных акций в подчиненное системе сотрудничество с профсоюзами, общественными организациями, международными и наднациональными органами управления, максимально возможную фокусировку стратегических целей компании на интересах гражданского общества.

Крупный бизнес в Германии заинтересован в участии в  общественно -политической жизни прежде всего ради поддержания выгодного для себя климата на рынке и сохранения конкурентоспособности. Так, европейские корпорации активно лоббируют свои интересы на уровне Евросоюза, воздействуя на национальные политические курсы. Корпорации составляют более половины из 3 тыс. групп интересов, оперирующих на уровне ЕС в Брюсселе. В 1995 г. была образована крупная сетевая организация европейского бизнеса - ”КСО Европа”, объединившая 70 транснациональных корпораций и 20 национальных партнерских организаций. Среди корпоративных членов выделяются ”БАСФ” и ”Фольксваген”, в качестве национального партнера от ФРГ выступает Форум устойчивого развития германского бизнеса. Это объединение, созданное в 2000 г., является платформой для получения информации о корпоративной социальной ответственности, обмена опытом, внедрения принципов корпоративной социальной ответственности в немецкий бизнес, создания политических и экономических рамочных условий, стимулирующих корпоративные инновации и инвестиции. На сегодняшний день в данную сеть входят 25 ведущих транснациональных концернов, представляющих все передовые отрасли экономики ФРГ.

По оценке британской негосударственной  организации ”AccountAbility”, составившей  рейтинг стран по степени активности их бизнеса в сфере корпоративной социальной ответственности, Германия заняла 11 - е место, получив 72,7 балла из 100 возможных, уступив таким государствам, как Швеция, Дания и Великобритания.

Зайдя на интернет-сайт любой  крупной германской компании непременно можно обнаружить рубрику, озаглавленную как ”ответственность”, ”гражданство”, ”обязательства” или ”устойчивое развитие”. Наличие этих категорий стало своеобразным паролем, необходимым корпорациям для признания их масштабной деятельности и оправдания экономического могущества в глазах общества. Они превратились в обязательные условия нового ”общественного договора”, возникшего под воздействием становления нового экономического порядка. Постиндустриальная экономика превратила социальные издержки в инвестиции (в человеческий капитал, образование, здравоохранение, научные разработки), которые приносят ощутимую коммерческую отдачу. Кроме того, сотрудничество с гражданским обществом и государственными институтами управления позволяет корпорациям создавать стабильную конкурентную среду.

 

США.

Американская модель корпоративной социальной ответственности инициируется самими компаниями и предусматривает максимальную самостоятельность корпораций в определении своего общественного вклада, но законодательно поощряет  социальные инвестиции в выгодные для общества сферы через соответствующие налоговые льготы и зачеты, при этом государственное регулирование минимально.

Американская модель имеет  историю с XIX века. Американское предпринимательство стоит в основном на максимальной свободе субъектов. Трудовые отношения, добровольность медицинского страхования являются саморегулируемыми сферами. В Америке выработаны многочисленные механизмы участия бизнеса в социальной поддержке общества через корпоративные фонды, нацеленные на решение разнообразных социальных проблем за счет бизнеса (спонсирование профессионального образования, пенсионных и страховых сфер для персонала). Ответственное социальное поведение и благотворительность корпораций поощряются соответствующими налоговыми льготами и зачетами, закрепленными на законодательном уровне. Государственное регулирование в этих областях затрагивает лишь базисные неотъемлемые права членов общества. Соответственно, все инициативы в области корпоративной социальной ответственности являются для корпораций добровольными по своей природе.

Для США характерно минимальное  вторжение государства в частный  сектор. Несмотря на это Америка  известна традициями систематического участия бизнеса и/или его представителей в финансировании самых разнообразных некоммерческих проектов.

Информация о работе Внедрение корпоративной социальной ответственности на примере предприятия ОАО «Элеконд»