Внедрение корпоративной социальной ответственности на примере предприятия ОАО «Элеконд»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 13:16, дипломная работа

Краткое описание

Данный дипломный проект даст понимание того, что быть социально ответственными в современном мире необходимо, а главное, выгодно — растет капитализация, укрепляется устойчивость и привлекательность бизнеса. Поэтому разработке «Отчетов о корпоративной социальной ответственности» надо уделяться особое внимание. Почему социальной ответственности уделяется такое внимание? Можно называть несколько причин, среди которых: глобализация и связанное с ней обострение конкуренции; "война за талант" - конкуренция компаний за персонал; рост гражданского активизма; возрастающая роль нематериальных активов (в данном случае - репутации и брендов).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 4
1 КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ…………… 8
1.1 Теоретические основы корпоративной социальной
ответственности…………………………………………………………
8
1.2 Зарубежный опыт развития КСО………………………………………. 15
1.3 Особенности формирования КСО в России…………………………… 20
2 ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………………
23
2.1 Особенности организации хозяйственной деятельности…………….. 23
2.1.1 Правовой статус, состав и структура предприятия……………... 26
2.1.2 Выпускаемая продукция и оказываемые услуги……………….. 26
2.2 Анализ внешней среды организации…………………………………... 30
2.2.1 Анализ факторов общего окружения……………………………. 30
2.3 Проблемы и перспективы развития предприятия…………………….. 32
2.4 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Элеконд» и разработка предложений по улучшению его работы…..
33
2.4.1 Анализ финансово-экономических показателей……………….. 33
2.4.2 Анализ финансового состояния предприятия…………………... 36
2.4.3 Анализ затрат на производство, прибыльности, рентабельности……………………………………………………
40
2.4.4 Обоснование предложений по улучшению работы предприятия………………………………………………………..
44
3 ВНЕДРЕНИЕ КСО НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
ОАО «ЭЛЕКОНД» ………………………………………………………..…
49
3.1 Состояние корпоративной социальной ответственности на ОАО «Элеконд»………………………………………………………………… 49
3.2 Преимущества корпоративной социальной ответственности для предприятия……………………………………………………………..
59
3.3 Создание социального паспорта предприятия и определение уровня социализации труда………………………………………………………
62
3.3.1 Расчет социализации труда……………………………………….. 65
3.4 Практическое применение корпоративной социальной ответственности…………………………………………………………. 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………. 95
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………… 97

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом готовый.docx

— 682.27 Кб (Скачать файл)

 

Континентальная Европа.

В отличие от США, где корпоративная социальная ответственность инициируется самими компаниями, выходя  далеко за рамки требований законодательства в вопросах взаимоотношений компаний со своими  стейкхолдерами, европейские корпорации более заметны в вопросах ограничения своей ответственности перед обществом. Европейская модель не является открытой линией поведения компании. Наоборот, та корпоративная деятельность, которая традиционно рассматривается в США как корпоративная социальная ответственность (т.е. проводимая исключительно по инициативе самого бизнес-сообщества), в Европе, как правило, регулируется нормами, стандартами и законами соответствующих государств. Можно выделить несколько отличий моделей США и Европы:

  • в США экономическая ответственность фокусируется на интересах акционеров и получении максимальной прибыли. В Европе ответственность распространяется дополнительно на работников предприятия и местные сообщества;
  • в Европе большинство социальных вопросов сводятся к этике;
  • в США более популярна благотворительность, чем в Европе;

 

Великобритания.

В Великобритании правительство играет ключевую роль  в стимулировании вклада бизнеса в устойчивое развитие, основу которого составляет сбалансированность трех факторов: экономического, социального и экологического.

 Ответственное поведение компаний должно соответствовать установленным нормам и правилам, и основная роль государства  состоит в определении этих норм и  стандартов по защите окружающей среды, здоровья и безопасности населения,  прав трудящихся.

Также Правительство проводит политику и создает институциональные  условия для того, чтобы компании были заинтересованы работать  лучше, поднимаясь выше установленной планки нормативов и стандартов. Подход Правительства  заключается в поощрении и  поддержке практического применения корпоративной социальной ответственности на основе  использования передового опыта, и, где это возможно, через регулирование и финансовые стимулы.

Правительство стимулирует  компании выпускать отчеты о своих  действиях по корпоративной социальной ответственности.

 

1.3 Особенности формирования корпоративной социальной ответственности в России

 

Поскольку корпоративная социальная ответственность в России только формируется, то можно отметить недостаточную активность бизнеса в процессе внедрения принципов социальной ответственности. Это происходит из-за непонимания механизмов влияния социальной политики на  эффективность компании и невидения источников выгод при реализации ее принципов.

В нашей стране еще недостаточно сформирована методологическая база и  условия, позволяющие сделать выгодной для компании реализацию принципов  социальной ответственности, недостаточно теоретической базы, методик, инструментов для расчета воздействия социальной политики на деятельность компании, экономического эффекта от внедрения той или  иной социальной политики.

в 2004 году Российским союзом промышленников и предпринимателей (работодателей) была одобрена Социальная хартия российского  бизнеса.

В этой хартии прописано, что: «…Свою социальную миссию мы видим  в достижении устойчивого развития самостоятельных и ответственных  компаний, которое отвечает долгосрочным экономическим интересам бизнеса, способствует достижению социального  мира, безопасности и благополучия граждан, сохранению окружающей среды, соблюдению прав человека» [9]. Основным принципом является экономическая и финансовая устойчивость.

На данный момент в стране сложилась ситуация, когда бизнес оказался крайним в споре о  справедливости устройства механизмов создания общественных благ и справедливости принципов их перераспределения. Корпоративная социальная ответственность пока более ориентирована на государство, собственников и персонал, не всегда учитывая интересы других сторон (например местных сообществ). Сравнение моделей корпоративной социальной ответственности в России, США и Европе приведен в прил. 1. На российских предприятиях происходит переход от хаотичной благотворительности к упорядоченному социальному инвестированию.

По утверждению А.В. Бачурина: «…Великая Россия рискует остаться на задворках развитых стран, если не решит проблемы соединения прогрессивных сторон рыночной экономики с организованным подчинением всей системы хозяйствования интересам народа, с целью неуклонного роста его благосостояния, свободного и всестороннего развития личности»   [10, с. 60].

На рис. 2 показаны организации, участвующие в деятельности по корпоративной социальной ответственности в России.


Рис. 2 – Организации, участвующие в деятельности по КСО в России

 

По данному разделу  можно сделать выводы, что:

  • для того, чтобы догнать более развитые страны в области КСО России необходимо сделать коренной поворот в стратегии социально – экономических преобразований и экономической политике. Это потребует усиление роли государства в регулировании социально – экономических процессов, формирования социально – ориентированной экономики;
  • Россия обладает достаточными научными, производственными, денежно – кредитными и природными ресурсами для ориентации экономики на социум.

 

 

 

 

2 ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ.

 

2.1 Особенности  организации хозяйственной деятельности.

 

С ОАО «Элеконд» связано более 1600 предприятий России, государств СНГ и Балтии. По выпуску конденсаторов  оно занимает лидирующее положение  на внутреннем рынке. Основные конкуренты – это Новосибирский и Воронежский  заводы радиодеталей. Доли рынка распределяются следующим образом:

  • ОАО «Элеконд» – 50-55%.
  • Новосибирский завод радиодеталей – 30%.
  • Воронежский завод радиодеталей – 15-20%.

Таким образом, на внутреннем рынке  ОАО «Элеконд» занимает лидирующее положение.

Конкуренцию на мировом рынке ОАО  «Элеконд» составляют следующие  фирмы:

  • EPCOS (Германия);
  • HITACHI, Inc (Япония);
  • NEC (Япония);
  • VISHAY (Германия);
  • PHILIPS (Голландия);
  • KENET (США);
  • MILLORI (США).

При проведении конкурентного анализа  было установлено, что по основной массе  конденсаторов зарубежные аналоги  имеют весомое преимущество по цене (примерно на 20% ниже, чем у ОАО  «Элеконд») и по качеству (на 20 - 30% выше). Влияние такого внешнеэкономического фактора, как вступление России во Всемирную Торговую Организацию может негативно сказаться на деятельности предприятия и способствовать снижению объемов продаж на 10 - 20%. Основная конкурентоспособная продукция на мировом рынке представлена ниобиевыми конденсаторами, однако, отсутствие высокопроизводительного оборудования не позволяет наладить их серийное и массовое производство, что снижает способность предприятия успешно конкурировать с мировыми производителями.

Электролитические конденсаторы есть в любом телевизоре, магнитофоне, радиоприемнике, видеомагнитофоне и телефоне. Сложнейшая аппаратура авиакосмического комплекса немыслима  без конденсаторов. Поэтому основными  потребителями являются предприятия  радиоэлектронной, приборостроительной, авиационной промышленности  и   средств связи.

В число  основных потребителей продукции ОАО  «Элеконд» входят:

  • ЗАО «Золотой шар» (г. Москва);
  • ОАО ЧНПП «ЭЛАРА» (г. Чебоксары);
  • ПО «Витязь» (г. Витебск);
  • ФГУП «ИЭМЗ» (г. Ижевск);
  • ПО «Киевприбор» (г. Киев);
  • ОАО «Техприбор» (г. Санкт-Петербург);
  • АООТ завод «Красная заря» (г. Санкт-Петербург);
  • ФГУП НПП «Сигнал-комплект» (г. Санкт-Петербург);
  • ФГУП «Уральский оптико-механический завод» (г. Екатеринбург);
  • ФГУП «Екатеринбургский электромеханический завод» (г. Екатеринбург).

Маркетинг, ориентированный на внутренний рынок, не позволяет предприятию расширить  производство, привлечь инвесторов, повысить рентабельность. К тому же с появлением на внутреннем рынке конденсаторов  иностранного производства между производителями  усилилась конкурентная борьба. Вследствие этого основной стратегической целью  ОАО «Элеконд» на предстоящие 2 - 3 года в сфере маркетинга стала цель выхода на мировой рынок и установление связей с потребителями конденсаторов.

Предприятие имеет Лицензии на право производства и разработки изделий электронной техники. В 1999 году предприятие получило сертификат системы качества применительно  к разработке и производству конденсаторов, соответствующий требованиям международной  системы  ССЭК  МЭК и Российской  ГОСТ Р серии ISO 9001. Это стало признанием высокого качества производимой продукции и достойной оценкой упорного труда всего коллектива.

Помимо расширения объема продаж серийно  выпускаемой продукции найден очень  перспективный сегмент рынка. Это  разработка и поставка светотехнических приборов и изделий из термоэластопластичных  полимеров, защитных чехлов для комплектации автопрома взамен резино-технических  изделий. Реализация этого проекта  более чем на 5% увеличит долю гражданской  продукции в общем объеме продаж ОАО «Элеконд».

На предприятии внедрена и действует  система качества, разработанная  в соответствии с требованиями международных  стандартов серии ИСО 9000. По отзывам  потребителей, получаемым службой технического контроля, конденсаторы, выпускаемые  предприятием, отличаются  высоким  качеством  и безотказной  работой  в аппаратуре.

Недостаточность финансовых ресурсов не позволяет предприятию  в полном объеме модернизировать  производство. Однако, не приобретая новейших технологий ОАО «Элеконд» не сможет конкурировать с иностранными и  отечественными производителями конденсаторов, что неизбежно приведет к банкротству  предприятия. Стремление предприятия  к выходу на мировой рынок, модернизации производства, увеличению рентабельности капитала и повышению производительности труда требует от команды менеджеров ОАО «Элеконд» активных действий, направленных на аккумуляцию собственных  финансовых ресурсов и поиск  долгосрочных инвестиций.

2.1.1 Правовой  статус, состав и структура предприятия.

 

ОАО «Элеконд» является одним  из основных производителей и поставщиков  на российский рынок, в страны СНГ  и Балтии алюминиевых, ниобиевых  и танталовых конденсаторов.

Организация находится в  городе Сарапуле Удмуртской республики, в одном из промышленно развитых районов Западного Урала. Имеет  удобное транспортное сообщение. Через  г. Сарапул проходит Горьковская  железная дорога, есть речной порт. Город  связан сетью автомобильных дорог  с соседними областными центрами, республиками, аэропортом города Ижевска.

Высшим  органом управления акционерным  обществом является общее собрание акционеров. К компетенции общего собрания относятся вопросы, предусмотренные  Федеральным законом «Об акционерных  обществах».

Разграничение управленческих функций на основе выделения функциональных пространств, во главе которых находятся  заместители генерального директора  либо главные специалисты, представлено в структурной схеме предприятия (прил. 2).

В структуру предприятия  входят 4 цеха основного производства, 6 цехов и участков вспомогательного производства, 30 отделов и состав менеджеров  ОАО «Элеконд». Расположение основных цехов на территории предприятия  соответствует технологическому циклу  изготовления основной продукции.

 

2.1.2 Выпускаемая продукция и оказываемые услуги.

 

ОАО «Элеконд» занимается несколькими  видами производственной и коммерческой деятельности, основным из которых  является производство и реализация алюминиевых, ниобиевых и танталовых конденсаторов. С целью получения  дополнительной прибыли организация  осуществляет производство и реализацию потребительских товаров и товаров производственно-технического назначения, продукции собственного изготовления в общественном питании, реализации товаров, приобретаемых по взаимозачетам, а также выполнением услуг различного характера (бытовых, транспортных, связи, аренды и т. д.)

Рассмотрим  основные экономические показатели деятельности ОАО «Элеконд», представленные в табл. 1.

 

Таблица 1 – Размеры производства

Показатели

2006г.

2007г.

Прирост, %

Выпуск конденсаторов, всего, т.шт.

                                                    тыс.руб. 

11269,5

310357

10084,2

326490

-10,5

5,2

Выпуск товаров народного  потребления, тыс.руб.

5358

6377

19

Выпуск  продукции  производственно-технического назначения, тыс.руб.

17302

15469

10,6

Потребляемая электроэнергия, тыс. кВт

19380

20100

4,1

Численность работающих, чел.

1850

1881

1,7

Занимаемая площадь, га

13,75

13,75

0

Информация о работе Внедрение корпоративной социальной ответственности на примере предприятия ОАО «Элеконд»