Выбор стратегических позиций организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 16:01, курсовая работа

Краткое описание

Характерный признак многих быстроразвивающихся компаний — отсутствие стратегии, сформулированной в явном виде. Стратегия существует только в голове собственника, в лучшем случае в головах небольшой группы топ - менеджеров. Причем далеко не всегда их видение совпадает. Между тем, компании необходима формализованная и действительно «работающая» стратегия. В данной статье представлен наш подход к ее созданию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы выбора стратегических позиций……………………6
1.1 Понятие и сущность стратегии………………………………………………6
1.2 Сбалансированная стратегия как основа стратегического управления…...8
1.3 Обеспечение стратегии ресурсами и системы показателей к стратегическому управлению …………………………………………………...15
2. Выбор стратегической позиции на примере ООО «Сибирские Компьютеры»…………………………………………………………………….18
2.1. Краткая характеристика предприятия……………………………………..18
2.2 Анализ рынка, определение перспектив его развития и ключевых факторов успеха………………………………………………………………….20
2.3.Стратегический анализ внутренней и внешней среды организации……....................................................................................................25
2.4. Миссия и стратегические цели предприятия……………………………...35
2.5 Разработка мероприятий по реализации стратегических решений……....38
Заключение…………………………………………………………………….....45
Список используемой литературы……………………………………………...47

Вложенные файлы: 1 файл

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ.doc

— 507.50 Кб (Скачать файл)

Единых подходов к  формулированию миссии не существует. Используются как единая формулировка миссии, так и миссия, сформулированная в несколько позиций.

В то же время довольно часто миссия формулируется в  несколько позиций, каждая из которых  направлена на удовлетворение интересов различных групп влияния. Например, миссия организации может быть сформулирована в следующих направлениях:

1. Быть образцовым  «гражданином» в регионах производства  и сбыта.

2. Наиболее полным  образом удовлетворять запросы  потребителей.

3. Способствовать исполнению ожиданий потребителей.

4. Добиваться процветания  и удовлетворения интересов её  менеджеров.

5. Обеспечивать занятость  персонала организации, его удовлетворённость  своей работой и оплатой труда. 

6. Соблюдать интересы  внешних групп влияния, в частности, для кредиторов — получение требуемого процента и возврата капитала.

Миссия организации  должна иметь мотивирующий характер. Максимизация прибыли, повышение стоимости  акций, увеличение объемов продаж не играют сильной мотивирующей роли для  сотрудников организации — это, скорее, результат реализации определенных стратегий. Такую мотивирующую роль в большей степени играет четкое представление сотрудников о социальной важности своей работы. Так, если предприятие по выпуску минеральных удобрений сформулирует свою миссию в разрезе обеспечения лидерства по выпуску отдельных видов удобрения, вряд ли эта прозаическая миссия вдохновит сотрудников на созидательный труд. Другого эффекта можно ожидать, если миссия будет сформулирована как внесение посильного вклада в решение проблемы борьбы с голодом на земном шаре.

Сформулируем миссию для ООО «Сибирские компьютеры»:

«Цель - это поддержание  высокого уровня разработок, создание новых рабочих мест и культуры производства, сохраняющей и защищающей окружающую среду».

Миссия не содержит конкретных указаний относительно того, что, как  и в какие сроки следует  делать организации. Такие сведения получаются при формулировании целей  организации.

Стратегическое планирование также предполагает постановку для  определенного периода времени стратегических целей, которые должны быть достаточно конкретными и измеряемыми с помощью определенных критериев. Если формулирование миссии предполагает довольно широкие заявления, типа «быть лучшими в мире», то стратегические цели должны четко определить, что это означает.

Можно выделить шесть  типов целей:

1. Достижение определенных  значений показателя рыночной  доли.

2. Инновационные цели. Без разработки новых продуктов  и предоставления новых услуг  организация очень быстро может  быть выбита конкурентами их борьбы. Примером цели данного типа может быть: 50% объема продаж должно быть обеспечено за счет продукции и услуг, внедренных за последние пять лет.

3. Ресурсные цели характеризуют  стремление организации привлекать  наиболее ценные ресурсы: квалифицированных сотрудников, капитал, современное оборудование. Эти цели имеют маркетинговый характер. Так, организации конкурируют по привлечению наиболее способных выпускников вузов, розничные торговцы — за лучшее месторасположение торговых точек. Очевидно, что достижение данных целей создает предпосылки для выполнения других целей.

4. Цели повышения эффективности  деятельности. Очевидно, что если  персонал, капитал и производственно-технический  потенциал не используются достаточно  эффективно, то или потребности потребителей будут удовлетворяться неудовлетворительно, или это будет достигнуто за счет чрезмерных затрат ресурсов.

5. Социальные цели  направлены на снижение отрицательного  воздействия на природную среду,  на оказание помощи обществу  в решении проблем занятости, в области образования и т. п.

6. Цели получения определенной  прибыли могут быть установлены  только после формулирования  предыдущих целей. Прибыль является  той необходимой «приманкой»,  которая может помочь привлечь  капитал и стимулировать желание владельцев разделить риск. Прибыль поэтому лучше рассматривать скорее как ограничительную цель. Минимальная прибыльность необходима для выживания и развития бизнеса.

Стратегические цели ООО «Сибирские компьютеры».

1. Внедрять инновационные  технологии 

2. Вести кадровую политику направленную на привлечение высококвалифицированного персонала.

3. Достичь определенного  бизнес - планом уровня финансовой  стойкости и прибыльности.

4. Выискивать пути  снижения издержек обращения  и себестоимости услуг.

5. Повышать организационную культуру.

2.5.Разработка мероприятий по реализации стратегических решений

К стратегическим решениям предприятия можно отнести решения  насчет выпуска, ценообразования и  продвижения товаров.

При разработке мероприятий  по реализации стратегических решений предприятия необходимо:

- определить оптимальную  величину затрат на производство  и сбыт продукции (услуг) предприятия  для обеспечения получения прибыли  при уровне цен на рынке,  который предприятие может достичь  для своей продукции (услуг);

- установить полезность  продукции предприятия для потенциальных  покупателей (потребительские свойства) и меры по обоснованию соответствия  уровня запрашиваемых цен на  продукцию (услуги) их потребительским  свойствам;

- найти величину объема  продаж продукции (услуг) или долю рынка для предприятия, при котором его производство наиболее прибыльно.

Решения по ценам должны приниматься в тесной увязке с  решениями по объемам производства, управлению затратами, дизайну и  конструированию продукции, ее рекламе  и методам сбыта.

Разработка ценовой  политики и стратегии предприятия  осуществляется в три этапа:

- сбор исходной информации,

- стратегический анализ,

- формирование стратегии

При осуществлении этих этапов разработки ценовой политики и стратегии предприятия выполняются следующие мероприятия:

- оценка затрат производства  и сбыта продукции;

- уточнение финансовых  целей предприятия,

- определение потенциальных  покупателей,

- уточнение маркетинговой  стратегии предприятия,

- определение потенциальных  конкурентов продукции предприятия;

- финансовый анализ  деятельности предприятия,

- сегментный анализ  рынка,

- анализ конкуренции  предприятия в условиях конкретного  рынка;

- оценка влияния мер  государственного регулирования  на вопросы ценообразования,

- определение окончательной ценовой стратегии.

Основные элементы и  этапы разработки ценовой политики и стратегии, основные мероприятия  и взаимосвязи между ними представлены на рис.5.

 

Первым этапом работ  является сбор исходной информации для  разработки ценовой политики и стратегии предприятия, причем основными мероприятиями в ходе выполнения данного этапа работ являются следующие:

а) оценка затрат. При оценке затрат производства и сбыта продукции основное внимание следует уделять выявлению всех тех затрат, с которыми реально связаны производство и сбыт данной продукции, а также выявлению и анализу тех статей затрат, величина которых может изменяться при изменении объемов выпуска (продаж) продукции в результате изменения цен,

б) уточнение финансовых целей предприятия. Ценовая стратегия должна соответствовать основным финансовым целям предприятия, принятым на ближайшее время и перспективу.

В соответствии с финансовым планом предприятия определяется минимальный  уровень прибыльности, необходимый  при продаже каждого вида продукции, а также приоритетность задачи — получения наибольшего объема прибыли или получения прибыли в определенный срок для погашения задолженностей по ранее привлеченным заемным средствам (включая неплатежи в бюджеты всех уровней, внебюджетные фонды, работникам или поставщикам).

в) определение перечня потенциальных конкурентов. При осуществлении этого мероприятия необходимо выявить существующих и потенциальных конкурентов, деятельность которых может в наибольшей степени повлиять на прибыльность продаж продукции предприятия и установить уровень договорных цен на продукцию, производимую существующими конкурентами, и оценить, насколько эти цены отличаются от цен реальных сделок, в том числе за счет различного рода скидок и особых условий продаж.

На основе имеющейся  информации о предприятиях-конкурентах, их деятельности в прошлом, персональных особенностей их руководящих работников, организационной структуры, планов развития и т. д. определить основную цель в сфере ценообразования  и проанализировать преимущества и недостатки, имеющиеся в производстве и сбыте продукции конкурентов, например, с точки зрения репутации у покупателей, качества продукции, ассортимента и т. д.

Вторым этапом процесса разработки мероприятий по реализации стратегических решений является стратегический анализ. В ходе его выполнения ранее собранная информация подвергается соответствующему анализу:

а) финансовый анализ. Проведение финансового анализа основывается на информации о:

- возможных вариантах  цены,

- продукте и затратах на его производство,

- возможном выборе  того сегмента рынка, в котором  предприятие может завоевать  покупателей более полным удовлетворением  их требований, либо по другим  причинам у него предпочтительные  шансы создания устойчивых конкурентных  преимуществ.

Финансовый анализ позволит определить предприятию наиболее предпочтительный и выгодный сектор рынка, либо посредством  дополнительных затрат для удовлетворения требований покупателей продукции  высокого уровня и качества, чем  у конкурентов, либо путем совершенствования организации и технологии производства, направленной на удовлетворение требований покупателей продукции того же уровня качества, как и у конкурентов, но с меньшими затратами.

При этом необходимо рассчитать величину чистой прибыли от производства (продаж) единицы каждого вида продукции при существующей цене, величину роста объема продаж каждого вида продукции в случае снижения ее цены и при условии увеличения общей величины чистой прибыли предприятия, а также предельное сокращение объема продаж продукции предприятия в случае повышения ее цены, при котором общая сумма чистой прибыли предприятия упадет до существующего уровня:

б) сегментный анализ рынка, в ходе которого необходимо определить, как наиболее выгодно дифференцировать цены на продукцию, выпускаемую предприятием, чтобы максимально учесть различия между сегментами рынка по чувствительности покупателей к уровню цен продукции и по уровню затрат предприятия для наиболее адекватного удовлетворения требований покупателей из различных сегментов.

В этих целях требуется  заблаговременно определить состав покупателей в различных сегментах  рынка и определить границы между  отдельными сегментами для того, чтобы  установление предприятием пониженных цен на свою продукцию в одном  из сегментов не мешало установлению более высоких цен в других сегментах. А также следует произвести дифференцирование цен по сегментам рынка, предварительно проанализировав выполнение требований действующего законодательства по вопросам ценообразования;

в) анализ конкуренции. Целью такого анализа является оценка (прогнозирование) возможного отношения конкурентов к намечаемым изменениям цен на продукцию и тех конкретных мер, которые они могут предпринять в ответ.

На этой основе необходимо попытаться определить влияние ответных мер конкурентов на уровень прибыльности и эффективность той ценовой стратегии, которую предприятие предполагает осуществлять на рынке. Целесообразно определить уровень продаж и прибыльности каждого вида продукции, которого предприятие реально может достичь с учетом возможной реакции конкурентов, изыскать меры воздействия на конкурентов в целях достижения результатов своей ценовой стратегии и снижения потерь от конкурентной борьбы. Кроме того, необходимо определить возможности предприятия в повышении гарантированности достижения своих целей по объемам и прибыльности продаж продукции за счет сосредоточения усилий на тех целевых сегментах рынка, где ему легче добиться устойчивого конкурентного преимущества, а также выявить те сегменты рынка, в которых стратегически рационально прекратить расходование ресурсов (например, отказаться от производства предназначенной для этих сегментов рынка продукции).

Третьим этапом разработки мероприятий по реализации стратегических решений является выбор окончательной ценовой стратегии, являющейся частью общей стратегий развития предприятия.

Информация о работе Выбор стратегических позиций организации