Государственное регулирование малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение алгоритмов государственной поддержки малого бизнеса.
В соответствии с поставленной целью намечены следующие основные задачи:
- определить понятие и сущность малого предпринимательства;
- выявить состояние и проблемы малого предпринимательства;
- изучить основные алгоритмы государственной поддержки малого бизнеса;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая печать.doc

— 346.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Малый бизнес является важным элементом рыночной экономики, без которого не может устойчиво развиваться государство. Эффективное рыночное хозяйство возможно только в том случае, если в экономике будет действовать большое число предпринимательских структур.  Малый бизнес в экономике России может выполнять различные функции, поэтому государственным органам управления необходимо взять на себя все вопросы, связанные с регулированием деятельности малого бизнеса. Сюда относятся такие вопросы как помощь и поддержка малого бизнеса, так и стимулирование его развития.

Формирование благоприятных условий для развития малого бизнеса обеспечивает населению получение доходов от самостоятельной хозяйственной деятельности, а местным бюджетам - налоги. Разносторонняя поддержка сферы малого бизнеса должна быть отнесена к числу основных направлений в развитии отдельных территорий.

Поэтому сейчас в условиях нашей российской действительности просто необходимо разработать эффективную модель взаимодействия государства и малого предпринимательства, это на сегодняшний день является актуальным вопросом.

Целью работы является изучение алгоритмов государственной поддержки малого бизнеса.

В соответствии с поставленной целью намечены следующие основные задачи:

- определить  понятие и сущность малого предпринимательства;

- выявить состояние  и проблемы малого предпринимательства;

- изучить основные  алгоритмы государственной поддержки малого бизнеса;

Объектом исследования является малое предпринимательство, предметом исследования – алгоритмы государственной поддержки малого предпринимательства.

Курсовая работа состоит из трех глав, в первой из которых будут рассмотрены понятие и сущность предпринимательской деятельности, состав и структура Российского малого предпринимательства. Во второй главе будут рассмотрены состояние и динамика развития малого бизнеса в РФ, проблемы малого бизнеса в РФ, а также будет проанализирована эффективность государственных механизмов регулирования малого предпринимательства. В третьей главе изучены основные положения программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России и проведена оценка эффективности государственной поддержки малого предпринимательства.

Информационную базу курсовой работы составила учебно-методическая, законодательная, нормативная литература, ресурсы информационной сети «Интернет».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Малое предпринимательство: сущность и содержание

 

1.1 Понятие и сущность предпринимательской  деятельности

 

В современной экономической литературе четкого определения сущности предпринимательства нет. В большинстве случаев сущность этого явления подменяется целью предпринимательской деятельности. Так, например, в "Большом экономическом словаре" под редакцией А.Н. Азрилияна дается следующее определение: "Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица"1

Однако предпринимательство имеет своей конечной целью не столько прибыль, сколько непрерывность воспроизводственного процесса, связанного с воспроизводством спроса и удовлетворением постоянно меняющихся, постоянно возрастающих потребностей индивидуума или социальной группы, общества в целом.

В этой связи предпринимательство более правильно определять как процесс непрерывного поиска изменений в потребностях, спросе конечного потребителя на продукцию и услуги, удовлетворения этой потребности путем организации производства, сбыта, маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированных на самые лучшие новации, приносящие максимум производительности в каждой из стадий процесса воспроизводства.

В этом определении акцент делается не на максимизацию прибыли, а на потребителя на его потребности, удовлетворение которых благодаря высокому уровню организации предпринимательства и может принести максимальную прибыль.2

Предпринимательская деятельность и малый бизнес возникли вместе с развитием экономических отношений. Научные исследования вели А. Смит, К. Маркс, Е. Шумпетер. Предпринимательская деятельность объединяет три функции:

1) собственника;

2) менеджера;

3) новатора.

Е. Шумпетер выделял следующие направления новаторской деятельности предпринимателя:

1) изготовление  нового или усовершенствование  известного продукта;

2) внедрение  нового метода производства;

3) освоение  нового рынка сбыта;

4) получение нового источника ресурсов;

5) проведение  реорганизации производства.

Основные мотивы предпринимательской деятельности, по мнению Е.Шумпетера, следующие:

1) потребность  в господстве, власти, влиянии;

2) потребность  в успехе и достижениях;

3) потребность в творчестве.

В настоящее время в экономике развитых стран малые предприятия занимают 50-60 %, а многие крупнейшие корпорации создавались как малые предприятия (IBM, Microsoft, McDonald’s).3

Индивидуальные субъекты предпринимательской деятельности существовали в дореволюционной России в течение нескольких столетий; они именовались купцами и торговыми деятелями, осуществляли самостоятельную систематическую деятельность, направленную на получение прибыли (совершали торговые сделки в виде промысла от своего имени). Приобретение гильдейского или торгового свидетельства - прообраз современной государственной регистрации индивидуальной предпринимательской деятельности - являлось одним из признаков, по которому можно было говорить о физическом лице как о купце; но вместе с тем гражданин являлся купцом в силу характера своей деятельности - совершения торговых сделок, а приобретение свидетельства было второстепенным фактором, то есть формальный признак статуса был менее важен, чем сущностная характеристика деятельности. Современное российское законодательство восприняло достижения дореволюционной российской цивилистики и при определении понятия предпринимательской деятельности также использует признаки самостоятельности, систематичности деятельности, направленности на получение прибыли, дополняя их и другими характерными чертами предпринимательской деятельности. Отличие правового положения купца от правового положения физического лица заключалось в том, под действие какого законодательства - гражданского или торгового - подпадали его действия, а также в обязанности купца вести и хранить торговые книги в особых правилах наследования и несостоятельности4.

Бизнес и предпринимательство – одни из главных элементов рыночной экономики, без них государство не может интенсивно развиваться. Бизнес и предпринимательство влияют на темпы экономического роста государства, структуру, объем и качество валового национального продукта5.

Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке6.

Предпринимательство играет ключевую роль в становлении и развитии рыночных отношений. Мировой опыт показывает, что чем больше возможностей для своей деятельности у отдельных предпринимателей, тем более высоки темпы развития экономики страны. Поэтому, очень важно формирование благоприятных условий в стране для развития предпринимательской деятельности7.

 Предпринимательская  деятельность направлена на систематическое  получение прибыли. Получение прибыли, являясь основной целью предпринимателя, придает его деятельности коммерческий  характер, который не утрачивается  даже в том случае, если в результате получена не прибыль, а убыток. Вместе с тем, если получение прибыли как цель не ставится изначально, деятельность нельзя назвать предпринимательской, если она не носит коммерческого характера8.

Факторы предпринимательской деятельности – это все то, что использует предприниматель в своей деятельности, сюда относятся и средства производства, и обращение товаров в виде людских ресурсов, материальных средств, информации и финансов, задействованных в производстве, требующих транспортировки.

Частично эти факторы имеются у самого предпринимателя.

Если же у предпринимателя такие факторы отсутствуют, то есть возможность приобрести эти факторы у их правообладателей (собственников) за определенную стоимость; с их помощью предприниматель производит и продает товар потребителю.

Если есть факторы и необходимые потребителю товары, то предприниматель выступает в роли посредника-перекупщика.

В результате предпринимательской деятельности осуществляются поставленные предпринимателем цели. Основными целями предпринимательской деятельности являются:

1) получение  прибыли от затраченных на  ту или иную деятельность за  определенный период времени  капитала, финансовых, ресурсных и  материальных средств;

2) удовлетворение  потребительского спроса, его конкретных потребностей.

Безусловно, целей гораздо больше и в широком смысле можно говорить о следующих целях:

1) накопление  денежных средств для расширения  производства, для завоевания новых  рынков сбыта и увеличения  капитала;

2) стимулирование  мотивации сотрудников, увеличение заинтересованности, повышение производительности труда;

3) ориентирование  спроса покупателей на данную  продукцию.

Для достижения целей определяются и решаются конкретные задачи предпринимательской деятельности в соответствии с политикой предприятия. Цель организации формирует направление и методы предпринимательской деятельности. Задачи предпринимательской деятельности и их решение, которые ведут к достижению поставленных целей, можно разделить на два направления:

1) комплекс  задач, осуществление которых положительно влияет на успех новаторской деятельности предпринимателя;

2) комплекс  мер по увеличению эффективности  процессов производства или посреднической  деятельности.

Успех предпринимательской деятельности связан с правильным выбором ее формы, особенно организационно-правовой, поскольку это напрямую влияет на эффективность предприятия.

Эффективны те формы предпринимательства, которые в определенных условиях позволяют максимально выгодно использовать финансовые и материальные ресурсы, производственную и социальную инфраструктуру, трудовые, интеллектуальные и природные ресурсы, существующие экономические и рыночные отношения.

По форме собственности бывают личные, частные (в том числе частно-коллективные), государственные, муниципальные и смешанные предприятия. Различают еще несколько видов предпринимательства, единой классификации нет. Также предпринимательство делят по масштабам на малое, среднее и крупное (корпоративное); рассматривают по широте территориального охвата (местное, региональное, общегосударственное и межгосударственное) и по отраслевой направленности (промышленное, аграрное, строительное, транспортное, торговое и т. д.). Выбор формы хозяйственной деятельности определяется размерами капитала и ответственностью предпринимателя за результаты своей деятельности.9

Сущность предпринимательства отражают основные его принципы (черты):

Первый принцип – независимость хозяйствующих субъектов, их экономическая самостоятельность. Производственная самостоятельность – что, как и для кого производить решается исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры. Коммерческая свобода выражается в выборе путей и способов реализации своей продукции, поставщиков и покупателей.

Второй принцип – личная экономическая заинтересованность. Выгода предпринимателя материализуется в стремлении получить максимальную прибыль.

Третий принцип предпринимательства – личная ответственность за результаты своей деятельности. Финансовая и экономическая ответственность не распылена, это вызывает соответствующую связь между затратами и результатом производства.

 Четвертый  принцип – новаторство и творческий  поиск. В конкурентной борьбе  для предпринимателя важны качество  и обновление продукции, новая  техника и технология, нестандартные  решения.

 Пятый принцип  предпринимательства – хозяйственный (или предпринимательский) риск. Так как предпринимательскую деятельность приходится осуществлять в условиях неопределенности и изменчивости экономической среды, возникает риск, т.е. опасность неудачи, непредвидимых потерь.

 

1.2. Малое предпринимательство как вид предпринимательской деятельности

 

Малое предпринимательство (малый бизнес) — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка.

Для малого бизнеса характерно:

- юридическая независимость;

- управление  предприятием собственником капитала  или партнерами-собственниками с  целью получения предпринимательского  дохода;

- небольшие  размеры по основным показателям  деятельности субъекта хозяйствования: уставный капитал, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода), численность персонала.10

Малые предприятия есть субъекты предпринимательской деятельности. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 2 февраля 2006 г. № 19-ФЗ) под субъектами малого предпринимательства понимаются как коммерческие организации, так и индивидуальные предприниматели.11 При этом надо отметить, что:

а) понятие «малое предприятие» нельзя рассматривать в качестве организационно-правовой формы коммерческой организации

б) термин «малое предприятие» носит условный характер, поскольку  предприятие является объектом прав.12

в) субъектами малого предпринимательства не могут быть некоммерческие организации, также имеющие право осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе потребительские кооперативы.13

Нельзя признать в качестве субъектов малого предпринимательства крестьянские (фермерские) хозяйства, которые являются коллективными образованиями без статуса юридического лица.

Закон о малом предпринимательстве называет основной критерий для отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям. Это - количественные показатели в деятельности малых предприятий: средняя численность работников за отчетный период в зависимости от сферы предпринимательской деятельности. Указанная средняя численность работников не должна превышать следующих предельных уровней:

- в промышленности, в строительстве и на транспорте - 100 человек;

- в сельском  хозяйстве, научно-технической сфере - 60 человек;

Информация о работе Государственное регулирование малого предпринимательства