Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 17:06, курсовая работа
Целью работы является изучение алгоритмов государственной поддержки малого бизнеса.
В соответствии с поставленной целью намечены следующие основные задачи:
- определить понятие и сущность малого предпринимательства;
- выявить состояние и проблемы малого предпринимательства;
- изучить основные алгоритмы государственной поддержки малого бизнеса;
В основе мер государственной поддержки на любом из уровней лежат:
во-первых, соответствующий (федеральный, региональный, местный) нормативный акт органов представительной власти, который устанавливает основы такой поддержки. Так, на федеральном уровне это Закон N 88-ФЗ, на региональном уровне, например в Москве, это Закон г. Москвы от 28.06.95 N 14 "Об основах малого предпринимательства в Москве";
во-вторых, соответствующая (федеральная, региональная, местная) программа поддержки малого предпринимательства.
В этих двух документах обычно содержатся как реальные льготы, так и указание органам исполнительной власти на разработку отдельных мер поддержки. В последнем случае сами льготы закреплены в нормативных актах органов исполнительной власти соответствующего уровня.
Предусмотренные на всех уровнях меры поддержки малого предпринимательства условно можно разделить на те, что связаны с налогообложением, учетом и бухгалтерской отчетностью, и иные льготы и преимущества, например упрощенная регистрация, льготное кредитование и т.д. В свою очередь первые из них можно разделить на нормы об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, предусмотренные федеральным и региональным законодательством, и на льготы для субъектов малого предпринимательства, находящихся на обычной системе налогообложения (льготы по налогу на прибыль).26
Приватизация, как государственное регулирование малого предпринимательства имеет особое значение. Попытка ориентироваться только на негосударственные коммерческие организации и иностранных инвесторов как эффективных собственников бывших государственных предприятий не оправдала себя. Первый опыт приватизации показал, не перспективность искусственного форсирования формирования новых собственников, применения чисто административных методов, игнорирования мотивации деятельности новых собственников и требований цивилизованного рыночного хозяйства.
Особое значение для предпринимательства имеет налоговая политика государства, которая призвана способствовать увеличению производства товаров и услуг и формированию на этой основе централизованных фондов финансовых ресурсов, прежде всего государственного бюджета.
На рисунке 4 изображены виды государственной поддержки малого бизнеса.
Рисунок 4 Виды государственной поддержки МП по мере их важности.
Источник: http://www.old.nisse.ru/
Государство регулирует предпринимательскую деятельность во многом путем выдачи лицензий. Лицензирование позволяет обеспечить защиту жизненно важных интересов кадров в сфере производства, обучения, медицинского и бытового обслуживания и др.
Большое влияние на результаты предпринимательской деятельности оказывают тарифы на продукцию и услуги естественных монополий.
Развитию предпринимательства могут способствовать гарантии государства займам и кредитам предприятий. Правительство РФ предполагает выдавать гарантии лишь тем, кто не имеет долгов перед бюджетом. Их будут получать только победители инвестиционных конкурсов, проводимых Министерством экономики.
Таким образом, для развития предпринимательства применяется ряд экономических методов и рычагов, в том числе приватизация, конкуренция, налоги, акцизы, инвестиции, кредиты, государственный заказ, лицензии, тарифы, государственные гарантии и др. Однако эти методы пока не составляют системы и используются плохо, путем проб и ошибок, что резко снижает их эффективность.
Развитие малого предпринимательства положительно сказывается на развитие различных сфер экономики страны, но без государственной поддержки, малый бизнес может прийти в упадок. Несмотря на все его преимущества, имеются и проблемы, которые могут стать непреодолимыми.
Многие малые предприятия угасают уже в самом начале своей деятельности. Возможно, главной причиной является легкость создания предприятия. Но ведь свобода выбора означает не только свободу успеха, но и свободу неудач.
Сами же руководители малых предприятий выделяют следующие причины:
44% - опрошенных
главной причиной называют
17% - отсутствие управленческого опыта;
16% - несбалансированный опыт: недостаток опыта в маркетинге, финансах, снабжении и производстве;
15% - отсутствие опыта работы в отрасли;
1% - небрежность в ведении дел;
6% - иные причины
с которыми сталкиваются
Стоит также отметить, что лишь 20% руководителей предприятий имеют соответствующее образование.
Конечно, основной проблемой из всех выше названных является проблема, главным образом, представляющая отношения малого бизнеса и государства. Поэтому в последние годы необходимо больше уделять внимания разработке и проведению единой межгосударственной политики в отношении сектора малого предпринимательства.27
Во второй главе были рассмотрены состояние и динамика, а также основные проблемы и механизмы регулирования малого предпринимательства.
Выявлено, что уровень развития малого предпринимательства в России, в сравнении с промышленно развитыми странами, недостаточен. Это свидетельствует о том, что данный сектор экономики столкнулся с рядом серьезных проблем, решение которых будет способствовать не только дальнейшему развитию малого бизнеса, но и совершенствованию его структуры. А для этого государство должно выработать эффективную программу поддержки малого предпринимательства.
Основными проблемами малого бизнеса являются:
- недостаточная ресурсная база;
- законодательная база;
- отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности малых предприятий;
- материально-техническое обеспечение малых предприятий осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно;
- ограничен доступ малых предприятий к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат;
- кадры;
- непростая проблема связана и с социальной защитой предпринимательской деятельности;
- финансовые проблемы.
Для того, чтобы увеличился рост числа малых предприятий и выпуск ими продукции (работ, услуг) необходимо:
- сформировать благоприятный климат для инвестиций;
- уменьшить налоговую нагрузку, прежде всего для начинающих предпринимателей. А именно, на первое время освободить новые малые предприятия от уплаты налогов;
- сконцентрировать финансовые средства, поступающие на поддержку малых предприятий из федерального и региональных бюджетов на особо важных направлениях.
Как было выявлено, основными механизмами государственного регулирования малого бизнеса являются: приватизация, конкуренция, налоги, акцизы, инвестиции, кредиты, государственный заказ, лицензии, тарифы, государственные гарантии и др.
В третьей главе будут подробно рассмотрены основные положения программы государственной поддержки малого предпринимательства в России и проведена оценка эффективности государственной поддержки малого предпринимательства на примере предприятий Краснодарского края
Глава 3. Государственные программы поддержки малого предпринимательства
3.1. Основные положения программы государственной поддержки малого предпринимательства в России
В настоящее время программно-целевой метод практического осуществления мер государственной поддержки малого предпринимательства представлен федеральной программой, а также значительным числом региональных программ на уровне субъектов Федерации. По последним данным, таковые программы имеет примерно 70 субъектов Российской Федерации. В ряде регионов России, имеющих прочные экономико-правовые основы местного самоуправления, осуществляются разработки аналогичных программ на местном уровне. Указанные программы не покрывают собой всю совокупность мер государственной поддержки малого предпринимательства (например, установленные законом налоговые и иные льготы для малого предпринимательства действуют независимо от каких-либо программ, хотя программы часто интегрируют в себя задачу обоснования и вынесения на рассмотрение соответствующих органов власти и управления предложений по совершенствованию налоговой и иной политики в отношении малого бизнеса). Однако можно предположить, что неудовлетворительный характер мер государственной поддержки малого предпринимательства на федеральном и, особенно, на региональном уровне - сегодня это на 2/3 проблема несовершенства соответствующих целевых программ и, в частности, их межуровневого взаимодействия. В принципе, основные требования к государственным программам поддержки малого предпринимательства изложены в ст. 7 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Здесь содержится такое важное, но по сути так и не реализованное требование, как внесение Правительством РФ данной федеральной программы на рассмотрение Федерального собрания перед представлением федерального бюджета на соответствующий год. Законом установлен ряд важных требований к государственным программам поддержки малого предпринимательства. Таковые должны содержать:
- меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на соответствующем программе уровне;
- приоритетные виды и перспективные направления деятельности малого предпринимательства;
- предложения по изменению действующих, установлению новых налоговых льгот малым предприятиям, а также по выделению средств соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства;
- меры по обеспечению передачи субъектам малого бизнеса незавершенных строительством и пустующих объектов; мощностей нерентабельных и убыточных предприятий;
- меры по массовому вовлечению людей в предпринимательскую деятельность, в том числе, с особым акцентом на расширение указанных возможностей для социально-незащищенных слоев населения и многое другое.
Однако такие установки носят чрезвычайно общий характер. В результате, на сегодня не сложилось целостного представления о необходимом содержании и, главное, формах взаимодействия государственных федеральных и региональных программ поддержки малого предпринимательства. Формальным является и отсылка закона к обязательности финансирования названных программ, бесконечная корректировка которых по критерию их реального финансирования деструктивно воздействует на всю систему взаимодействия в области государственной поддержки малого предпринимательства на федеральном и региональном уровне. Основные разработчики – Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства; Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства; Министерство экономики Российской Федерации; Министерство финансов Российской Федерации; Министерство труда и социального развития Российской Федерации; Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации. Цель Программы – создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий путем совершенствования нормативно - правовой базы, развития инфраструктуры, освоения новых форм и механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства. Задачи Программы - преодоление административных барьеров, максимальная легализация деятельности субъектов малого предпринимательства, ускорение освоения новых кредитно - инвестиционных механизмов, создание региональных центров поддержки предпринимательства, развитие международного сотрудничества и экспортного ориентирования малых предприятий, укрепление социального статуса, повышение престижа и обеспечение безопасности предпринимателей.
3.2 Реализация и оценка эффективности государственной поддержки малого предпринимательства на примере предприятий Краснодарского края
В Краснодарском крае ведется целенаправленная работа по формированию благоприятного предпринимательского климата и созданию положительного образа предпринимателя.
Законодательным Собранием Краснодарского края принят Закон Краснодарского края от 4 апреля 2009 года N° 1448-КЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае", разработанный на основании Федерального закона от 24 июля 2007 года N° 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
В 2011 году департаментом инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края реализовывалась краевая целевая программа государственной поддержки малого предпринимательства в Краснодарском крае на 2009-2011 годы (утверждена постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 14.12.2005 г. N° 1891-П "Об утверждении краевой целевой программы государственной поддержки малого предпринимательства в Краснодарском крае на 2009-2011 годы").
Основной целью и задачами Программы является совершенствование правовых и экономических условий для дальнейшего развития малого предпринимательства в Краснодарском крае, направленных:
- на совершенствование внешней среды для развития малого предпринимательства;
- на развитие
кредитно-финансовых
- на развитие
инфраструктуры поддержки
- на научно-аналитическое обеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства и развитие внешнеэкономических связей;
- на увеличение
числа субъектов малого
На реализацию программы в 2010 году из краевого бюджета были выделены средства в объеме 52220 тысяч рублей.
Кроме этого Краснодарский край регулярно принимает участие в конкурсах, проводимых Минэкономразвития России на предоставление средств федерального бюджета для реализации мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства.
В 2010 году в соответствии с заключенным с Минэкономразвития России договором "О финансировании мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства в 2010 году" в бюджет Краснодарского края на поддержку малого предпринимательства на условиях софинансирования поступили средства федерального бюджета в сумме 13900 тысяч рублей.
В результате реализации мероприятий краевой целевой программы государственной поддержки малого предпринимательства в Краснодарском крае на 2009 – 2011 годы в крае достигнут высокий темп роста в развитии малого предпринимательства.
Информация о работе Государственное регулирование малого предпринимательства